Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ АЭРАЦИИ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ АЭРАЦИИ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF LESSONS IN A CLASS-ROOM WITH CONSTANT NATURAL AERATION

The aim of this study was the hygienic evaluation of lessons under conditions of constant natural aeration of the class-room during the different seasons in Moscow. The results of the investigation have shown that by means of constant aeration of the classroom it is possible to produce air conditions fully satisfuing the hygienic requirements. The children studying in an aerated class-room did not have such marked physiological changes as those from the control class-room. There were no signs of overheating, the children were less tired and felt better. Towards the end of the school-day these children displayed a slight fall of the inhibition process, whilst those from the control class-room showed a definite fall of the stimulation process which is one of the signs of fatigue.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ АЭРАЦИИ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ»

Наши наблюдения позволяют считать, что температура воздуха в классной комнате для учащихся старших (8—10) классов (в климатических условиях средней полосы Европейской части союза) будет комфортной, если настеннный термометр, установленный на внутренней поверхности внутренней стены, на высоте 1,5 м от пола будет показывать температуру: осенью в пределах от 16,5 до 22°, зимой в пределах от 18 до 20°, весной в пределах от 17,5 до 21°.

ЛИТЕРАТУРА

Летавет А. А., Малышева А. Е., Тверская Б. М. Гиг. и сан., 1940, № 12. стр. 12—19.— С а л ь н и к о в а Г. П. Гиг. и сан., 1940, № 6, стр. ¿6—31.— Она же. Гиг. и здоровье, 1941, № 3, стр. 57—59.—Ш а р о в а М. А. В кн.: Тезисы докладов 2-й республиканской научной конференции по вопросам гигиены детей и подростков. М., 1956, стр. 26—27.

Поступила 23/IX 1957 г.

DETERMINATION OF COMFORTABLE TEMPERATURES FOR CLASS-ROOMS ON

HYGIENIC BASIS

P. A. Zolotov, candidate of medical sciences

At the same temperature of the air the microclimate is quite distinct in different seasons of the year. Thus, in a class-room, at the same temperature of the air at various seasons of the year there may be different conditions Tor the body heat exchange of the pupils. Besides, as there are definite seasonal changes in the processes oi body metabolism, one may conclude that in a class-room during different seasons of the year the same temperature of air may not be of equal hygienic value. Therefore, the determination of optimum levels of temperature should be based on hygienic investigations carried out not only during one season but for a whole year or, better still, for several years and these standard temperatures should be different for each season.

\

•to -to -to

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ АЭРАЦИИ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ

3. П. Громова

Из кафедры школьной гигиены Московского педагогического института

имени В. И. Ленина

Задачей настоящей работы являлась гигиеническая оценка эффективности проведения учебных занятий в условиях постоянной естественной аэрации классной комнаты во все сезоны года в климатических условиях Москвы и изыскание общедоступных методов воздухообмена в условиях школы.

Исследования проводились на протяжении всего учебного года (1955/56) в двух одинаковых классах, расположенных в типовых школьных зданиях строительства 1937—1938 гг. Оба класса размещены на втором этаже, имеют юго-вссточную ориентацию, световой коэффициент 1:4:5, на одного учащегося приходилось 1,24 м2 площади и 4,3 м3 объема помещения. Отопление школ центральное водяное, школьные здания включены в систему теплоэлектроцентрали. Система вытяжной вентиляции в обоих классах центральная на естественном побуждении. Для обеспечения притока воздуха в классах было по две фрамуги и две незамазанных створки окна. Фрамуга переднего окна в экспериментальном классе была оборудована боковыми щитками.

Режим воздухообмена в изучаемых классах был различным. В экспериментальном классе был установлен режим широкой аэрации. Перед началом занятий в нем до прихода детей в школу в течение 10—30 минут (в зависимости от температуры, скорости и направления движения наружного воздуха) применялось сквозное проветривание (через класс и боковой коридор). Во время перемен, когда в классе детей не было, класс проветривали путем открывания створки окна и двух фрамуг. Система аэрации класса во время уроков, т. е. в присутствии учащихся, зависела от состояния погоды. В холодные дни при температуре наружного воздуха ниже 0° приоткрывали только фрамуги, при этом угол открытия был не более 25°. Фрамугу держали полуоткрытой на протяжении всего урока только при наружной температуре не ниже —10°. При более низких температурах фрамугу приоткрывали через 15 минут после начала урока на 15 минут. Затем фрамугу закрывали вновь и на оставшиеся 15 минут открывали дверь в коридор, который до этого проветривался. При температуре ниже —15—18° класс во время уроков проветривался только через дверь в коридор. Проветривание контрольного класса регулярно не проводили, оно носило случайный характер, контроль со стороны учителя и дежурных отсутствовал.

Наблюдениям подвергли 79 учащихся вторых классов — практически здоровых детей 9—10-летнего возраста. Одежда всех обследуемых школьников была одинакова: белье хлопчатобумажное, форменное платье, фартук у девочек и костюм у мальчиков, обувь кожаная. Для изучения физиологических реакций было отобрано по 10 человек из каждого класса. Учащиеся отобранной группы имели среднюю успеваемость, характеризовались сравнительно одинаковыми показателями физического развития (для своей возрастной группы), отсутствием хронических заболеваний, сравнительно одинаковыми материально-бытовыми условиями.

В экспериментальном и контрольном классах ежедневно в течение всего учебного года определяли физические свойства воздуха (температура, влажность, скорость движения воздуха), содержание в нем углекислоты, а также изучали их влияние на тепловое состояние учащихся, условнорефлекторную деятельность и изменения работоспособности школьников. При организации и проведении наблюдений мы учитывали освещение рабочего места, режим дня в школе (учебная нагрузка, проведение перемен, завтраки в школе и т. д.) и режим дня дома (пребывание на воздухе, продолжительность сна, питание и другие моменты).

В период наших наблюдений (1955/56 учебный год) показатели температуры наружного воздуха отличались от средних многолетних данных, характерных для Москвы. В 1955/56 учебном году была сравнительно холодная зима и теплая осень (сентябрь—октябрь). Среднемесячная температура воздуха в зимние месяцы колебалась от —13,2 до 16.9°, а осенние температуры — от 15 до 8,4°, тогда как, по данным Климатологического справочника СССР, средние многолетние месячные температуры в Москве в зимние месяцы колеблются от —7,5 до 9,7°, а в сентябре — октябре — от 11,1 до 4,7°. Наблюдения за состоянием воздушной среды классов показали, что микроклимат классных помещений меняется в зависимости от сезона года, условий погоды и режима аэрации. В сентябре, начале октября и мае, когда занятия в обоих классах проходили при открытых окнах, состояние воздушной среды класса, в котором велись наблюдения, и контрольного мало отличалось друг от друга.

Особенно важное значение имеют наблюдения за температурным режимом классных комнат в холодный сезон года, когда режим аэрации в наблюдаемых классах значительно отличался друг от друга. В зимний период наблюдений установлено, что в контрольном классе

3 Гигиена я санитария, № ! I

33

температура воздуха ступенеобразно увеличивалась от урока к уроку, достигая к концу занятий 23—23,5°. В аэрируемом классе такой рост отсутствовал и кривая температуры в течение дня имела волнообразный характер (см. рисунок). Во время перемен в результате проветривания класса температура воздуха снижалась до 16°. Через 5—10 минут после начала урока она снова повышалась до 17,5—18° и удерживалась на этом уровне до конца урока, иногда с незначительным повышением до 19°.

ГС г4

г?

г?'

гг

?сг

13-

16°

17°

16

15

9 10 II

Часы наблюдении

13

___•/

Дневной ход температур воздуха в классах и температуры наружного воздуха (средние данные за зимний период)

1—температура наружного воздуха; 2—температура воздуха в экспериментальном классе: 3—температура воздуха в контрольном классе.

В постоянно аэрируемом классе относительная влажность зимой была в пределах 31—53%. Весной и осенью параллелыю с повышением влажности атмосферного воздуха возрастала и относительная влажность в классной комнате, колеблясь в пределах 49—61%. Увеличение относительной влажности в конце занятий по сравнению с показателями влажности до начала уроков было незначительным (на 8—10%). в некоторые дни наблюдений отсутствовало и такое увеличение. В контрольном классе относительная влажность увеличивалась от начала учебного дня к его концу, колеблясь в среднем от 45 до 72%- Скорость движения воздуха в аэрируемом классе колебалась в пределах 0,10—0.24 м/сек. Воздух контрольного класса был теплым, застойным, без пульсирующих токов. Скорость движения оставалась в пределах неощутимых величин (от 0,04 до 0.07 м/сек).

Определения СО2 в аэрируемом классе показали, что постоянная аэрация класса дает возможность поддерживать в течение всего учеб-

ного дня содержание С02 в пределах 0,1%. В контрольном классе в течение учебного дня имело место нарастание концентрации СОг. Если до уроков количество С02 колебалось от 0,038 до 0,07У'/а', то к началу большой перемены оно повышалось до 0,198—0,214% и достигало к концу занятий 0,25—0,28%. Содержание ССЬ в классе за время перемены изменялось лишь весьма незначительно, иногда последующий урок начинался при концентрациях, превышавших таковые на предыдущем уроке.

Исследования Л. С. Богаченко и др. показали, что под влиянием учебного дня утомление вызывает у учащихся понижение возбудимости коры головного мозга и углубление тормозных процессов. Однако в этих исследованиях не учитывалось состояния воздушной среды классных комнат. В настоящей работе была сделана попытка проследить влияние различных воздушных условий класса на утомление путем изучения условнорефлекторной деятельности учащихся двигательной методикой с речевым подкреплением.

У большинства учащихся, занятия с которыми проводились в условиях широкой аэрации, под влиянием учебного дня произошло ослабление только процесса внутреннего торможения, что выразилось в появлении в 83 из 128 случаев ответной двигательной реакции на дифференци-ровочный раздражитель. В связи с ослаблением процесса активного торможения произошло нарушение соотношения между раздражительным и тормозным процессами в сторону усиления раздражительного процесса и это привело к увеличению условной реакции и уменьшению латентного периода, что говорит об известном повышении возбудимости коры головного мозга. Занятия, проводившиеся в аэрируемом классе, в 74,2% случаев способствовали повышению возбудимости коры головного мозга, в 16,5% не влияли на положительную условную связь и только в 9,3% привели к снижению возбудимости коры головного мозга, т. е. к углублению процесса торможения.

Неблагоприятное состояние воздушной среды контрольного класса способствовало более глубокому влиянию на условнорефлекторную деятельность, чем занятия в условиях широкой аэрации. Занятия в контрольном классе в большинстве случаев (62,9%) привели к углублению тормозного процесса, что выразилось в снижении величины двигательной условной реакции и удлинении латентного периода.

Показателем утомления может служить и изменение работоспособности. Из методик, применяемых для изучения изменений работоспособности, мы остановились на методе рабочих заданий. Наблюдаемым предлагалось решение комплекса из 6 арифметических примеров на сложение и вычитание. Исследуя качество работы в начале и конце учебного дня, удалось выявить, что неблагоприятные микроклиматические условия сказываются на работоспособности учащихся: падает точность и уменьшается скорость работы- У учащихся класса, где учебные занятия проводились в хороших микроклиматических условиях, созданных аэрацией классной комнаты, количество ошибок в конце учебного дня возрастало на 19,1—34,3%, а у учащихся контрольного класса количество ошибок в конце учебного дня увеличивалось на 62,5—87,8% и почти вдвое увеличивалось время, затрачиваемое на выполнение задания.

Изучение данных теплового самочувствия учащихся показало наличие сезонной разницы в оценке температуры воздуха в классных комнатах. Это различие соответствует сезонным различиям и в температурной реакции кожи. При сопоставлении данных кожных температур было установлено, что при одной и той же температуре воздуха в помещении уровень температуры кожи лба и груди зимой на несколько десятых градуса ниже, чем весной и осенью Наиболее отчетливо сезонные колебания кожной температуры обнаруживались на периферических участ-

3*

35-

ках кожи. Так, температура кожи кисти осенью на 2—2,5° выше, чем зимой, и на 1 —1,5° выше, чем весной. Кроме того, одинаковая оценка учащимися теплового состояния отмечалась в обоих классах при различных температурах воздуха. Большинство учащихся аэрируемого класса зимой и весной определяло свое теплоощущение как хорошее при более низких температурах окружающего воздуха, чем учащиеся контрольного класса: зимой при температуре 17—19°, весной 16—19е. Комфортное теплоощущение у учащихся контрольного класса наблюдалось при температуре воздуха зимой 19—21°, весной 18—21°.

О закаливающем действии уроков, проводимых в условиях широкой аэрации класса, можно в известной мере судить по числу случаев так называемых простудных заболеваний среди учащихся наблюдаемых классов. Из литературы известно, что в возникновении простудных заболеваний наряду с наружным климатом имеет значение климат закрытых помещений, так как застойный микроклимат помещений и перегревание организма способствуют увеличению частоты простудных заболеваний. Колебания температуры при небольших скоростях движения воздуха в классных помещениях, тренируя терморегулирующий аппарат, способствуют закаливанию организма детей и ведут к уменьшению «исла простудных заболеваний. В группу простудных заболеваний вошли катар верхних дыхательных путей, острый бронхит, назофарин-гит, ларингит и ангина. Анализ заболеваний показал, что в аэрируемом классе число их на каждого учащегося несколько меньше, в среднем 0,85 случая с пропуском 6,9 учебного дня, а в контрольном классе 1,09 случая с пропуском 8,58 учебного дня.

Выводы

1. Воздух постоянно аэрируемого классного помещения по своим показателям обладает рядом преимуществ по сравнению с воздухом не-аэрируемого класса.

2. У учащихся, занимавшихся в классе в условиях широкой аэрации, физиологические сдвиги в состоянии организма были менее значительны, чем у учащихся контрольного класса (отсутствовали явления перегрева, одинаковая по своей продолжительности и содержанию умственная работа вызывала снижение работоспособности в меньшей степени по сравнению с той же работой, но выполняемой в неблагоприятных условиях воздушной среды; в конце учебного дня у детей было обнаружено ослабление только процесса торможения, тогда как в контрольном классе учебный день оказал более сильное влияние на высшую нервную деятельность, вызвав ослабление и раздражительного процесса).

3. Можно считать, что исследованная система аэрации класса, обеспечивающая постоянный приток свежего воздуха в классные помещения, имеет важное гигиеническое значение для создания комфортных условий занятий в школе.

ЛИТЕРАТУРА

Бекарюкова Д. Д. Охр. здоровья дет. и подростков, 1933, № 4, стр. 9—18.— Богач емко Л. С. В кн.: Вопросы возрастной морфологии и физиологии. М., 1953, в. 1, стр. 149—180,—Го р ом ос о в М. С. Гиг. и сан.. 1956, № 8, стр. 3—11.—Кой-ранский Б. Б. Гиг. труда и техн. безопасности, 1936. № 2. стр. 18—22.— Л я х о-в и ч-С у ш к о в а М. Л., Зеленко Л. Л.. Гиг. и сян., 1950, № 3, стр. 41—47.— Сапожникова Р. Г. Педиатрия, 1956, № 1, стр. 45—49.

Поступила 23/1Г 1957 г.

THE EXPERIENCE OF LESSONS IN A CLASS-ROOM WITH CONSTANT NATURAL

AERATION

Z. P. Gromova

The aim of this study was the hygienic evaluation of lessons under conditions of constant natural aeration of the class-room during the different seasons in Moscow. The results of the investigation have shown that by means of constant aeration of the classroom it is possible to produce air conditions fully satisfuing the hygienic requirements. The children studying in an aerated class-room did not have such marked physiological changes as those from the control class-room. There were no signs of overhea ting, the children were less tired and felt better. Towards the end of the school-dny these children displayed a slight fall of the inhibition process, whilst those from the control class-room showed a definite fall of the stimulation process which is one of the signs of fatigue.

to -to -fr

ВЛИЯНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ОБЛУЧЕНИЯ НА МИНЕРАЛЬНЫЙ И АЗОТИСТЫЙ ОБМЕН У ПОДРО*]ТКОВ

Кандидат медицинских наук А. П. Шицкова, кандидат химических

наук К■ А. Калинина

Из отдела пищевой гигиены Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

В настоящее время имеется достаточно данных по изучению влияния солнечного света на организм человека и животных. Как установлено Н. Ф. Галаниным, А. П. Забалуевой, Е. В. Донецкой и Т. А. Саи-дерской, Г. М. Франк и др., под влиянием ультрафиолетового излучения в организме человека возникает ряд сложных процессов в коже, рети-куло-эндотелиальной и центральной нервной системах, синтезируется витамин О, повышаются реакции иммунитета, стимулируется обмен веществ.

Интенсивность ультрафиолетовой радиации солнца различна на разных широтах, а также в течение дня и года. По данным Н. Ф. Гала-ннна, около 70% ультрафиолетового излучения приходится на четыре весенне-летних месяца, мало его осенью и почти нет зимой. Естественная ультрафиолетовая радиация солнца в больших городах снижается на 20—30% в связи с загрязнением атмосферного воздуха пылью, дымом и газами (Н. Ф. Галанин, Б. В. Рихтер). Потребность в ультрафиолетовой радиации для организма весьма велика.

Недостаток естественного ультрафиолетового излучения может быть восполнен путем облучения искусственными источниками. Многочисленные исследования на животных и наблюдения на людях показывают, что искусственные источники ультрафиолетового излучения являются вполне биологически активными.

По данным Н. М. Данцига, А. П. Забалуевой, Я. Э. Нейштадт, И. К. Талановой, А. Ф. Чернавиной и др., облучение от искусственных источников ведет к образованию витамина Б и к нормализации фос-форио-кальциевого обмена. Однако о нормализации фосфорно-кальцие-еого обмена исследователи судили по биохимическим исследованиям крови (содержанию неорганического кальция и фосфора в крови, активности щелочной фосфатазы), изменениям проницаемости капилляров и рентгенографическим исследованиям трубчатых костей. В указанных работах, как правило, отсутствовали данные о количественной и качественной стороне питания исследуемых групп и о балансе кальция и фосфора в организме. Между тем нормализация фосфорно-кальциевого обмена в значительной степени зависит от содержания в пище кальция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.