УДК 373.2:796.011
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА «ФЕЯ»
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К МИРУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Старший воспитатель МАДОУ №83 «ФЕЯ» Т.Л. Лапина
Набережные Челны
TO INVOLVE CHILDREN TO PHYSICAL CULTURE WORLD FROM
THE EXPERIENCE OF THE KINDERGARTEN «FAIRY»
T.L. Lapina, Senior teacher MADOU №83 «Fairy» Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: дети, здоровье, педагогический процесс, физическое воспитание.
Аннотация. В данной статье автор делится своим многолетним опытом по проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками неоднократно делилась с инструкторами по физическому воспитанию детских садов города в форме открытых занятий, развлечений, утренней гимнастики, консультаций. Считаю, что системная работа по формированию устойчивого интереса к двигательной деятельности даёт динамику положительных результатов физической подготовленности воспитанников нашего детского сада.
Key words: children, health, pedagogical process, physical culture, level of children activity, model of movement, prophylactic exercises, physical culture for eyes, gymnastics for toes, less activity games, medico-pedagogical activity
Summary. The author shares her longstanding physical culture pre school teaching experience with the lessons, consultations, morning exercises. In the kindergarten " Fairy " they pay attention on the main movement development and physical culture during the lessons under the requires of G.N. Golubeva "Be healthy" program. They also do children hardening, provide the high level of activity, cold prophylactics in psycho and emotion stable conditions.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым!»
(народная мудрость)
В нашем детском саду педагоги, медицинские работники, родители стараются сделать все необходимое, чтобы каждый ребенок рос здоровым и жизнерадостным, не допуская травматизма, физических и эмоциональных перегрузок.
Но все усилия взрослых достигнут высокого результата лишь при одном условии, если сам ребенок, поняв и усвоив, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своем собственном здоровье. Возможно ли это?
Да, вполне, возможно и достижимо. Только для этого ребенок должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная, слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.
В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, сделать своими, личностно значимыми именно для него? На этот вопрос мы отвечаем утвердительно. Нужно лишь отобрать необходимую информацию и преподнести ее в интересной, доступной для ребенка форме, найти такие методы организации оздоровительной работы в детском саду, в группе, чтобы выработать устойчивую привычку к ежедневному закаливанию и двигательной активности.
Как же это сделать? Об этом мы и расскажем.
Известно, что степень подвижности детей распределяется на три основные группы: высокая, средняя, низкая, поэтому существует тесная связь между основными показателями двигательной активности (объемом, продолжительностью, интенсивностью) и поведением детей в течении дня. Учитывая данный факт, в нашем детском саду в 2002 году была разработана «Модель двигательного режима», в ее содержание входит вся динамическая деятельность детей, как организованная, так и самостоятельная.
Ведущее место в двигательном режиме принадлежит физкультурной - оздоровительной работе. С 1998 года во всех группах нашего детского сада внедряется апробированная научно-исследовательская авторская программа по укреплению здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях «Будь здоров!» доцента кафедры КамГИФК Г.Н. Голубевой .
С 2003 года используется авторская программа педагога В.Н. Лучихиной «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников», в которой представлен цикл занятий, развлечений по развитию положительных привычек к физической культуре.
В ДОУ созданы благоприятные условия для удовлетворения природных потребностей ребенка в движении. Педагоги обеспечивают положительный эмоциональный фон для игр и занятий физическими упражнениями,
приобщая детей к миру физической культуры. С каждым годом обогащается двигательный опыт детей, содержанием широкого разнообразного спектра игровых упражнений для развития двигательных качеств и способностей. Дети старшего дошкольного возраста получают удовольствие и чувствуют гордость от преодоления физических трудностей на физкультурных занятиях и в свободной двигательной деятельности.
Добрая традиция нашего детского сада - каждый понедельник проводить под девизом «Утро радостной встречи» во всех возрастных группах, в которых работают замечательные творческие педагоги, осуществляющие эффективное, качественное проведение с детьми физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.
Воспитатели утром встречают своих детей на свежем воздухе, проводят короткие беседы с мамой, папой, бабушкой о самочувствии ребенка, его настроении, а когда соберутся все дети, проводится игра- тренинг на положительное отношение к оздоровительным и спортивным мероприятиям предстоящего дня. Детям сообщается, что нового и интересного их сегодня ожидает: утренняя гимнастика на воздухе или аэробика под ритмичную музыку; физкультурное занятие, плавание в бассейне, новая настольная игра; занятие на темы здоровья и закаливания, чтение новых сказок, стихов о здоровом образе жизни; на прогулке - экскурсии по экологической тропе «В гости к Нафане»; труд в природе, наблюдения за объектами живой и неживой природы; любимые подвижные игры, спортивные эстафеты.
А после дневного сна, если спросить детей , как они заботятся о своем здоровье, что умеют делать, чтобы стать сильными - можно услышать следующее: «Учимся правильно дышать», «Укрепляем мышцы рук, ног, спины в гимнастике - растяжке «Ромашка»; «Любим гимнастику маленьких йогов», умеем выполнять позы «Горы», «Дерева», «Лотоса» «Бегаем босиком в трусиках по коридору детского сада» (в режиме пульсирующего микроклимата), а потом самое приятное - закаливание холодной водой - «Моем лицо, руки, до локтя, а потом до плеча»; «Ходим и топчемся по мокрому полотенцу, смоченному в соленой воде», «Полощем горло водичкой»; «Делаем вместе с воспитателем точечный массаж».
А с каким желанием и удовольствием дети выполняют эти игры- упражнения, сколько эмоций, мышечной радости испытывают за неповторимые 15 минут.
Особое место в «Модели двигательного режима» занимают занятия по физической культуре и обучению плаванию, что способствует закаливанию, физической подготовленности и увеличению двигательной активности детей в течение всего учебного года.
Важное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей - это источник удовлетворения главной потребности в движении, проявления активности и саморазвития. Во всех возрастных группах ДОУ педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей построено с учетом индивидуальности, группы здоровья каждого ребенка, степени подвижности и поведения в течение дня. Немаловажное значение отводится в работе с детьми и родителями при проведении массовых совместных мероприятий: «День здоровья», «Неделя здоровья», физкультурный досуг, спартакиады, игры на воздухе, чемпионаты выпускников по плаванию в бассейне. В вечернее время проводится кружковая работа: по хореографии, спортивной гимнастике, каратэ, вокалу, плаванию в бассейне. Ежегодно проводится с родителями анкетирование по теме: «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» Это позволяет выявить уровень заинтересованности и участия родителей в процессе оздоровления, закаливания, увлечения совместными спортивными упражнениями подвижными играми, готовности к походам на природу вместе с детьми.
В результате системной медико-педагогической деятельности коллектива детского сада, ежегодно значительно снижается заболеваемость, дети здоровы, жизнерадостны, умеют заботиться и укреплять свое здоровье.
Практические советы на каждый день
(рекомендуются педагогам, родителям по оздоровлению детей).
1. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
- Погладить нос (боковые части носа), на кончике к переносице - вдох, на выдохе - постучать по крыльям носа указательными пальцами 5-6 раз.
- Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
2. Комплекс оздоровительных упражнений для горла.
- «Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цоканье лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем язычком то громче, то тише (20-30 секунд).
- «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно «ка-а- а-а-а-арр» 5-6 раз.
- «Веселые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом, без выдоха. (30-40 секунд).
- «Смешинки». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавится. Глаза прищурились, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха-ха, хи-хи-хи- хи, гы-гы-гы-гы». а, нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, что перед вами самый веселый в мире клоун.
3. Физкультура для глаз.
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
- Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз.
- Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
4. Гимнастика для пальцев ног после сна.
- «Вот как пляшет наш Большак и вот эдак и вот так!» (изо всех сил шевелят пальцем правой, левой ноги)
- «Он один впереди, остальные позади» (шевелят всеми пальцами ноги)
- «Дед Егор срубил забор. Щели и дыры - чтоб виден был вор» (разводят пальцы ног как можно шире, а потом с силой поджимают их.
- «Пять и пять пошли гулять. Вот их стало дважды пять» ( по возможности разворачивают ступни ног друг к другу, соединяют их и делают «волну» - по очереди совмещают пальцы ног, от мизинца к большому пальцу».
В детском саду «Фея» особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию основных движений и привитию физической культуры на физкультурных занятиях, которые проводятся в соответствии с требованиями авторской программы Г.Н.Голубевой «Будь здоров!» по закаливанию детского организма, обеспечению высокой двигательной активности, профилактике простудных заболеваний в условиях психоэмоционального благополучия. Занятия строятся с высоким закаливающим эффектом: облегченная спортивная форма, в старшем возрасте дети занимаются босиком, без футболок, но с учётом индивидуальных особенностей развития и группы здоровья наших воспитанников.
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность: маленьким детям она должна доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки. В среднем возрасте - развивать физические качества (прежде всего выносливость и силу). В старших группах - формировать потребность в движениях, развивать двигательные способности, самостоятельность. Поэтому на занятиях использую разнообразные игровые и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий:
- по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
- занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
- занятия- тренировки в освоении и закреплении основных видов движений;
- занятия с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;
- занятия - соревнования;
- тематические занятия, посвященные одной теме (например, «В зоопарке», «Полет на Луну», «В гостях у мячика», «Зов джунглей», «В цирке»).
В младшем, среднем возрасте дети особенно радостно, охотно и с интересом выполняют общеразвивающие упражнения, связанные с каким- либо сказочным образом: «Колобок», «Волк идет», «Лиса всему краса», «Добрая кошечка», что помогает добиться качественного выполнения движений: гордая осанка, твердый шаг, прыжки на двух ногах и т. д. В старшем возрасте большое внимание уделяется подбору традиционного и нетрадиционного оборудования, спортивного инвентаря, что дает возможность использовать их многофункционально: поролоновые бруски
превращаются в «забор», «лесенку», «лабиринт», «ворота» для метания мешочков и прокатывания мячей.
В заключительной части занятия максимально удовлетворяется потребность детей в движении через использование подвижных игр в соответствии с возрастом детей, игр народов Поволжья. После каждой части занятия проводится дыхательная гимнастика, она оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей: хорошо снимает усталость, возбуждение, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Также вводятся оздоровительные упражнения для профилактики плоскостопия, простудных заболеваний, психомышечной тренировки и элементы хатки- йоги.
Своим многолетним опытом по проведению физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками неоднократно делилась с инструкторами по физическому воспитанию детских садов города в форме открытых занятий, развлечений, утренней гимнастики, консультаций. Считаю, что системная работа по формированию устойчивого интереса к двигательной деятельности даёт динамику положительных результатов физической подготовленности воспитанников нашего детского сада.
Малоподвижные игры для заключительной части физкультурных занятий.
Игры рекомендуются для детей 3-5 лет. «Ласточка». Ребенок стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперед, голова поднята. Взрослый держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая рука. Поза вначале удерживается не долее 1 секунды, затем опорная нога меняется.
«Шарик». Дети сидят полукругом. «Надувают шары»: широко разводя руками в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик - «ффф...», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух «шшш...» -произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях, повторяют 2-3 раза. «Хомячки». Инструктор говорит детям: «Будем ходить 10 шагов (15 шагов) с толстыми щёчками как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щёки, рот закрыть, дышать носом». Затем по сигналу инструктора хлопнуть себя кулачками по щекам - выпустить изо рта воздух, «щёчки стали как у ребят», походить 15 шагов и снова стать «хомячками» - надуть щёчки. Повторить 4-6 раз.