Научная статья на тему 'Первоочередные задачи научно-исследовательской работы по школьной гигиене на ближайший период'

Первоочередные задачи научно-исследовательской работы по школьной гигиене на ближайший период Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первоочередные задачи научно-исследовательской работы по школьной гигиене на ближайший период»

У лиц, страдающих заболеваниями кожи, возникшими при выполнении работ по окраске мехов и сопровождающимися повышенной чувствительностью к урсолу, пирокатехину, непереносимости к диэтилпарафе-нилендиаминсульфату и к паранитрозодиэтиланилину выявлено не было.

Анализы крови и мочи больных не выявили никаких отклонении от нормы.

У лиц, имеющих контакт с диэтилпарафенилендиаминсульфатом. изменений со стороны ЛОРорганов, характерных для воздействия урсо-ла (насморка), ¡не обнаружено. При неврологическом обследовании их также не выявляется заболеваний, возникновение которых можно было бы поставить в зависимость от воздействия диэтилпарафенилендиамин-сульфата.

С целью профилактики кожных заболеваний у лиц, занятых на производстве диэтилпарафенилендиаминсульфата, а также на производствах обработки цветной кинопленки, можно рекомендовать следующие мероприятия: а) максимальную герметизацию и механизацию производства; б) ежедневный душ; в) тщательное мытье рук теплой водой с мылом при попадании продукта на кожу; г) ношение спецодежды: косынки, халаты, чулки.

Лица, имеющие заболевания кожи, не должны допускаться на работу с диэтилпарафенилендиаминсульфатом, а лиц, перенесших кожные заболевания и имеющих повышенную чувствительность к указанному веществу, следует переводить на другую работу.

I

■¿г -А-

Г. А. Митерев

Первоочередные задачи научно-исследовательской работы по школьной гигиене на ближайший период

В отчетном докладе XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б) Г. М. Маленков поставил перед партией одну из основных задач: «Развивать дальше передовую советскую науку с задачей занять первое место в мировой науке»

Для того чтобы советская наука заняла подобающее ей передовое место, наши ученые должны хорошо потрудиться над вопросами организации научно-исследовательской работы, ибо от этого во многом зависит-актуальность тематики наших научных учреждений.

Исключительно от нас зависит исполнение на высоком научном уровне запланированной тематики и внедрение достигнутых результатов в практику.

Павловский принцип — единство и взаимозависимость человеческого организма и внешней среды, положенный в основу исследования, ставит наши работы на материалистические основы диалектического метода, что и выдвигает работы советских ученых на первое место в мире.

Директивы XIX съезда партии открывают перед всеми медицинскими работниками и гигиенистами, в частности, широчайшие перспективы в области профилактики, так как постепенный переход от социализма к коммунизму знаменуется дальнейшим улучшением благосостояния народа, которое приведет к укреплению здоровья и увеличению долголетия советских людей.

1 Г. Маленков, Отчетный доклад XIX съезду партии о работе Центрального комитета ВКП(б), М., Госполитиздат, 1952, стр. 78.

Для работающих в области школьной гигиены в настоящее время особое значение имеют следующие вопросы: переход от семилетнего образования к всеобщему десятилетнему, осуществление политехнического» обучения в средней школе и режим дня в связи с этим, обеспечение-дальнейшего развития физической культуры и спорта и ряд других, вопросов, вытекающих из решений XIX съезда партии.

На основании отчетных материалов, имеющихся в нашем распоряжении, и личного ознакомления с деятельностью санитарно-гигиенических учреждений нам представляется возможным подвести некоторые итоги того, что сделано гигиенистами за истекший период пятой пятилетки в области школьной гигиены.

Мы должны отметить, что за последние несколько лет в общем плане Ученого совета Министерства здравоохранения СССР проблема «Охрана здоровья детей и подростков» находит достаточно широкое отражение.

Мы должны констатировать и то, что в настоящее время исследовательская работа в области школьной гигиены имеет иное направление* чем 5—7 лет назад. Научно-исследовательские учреждения и кафедры, школьной гигиены санитарных факультетов медицинских институтов неограничиваются только изучением физического развития детей как показателя здоровья его, но берут для изучения и факторы среды, влияющие на физическое развитие.

Изменился и характер работ по изучению физического развития.. Как правило, их теперь проводят в динамике и комплексно с изучением состояния здоровья. Подобного рода работы проводятся, например, на стройках крупных гидроэлектростанций (Научно-исследовательский санитарный институт имени Эрисмана, Саратовский санитарный институт,, кафедры общей и школьной гигиены медицинских институтов Казани„ Сталинграда, Ростова)- В ряде институтов проводилось изучение динамики здоровья и физического развития детей для получения показателей физического развития (Ленинградский педиатрический институт, кафедры организации здравоохранения и педиатрии медицинских институтов Воронежа, Смоленска, Ленинграда, Вильнюсский республиканский гигиенический институт).

В течение ряда лет проводится изучение динамики состояния здоровья и физического развития школьников и дошкольников (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР, Центральный научно-исследовательский педиатрический институт Министерства здравоохранения РСФСР). Изучаются динамические сдвиги в физическом развитии учащихся ремесленных училищ Московской области (Московский областной санитарный институт).

Относительно большое количество работ по изучению состояния здоровья и физического развития было оправдано необходимостью получить данные, характеризующие состояние здоровья и развития нашей молодежи, для принятия практических мер по устранению недостатков в медицинском обслуживании. Этими работами доказано, что основные показатели здоровья и физического развития рабочей молодежи, учащихся и детского населения находятся либо на уровне довоенных, либо даже превзошли их, что подтверждается исследованиями ученых Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Одессы, Астрахани и др.

Работы, проводимые Научно-исследовательским санитарным институтом имени Эрисмана в Болыие-Глушицком районе Куйбышевской области, убеждают нас в том, что подобные процессы происходят и в сельской местности.

Однако руководящие органы здравоохранения и центральные научно-исследовательские учреждения с запозданием дали местным организациям точные методические указания по проведению данной работы, вследствие чего в ряде мест собранные материалы имели существенные дефекты. Научно-исследовательские учреждения мало привлекали к этим-

исследованиям практических работников, не имели связи друг с другом и не подвергали широкому обсуждению итоги своих наблюдений.

Относительно большое место в работе наших институтов занимает проблема «Гигиеническое обоснование режима школьных и внешкольных занятий».

Так, например, в Институте физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР имеется уже ряд законченных и опубликованных работ по вопросу режима дня и учебной нагрузки школьников. Авторы работ предложили схему режима дня школьников, в которой даны физиологические обоснования длительности приготовления домашних уроков для учащихся 1 — 10-го классов с учетом возрастных особенностей.

Проводятся научные работы и по вопросам закаливания. Так, например, изучалось влияние группового ультрафиолетового облучения на воспитанников закрытых детских учреждений, причем выявлены благоприятные результаты у облучавшихся детей по сравнению с необлучав-шимися. Эффективность ультрафиолетового облучения показана и в работе «Опыт изучения влияния искусственного облучения на детей 7-лет-него возраста» (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР). На основании этих и других подобных исследований ультрафиолетовое облучение введено в целях закаливания в режим дня детских домов и военных училищ.

Интересные научные работы по вопросам закаливания в детских учреждениях ведутся на кафедре школьной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института и Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР: «Опыт проведения учебных занятий в холодные сезоны года на веранде в лесной школе» и «Закаливание детей в системе физического воспитания в детских садах».

Над вопросами искусственного освещения школ и состояния зрения школьников работали кафедра школьной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, Свердловский гигиенический институт и Чкаловский медицинский институт.

В научно-исследовательском санитарном институте имени Эрисмана третий год проводятся динамические наблюдения за учащимися с аномалиями зрения, в результате чего даны практические предложения по профилактике близорукости в школах и улучшению условий освещения.

В отделе школьной гигиены Центрального научно-исследовательского педиатрического института Министерства здравоохранения РСФСР разработаны температурные нормы детских учреждений в возрастном разрезе и, в частности, температурные нормы для палат новорожденных и детей 1-го, 2-го и 3-го года жизни. Разрабатываются нормы температуры для детских садов.

В ряде институтов (Научно-исследовательский санитарный институт Имени Эрисмана, Ленинградский научно-исследовательский санитарный институт, Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, Вильнюсский республиканский гигиенический институт) ведутся работы по гигиеническому обоснованию планировки и благоустройства школьных зданий и дошкольных детских учреждений, ориентации школьных зданий и др. К сожалению, результаты этих работ недостаточно внедряются в практику. Причина этого заключается в том, что институты и авторы мало связаны с проектными организациями и государственной санитарной инспекцией.

В научных работах по школьной гигиене с каждым годом все шире и шире применяют методы естественного гигиенического эксперимента, т. е. одновременно изучают среду, окружающую ребенка, и реакции детского организма на эту среду, что позволяет уже в течение исследования вводить мероприятия по воздействию на внешнюю среду. Шире применяют физиологические методы исследования, характеризующие состояние центральной нервной системы, что позволяет вскрывать ранние физиоло-

3 Гигиена и санитария, № О

гические сдвиги в детском организме под влиянием тех или иных факторов среды.

Из краткого обзора итогов научных исследований по весьма актуальным проблемам школьной гигиены видно, что работа в этом направлении проводится большая. Но все же приходится констатировать, что по сравнению с другими отраслями гигиенической науки школьная гигиена развивается слабее и важнейшие проблемы этой науки разрабатываются совершенно недостаточными темпами. По этому разделу гигиены мало публикуется статей и монографий.

Каковы же конкретные задачи в области научно-исследовательской работы по школьной гигиене на ближайший период?

Основным вопросом, требующим неотложного разрешения, являете? изучение режима дня школьника.

В работах по изучению режима дня школьников требуется применять глубокий физиологический эксперимент. Правда, мы еще бедны в выборе физиологических методов исследования центральной нервной системы, позволяющих вскрывать ранние физиологические сдвиги в детском организме под влиянием тех или иных факторов среды. Но, изыскивая новые физиологические методы, необходимо шире применять в гигиенических работах и методы, уже освоенные в клиниках. К таким методам в настоящее время можно отнести двигательную методику речевого подкрепления проф. А. Г. Иванова-Смоленского.

Перед "гигиенистами встает вопрос и о помощи проектирующим организациям и государственной санитарной инспекции в экспертизе проектов новых школ, строительство которых в новой пятилетке возрастет на 70%. В этом вопросе также требуются физиолого-гигиенические исследования, ибо нормирование строительства школ в прошлом было основано главным образом на практическом опыте врачей и педагогов. В ближайшее время необходимо разработать научно-обоснованные нормативы по строительству, обеспечивающие всестороннее правильное воспитание и обучение и возможность создания режима, диференцированного по возрасту учащихся.

Нужны нормативы для мастерских, биологических кабинетов, кабинетов физики и химии в связи с внесением элементов политехнического образования в преподавание этих предметов. Следует дать ответ и на вопросы ориентации классов по странам света.

Особого внимания заслуживает вопрос о правильной постановке физического воспитания, физической культуры и спорта среди детей и молодежи. Существующая практика свидетельствует о том, что эти вопросы почти не находят отражения в тематике гигиенических институтов и кафедр школьной гигиены. Все, что по данному вопросу сделано, относится главным образом к работам специальных институтов и кафедр физического воспитания медицинских институтов. Исследования часто проводились без участия физиолога и гигиениста и вследствие этого не учитывалось значение мышечных движений человека для развития его мозга.

Наша задача заключается в том, чтобы физическое воспитание школьников построить на принципах всемерной заботы о гармоничном развитии двигательного аппарата, нервной системы и совершенствовании органов чувств. Совместная работа специалистов по физическому воспитанию и спорту, гигиенистов, физиологов, педиатров должна дать научно-обоснованные варианты физических воздействий на молодой организм (комплексы упражнений, закаливающие процедуры, уроки по физическому воспитанию, режимы и др.).

Не следует забывать и вопроса об организации помощи гигиенистов и педиатров школьным врачам, призванным осуществлять оздоровительные мероприятия среди школьников, надзор за состоянием здоровья их и надзор за санитарным состоянием и оборудованием школ, классов, учеб-

ных пособий и т. д. Задача эта не новая, но мы останавливаемся на ней потому, что многотысячная армия школьных врачей, вследствие слабой связи с гигиенистами, работает иногда без достаточного эффекта по дальнейшему улучшению состояния здоровья учащихся.

Наши данные показывают, что школьные врачи, плохо вооруженные методическими материалами и мало инструктируемые, часто не могут обоснованно предъявлять гигиенические требования к администрации школ. Необходимо поэтому вооружить школьных врачей методическими инструктивными материалами, организовать и осуществлять непосредственную связь с ними. Такие формы связи, как декадники, предоставление рабочих мест, выездные сессии, дни открытых дверей, выезды научных сотрудников для помощи на места и др., оправдавшие себя в практической деятельности Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана, необходимо применять всем гигиеническим и педиатрическим институтам. Это будет прямым ответом на решение XIX съезда об обеспечении быстрейшего внедрения в практику достижений медицинской науки.

Гигиенисты должны больше работать над изучением влияния нч организм детей и подростков такого мощного фактора, как питание. На наш взгляд особое значение при этом имеют такие пищевые продукты, как молоко, молочные продукты и овощи. Следует изучать значение важнейших минеральных солей и особенно солей кальция и фосфора в структуре питания. Нуждаются в уточнении и такие вопросы, как режим и рационализация питания детей.

Необходимы дальнейшие динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей и подростков. Но в этих наблюдениях мы должны ставить себе иную задачу. Для разработки стандартов и оценки будущих положительных сдвигов в состоянии здоровья и физического развития детей в настоящее время необходимо организовать побольше станций динамических наблюдений над местным детским населением.

Постановку широких динамических наблюдений мы должны решать с помощью практических врачей, которых необходимо вооружить правильной методикой сбора и анализа материалов.

Нельзя обходить в рекомендациях молчанием и вопросы влияния условий среды на укрепление здоровья детей и подростков и на профилактику инфекций в школах и детских учреждениях. То, что сейчас делается, например, разработка вопроса влияния на детей микроклимата закрытых помещений, ультрафиолетовое облучение учащихся и санация воздуха бактерицидными лампами и химическими средствами,— все это явно недостаточно. Нам думается, что работникам школьной гигиены необходимо восстановить старые традиции и заняться вопросами профилактики инфекций в широком плане.

Нельзя не сказать несколько слов об организации Научно-исследовательского института школьной гигиены Министерства здравоохранения СССР. Без положительного решения этого вопроса наши усилия шире развернуть научно-исследовательскую деятельность будут встречать серьезные препятствия. Конечно, будучи комплексной наукой, школьная гигиена должна ориентироваться в своих исследованиях на широкий комплекс специалистов смежных дисциплин. Но планирование и особенно контроль за исполнением должен осуществлять единый центр, из которого должны выходить методические материалы по дальнейшему развитию науки и санитарной практики по школьной гигиене. В этом центре следует решать все принципиальные вопросы организации школьно-санитарного дела. Он должен быть основным местом подготовки и повышения квалификации специалистов школьной гигиены.

Министерство здравоохранения СССР должно безотлагательно решить этот насущный вопрос.

3*

35

Внедрение комплексности, примейение учения И. П. Павлова и широкое развертывание критики и самокритики дадут нам возможность еще выше поднять уровень научных исследований в области охраны едоровья детей и подростков.

-&

Л. Е. Корщ

Сравнительная оценка методов определения кишечной

палочки в воде

Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР

В настоящее время у нас при оценке воды приняты по ГОСТ 5216-50 следующие методы обнаружения кишечной палочки:

1. Бродильный метод на глюкозо-пептонной среде.

2. Прямой метод при помощи мембранных фильтров.

М. Г. Киченко с целью максимального приближения методики сани-тарно-бактериологического исследования воды к запросам практики внесла ряд изменений в стандартный бродильный метод, позволяющих ускорить анализ воды и проводить его вместо трех суток в одни сутки.

По методу М. Г. Киченко рекомендуется вести первый этап анализа на сред! обогащения при температуре 42° в течение 12 часов и после этого срока производить высевы из всех пррбирок титрационных рядов, независимо от наличия или отсутствия признаков роста, на полускошеннчо диференциальную среду с розоловой кислотой. Материал для высева берут с поверхности среды накопления петлей с крупным ушком, делают прокол ею в столбик розолового агара и при вынимании петли проводят ею же штрих по скошенной поверхности.

Пересевы на розоловом агаре помещают в термостат при температуре 37°, первичные же посевы ва среде накопления продолжают выращивать при температуре 42°.

Через 20—24 часа от момента посева воды в среде накопления отмечают муть и брожение и изменения на розоловом агаре — вторичное брожение (разрыв столбика или образование пены в конденсационной жидкости), а также характер колоний, выросших на скошенной поверхности среды. Колонии кишечной палочки имеют яркожел-тый цвет на пожелтевшем агаре, а колонии лактозодефективных кишечных палочек — серый цвет на неизменном косячке, столбик же агара желтеет. Делают мазки, бакте-риоскопируют. Таким образом, срок анализа сокращается до 20—24 часов без необходимости дальнейшей идентификации выделенной культуры.

Преимуществом данного метода является еще то, что он улавливает лактозодефективные штаммы группы кишечной палочки, что очень важно при санитарной оценке воды. Методом же мембранных фильтров указанные бактерии учитываются только по морфологическим признакам вида колонии.

Нами было исследовано параллельно обоими вышеописанными методами 359 проб воды Клязьминского водохранилища в различные времена года с фильтрами выпуска различных годов и А. С. Колтуно-вой — 47 проб воды Волги в районе Ярославля.

Полученные данные сведены в таблицу.

Как видно из таблицы, чувствительность обоих сравниваемых методов при испытании их с фильтрами довоенного выпуска почти одинаковая.

С фильтрами же выпуска 1947—1948 гг. во всех случаях большей чувствительностью обладал метод Киченко, причем расхождения в коли-титрах составляли значительную разницу.

Таким образом, полученные результаты говорят о большей чувствительности ускоренного метода по сравнению с методом мембранных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.