Научная статья на тему 'Физическое воспитание детей в организованных коллективах'

Физическое воспитание детей в организованных коллективах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
603
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / RECREATIONAL ACTIVITIES / ЦЕНТИЛЬНЫЙ МЕТОД / CENTILE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крукович Елена Валентиновна, Транковская Лидия Викторовна, Осин Александр Яковлевич, Бондарь Галина Николаевна, Яценко Анна Константиновна

Рассмотрены проблемы физического совершенствования детей 3-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации. Показана значимость реализации системы физического воспитания дошкольников, как важнейшего условия нормального роста и развития детского населения. Дана характеристика единого комплекса круглогодичных оздоровительных мероприятий с использованием немедикаментозных способов оздоровления детей дошкольного возраста. Для контроля эффективности системы физической подготовки дошкольников рекомендован к использованию центильный метод, позволяющий оценить основные параметры физического развития детского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крукович Елена Валентиновна, Транковская Лидия Викторовна, Осин Александр Яковлевич, Бондарь Галина Николаевна, Яценко Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education of children in organized groups

The problems of physical development of children 3-7 years in pre-school educational institution. The importance of the implementation of the system of physical education of preschool children, as the most important condition for normal growth and development of the child population. The characteristics of a single set of year-round recreational activities with the use of non-drug methods of rehabilitation of children of preschool age. To monitor the effectiveness of the physical training of preschool children is recommended for use centile method to estimate the basic parameters of the physical development of the child population.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание детей в организованных коллективах»

© Коллектив авторов, 2015 г УДК 613.71-053.2 (075.8)

Е.В. Крукович, Л.В. Транковская, А.Я. Осин, Г.Н. Бондарь, А.К. Яценко, Е.А. Корнеева, Н.Г. Садова

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОРгАНИЗОВАННыХ КОЛЛЕКТИВАХ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 690002, г. Владивосток, Россия.

Рассмотрены проблемы физического совершенствования детей 3-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации. Показана значимость реализации системы физического воспитания дошкольников, как важнейшего условия нормального роста и развития детского населения. Дана характеристика единого комплекса круглогодичных оздоровительных мероприятий с использованием немедикаментозных способов оздоровления детей дошкольного возраста. Для контроля эффективности системы физической подготовки дошкольников рекомендован к использованию центильный метод, позволяющий оценить основные параметры физического развития детского населения.

Ключевые слова: дети, физическое развитие, физическое воспитание, оздоровительные мероприятия, центильный метод.

Цитировать: Крукович Е.В., Транковская Л.В., Осин А.Я., Бондарь Г.Н., Яценко А.К., Корнеева Е.А., Садова Н.Г. Физическое воспитание детей в организованных коллективах // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. N° 5(63). С. 43-50. URL: https://yadi.sk/i/0UManpWgkcbb3

В последние годы в России уделяется достаточно много внимания развитию физкультуры и спорта, построено немало стадионов, бассейнов, игровых площадок, однако для большинства детей секции остаются недоступными. Введение дополнительного урока физкультуры в школах ощутимого результата не дало.

Глава государства, Президент РФ Владимир Путин, на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта сказал: «Нам нужно выстроить комплексную систему, которая бы, прежде всего, способствовала развитию спортивных навыков у детей, позволяла с раннего возраста выявлять среди них талантливых и перспективных спортсменов, начиная с дошкольных учреждений, где сегодня практически не проводятся занятия по физической культуре...»

В России сегодня отмечается неуклонный рост заболеваемости, в том числе и у дошкольников. Система физического воспитания является основой для всестороннего развития ребенка, особенно дошкольного возраста, когда осуществляется интенсивный рост, формирование важнейших систем и функций организма, закладываются основа духовных и нравственных способностей. Возрастной период с 3 до 7 лет, дошкольный период, благоприятен для закаливания организма, овладения ребенком необходимыми двигательными умениями и навыками [1, 3, 4, 9].

Система физического воспитания способствует всестороннему развитию ребенка, в том числе и укреплению двигательного аппарата, улучшению деятельности всех систем организма и решает следующие задачи:

1. Повышение защитных сил организма путем закаливания посредством оздоровительных физических факторов (солнечные, водные, воздушные);

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки посредством физических способов - физических упражнений. Формирование выносливости

3. Создание оптимальных условий становлению функций растущего организма, повышение их функциональных возможностей

Изменение системы образования и оказания медицинской помощи детям, развитие в России частных дошкольных учреждений не совсем благоприятно влияет на физическое воспитание детей. Утеряны многие принципы физического воспитания, отсутствует преемственность и последовательность. Родителям не всегда доступны оздоровительные учреждения [2, 6, 8].

Способы физического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемые как в структурно-функциональных учреждениях различного типа, так и в домашних условиях, основаны на принципах единой системы оздоровления и предполагают осуществление оздоровительных мероприятий в соответствии с разработанными календарными планами, включающими комплекс круглогодичных оздоровительных мероприятий. Единая оздоровительная система реализуется по трем уровням оздоровления, представленным в табл. 1.

Известные медикаментозные способы лечения и профилактики у детей не всегда дают долгосрочный положительный эффект, обладают побочными действиями. В дошкольных учреждениях возможно использование безмедикаментозных способов оздоровления детей [7]. В дошкольном возрасте процесс оздоровления должен быть круглогодичным и может проводиться согласно календарному плану (табл. 2).

Таблица 1

Единая система оздоровления детей дошкольного возраста

Уровень оздоровления I уровень II уровень III уровень

Структурно-функциональная единица Дошкольные организации общего типа Дошкольные организации оздоровительного типа Местный санаторий (профилакторий)

Контингент оздоравливаемых детей Дети I группы здоровья Дети II группы здоровья Дети I и II групп здоровья Дети III группы здоровья

Программа оздоровления Круглогодичная Массовое круглогодичное оздоровление Селективное периодическое оздоровление Дифференцированная летняя реабилитация

Методы оздоровления Безаппаратные методы Общие физиотерапевтические методы Специальные методы

Эффективность (медицинская, социальная, экономическая) Уровень здоровья, уровень заболеваемости, предотвратимость ущерба, ВУТ

Таблица 2

Календарный план круглогодичных оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста в организованных коллективах

Оздоровительные мероприятия Месяцы года

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Местная санация верхних дыхательных путей + + + +

Адаптогены, 1 месяц + +

Массаж БАТ* + + + +

Дополнительная витаминизация, 1 месяц + +

Специфическая противовирусная профилактика, 2 недели (по эпид. показаниям) + + +

Фитопрофилактика, 1 месяц + +

Проведение профилактических курсов УФО, 2 недели + + +

Утренняя гимнастика со специальными дыхательными упражнениями + + + + + + + + + + + +

Закаливающие процедуры + + + + + + + + + + + +

Примечание: * биологически активные точки.

Местная санация верхних дыхательных путей Одним из первых и наиболее действенных оздоровительных приемов является полоскание ротовой полости и горла. Для полоскания могут использоваться: морская и минеральная вода, при отсутствии аллергических проявлений настои или отвары лекарственных трав, продукты пчеловодства и др. Применяются рас-

тения или сборы, обладающие антимикробным, смягчающим, вяжущим действием: эвкалипт, календула, ромашка, шалфей, зверобой, душица, хвощ полевой и т. п. в виде теплого настоя. Ополаскивать горло и полость рта не менее трех раз в день (лучше до и после еды). Ниже (табл. 3) приведены целебные сборы, применяемые для полосканий (в граммах).

Примеры сборов, применяемые для полосканий (в граммах)

Таблица 3

Сбор 1 Сбор 2 Сбор 3

Дуб обычный (кожура) - 50,0 Душица - 40,0 Алтей лечебный корень - 10,0 Липа сердцевидная (цветки) - 40,0 Ромашка аптечная (цветки) - 60,0 Шалфей лечебный (лист) - 25,0 Зверобой продырявленный - 25,0 Бузина черная (цветки) - 25,0 Дуб обычный (кожура) - 25,0

Адаптогены

Применение адаптогенов ограничено возрастом ребенка и требует предварительной консультации врача педиатра. Данная группа препаратов имеет разную природу своего происхождения:

1. Адаптогены растительного происхождения

(женьшень, лимонник, облепиха, аралия, имбирь, родиола розовая, элеутерококк и др.);

2. Минерального происхождения (мумие);

3. Животного происхождения (пантокрин, апилак и др.). Ниже приведены отдельные свойства некоторых адаптогенов. Элеутерококк - растительный

адаптоген, близок по своим свойствам к женьшеню, обладает тонизирующими и стимулирующими свойствами, повышает зрение, обостряет слух. Аралия маньчжурская - адаптоген растительного происхождения, тонизирует центральную нервную систему, снимает усталость, как физическую, так и умственную, способствует улучшению общего состояния. Родиола розовая (золотой корень), хорошо повышает умственную и физическую работоспособность.

Применяются растения с веществами, оптимизирующими тканевое дыхание, стимулируют тканевый обмен, регенерационные процессы, а также сопротивляемость организма. К препаратам данной группы относятся алоэ. Биогенным стимулятором является янтарная кислота, большое количество которой содержат виноград и крыжовник. Антиокси-дантный эффект могут давать некоторые пряности: эстрагон, мелисса, розмарин, кориандр.

Дополнительная витаминизация

Для проведения оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста можно использовать специально подобранные комплексные витамины и монотерапию витаминами группы А, С.

Витамин А (ретинол) - жирорастворимый витамин, способствующий нормальному развитию и росту организма, обмену веществ. Витамин А способствует регенерации эпителия, регулирует обменные процессы в коже, в слизистых оболочках глаз, дыхательной и мочеполовой системы, пищеварительного тракта, оказывает значительное влияние на тканевое дыхание. Разовые дозы витамина А для детей не должны превышать 5000 МЕ (международных единиц), суточные - 20000 МЕ.

Витамин С является водорастворимым витамином. Витамин С - мощный антиоксидант, регулирует окислительно - восстановительные процессы, участвует в синтезе коллагена и проколлагена, обмене фолиевой кислоты и железа, а также синтезе стероидных гормонов и катехоламинов. Аскорбиновая кислота регулирует свертываемость крови, нормализует проницаемость капилляров, необходима для кроветворения, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие. Доза у детей 1-3 года - 40 мг, 4-6 лет - 45 мг, 7 лет - 45 мг.

Массаж биологически активных точек (БАТ).

Является наиболее доступным и безопасным методом для массового применения в детских дошкольных учреждений, его эффективность проявляется только при регулярном и систематическом выполнении.

Методика точечного массажа (акупрессуры) биологически активных точек

Механизм действия точечного массажа БАТ -происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, импульсы от которых приходят к корковым анализаторам, в подкорковые структуры и спиной мозг, вызывая активацию одномоментно всех важнейших нейроэндокринных образований и связанных с ними органов. Таким образом, осуществляется сознательная, направленная регуляция, деятельности этих систем.

Последовательность воздействия. Воздействие с целью восстановления нарушенного гомеостато-кинеза той или иной подсистемы, контролируемой зоной акупунктуры, производят в соответствии с порядком перечисления от 1-й до 9-й точки (табл. 4).

Таблица 4

Топографические особенности зон акупунктуры для воздействия точечным массажем

Наименование зоны акупунктуры Топографическая характеристика

Зона акупунктуры 1 хуа-гай юй-тан Центр соединения рукоятки грудины с телом (угол грудины) на уровне суставной вырезки 2-го ребра. По средней линии грудины на. уровне 4-го ребра.

Зона акупунктуры 2 тянь-ту Центр ярёмной вырезки

Зона акупунктуры 3 жэнь-ин У переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы, в месте прекращения пульсации сонной артерии, симметрично с правой и левой стороны шеи спереди.

Зона акупунктуры 4 тянь-чжу н-синь-ше Паравертебральная область, на уровне С, Паравертебральная область на уровне С2

Зона акупунктуры 5 да-чжуй Впадина между остистыми и поперечными отростками на уровне С7 - Д,

Зона акупунктуры 6 ин-сян сы-бай Верхний край борозды носа Под зрачком на. 1-1,2 см кнаружи от ин-сян, область подглазничного отверстия

Зона акупунктуры 7 цюань-чжу Начало брови

Зона акупунктуры 8 тин-гун и-фэн Углубление между передним, краем козелка и задним краем суставного отростка нижней челюсти Углубление сзади от основания мочки уха и заднего, края околоушной железы, между сосцевидным отростком и углом нижней челюсти

Зона акупунктуры 9 хэ-гу Между 1-й и 2-й пястными костями, вблизи от лучевого края пястной кости

Способы воздействия. Воздействия производят кончиком, указательного или среднего пальца или 2-3 пальцами сразу, придавливая кожу до появления незначительной болезненности и, производя затем вращательные движения по часовой стрелке и против неё с последующим, продвижением к соседней точке.

Правила воздействия.

В зоне акупунктуры 4 в области шеи массаж следует проводить движениями сверху вниз. В симметричных зонах акупунктуры в областях 3, 4, 6, 7, 8 воздействия можно осуществлять одновременно двумя руками. Необходимо соблюдать осторожность, при воздействии на зону акупунктуры 2 и 3.

Сила воздействия. Сила воздействия на БАТ в зоне акупунктуры 1-9 регулируется болевыми ощущениями в пределах 5-10 кг. Она может быть слабой (пороговой) 5-7 кг, предназначенной для постепенного развития неспецифической резистентности (тренировочные, профилактические, ежедневные воздействия), умеренной 7-8 кг или сильной 8-10 кг - для быстрого развития неспецифической резистентности (стадии спокойной или повышенной активности).

Зависимость характера воздействия от времени суток. В утренние часы и другое время суток для быстрой активации организма в экстремальных условиях целесообразно более сильное давление в сочетании с быстрыми интенсивными движениями в зоне акупунктуры. Перед сном воздействие должно осуществляться лёгкими, спокойными неинтенсивными движениями, желательно в сочетании с дыхательной гимнастикой.

Скорость воздействия на БАТ. Воздействие на БАТ после надавливания на неё совершают путём вращательных движений в каждой зоне акупунктуры по часовой стрелке и против неё со скоростью около 3 вращений в секунду (на счёт «раз-и-два»).

Продолжительность воздействия на БАТ. Продолжительность воздействия должна составлять не менее 3-5 секунд на каждую зону акупунктуры.

Соблюдение интервалов воздействия. Воздействие на каждую зону акупунктуры осуществляют не менее 3 раз в сутки (не реже - чем через 6 часов), если при обследовании БАТ не выявлено ни одной зону акупунктуры с повышенной болевой чувствительностью.

Показания к проведению точечного массажа БАТ. Точечный массаж показан детям, посещающим дошкольные учреждения, а также часто и длительно болеющим детям.

Противопоказания к проведению точечного массажа БАТ. Точечный массаж не рекомендуется проводить при наличии гнойничковых заболеваний кожи и подкожной клетчатки, родинок, бородавок, новообразований в области БАТ.

Специфическая противовирусная профилактика

Используют вирус-специфические препараты, специфические вакцины, интерфероны и их индукторы только строго по назначению врача-педиатра.

Фитопрофилактика

Доказана высокая эффективность использования в условиях дошкольного учреждения аэрофитоком-позитов, содержащих в себе эфирные масла следующих лекарственных растений: прополиса, мяты, эвкалипта, лавра, шалфея, кориандра, герани. Перед проведением массового распыления важно выявить индивидуальную переносимость компонентов аэро-фитокомпозита.

Для нормализации сна можно использовать хвою сосны, траву лаванды, мяты, розмарина, герани, душицы, лепестки розы. Для активации процессов торможения в центральной нервной системе применяются пустырник, валериана, пион уклоняющийся. Снятию эмоциональной напряженности способствуют душица, зверобой, липа, мята, календула, аир, одуванчик, арника, а также полынь и череда. Расслабляющим и успокаивающим действием обладает аромат полыни, мяты, герани, липы, вереска, душицы.

В период повышенной заболеваемости целесообразно проводить пульверизацию в полость носа, глотки и гортани настоями и отварами следующих растений: настоем цветков ромашки (10 г на 200 мл воды, 1-3 раза в день, курс 5-7 дней); отваром коры дуба (20 г на 200 мл воды); отваром листьев эвкалипта (10 г на 200 мл воды); настоем листьев подорожника (10 г на 200 мл воды); настойкой травы тысячелистника (15 г на 200 мл воды) - 1-3 раза в день, курс 5-10 дней. После 2-недельного перерыва курс можно повторить.

Простым способом является использование травяных ситцевых мешочков, набитых перечисленными выше растениями и развешенных около источников тепла. Для травяных подушечек рекомендуются многие ароматические растения: листья лавра благородного, цветы бессмертника, хвоя сосны, трава лаванды, мяты, розмарина, герани, душицы, лепестки розы. Основные комбинации растений для набивания подушечек следующие: лавр и папоротник (1:1); лавр, папоротник, хмель (1:2:3); папоротник, хмель, лавр, лаванда (3:2:2:1) и др. Измельченный чеснок, находясь на влажной салфетке, также обеспечивает фитонцидную ароматизацию воздуха.

Проведение профилактических курсов ультрафиолетового облучения

Ультрафиолетовое облучение (УФО) оказывает возбуждающее действие на все процессы в организме, повышает его защитные силы, вызывает перегруппировку в электролитной системе и усиление окислительных процессов в организме. Общее облучение детей должно проводиться через день. Общее

количество сеансов на курс - 20, длительность последних сеансов у детей всех возрастов не должна превышать 20 мин (10 + 10 мин спереди и сзади). В случае пропуска 2-3 сеансов следует начать облучение с последней дозы. Если до пропуска ребенок получил 15 и более сеансов, то этим можно и ограничиться. В настоящее время в полном объеме такая схема УФО трудно выполнима. Можно использовать методику кварцевого облучения помещений бактерицидными лампами.

Закаливающие процедуры

Методика закаливающего хождения босиком. Хождение босиком оказывает хорошее закаливающее действие. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Эти рецепторы рефлекторно связаны со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также со всеми внутренними органами. Используют:

Хождение - босиком по коврику (или одеялу) или по деревянному (паркетному) полу начинается с 3-5 мин и постепенно увеличивается до 15-20 мин. После этого в жаркие летние дни можно приучать ребёнка бегать босиком по траве или песку, а затем разрешать ему бегать босиком по деревянному полу. Этот метод закаливания можно успешно использовать в режиме дня детских садов при выполнении упражнений утренней гимнастики и на занятиях по физкультуре.

Хождение; босиком по специальным дорожкам с разным покрытием, по лестнице-гусенице; являются особенно эффективными для закаливания детей. В качестве покрытия этих специальных дорожек может быть использован песок, гравий, щебень. Лестницу-гусеницу можно самим сделать в дошкольном учреждении. Для этого необходимо иметь 2 бруса длиной по 150 см, деревянные щит и перекладины размером по 40-50 см. Перекладины могут быть круглыми или ребристыми. При этом 2 бруса крепятся к щиту по бокам, а между ними вплотную друг к другу устанавливаются круглые или ребристые перекладины, Лестница-гусеница в комнате на полу. После того, как ребёнок привыкнет к хождению босиком по коврику, а затем по деревянному полу в качестве дальнейшей и более эффективной процедуры можно использовать хождение босиком по разным покрытиям специальных дорожек или по лестнице-гусенице. Процедура хождения босиком начинается с 1-2 мин и при хорошей переносимости нагрузки постепенно увеличивается до 5-10 мин (индивидуально). Этот вид закаливания может использоваться круглый год.

Хождение босиком по «соляным дорожкам» можно также эффективно использовать для закаливания детей в дошкольном учреждении. Для

процедур применяют поролоновые коврики размером 100-150 см х 50-60 см. Перед процедурой их смачивают раствором поваренной или морской соли из расчёта 200 г соли на 10 литров воды. Для увлажнения ковриков можно применять морскую воду. На этих ковриках дети совершают подвижные игры, перебегая через них несколько: раз. Процедуры проводят, начиная с 1-1,5 мин и постепенно увеличивая до 3- 5 мин, 1-2 раза в день.

Методика контрастного душа. Контрастный душ является наиболее эффективным методом закаливания, при котором потоки тёплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды. Он не требует больших затрат времени, физиологически обоснован и общедоступен. При этом обеспечивается тренировка организма к разнонаправленным термическим воздействиям. У детей дошкольного возраста эта процедура может применяться после проведения курсов менее сильных факторов (воздушные ванны, обтирания и др.) Приёмам контрастного душа могут предшествовать контрастные ножные ванны. После утренней зарядки ребёнок в ванной комнате обливается от шеи тёплой (36°С) водой в течение 30-40 сек, затем температуру воды следует снизить на 2-3°С и обливаться ещё 15-20 сек, далее процедуру повторить. Как и при контрастных обливаниях стоп, в первые дни снижение температуры на 2-3°С определяется с помощью водного; термометра. Затем по мере укрепления навыка, температуру воды легко установить без термометра. Через 3-4 дня длительность обливания менее тёплой водой можно довести до 30 сек. Через 10-12 дней разницу в температуре воды увеличить ещё на 2-3°С и так постепенно; в течение 2,5-3 мес. разницу в температурах горячей (до 38 или 40°С) и прохладной (до 20 или 18°С) воды довести до 20°С у старших и до 15°С у младших дошкольников. По окончании каждой процедуры кожу вытереть махровым полотенцем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика купания в открытых водоемах. Купание в реке, озере и особенно в море является одним из лучших методов закаливания организма ребенка в летнее время. При этой процедуре сочетается действие воды, воздуха и солнечных лучей. Купание в открытых водоемах можно разрешать детям с 3 лет, но обязательно после предварительной подготовки различными закаливающими процедурами (обтирания, обливания или воздушные ванны). Первые купания детям дошкольного возраста можно разрешать при установившейся теплой и безветренной погоде при температуре воздуха не ниже 20°С и температуре воды в водоеме не ниже 21-22°С. Лучшее время для купания с 10 до 13 часов. Продолжительность первых купаний для дошкольников 2-3 мин. В дальнейшем продолжительность купаний увеличивается до 10-20

мин в зависимости от реакции ребенка, температуры воды и воздуха. В воду нужно входить с теплой, но не потной кожей. Купаться можно детям не более одного раза в день. Во время купания не допускается, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или переохлажденными. Надо следить за состоянием ребенка и при наличии признаков переохлаждения (бледность

Методика закаливающих воздушных ванн. Закаливание воздухом осуществляется традиционным и нетрадиционным методом. Традиционный метод закаливания воздушными ваннами является наиболее мягким и высокоэффективным средством закаливания. Сущность метода заключается в постепенном снижении температуры воздуха при одновременном увеличении продолжительности процедуры. Первые воздушные ванны проводят при температуре воздуха 20-22°С продолжительностью не более 2-3 мин для детей 2-3 лет и 5 мин для детей 4-6 лет. В последующем температура воздуха постепенно снижается до 10°С, а продолжительность процедуры каждые 2-3 дня увеличивается на 2-3 мин. В течение 1-1,5 мес. продолжительность воздушных ванн доводят до 30-40 мин или до 50-60 мин. Воздушные ванны должны проводиться 2 раза в день. Летом наиболее благоприятное время для их выполнения от 8 до 18 часов. Воздушные ванны полезно сочетать с водными процедурами. При этом оптимальным временем для их проведения является вторая половина дня, после сна. Ослабленных или непривычных к прохладному воздуху детей раздевать следует постепенно: вначале оголяют руки и ноги, затем раздевают до пояса и, наконец, оставляют ребёнка совсем раздетым.

Нетрадиционный метод закаливания контрастными воздушными ваннами относится к средствам более интенсивного воздействия на организм ребёнка. Суть метода. До и во время дневного сна путём проветривания в комнате устанавливается температурный режим в 14-15°С, тогда как в соседней комнате этой группы с помощью отопительных устройств температура воздуха повышается до 25°С, По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 мин подвижной игрой, перебегая из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Затем для старших дошкольников разница температур может быть постепенно увеличена до 13-15°С.

лица, синева губ и конечностей, озноб) следует прекратить купание. После купания целесообразно досуха растереть тело и одеть ребенка.

С 4-5 лет ребенка можно учить плавать. Дозирование купаний проводится с учетом величины холо-довой нагрузки при данной конкретной температуре воды в водоеме (табл. 5).

Контрастные воздушные ванны можно проводить круглогодично, кроме летних жарких дней. В это время в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребёнок, перебегающий из комнаты с высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока. Такой поток можно получить и с помощью специальных вентиляторов. Применение непродолжительных контрастных ванн в сочетание, с прогулками и другими закаливающими «процедурами повысит устойчивость терморегуляторного аппарата ребёнка как к резким и быстрым, колебаниям температуры типа сквозняков, так и к более длительным охлаждениям.

Методика солнечных ванн. Солнечные ванны относятся к числу мощных средств укрепления здоровья детей. Приступать к закаливанию солнечными лучами можно только после подготовки ребёнка к этому виду закаливания, воздушными ваннами. Дети в возрасте старше I года после предварительного пребывания в течение нескольких дней в кружевной» тени деревьев могут быть выведены под прямые лучи солнца. В первые дни продолжительность процедуры не должна превышать 5-7 мин при температуре воздуха 20°С. После появления загара продолжительность каждой последующей процедуры может быть увеличена на 3-5 мин. Солнечные, ванны обычно сочетаются с другими закаливающими процедурами. После каждой солнечной ванны полезны обливания водой температуры 30-35°С.

Наиболее благоприятны для солнечных ванн утренние (с 8 до 11 час) и послеобеденные (с 17 до 19 час) часы, так как в это время тепловое действие солнца ещё невелико, а количество ультрафиолетовых лучей максимально. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2-3 раза. Для солнечных ванн нет абсолютных противопоказаний. Однако оздоровительное действие солнечной радиации имеет место только при умеренных её дозах. Детям лучше принимать солнечные ванны в движениях, занима-

Таблица 5

Продолжительность купаний (в мин) в зависимости от холодовой нагрузки и температуре воды в водоеме

Температура воды Режимы холодовой нагрузки

Слабая Средняя Сильная

19-20°С окунание от окунания до 1 мин купания от окунания до 3 мин купания

20-21°С от окунания до 1 мин купания купание до 2 минут купание до 4 минут

22-23°С купание 1-2 минуты купание до 3 минут купание до 4 минут

24°С купание до 2 минут купание до 5 минут купание до 10 минут

ясь подвижной игрой, и обязательно при надетом лёгком головном уборе с козырьком. Чрезмерное солнечное облучение вредно отражается на состоянии здоровья и развитии детей. Требуется тщательное наблюдение за состоянием ребёнка, как во время солнечной ванны, так, и на протяжении всего периода их приёма. При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, повышенная потливость, головная боль, потеря аппетита и др.) ребёнка надо увести в тень, умыть, лицо прохладной водой, дать выпить немного воды и поиграть в спокойную игру. Через несколько дней можно чередовать пребывание ребёнка на солнце.

Одним из способов оздоровления детей являются методы, связанные с систематизацией дыхания, направленные на упорядочение дыхания и улучшение кровоснабжения.

Методика обучения детей правильному дыханию.

Многие дети дошкольного возраста ещё не умеют правильно дышать, что приводит к развитию частых заболеваний органов дыхания и нарушению их развития. Правильное, дыхание - необходимое условие полноценного физического развития:

1. Вначале следует научить ребёнка глубокому выдоху. Это улучшает вентиляцию лёгких, их кровоснабжение и обеспечение кислородом.

2. Затем необходимо научить ребёнка носовому дыханию. Это способствует профилактике острых заболеваний органов дыхания. При дыхании через нос воздух проходит через носовые ходы и протоки, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли; раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции головного, мозга. Наличие правильного, достаточного по интенсивности носового дыхания можно легко установить с помощью зеркала. Ребёнок поочерёдно дышит ноздрями на зеркало, при большом пятне дыхание, хорошее.

3. При обучении правильному дыханию надо научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно.

4. Пускание мыльных пузырей - хорошее и весёлое упражнение для развития дыхания. Ребёнок может подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей.

5. Во время прогулок хорошо предложить ребёнку медленно вдыхать и ещё более медленно выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в 1,5-2 раза дольше, его лучше делать на 4 шага, а вдох на 2, или вдох делается на 2-3 шага, а выдох - на. 3-5, Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.

Для оценки эффективности единой системы оздоровления детей дошкольного возраста и эффективности применения оздоровительных методик мы предлагаем использовать универсальный критерий - показатель физического развития, включающий

ведущие параметры физического развития - длину, массу тела, окружность грудной клетки.

Для контроля за физическим развитием детей используется широкий спектр нормативов. Центильный метод - высоко достоверный метод, прост в использовании, позволяет оценить возрастно-половые и индивидуальные особенности индивидуального развития детей. Сущность центильного метода заключается в использовании семи фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й, как нормативных параметров показателей физического развития детей (отдельно для длины тела, массы тела, окружности груди, жизненной ёмкости лёгких и др.). Величину наблюдаемого признака считают типичной, если она находится в пределах 25-75-го центиля. В Приморском крае в 2015 г. утверждены стандарты (центиль-ные шкалы) физического развития детей 3-17 лет [5].

Таким образом, в организованных коллективах для всестороннего развития и оздоровления детей необходимо применять систему физического воспитания. Для анализа эффективности использования единой системы оздоровления дошкольников и результативности оздоровительных методик рекомендуется проводить оценку физического развития детей центильным методом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия, 2012. № 3. С. 9-14.

2. Боева А.В., Лещенко Я.А., Сафонова М.В. Особенности физического развития детей дошкольного возраста Ангарска // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2004. № 2. С. 46-54.

3. Герасимова И.Н., Лебединский В.Ю., Сидорова И.Ю. Характеристика показателей физического развития и двигательных качеств у детей 4-7 лет Иркутска различных соматических типов // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2008. № 5. С. 151-6.

4. Грицина О.П., Транковская Л.В., Семанив Е.В., Переломова О.В., Щепинская Н.Л. Влияние занятий в организациях дополнительного образования на физическую работоспособность и функциональные показатели детей // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. Т. 62. № 4. С. 74-8

5. Карасев Д.Ю., Кетоев К.Э. Инновационные технологии физического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 4. 186-90.

6. Крукович Е.В., Транковская Л.В., Корнеева Е.А., Нагирная Л.Н., Грицина О.П., Бондарь Г.Н., Туманова Н.С. Физическое развитие детей 3-17 лет г. Владивосток (стандарты физического развития): методические рекомендации. Владивосток: Тихоокеанский государственный медицинский университет, 2015. 24 с.

7. Кузнецова Н.С., Крукович Е.В., Бондарь Г.Н., Осин А.Я. Индивидуальный подход к коррекции нарушений физического развития детей школьного возраста // Тихоокеанский медицинский журнал. 2014. № 3. С. 18-21.

8. Лимаренко О.В., Романова С.В. Результаты исследования основных показателей физического развития как составляющих здоровья и качества образования в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих на севере

Иркутской области // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 245-50.

9. Beunen G.P., Rogol A.D., Malina R.M. Indicators of biological maturation and secular changes in biological maturation // Food and Nutrition Bulletin, 2006; 4: 27.

10. Masaharu K., Andrew P.H. Secular changes in BMI and obesity risk in Japanese children: considerations from a morphologic perspective // The Open Obesity Journal, 2011; 3: 9-16.

E.V. Krukovich, L.V. Trankovskaya, A.J. Osin, G.N. Bondar', A.K. Yatsenko, E.A. Korneeva, N.G. Sadova

PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN ORGANIZED GROUPS

Vladivostok State Medical University Ministry of Health of the Russian Federation, Vladivostok.

The problems of physical development of children 3-7 years in pre-school educational institution. The importance of the implementation of the system of physical education of preschool children, as the most important condition for normal growth and development of the child population. The characteristics of a single set of year-round recreational activities with the use of non-drug methods of rehabilitation of children of preschool age. To monitor the effectiveness of the physical training of preschool children is recommended for use centile method to estimate the basic parameters of the physical development of the child population.

Keywords: children, physical development, physical education, recreational activities, centile method.

Citation: Krukovich E.V, Trankovskaya L.V, Osin A.J., Bondar' G.N., Yatsenko A.K., Korneeva E.A., Sadova N.G. Physical education of children in organized groups. Health. Medical ecology. Science. 2015; N 5(63): 43-50. URL: https:// yadi.sk/i/0UManpWgkcbb3

Сведения об авторах

Крукович Елена Валентиновна, д.м.н., заведующая кафедрой факультетской педиатрии ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России; 690063, г. Владивосток, ул. 2-я Поселковая, д. 34, кв. 186; тел.: 89147078443; е-mail: bim1964@mail.ru;

Транковская Лидия Викторовна, д.м.н., заведующая кафедрой гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России; 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, д. 104, кв. 41; тел.: 242-53-46; 89025568749; е-mail: trankovskaya@mail.ru;

Осин Александр Яковлевич, д.м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России; 690109, г. Владивосток, ул. Нейбута, д. 17, кв. 119; тел.: 89532264165; e-mail: bim1964@ mail.ru;

Бондарь Галина Николаевна, д.м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России; 690003, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 5, кв. 29; тел.: 89025555352; e-mail: bondar-galina@yandex.ru;

Яценко Анна Константиновна, аспирант кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России; 690109, г. Владивосток, ул. Нейбута, д. 87, кв. 28; тел.: 89024821821; e-mail: annakonstt@mail.ru;

Корнеева Евгения Анатольевна, ассистент кафедры факультетской педиатрии ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России; 690068, г. Владивосток, пр-т 100 лет Владивостоку, д. 137, кв. 28; тел.: 89146512692; e-mail: koevga@rambler.ru;

Садова Наталья Григорьевна, к.м.н., доцент кафедры факультетской педиатрии ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России; 690014, г. Владивосток, пр-т Красного Знамени, д. 104, кв. 4; тел.: 89241308817; e-mail: sadova_vgmu @mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.