жуточного и перибронхиального склероза. Наличие соединительнотканных волокон в местах утолщения, а также деформация сосудов и бронхов указывают на то, что развивающийся процесс является необратимым. В то же время окись железа в таких же дозах вызывает значительно меньшие изменения также типа хронического межуточного склероза. По-видимому, в сплаве в какой-те мере проявляется действие кремния, ибо ферросилиции оказывает значительно большее действие, чем окись железа. Может быть, в средах организма происходит частичное извлечение кремния из сплава, образование каких-либо других (комплексных) соединений, обладающих соответствующим действием.
Выводы
1- Изучение условий труда на предприятиях, производящих и использующих ферросплавы, показало, что на этих производствах имеется ряд операций и процессов, связанных с возможным образованием аэрозоля ферросилиция. Содержание пыли при этом может быть значительным в зависимости от вида или характера операции и эффективности санитарно-техничёских устройств. По дисперсности в пыли преобладали частицы размером менее 4 ц.
2. Экспериментальное исследование сравнительной токсичности пыли ферросилиция и окиси железа при интратрахеальном их введении показало наличие существенных различий в действии обоих видов пыли. После введения ферросилиция в легких наблюдался стойкий хронический межуточный процесс (утолщение альвеолярных перегородок за счет разрастания молодой соединительной ткани, местами с полным исчезновением альвеолярной структуры, деформацией сосудов и бронхов). Окись железа вызывала в аналогичных опытах явления нерезко выраженного межуточного процесса с утолщением альвеолярных перегородок.
3. Имеются основания считать пыль ферросилиция обладающей более выраженным (чем пыль железа) патогенным действием и соответственно нормировать допустимое содержание ее в воздухе производственных помещений.
* * *
С. М. Громбах
Некоторые вопросы гигиены учебной работы в школе
Из отдела гигиены Научно-исследовательского педиатрического института Министерства здравоохранения РСФСР
В своей практической деятельности школьные и школьно-санитарные врачи обязаны осуществлять санитарный контроль за организацией учебной работы в школе.
В вопросах организации учебной работы соблюдение основных гигиенических положений имеет не меньшее значение, чем в отношении обстановки, в которой протекает эта работа.
Выдающийся отечественный гигиенист Д. Д. Бекарюков писал: «Ограничение роли гигиены одними вопросами внешней обстановки не выдерживает критики... Голос гигиены должен быть выслушан и принят в расчет по всем вопросам, касающимся обучения и воспитания...»'.
Требование включить в сферу гигиенического контроля организацию учебной работы основано на физиологическом учении И. П. Павлова,
1 Д. Д. Бекарюков, Основные начала школьной гигиены, М., 1914, стр. 246.
которое вооружает школьных врачей теоретическими основами для гигиенических указаний по организации преподавания в школе.
И. П. Павлов писал: «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисцип-линирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов» Исходя из этого указания гениального физиолога, на учебную работу распространяются все законы, по которым протекает деятельность центральной нервной системы. В учебной работе, как и во всякой работе коры головного мозга, имеют место возбуждение и торможение, их движение в виде иррадиирования и концентрирования и их взаимная индукция.
Гигиена учебной работы направлена к тому, чтобы установить наиболее благоприятное соотношение этих процессов и тем самым сделать деятельность мозга наиболее, продуктивной. В этом смысле требования гигиены вполне совпадают с требованиями педагогики.
Особая, специальная и очень важная задача врача возникает там, где педагоги, стремясь к обязательному усвоению школьниками учебного материала, пренебрегают закономерностями деятельности центральной нервной системы детей и предъявляют к ученикам требования, не соответствующие их возрастным особенностям, превышающие нормальную работоспособность клеток коры их головного мозга.
Ответственная и вместе с тем благодарная задача врача заключается в том, чтобы помочь педагогу в такой организации учебной работы, которая способствует наиболее эффективному и рациональному функционированию коры головного мозга.
С этой целью необходимо прежде всего избегать возникновения такого торможения в коре головного мозга, которое делает невозможным или, во всяком случае, сильно затрудняет школьникам восприятие и усвоение учебного материала на уроке.
Особое значение в этом смысле имеет так называемое запредельное торможение.
И. П. Павлов неоднократно указывал, что у корковых клеток есть предел работоспособности. За этим пределом, «...предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, выступает торможение»2. Это торможение И. П. Павлов назвал запредельным.
Эго торможение, как говорил И. П. Павлов, «...не будучи само утомлением, является в роли охранителя клетки, предупреждающего дальнейшее чрезмерное, опасное разрушение этой исключительной клетки»3.
Запредельное охранительное торможение вызывается утомлением. Утомление, как указывал И. П. Павлов, есть один из автоматических внутренних возбудителей тормозного процесса.
Запредельное торможение сказывается прежде всего на работоспособности детей школьного возраста: падает точность работы (увеличивается число ошибок), уменьшается скорость работы (возрастает время, затрачиваемое на выполнение заданий). Снижаются функции отдельных анализаторов. Резко ослабевает внимание. Это проявляется в том, что все большее и большее количество учеников перестает слушать учителя и занимается посторонними делами. У части детей проявляется двигательное беспокойство.
Наиболее ясно все эти явления выступают в конце учебного дня, особенно во вторую смену. Но в большей или меньшей степени они наблюдаются в конце каждого урока, особенно у 7-летних учеников I класса.
1 И П Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М.,
Изд. АМН СССР, 1952, стр. 264.
3 И. П. Павлов, Полное собрание сочинений, М.—Л., 1951, Изд. АН СССР, т. 111, кн. 2, стр. 225.
3 Он же, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М., Изд. АМН СССР, 1952, стр. 165.
По наблюдениям X. С. Ривлиной над первоклассниками1, в последние 10 минут урока скорость работы падает в 1'/г—2 раза по сравнению с началом урока, точность работы падает в 5—6 раз, и половина учащихся не слушает учителя. Все это указывает на наступившее запредельное торможение и ставит вопрос о необходимости сокращения длительности урока в первом классе до 35 минут.
Раннее наступление запредельного торможения может быть связано не только с возрастом, но и с общим ослаблением организма. В этом свете совершенно правильным является сокращение длительности уроков в лесных школах.
С ослабленными детьми приходится, однако, встречаться и в массовой школе. Педагогу и врачу следует всегда иметь в виду, что отдельные ученики, ранее и чаще других обнаруживающие невнимательность, двигательное беспокойство и т. п., далеко не всегда относятся к категории недисциплинированных, а могут являться ослабленными по той или иной причине, в силу чего корковые клетки у них быстро истощаются. Такое предположение должно возникнуть прежде всего по отношению к учащимся, недавно перенесшим какое-либо заболевание. Наблюдения и исследования последних лет показывают, что нормализация высшей нервной деятельности у детей, перенесших какие-либо заболевания, не всегда совпадает с клиническим выздоровлением (Р. М. Пэн, Г. Н. Титов). Из этого вытекает необходимость создания для таких детей охранительного режима, длительность соблюдения которого должна бьпь определена в каждом отдельном случае.
Если запредельное торможение в любых его проявлениях возникает не у отдельных детей, а у многих учеников, то это является сигналом нерационального, непосильного для учащихся построения учебной работы (чрезмерно длительные уроки, или чрезмерно большое количество уроков в течение учебного дня, или недостаточно продолжительные перерывы между уроками, или и то и другое) и настоятельно требует от врача и педагогов перестройки учебного режима в сторону облегчения или укорочения учебной нагрузки или же удлинения отдыха.
Помимо запредельного торможения, возникающего в результате утомления, необходимо избегать возникновения у учащихся внешнего торможения, также затрудняющего восприятие учебного материала.
Под внешним торможением И. П. Павлов понимал торможение какого-либо участка или центра головного мозга, возникающее в силу того, что создается новый очаг возбуждения, вызванный новым раздражителем.
«Всякий такой новый раздражитель, — говорит И. П. Павлов,— сейчас же ведет к появлению исследовательского рефлекса, т. е. соответствующий рецептор устанавливается в направлении к новому раздражителю...» 2.
У детей этот исследовательский рефлекс, рефлекс «что такое?» возникает особенно легко, и по присущему детям свойству центральной нервной системы возникающее возбуждение иррадиирует на значительный участок коры. Этим объясняется та легкость, с которой отвлекается внимание детей.
В классе должна быть создана обстановка, в которой была бы до минимума сведена возможность возникновения побочных раздражителей, являющихся источниками внешнего торможения.
Особенно часто эти побочные раздражители проявляются в домашней обстановке, во время приготовления учащимися уроков. Педагогам и врачам следует обращать внимание родителей на этот момент и совето-
1 Гигиена и санитария, 1951, № 3.
2 И. П. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М., Изд. АМН СССР, 1952, стр. 31.
вать им избегать по возможности раздражителей, отвлекающих учащихся от выполнения заданий (не вести в это время громких разговоров, выключать радио и т. п.).
Внешним тормозом может быть не только раздражитель из внешней среды, но и раздражение, идущее от внутренних органов и от проприоре-цепторов. Поэтому внешнее торможение может иметь причиной длительное мышечное напряжение в результате неудобной позы, вызванной неподходящей мебелью, или напряжение зрения, связанное с недостаточным или неправильным освещением.
Ввиду этого выполнение гигиенических требований в школе обеспечивает вместе с тем и гигиену высшей нервной деятельности школьников.
Затрудняющий учебную работу тормозной процесс в коре головного мозга школьников может возникнуть также как результат так называемой отрицательной индукции.
Специальные исследования, посвященные возникновению отрицательной индукции у детей, в частности, под влиянием школьных занятий, обнаружили ряд закономерностей.
Было установлено, что явления отрицательной индукции выражены тем ярче, чем моложе возраст детей (И. Б. Познанская) что отрицательная индукция увеличивается под влиянием предшествующей мозговой работы к концу учебного дня, особенно во вторую смену (Л. С. Бога-ченко) 2, что явление отрицательной индукции выражено ярче в случае, если быстро чередующиеся раздражители принадлежат к одному и тому же анализатору (И. Б. Познанская).
Из этого вытекает, что длительные занятия одним и тем же видом деятельности (однообразные раздражения, адресованные в один и тот же анализатор) способствуют возникновению отрицательной индукции. Поэтому в начальных классах, особенно в первых, желательно практиковать смену задания в течение одного урока. Следует решительно избегать сдваивания однородных уроков, в том числе и в старших классах, особенно в конце учебного дня.
В стремлении гигиенически организовать учебный процесс врачи и педагоги не могут пройти мимо существенной стороны высшей нервной деятельности учащихся -— соотношения первой и второй сигнальных систем.
У взрослых здоровых людей обе сигнальные системы хорошо развиты и действуют совместно. В зависимости от различных соотношений обеих систем можно, однако, различать три типа людей. У так называемого среднего типа одинаково хорошо развиты обе системы. У мыслительного типа преобладает развитие второй сигнальной системы. У художественного типа регулирующее, действие второй сигнальной системы выражено значительно слабее, чем у первых двух типов3.
Дети большей частью относятся к третьему типу. По наблюдениям Н. И. Красногорского, в условиях, когда словесные раздражители оказываются в конфликте с теми явлениями, которые они обозначают, реальное раздражение у здоровых детей всегда берет верх над противоречащим ему словесным раздражителем 4.
1 И. Б. Познанская, Исследование отрицательной индукции в коре больших полушарий ребенка. Сборник «Основные механизмы условнорефлекторной деятельности ребенка» под редакцией А. Г. Иванова-Смоленского, М.—Л., Изд. работников просвещения, 1930, стр. 201—227.
2 Л. С. Богаченко, Материалы первой научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии, М., Изд. АПН РСФСР, 1952, стр. 21.
3 А. Г. И в а н о в-С моленский, Учение И. П. Павлова о двух корковых сигнальных системах и отношение его к медицине, Медицинский работник, ЗО/'Ш 1952 г.
4 Объединенная сессия, посвященная 10-летию со дня смерти И. П. Павлова, М., Изд. АМН СССР, 1948, стр. 145.
У детей школьного возраста преобладание первой сигнальной системы проявляется уже не с такой силой, как у детей раннего возраста. Но в младших классах оно дает еще себя знать. В этом заключается физиологическое обоснование необходимости наглядного обучения. Такое обучение является наименее утомительным и наиболее эффективным.
Вторая система сигнализации и ее орган, писал И. П. Павлов, «...как самое последнее приобретение в эволюционном процессе, должны быть особенно хрупкими, поддающимися в первую голову разлитому торможению...»
И действительно, наблюдения показывают, что у маленьких детей, особенно в начальные периоды развития речи, речевая система реагирует задержкой развития на неблагоприятные изменения соматического состояния ребенка (Н. И. Красногорский)2. При заболеваниях дети раннего возраста нередко разучиваются говорить. У детей школьного возраста вторая сигнальная система, естественно, гораздо более упрочена, и такие резкие нарушения в ней не наблюдаются, но и у них она реагирует на неблагоприятное состояние организма, в частности, на утомление.
По данным Л. С. Богаченко, к концу учебного дня у некоторых школьников нормальное соотношение и совместная работа первой и второй сигнальных систем значительно нарушаются, особенно во второй смене 3.
Отмеченные Л. С. Богаченко более значительные изменения в нервной системе (нарастание явлений отрицательной индукции, нарушение правильного взаимодействия первой и второй сигнальных систем, снижение вегетативной реактивности) в конце учебного дня во вторую смену 4 заставляют думать о гигиенической рационализации в первую очередь занятий второй смены, а также об упорядочении распределения учащихся по сменам.
При распределении параллельных классов между обеими сменами (а такое распределение очень желательно, ибо оно представляет един ственную возможность правильного рассаживания учащихся по партам, так как в этих условиях в каждой классной комнате в обе смены зани маются учащиеся одного и того же возраста) детей ослабленных, с более истощаемой нервной системой следует назначать в первую смену.
Гигиеническая организация школьных занятий должна распространяться не только на учебную деятельность учащихся, но и на их отдых. В силу этого школьные врачи не могут проходить мимо организации перемен.
Поскольку отдых направлен на снятие возникшего в результате работы утомления, на восстановление работоспособности, он должен обеспечить бездеятельное, тормозное состояние клеток коры, бывших ранее в состоянии возбуждения. «За время тормозного периода, оставаясь свободной от работы, клетка восстановляет свой нормальный состав» 5.
Это не значит, однако, что во время отдыха вся кора должна находиться в состоянии торможения и, следовательно, весь организм должен быть бездеятельным. Отдых не равнозначен полному покою. Советская физиология и гигиена, опираясь на теоретические положения и опыты И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их учеников, считает активный отдых лучшим, наиболее эффективным видом отдыха. При активном отдыхе в тормозном состоянии находятся те клетки и участки коры, которые ра-
1 И. П. Павлов, Избранные статьи и речи, М., Изд. АМН СССР, 1951, стр. 67.
2 Журнал высшей нервной деятельности, М., Изд. АН СССР, 1952, т. II, в 4, стр. 480.
3 Журнал высшей нервной деятельности, М., Изд. АН СССР, 1951, № 1, стр. 62.
4 Материалы первой научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии, М., Изд. АПН РСФСР, 1952, стр. 21—22.
5 И. П. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М, Изд. АМН СССР, 1952, стр. 165.
нее были в состоянии возбуждения и, наоборот, активно функционируют те клетки, которые были ранее в бездействующем состоянии.
Исходя из этого, и должна быть организована перемена в школе. Поскольку урок заключает в себе, как правило, достаточно интенсивную умственную нагрузку для учащихся, перемена должна быть полностью освобождена от умственной работы. Всякое повторение уроков на перемене, даже чтение художественной литературы, противопоказано.
С другой стороны, подавляющее большинство уроков в школе требует торможения двигательной сферы. Движение представляет естественную потребность детей, и преодоление этой потребности, сохранение относительной неподвижности на уроках дается детям с немалым трудом, и тем труднее, чем они моложе. Это значит, что перемена должна служить детям для растормаживания двигательной сферы, дать выход накопившейся в них энергии, предоставить им возможность проявления их двигательной активности (конечно, в известных рамках).
Однако, к сожалению, во многих школах явно недооценивают значение активного отдыха, учащимся не дают возможности свободно двигаться на переменах. Им запрещено бегать, резвиться. Единственным разрешенным видом движения является чинная прогулка по коридору. Это грубая ошибка, основанная на игнорировании физиологических потребностей растущего организма. Ошибка эта приводит к нежелательным последствиям.
Во-первых, такая перемена не приводит в достаточной степени к восстановлению работоспособности корковых клеток. Во-вторых, с трудом сдерживаемая потребность в движении в конце концов дает себя знать и прорывается с особой силой часто совсем не там, где следовало бы.
Чтобы избежать тесноты и сутолоки в коридорах, а также шума, наиболее целесообразно вынести перемены на свежий воздух, использовать с этой целью школьный двор. За исключением северных районов нашей страны, проведение перемен на воздухе возможно на протяжении большей части учебного года. Эту возможность нужно использовать как можно шире.
Заботясь об отдыхе учащихся, о предотвращении у них переутомления, школьные врачи и педагоги не могут быть безучастными к организации ночного отдыха детей.
Школьные работники непосредственно, и главным образом через родителей должны прилагать все усилия, чтобы обеспечить учащимся достаточный по продолжительности и протекающий в надлежащих условиях сон-
Наблюдения показывают, что нормы продолжительности сна, к сожалению, очень часто не соблюдаются. Семилетние ученики I класса при начале занятий в школе в 8 часов 30 минут должны в городских условиях вставать не позже 7 часов 30 минут, а при некотором отдалении школы от дома — еще раньше. Для того чтобы проспать положенные им 11 —12 часов, они должны засыпать не позже 8 часов вечера, что почти никогда не удается. В результате этого ученики I и II класса ежедневно недосыпают 1 — 17з часа. Между тем установлено, что недосыпание весьма отрицательно сказывается на течении корковых процессов у детей1.
Поэтому следует добиваться установления правильного режима сна учащихся. В частности, желательно обеспечить детям возможность более позднего вставания. Это может быть достигнуто перенесением начала занятий в I и II классах, где в день бывает не более четырех уроков, на второй урок.
1 Л. С. Б о г а ч е н к о, Материалы первой научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии, М., Изд. АПН РСФСР, 1952, стр. 23—24.
Резкий дефицит сна у старших школьников часто связан с чрезмерно большим объемом домашних заданий. Устранение этой причины может быть достигнуто путем улучшения методов преподавания и сокращения учебных программ. В этом направлении намечаются в настоящее время известные сдвиги.
Вместе с тем следует иметь в виду, что далеко не всегда в позднем засыпании старших школьников повинна школа. Нередко причина его кроется в неправильном построении режима учащихся, в недостаточном контроле над ним со стороны родителей. Поэтому при встречах с родителями врачи и педагоги должны обращать их внимание на этот вопрос.
Мы коснулись лишь некоторых, наиболее существенных вопросов гигиенической организации учебной работы в школе с тем, чтобы привлечь внимание школьных врачей к этой весьма важной стороне их деятельности и призвать их к большей активности в этой области..
•¿г Ъ -¿г
Л. Н. Шустова, С. Л. Петрович
Об унификации учета кишечной палочки при санитарно-бактериологических исследованиях пищевых продуктов
Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции
В настоящей работе мы ставим своей целью обратить внимание санитарных работников на некоторые вопросы, связанные с определением кишечной палочки в пищевых продуктах, и на необходимость унификации способов ее учета.
Для санитарно-бактериологического исследования многих видов продуктов отсутствуют стандартизованные методики, а бактериологические показатели (нормативы) имеются для ограниченного ассортимента пищевых продуктов. Необходимыми условиями для получения обоснованных и сравнимых лабораторных данных бактериологических исследований являются не только применение стандартизованных методов, но в равной степени и согласованность в трактовке сборной группы кишечной палочки и принятие единообразных способов ее определения.
В опубликованных материалах по методикам санитарно-бактериологических исследований пищевых продуктов (ОСТ, ГОСТ, ВТУ) имеются расхождения в отношении санитарной значимости разновидностей, входящих в состав группы кишечной палочки. В частности, нет единого решения следующих важных вопросов: какие разновидности группы кишечной палочки и при каких условиях подлежат учету; какие биологические и биохимические признаки являются необходимыми и достаточными для отнесения выделенных штаммов в группу кишечной палочки.
Различные стандарты и инструкции по-разному оценивают санитарную значимость отдельных подгрупп, входящих в состав обширной и сборной группы кишечной палочки- В некоторых ОСТ и ГОСТ игнорируются подгруппы В. aërogenes, В. сЛгоуогигп и даже В. рагасоП, хотя последние являются особо показательными в эпидемиологическом отношении.
В таблице представлены данные по учету кишечной палочки, согласно стандартным методам санитарно-бактериологических исследований пищевых продуктов. Графы 1, 2 и 3 наглядно иллюстрируют отсутствие единого способа идентификации кишечной палочки.
И2