ш
Фарутина Л.С.
воспитатель ясли-сада
№14, г. Костанай
Неггзгг свздер: денсау-лыц, шыцда-, ауа, режим, су, CYрт-, твк-,шомылдыр-, kyh.
Ключевые слова: здоровье, закаливание, воздух, режим, вода, обтирание, обливание, купание, солнце.
Keywords: health, hardening, air mode, water, sponging, dousing, bathing, sun.
да
О р^-
ра О
Ha
О
О g
ЁЗ е
hO
X X О
pa О X
ЗАКАЛИВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Ацдатпа:
«Балабакшадагы сауыктыру - салауатты eMip сал-тын курастыру куралы тэрiздi» макаласында балабакша тэрбиешшершщ ецбек тэжiрибесi усынылады. БYгiнгi KYHi бала денсаулыгын ныгайту жэне шыныктыру Yшiн тYрлi эдiс-тэсiлдер шамадан тыс. Тек кана жумыс жYЙелi болган жагдайда, ата-аналардыц кeмегiмен гана табыска жетуге болады, себебi шыныктыру Yдерiсi - бiр-бiрiмен тыгыз бай-ланысты, бiр-бiрiн толыктырушы iс-шаралар кешеш. Мака-ланыц авторы шыныктырудыц бiрнеше тYрiн сипаттайды: ауамен шыныгу, сумен шыныгу, кYнмен шыныгу.
Аннотация:
В статье «Закаливание в детском саду как средство формирования здорового образа жизни» представлен опыт работы воспитателей детского сада.Сегодня имеется множество различных способов и методов укрепления детского здоровья, в том числе закаливание. Только при систематичности, регулярности, поддержки родителей его применения можно обеспечить определённые успехи, так как процесс закаливания - это целый комплекс мероприятий, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга.Автор статьи описывает различные виды закаливания: закаливание воздухом, закаливание водой, закаливание солнцем.
Annotatoin:
In the article «Hardening in kindergarten as a means of healthy lifestyle» experience presented kindergarten teachers. Today there are many different ways and methods to strengthen children's health, including hardening. Only when systematic, regular, parental support of its application can be achieved some success, as the process of hardening - is a set of activities interrelated and complementary to each other. The author describes the various types of hardening: hardening air, water quenching, tempering the sun.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путём закаливания - от-самых простых и щадящих до более кропотливых и время затратных и интенсивных. Очень многому из них родители и даже воспитатели не придают особого значения. Между
тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание в парной. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
Итак, начнём из самого простого и необходимого - микроклимата в помещении группы. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха - не выше 22, во время сна - не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно тёплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад - наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.
Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть тёплым и в присутствии детей - никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале - обязательное сквозное проветривание!
При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек, при нарушении его в сторону снижения - под более тёплым одеялом и в носочках. После сна - воздушные ванны, умы-
вание холодной водой, полоскание ротовой полости. К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипячёной охлаждённой воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока - в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период ре-спираторно - вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос. Ещё для старших деток для полоскания можно использовать йодно - солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои.
Идём дальше. Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, - растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу, воздушные ванны. Большой популярностью в детских учреждениях пользуется так называемый рижский метод закаливания, когда ребёнок в течении нескольких секунд (от 5 до 16) шагает босяком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем столько же - на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки.
Применяется обширное умывание: ребёнок мочит в воде ладошку и проводит ею по второй руке - от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками. Потом снова мочит уже обе ладони сразу и одновременно проводит от затылка к подбородку - по шее и скулам. После вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих - вновь смоченными в воде руками умывает лицо, ещё раз ополаскивает руки водой, стряхивает и вытирается насухо. При таком способе закаливания количество проделывания каждого из описанных движений через некоторые промежутки времени увеличиваются на один.
Обязательным ежедневным элементом закаливания являются уличные прогулки в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий.
Важное применение: дети в группе
да о
р-№ о
На
О О
е
ьО
X X О
к
да о
X
»
да о
р-№ о
¡2
О
о
е
X X О
да о
X
должны быть одеты в лёгкой одежде из натуральных тканей. В зимнее время года - тёплые носочки и штанишки без колготок.
Правила закаливания в детском саду
А теперь коротко о том, как проводить закаливание детей в детском саду - главные правила.
Правило номер один - регулярность. Воспитатели должны осуществлять закалку детей ежедневно, независимо ни от каких обстоятельств (кроме состояния ребёнка). Только систематичность мероприятий может обеспечить определённым успехам. При этом начать нужно с беседы с родителями - они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. То есть не кутать ребёнка дома и не держать его, словно в теплице. Весь комплекс закаливающих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад. Если вы раньше не закаляли ребёнка, то для начала просто позвольте ему побегать в одних трусиках после утреннего пробуждения или займитесь физкультурой босяком.
Второе обязательное правило - интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно. То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время воздействия. К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и разновидность закаляющих факторов.
Естественно, при этом учитывается состояние ребёнка и его реакция на раздражители. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым. Если он пропускал занятия из-за болезни или по другой причине, то следует снизить интенсивность закаливания (если перерыв состоял 10 и более дней - до начального уровня). Ввиду этого воспитателям рекомендуется вести журнал, в котором следует отмечать, кто
из детей, когда болел и на каком этапе закаливания произошёл перерыв. Для удобства всех детишек можно разделить на 2 группы: первая - это здоровые дети, которые постоянно посещают детсад, и степень нагрузки для них постоянно увеличивается, вторая -дети, только что вернувшиеся с больничного или впервые приступающие к процедурам закаливания. Приступать к закаливанию детей можно, только если они полностью здоровы. Всегда следует учитывать медицинские показатели и врачебные рекомендации для каждого отдельного ребёнка.
В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.
Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания - это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но ещё раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребёнка, которому закаливание абсолютно противопоказано. Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причём начинать никогда не поздно.
Закаливание водой.
Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.
Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая её.
При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:
1.Надо, чтобы дети к воде подходили с тёплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для дан-
ного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.
2.Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать её наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».
3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время её «соприкосновения с телом».
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
1.Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младшего. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается лёгким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2.Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды + 30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осеннее - зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала, возможно, большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струёй 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более тёплая, чем даже вода при обливании.
З.Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоёмах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно ку-
пать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закалённых детей можно купать при температуре +19 -20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями почек, детям, недавно перенёсшим плеврит, воспаление лёгких.
В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.
Закаливание воздухом Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон при доступе свежего воздуха. В детском саду мы используем воздушный режим.
Температура помещения, в котором находится ребёнок 20-18 градусов. Прогулка; следим, чтобы правильно был одет ребёнок на прогулку. Значит, дать ему возможность двигаться свободно, при этом руки, ноги, нос его должны быть тёплыми.
Спортивные занятия на улице, физкультурные занятия детей несколько отличаются от той, какой должна быть для прогулок или малоподвижных игр. В помещении на все время бодрствования, детей можно оставлять в облегчённой одеже (гольфы, одежда с короткими рукавами), не только летом но и зимой.
Регулирование воздуха в помещении. Температурный режим, бактериальная и химическая чистка воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный приём закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток. Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребёнка, необходимо сделать его «пульсирующим». Это достигается сквозным проветриванием в
да о
р-№ о
о о
е
X X О
к
да о
X
йй
да о
р-№ о
о о
ё е
X X О
да о
X
отсутствии детей. Проветривание проводим: утром перед приходом детей, перед занятиями, перед возвращением детей с прогулки, во время дневного сна, после полдника.
Закаливание солнцем
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
- в младших группах до 20-25 мин.
- в старших группах до 30-40 мин.
Солнечные ванны лучше принимать с 8
до 9ч. и с 15 до 16ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часов, а до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребёнок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
В детском саду закаливание осуществляется путём включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:
а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
б) рациональная одежда;
в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной
воде.
Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.
Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обли-
вание проводится после сна, строго под наблюдением медицинского работника.
Таким образом, закаливание не только повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка. Поэтому оно должно занимать прочное место в режиме дня всех детей и подростков.
При этом надо помнить, что закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно увязанный со всеми другими, составляющими режима дня.
Опыт работы по использованию разнообразных методов закаливания дало достаточно эффективные результаты. Дети стали реже болеть, сопротивляемость организма детей к инфекциям увеличилась. Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Воронцова, И.М. Беленький, Л.А. / Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод.рекомендации. - С.-Петербург: Медицина, 2003. - 324с.
2.Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся./Под ред. В. И. Харитонова, М. В. Бажановаа, А. П. Исаева, Н. З. Мишарова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2005. - 360с.
3.Гаврючина, Л.В. / Здоровьесберегаю-щие технологии в ДОУ/методическое пособие.- М.,2007.-160 с.
4.Голубева Л.Г. Прилепина И.А. /Закаливание дошкольника под редакцией В.А. Доскина М., 2007.
5. Баннткова Л.П. /программа Оздоровления детей в ДОУ/методическое пособие М., 2008