Научная статья на тему 'Родителям о закаливании детей в семье'

Родителям о закаливании детей в семье Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
2274
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКАЛИВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) / ТЕСТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ / СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Фомкина Зинаида Алексеевн

В статье автор обращается к родителям, заинтересованным в укреплении здоровья детей и делится с ними своим опытом применения здоровьесберегающих методик и упражнений. Что такое закаливание, по каким признакам определить, эффективно ли оно проводится, как оценить результаты сформированности у обучающихся мотивации на здоровый образ жизни на все эти вопросы читатели найдут ответ в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родителям о закаливании детей в семье»

Мастер - класс

Фомкина Зинаида Алексеевна

учитель начальных классов МОУ основная общеобразовательная школа Яльчикский район Чувашской Республики E-mail: [email protected]

J ^

РОДИТЕЛЯМ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье автор обращается к родителям, заинтересованным в укреплении здоровья детей и делится с ними своим опытом применения здоровьесберегающих методик и упражнений. Что такое закаливание, по каким признакам определить, эффективно ли оно проводится, как оценить результаты сформированности у обучающихся мотивации на здоровый образ жизни - на все эти вопросы читатели найдут ответ в данной статье.

Ключевые слова: закаливание, здоровый образ жизни (ЗОЖ), тесты для учащихся и родителей, сценарий спортивного мероприятия.

Памятка родителям о закаливании детей в семье

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряженной умственной деятельности. Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними - закаливание.

Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждается в постоянной тренировке [2, 3].

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

- предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);

- закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

- добивайтесь положительного эмоционального отношение! ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха +20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.

Ребенок должен ежедневно гулять.

Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 «С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она

54

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Мастер - класс

затрудняет его движения, в результате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через

1-2 дня на 2°С, доводят до 16-14 °С. Сразу же, после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп.

Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре -к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца -

с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание:

о Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

о Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

о Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

о Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, вовремя еды не отвлекается.

о Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т. п.

Самое главное - не прекращайте закаливания!

Таким образом, основные задачи школы, работающей над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье [1,4, 5]. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой стремится школа. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

55

Мастер - класс

Критерии оценивания результатов сформированности у обучающихся мотивации на ЗОЖ

Эти два теста проводятся в разное время и результаты поведенческого уровня и когнитивного уровня сопоставляются.

ТЕСТ 1 для учащихся - «Правильно ли ты живешь?»

Ответь на вопросы теста и подсчитай очки.

1. Как часто ты моешь руки:

а) около 20 раз в день - 0 очков;

б) только перед едой и после туалета - 5 очков;

в) когда сильно испачкал - 20 очков.

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

а) 2 раза (утром и вечером) - 0 очков;

б) 1 раз - 5 очков;

в) вообще не чищу - 15 очков.

3. Как часто ты моешь ноги:

а) каждый вечер перед сном - 0 очков;

б) когда заставит мама - 10 очков;

в) только когда купаюсь целиком - 20 очков.

4. Как часто ты делаешь зарядку: а) ежедневно - 0 очков;

б) когда заставляют родители - 15 очков;

в) никогда - 20 очков.

5. Как часто ты простужаешься:

а) 1 раз в 2 года - 0 очков;

б) 1 раз в год - 5 очков;

в) несколько раз в год - 15 очков.

6. Как часто ты ешь сладости:

а) по праздникам и воскресеньям - 0 очков;

б) почти каждый день - 20 очков;

в) когда я захочу - 30 очков.

7. Как часто ты плачешь:

а) не могу вспомнить, когда это было последний раз -0 очков;

б) пару раз в неделю - 15 очков;

в) почти каждый день - 25 очков.

8. От чего ты плачешь:

а) от боли - 0 очков;

б) от обиды - 10 очков;

в) от злости - 20 очков.

9. Сколько ты гуляешь:

а) ежедневно от 1,5 до 2 часов - 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа - 10 очков;

в) иногда по выходным - 20 очков.

10. Когда ты ложишься спать:

а) в 21-21.30-0 очков;

б) после 22 часов - 10 очков;

в) после 24 часов - 35 очков.

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:

а) соответствует или чуть меньше - 0 очков;

б) немного больше - 10 очков;

в) значительно превышает норму - 30 очков.

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом - 0 очков;

б) более 3 часов - 10 очков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) смотрю все, что нравится и сколько хочется - 30 очков.

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

а) около 1,5 часов - 0 очков;

б) почти 2 часа - 15 очков;

в) больше 3 часов - 30 очков.

14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:

а) с легкостью - 0 очков;

б) под конец устаю - 15 очков;

в) с трудом - 25 очков; г ) не могу - 35 очков.

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

а) да - 0 очков;

б) нет - 5 очков.

Теперь займемся подсчетом.

Если набралось от 0 до 20 очков - ты в полном порядке!

От 20 до 70 очков - у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья при- вычки, но с ними пока не трудно бороться!

От 70 до 110 очков - ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

От 110 и выше - можешь не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!

ТЕСТ 2 для учащихся - «Почему ты делаешь так?»

1. Почему ты моешь руки:

а) заставляют взрослые - 20 очков;

б) так положено - 5 очков;

в) мне неприятно, когда грязные руки, много микробов, -0 очков.

2. Почему ты чистишь зубы:

а) заставляют взрослые - 15 очков;

б) так положено - 5 очков;

в) нечищеные зубы - источник болезни - 0 очков.

3. Почему ты моешь ноги:

а) заставляют взрослые - 20 очков;

б) так нужно - 10 очков;

в) потому что мне неприятны грязные ноги - 0 очков.

4. Почему ты делаешь зарядку: а) заставляют взрослые -15 очков;

б) так нужно - 5 очков;

в) нужна для моего здоровья - 0 очков.

5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:

а) ежедневно около 1,5-2 часов - 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа - 10 очков;

в) иногда по выходным - 20 очков.

6. Когда нужно ложиться спать:

а) в 21.00-21.30-0 очков;

б) после 22 часов - 10 очков;

в) после 24 часов - 35 очков.

7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор:

а) не больше 1,5 часов, с перерывом - 0 очков;

б) более 3 часов - 10 очков;

в) сколько тебе хочется - 30 очков.

8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок:

а) да - 0 очков; б) нет - 5 очков.

56

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Мастер - класс

Теперь займемся подсчетом.

Если набралось от 0 до 40 очков - ты твердо знаешь, что твое здоровье бесценно.

От 40 до 60 очков - у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно еще устранить.

От 60 и более - ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья.

ТЕСТ 3 для родителей - «Куда идет ваш ребенок?»

Ответьте на вопросы теста и подсчитайте очки.

1. Как часто ваш ребенок моет руки:

а) около 20 раз в день - 0 очков;

б) только перед едой и после туалета - 5 очков;

в) когда сильно испачкал - 20 очков.

2. Сколько раз ваш ребенок чистит зубы:

а) 2 раза (утром и вечером) - 0 очков;

б) 1 раз - 5 очков;

в) вообще не чистит - 15 очков.

3. Как часто ваш ребенок моет ноги:

а) каждый вечер перед сном - 0 очков;

б) когда заставит мама - 10 очков;

в) только когда купается целиком - 20 очков.

4. Как часто он делает зарядку:

а) ежедневно - 0 очков;

б) когда заставляют родители - 15 очков;

в) никогда - 20 очков.

5. Как часто он простужается:

а) 1 раз в 2 года - 0 очков;

б) 1 раз в год - 5 очков;

в) несколько раз в год - 15 очков.

6. Как часто ваш ребенок ест сладости:

а) по праздникам и воскресеньям - 0 очков;

б) почти каждый день - 20 очков;

в) когда захочет - 30 очков.

7. Как часто он плачет:

а) не могу вспомнить, когда это было последний раз - 0 очков;

б) пару раз в неделю - 15 очков;

в) почти каждый день - 25 очков.

8. От чего он плачет:

а) от боли - 0 очков;

б) от обиды - 10 очков;

в) от злости - 20 очков.

9. Сколько он гуляет:

а) ежедневно от 1,5 до 2 часов - 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа - 10 очков;

в) иногда по выходным - 20 очков.

10. Когда ваш ребенок ложится спать:

а) в 21.00-21.30-0 очков;

б) после 22 часов - 10 очков;

в) после 24 часов - 35 очков.

11. Соответствует ли вес ребенка росту и возрасту:

а) соответствует или чуть меньше - 0 очков;

б) немного больше - 10 очков;

в) значительно превышает норму - 30 очков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Сколько времени ваш ребенок проводит у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом - 0 очков;

б) более 3 часов - 10 очков;

в) смотрит все, что нравится и сколько хочется - 30 очков.

13. Сколько времени он тратит на уроки:

а) около 1,5 часов - 0 очков;

б) почти 2 часа - 15 очков;

в) больше 3 часов - 30 очков.

14. Может ли он взбежать на 5-й этаж:

а) с легкостью - 0 очков;

б) под конец устаю - 15 очков;

в) с трудом - 25 очков;

г) не может - 35 очков.

15. Ходит ли он в спортивную секцию или танцевальный кружок:

а) да - 0 очков;

б) нет - 5 очков.

Теперь займемся подсчетом.

Если набралось от 0 до 20 очков - ваш ребенок в полном порядке.

От 20 до 70 очков - у него уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привыч- ки, но с ними пока не трудно бороться.

От 70 до 110 очков - он твердо стоит на пути разрушения своего здоровья. Сворачивайте скорее.

От 110 и выше - можете не считать! Как он еще не развалился? Начинайте борьбу за здоровье с этой же секунды.

ТЕСТ 4 для родителей «Почему так поступает ваш ребенок»

1. Почему ваш ребенок моет руки:

а) заставляем мы - 20 очков;

б) моет, не осознавая - 5 очков;

в) моет, так как знает, зачем это нужно - 0 очков.

2. Почему ваш ребенок чистит зубы:

а) заставляем мы - 15 очков;

б) чистит, не осознавая - 5 очков; в) чистит, зная зачем -0 очков.

3. Почему ваш ребенок моет ноги:

а) заставляем мы - 20 очков;

б) моет, не осознавая - 10 очков;

в) моет, зная зачем - 0 очков.

4. Почему ваш ребенок делает зарядку:

а) заставляем мы - 15 очков;

б) так положено - 5 очков;

в) знает, что для здоровья - 0 очков.

5. Знает ли ваш ребенок, что дает ему свежий воздух?

а) да - 5 очков;

б) нет - 10 очков.

6. Знает ли ваш ребенок, сколько нужно спать и зачем нужен сон?:

а) да - 0 очков;

б) не уверен - 5 очков;

в) нет - 10 очков.

7. Знает ли ваш ребенок, сколько времени нужно проводить у телевизора? а) да - 0 очков;

б) не уверен - 5 очков;

в) нет - 10 очков.

8. Знает ли ваш ребенок, зачем нужно ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок?

а) да - 0 очков; б) нет - 10 очков.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

57

Мастер - класс

Теперь займемся подсчетом.

Если вы набрали от 0 до 5 очков - ваш ребенок в полном порядке.

От 25 до 40 очков - у него уже есть привычки, вредные для здоровья, но с ними еще не трудно бороться.

От 40 и более - срочно помогите ему бороться за здоровье.

Участие родителей в закаливании детей

Область совместной деятельности родителей и детей, которая приносит огромный оздоравливающий эффект и успешно реализует трудовое воспитание, называется общеизвестным термином «физическая культура». Однако многие ли задумывались над его содержанием? Физическая культура - конкретно-историческая деятельность по созданию, распределению, обмену и потреблению специфических духовных и материальных ценностей (Н. И. Пономарев). Для нас главное увидеть в ней необходимость действия. Физическая культура предполагает использование не только упражнений, но и оздоровительных сил природы. К сожалению, не всегда имеются подходящие условия для их использования вблизи дома. Поэтому мы предлагаем потрудиться над своим закаливанием и дома в квартире, и на пляже, на прогулке и т. д., не забывая о том, что это процесс систематический, достаточно длительный по ожиданию результатов, но значение его для здоровья огромно! Современные дети и взрослые изнежены цивилизацией, а это значит, что диапазон их приспособительных реакций сужен, механизмы приспособления к природным факторам среды бездействуют. Необходимо их привести в действие. Для этого издавна используются методы закаливания: водные процедуры с постепенным снижением температуры воды, моржевание, сауна, обливание холодной водой, хождение босиком (по воде, песку, гальке, росе, снегу) и т. д. Каждый из этих методов, однако, связан с определенными трудностями. Они требуют от всех членов семьи терпения, последовательности и упорства, трудолюбия и силы духа, а сауна и круглогодичное плавание доступны не многим. И все же психологически настроив себя на систему закаливания, взрослые могут присмотреться к методике Г. Шаталовой, изложенной в книге «Философия здоровья» (1997). «Налейте в тазик холодной воды (лучше ледяной!) и на мгновение опустите в нее сначала одну ногу, сразу же разогрейте ее полотенцем и наденьте шерстяной носок; то же самое проделайте с другой ногой. Понемногу увеличивайте продолжительность процедуры, причем главное здесь - регулярность. Нельзя пропускать ни одного дня. Даже небольшой перерыв может свести на нет ваши усилия». Почувствовав удовлетворение от ванн, переходите на обливание или прохладный душ (для пожилых). Это можно считать вторым этапом закаливания с постепенным понижением температуры на фоне приятных ощущений. Если заметите спокойную реакцию на холодный душ из водопровода, значит, вы подготовлены к третьему

этапу закаливания - обтиранию снегом. Не забудем, что одновременно с родителями трудятся над своим здоровьем дети. Для дошкольников предлагается начинать водное закаливание также с ног. Небольшая ванночка найдется в любой семье. Ребенок сидит на стульчике, ступни ног покрыты водой с температурой от 35°. За неделю она снижается всего на один градус, длительность процедуры 8-10 минут. Для нее можно найти время после сна и место в игре. Сотрудники Института коррекционной педагогики Российской академии образования (М. А. Мишин с соавт., 2002) советуют снижать температуру воды до 25 градусов Цельсия.

В литературе описаны и другие приемы. Остановимся на одном из них, доступном и родителям, и детям. Это хождение босиком. Оно было обязательным для воинов Древней Греции и входило в систему их закаливания. Римский философ Сенека принципиально не носил обуви, а древнегреческий врач Антоний Муза вылечил от тяжелой болезни поэта Горация, заставив его ходить босиком по острым камням. Немецкий ученый С. Кнейпп в книге «Мое водолечение» приводит примеры излечения нервных болезней водными процедурами в комплексе с ходьбой. В конце XIX века появилось утверждение: «Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни». Ходить босиком полезно в любом возрасте, но лучше приобщать к этой форме закаливания уже малышей. Вообще, ноги и шея относятся к изнеженным частям тела, наименее устойчивым к холоду, поэтому данный прием чрезвычайно полезен для детей любого возраста. Практика показала, что охлаждая ноги ежедневно в течение трех недель водой температуры 10-12 °С, мы добиваемся отсутствия простудной реакции даже при воздействии водой до +4 °С! Хождение босиком - это и массаж стоп и закаливание. Хождением босиком и систематическое применение холодной воды вызывает усиление теплопродукции и повышает температуру кожи (до 0,4-0,2°). Утолщается ее роговой слой. Это уменьшает интенсивность раздражения нервных окончаний (рецепторов) кожи стопы. Постепенно колебания температуры тела уменьшаются, а затем исчезают. При подготовке детей к школе родителям следует иметь в виду, что во многих учреждениях закаливание может быть обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса. Если мы хотим быть с ребенком «в одной команде», нам необходимо отбросить шаблонные приличия (хотя бы на природе и дома) и обрести утраченную потребность ходить босиком, дольше сохраняя этот инстинкт у детей. Специалисты рекомендуют: детям от 1 года разрешите бегать босиком по паркету или крашеному полу в теплой комнате; летом - по теплому асфальту от 30-40 минут в день до нескольких часов; вечером обязательна прохладная ванночка для ступней ног. Для школьников, приступающих к закаливанию ног, ходить босиком нужно после «походов» по комнате в носках. За одну неделю с 5-10 минут утром и вечером продолжительность ходьбы может быть увеличена до од-

58

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Мастер - класс

ного часа. После каждой нагрузки ноги нужно обмыть теплой водой и растереть жестким полотенцем. Более решительным школьникам, желающим быстрее присоединиться к закаливанию холодной водой, которое проводят родители, можно предложить обтирать ноги на ночь водой комнатной температуры, снижая ее каждые 3 дня на 2 °С, а через 10 дней перейти к более сильнодействующему обливанию ног водой комнатной температуры в течение 1 минуты. Затем ноги растирают полотенцем до ощущения тепла. Длительность ванн доводят до 10 минут, снижая каждые 3 дня температуру воды на 1 °С. Когда термометр покажет около нуля градусов, можно переходить к бегу босиком по снегу. В процессе закаливания сопротивляемость к неблагоприятным влияниям внешней среды повышается за счет перестройки вегетативных функций и обмена веществ. Добиться такой перестройки можно, применяя контрастное закаливание. Для этого необходимо взять два тазика и налить в них горячую воду (выше 40 °С) и холодную (15 °С). Опускают ноги в горячую воду на 2 минуты, а затем - в холодную на 1 минуту. Процедура повторяется 2-3 раза. Заканчивают ее 30-секундным погружением ног в тазик с горячей водой. Ноги по окончании процедуры растирают и массируют. Температура холодной воды снижается каждые 3 дня, доходя до +5 °С. Родителям необходимо внимательно следить за процессом приспособления организма ребенка к холоду. Если он испытывает дискомфорт, неуверенность, требуются более щадящие условия закаливания; при невосприимчивости нужно подобрать более экстремальные приемы. И, разумеется, следует проконсультироваться по этим вопросам с наблюдающим ребенка врачом.

Сценарий спортивного мероприятия «Мама, папа, я - спортивная семья»

Цели: привить детям интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом; развивать наблюдательность, внимательность; воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности.

Оборудование: кегля - 14 штук, обручи - 12 штук, клюшки хоккейные - 4 штуки, мячи баскетбольные -4 штуки, скамейки - 4 штуки, мешки - 4 штуки, гимнастические палки - 4 штуки, воздушные шарики - 4 штуки, магнитофон, аудиозаписи.

ХОД СОРЕВНОВАНИЯ

Ведущий: Добрый день, наши дорогие гости!

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило.

Должен он скакать и прыгать.

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется Неизвестно от чего.

Сегодня мы все собрались в этом прекрасном и светлом зале для того, чтобы провести не совсем обычное спортивное соревнование «Мама, папа, я -

спортивная семья», в котором будут принимать участие ребята и их родители.

Поиграй-ка, поиграй-ка,

Наш веселый стадион.

С физкультурой всех ребят Навсегда подружит он.

Если хочешь стать умелым,

Ловким, быстрым, сильным, смелым,

Научись любить скакалки,

Вожжи, обручи и палки.

Никогда не унывай!

В цель снежками попадай,

В санках с горки быстро мчись И на лыжи становись -Вот здоровья в чем секрет!

Будь здоров! Физкультпривет!

А где же наши участники? Давайте их поприветствуем! Ждем вас, участники, на наших спортивных площадках! Под звуки марша судья вводит участников соревнований. А кто же будет оценивать наше соревнование? Давайте познакомимся с нашим жюри: (Ф. И.О.) считает: если не побегаешь, пока здоров, побегаешь, когда заболеешь! (Ф. И.О.) до сих пор не может понять, какое нужно иметь здоровье, чтобы стать настоящим болельщиком! (Ф. И.О.) считает, что лучший семейный отдых - это спорт. (Ф. И.О.) считает, что если хочешь быть сильным - бегай, быть здоровым, красивым - бегай, быть умным - бегай! Мы думаем, что наши участники готовы принять участие в соревнованиях. Давайте еще раз поприветствуем наши команды.

1- й КОНКУРС. Разминка. Звучит музыка, команды под музыку показывают ОРУ.

2- й КОНКУРС. «Семья в обруче». Семья становится в обруч, все вместе бегут до кегли, обегают ее и возвращаются на старт. Первый участник бежит, обегает кеглю, возвращается назад, оббегает свою команду и передает старт другому участнику своей команды.

3- й КОНКУРС. «Болото». Первый участник бежит и встречает на пути три обруча. Он должен одной ногой наступить в каждый обруч. Добегает до кегли, оббегает ее, затем возвращается таким же образом назад.

4- й КОНКУРС. «Ведение мяча». Участникам каждой команды дается один баскетбольный мяч. Первый участник ведет мяч до кегли, обегает вокруг нее и возвращается к команде.

5- й КОНКУРС. «Хоккей с мячом». Каждой команде дается одна клюшка и один футбольный мяч. Ставятся три кегли. Участники ведут клюшкой мяч, обводя при этом три кегли. Назад возвращаться также.

6- й КОНКУРС. «Колодец». Каждый участник команды с помощью гимнастической палки загоняет воздушный шар в ведро, которое стоит в конце зала. Затем вытаскивает шар из ведра руками и бежит к команде. Шар не должен касаться пола.

8-й КОНКУРС. «Бег в мешках». Каждый участник команды залезает в мешок и прыгает до кегли и обратно.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

59

Мастер - класс

9-й КОНКУРС. Эстафета. Каждый участник команды ползет по скамейке на животе, затем берет обруч и скачет до кегли, обегает ее, кладет обруч у скамьи, возвращается к своей команде. Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем игру со зрителями. Дети хором отгадывают загадки на спортивную тему:

1. Просыпаясь утром рано Вместе с солнышком румяным,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю... (зарядку).

2. Не обижен, а надут.

Его по полю ведут.

А ударят - нипочем Не угнаться за. (мячом)

3. На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик -Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!

Веселая игра. (хоккей).

4. Два березовых коня По снегам несут меня.

Кони эти рыжи И зовут их. (лыжи).

5. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие. (коньки).

6. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег. Готовы. (санки).

7. Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса.

По дороге едут ноги И бегут два колеса. загадки есть ответ.

Это мой. (велосипед).

Ведущий: Давайте дадим слово жюри и узнаем, чья семья сегодня стала самой лучшей, самой быстрой, самой внимательной, самой дружной и спортивной. Жюри подводит итоги соревнований. Вручаются грамоты и призы.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Валеологические упражнения и самомассаж Проводятся на уроках физической культуры и дома для укрепления позвоночника, сердечно-сосудистой системы и нервной системы (для учащихся и их родителей)

1. Лечь на спину. Ноги согнуть в коленах и прижать руками к груди. В таком положении раскачиваться из стороны в сторону.

2. Исходное положение - как указано выше. Опуская ноги влево, голову поворачиваем направо, и наоборот.

3. Лежа на спине без подушки, ладони положить под голову, ноги прямые, носки на себя. Не сгибая в коленях и не отрывая от пола, одну ногу тянем к себе, другую от себя. Выполнить 50-100 раз. Теперь носки тянем от себя, повторить столько же раз.

4. Лежа или стоя, прижаться всем позвоночником к опоре. Руки вытянуты вверх и касаются опоры. В таком положении оставаться не менее 5 минут. Если стоять так в течение 15 минут после еды, то это способствует лучшему усвоению пищи и похудению. 5. Стойка на лопатках («свеча» или «березка»). Можно ногами упереться в стену. Стоять 5-10 минут. Полезно для укрепления всех внутренних органов.

6. Для укрепления позвоночника, сердца и других органов - лечь на спину, под пятки положить валик. На вздохе тянем носки на себя, на выдохе - от себя, и так попеременно 10-15 минут.

Есть простые упражнения, не требующие ни особых условий, ни напряжения, которые можно выполнять даже в транспорте: это сплетения пальцев - мудры, которые, оказываются, часто не просто полезны при ежедневном применении, но и могут снять сердечный приступ, одышку, боль, усталость. Выполняйте каждую мудру в течение нескольких минут ежедневно. Мудра «Спасающая жизнь» (для сердца): подушечкой концевой фаланги указательного пальца касаемся основания большого пальца, одновременно складываем (соединяем) подушечки среднего, безымянного и большого пальцев, мизинец направлен вверх. Мудра «Энергия» (для мочеполовой системы, позвоночника, способствует выводу шлаков): пальцы складываются почти так же, как и в предыдущей мудре, но только указательный палец поднят вверх, как и мизинец. Мудра «Земля» (для снятия стресса и для защиты от негативного энергетического воздействия): безымянный и большой пальцы соединяются подушечками. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками. Мудра для лечения одышки, аритмии, болезней позвоночника: сесть между пятками. Руки находятся сзади спины. Правой рукой обхватить запястье левой (мужчинам наоборот - левой рукой обхватить запястье правой). На выдохе наклониться вперед и коснуться лбом пола. Задержать дыхание на 5 секунд. Поднимаясь, делаем вдох и на выдохе снова наклоняемся вперед. Сначала делаем 10 поклонов, постепенно доводим их количество до 20-30. Мудра для снятия усталости: подушечки безымянного, мизинца и большого пальца соединены вместе, а оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно. Руки держать произвольно, без напряжения. Мудра при чрезмерной сонливости: подушечка указательного пальца легко соединяется с подушечкой большого пальца, оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Данную мудру можно выполнять как одной, так и двумя руками одновременно. Руки

60

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Мастер - класс

держать произвольно, без напряжения. Мудра при снижении слуха: средний палец сгибаем так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим пальцем прижимаем согнутый средний. Оставшиеся пальцы выпрямлены и не напряжены. Данную мудру можно выполнять как одной, так и двумя руками одновременно. Руки держать произвольно, без напряжения. Мудра при простудных и сердечных заболеваниях: указательный палец сгибаем таким образом, чтобы он коснулся подушечкой концевой фаланги основания большого пальца. Одновременно складываем подушечками средний, безымянный и большой пальцы, мизинец остается выпрямленным. Руки держать произвольно, без напряжения. Мудра для улучшения психофизического состояния организма: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками. Руки держать произвольно, без напряжения. Мудра при снижении иммунитета: средний и безымянный пальцы правой руки кладут на аналогичные пальцы левой руки. Мизинец левой руки кладут возле основания тыльной поверхности среднего и безымянного пальцев правой руки, затем всё фиксируется мизинцем правой руки. Концевая фаланга указательного пальца правой руки зажимается между большим и указательным пальцами левой руки. Руки держать произвольно, без напряжения. Мудра при расстройстве психики, депрессиях: кончики пальцев левой руки зажимаются между кончиками пальцев правой руки (пальцы правой руки всегда внизу). Мизинцы обеих рук всегда свободны, выпрямлены, обращены кверху. Данную мудру выполнять без напряжения, руки держать произвольно. Мудра при переутомлении: пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки (в замок). Большие пальцы обеих рук соединены по всей их длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать произвольно, без напряжения.

Гимнастика для глаз

Известный специалист по детским глазным болезням профессор Э. С. Аветисов и его коллеги предложили специальную гимнастику для глаз. Упражнения очень просты. Они помогают сохранить хорошее зрение всем школьникам, но особенно полезны для детей с близорукостью. Гимнастика способствует приостановлению или замедлению ухудшения зрения.

1. Упражнение для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза. Выполняется сидя. Нужно крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (считать медленно до 5-7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 минуты.

2. Упражнение для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии (при чтении,

письме) особенно полезно при длительной зрительной работе. Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руки. Повторить 10-12 раз. Той же цели служит и такое упражнение. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

3. Упражнения укрепления мышц глаз. Выполняются стоя. Чтобы легче освоить упражнение, разобьем его по элементам: а) поместить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25- 30 сантиметров от глаз; б) смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; в) прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд; г) убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; д) поместить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз; е) смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд; ж) прикрыть правой ладонью правый глаз на 3-5 секунд. Другое упражнение тоже выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцами. Повторить

10-12 раз. Конечно, на уроках все эти упражнения выполнять затруднительно. Есть и более простые упражнения. Через 25-30 минут после начала урока школьникам советуют быстро поморгать глазами в течение 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно минутку, откинувшись на спинку парты. Полезно посмотреть вдаль, на небо. Всего секунд 20-30.

Литература

1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. - 2004. - 296 с.

2. Ли А. Г., Сиденко А. С. Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6.

3. Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.

4. Надышева Т. Б. Психологическое здоровье детей и подростков // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. -№ 6.

5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. - 2002. -С. 10.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.