Научная статья на тему 'Состояние и задачи гигиены в свете физиологического учения И.П. Павлова'

Состояние и задачи гигиены в свете физиологического учения И.П. Павлова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и задачи гигиены в свете физиологического учения И.П. Павлова»

I

Член-корреспондент АМН СССР проф. В. К. Навроцкий

Состояние и задачи гигиены в свете физиологического

учения И. Г1. Павлова 1

При определении направления той или «мой отрасли науки следует исходить из задач народного хозяйства СССР и перспектив его развития. Каждая отрасль науки способствует выполнению народнохозяйственного плана в соответствии со своим содержанием и свойственными ей методами исследования.

В задачи гигиенической науки входит: 1) изучение внешней среды и социальных условий; 2) исследование их влияния на организм человека, коллектива и населения в целом; 3) научное обоснование гигиенических принципов создания благоприятных условий внешней среды; 4) проверка эффективности проведенных оздоровительных мероприятий. Все четыре звена гигиенических исследований связаны между собой и последовательно вытекают одно из другого.

Совершенно очевидно, что на разных этапах изучения применимы различные методы исследования. При изучении внешней среды применяются преимущественно химические и физические методы. При исследовании влияния факторов внешней среды на человека применяются методы физиологические, морфологические, клинические и статистические. Разработка гигиенических принципов создания благоприятных условий внешней среды основывается на указанных исследованиях и выражается в обосновании нормативов и предложении мероприятий по реализации этих нормативов. Заключительным этапом исследования является участие >в строительном проектировании путем разработки гигиенического задания, оценки проекта с гишеничеокой точки зрения и проверки гигиенической эффективности предложенных мероприятий путем изучения внешней среды, исследования физиологических реакций организма, учета состояния здоровья, заболеваемости.

Из сказанного видно, что гигиена решает свои задачи комплексно. Для решения больших гигиенических проблем привлекаются представители ряда специальностей. Какова же роль гигиениста и место его в исследовательской работе? Естественно, что в основном его исследовательская работа как врача должна быть направлена на изучение физиологических и биохимических явлений. Отсюда вовсе не следует, как полагают некоторые авторы, что гигиенист должен стать физиологом. Сущность той или иной науки определяется не методами исследования, а целью, которую она перед собой ставит. Поэтому гигиенист должен не только заниматься изучением ¡внешней среды для гигиенической оценки ее; он обязан принимать активное участие и в разработке оздоровительных мероприятий. Роль гигиениста, однако, этим не исчерпывается. Гигиена — наука синтетическая, и гигиенист не должен ограни-

1 Доложено на пленуме Харьковского гигиенического общества 16.Х.1950 г.

V___—Л

читаться исследованиями в какой-либо одной области, а синтезировать все данные, полученные различными специалистами, для решения гигиенической проблемы.

Необходимо ли во всех случаях проводить исследования в указанных выше четырех направлениях? Не всегда. Это зависит от поставленной цели или опыта, накопленного предыдущими исследователями. Нужно ли, например, заниматься определением токсичности вещества, обнаруженного в воде, пищевом продукте или в воздухе, если токсичность этого вещества и даже предельно допустимые дозы или концентрации его установлены ранее? В данном случае после исследования среды нужно приступить к разработке оздоровительных мероприятий, если они неизвестны, и к изучению их гигиенической эффективности. Поэтому нет ничего предосудительного в том, что в данном случае гигиенист ограничивается только исследованием среды. Точно так же совершенно закономерно, что гигиенист занимается исследованием ряда факторов внешней среды (загрязнение и самоочищение атмосферного воздуха, загрязнение и самоочищение водоемов и т. д.) без дальнейших биологических исследований.

Однако при изучении ранее не изученного явления, когда речь идет об установлении гигиенических нормативов или о разработке гигиенически обоснованных оздоровительных мероприятий, все указанные четыре этапа исследования абсолютно обязательны. В этом случае основой являются физиологические исследования, проводимые гигиенистом, если нужно, с привлечением других специалистов.

Сказанное представляет собой очевидную истину, но, к сожалению, до последнего времени представители всех отраслей гигиенической науки, за исключением гигиены труда, этому принципу не следовали. В гипиени-ческих исследованиях, как правило, выпадало второе звено, т. е. физиологические исследования. Гигиенисты занимались в основном изучением внешней среды и участием в проектировании, нередко не проверяя даже эффективности проведенных мероприятий. Совершенно очевидно, что, игнорируя физиологические исследования, гигиенист не выполнял возложенных на него обязанностей врача-профилактика.

Исторически только в известной мере можно понять отрыв гигиенической науки от физиологии. Темпы строительства требовали немедленной разработки гигиенических нормативов. Физиологически обосновать их не было времени; эти вопросы приходилось решать на основании лишь некоторого, преимущественно практического опыта.

В прошедших дискуссиях о состоянии гигиенической науки некоторые гигиенисты проявляли неправильную тенденцию опорочить все достигнутое советской гигиеной в прошлые годы, приписать гигиене сани-тарно-техническое направление (В. А. Рязанов, Г. X. Шахбазян и др.) и направить ее только по пути физиологических исследований, отбросив все остальное, характеризующее гигиену как комплексную, синтетическую науку. При этом был незаслуженно опорочен А. П. Доброславин, объявленный родоначальником санитарно-технического направления в гигиене (В. А. Рязанов), в то время как А. П. Доброславин больше, чем любой другой гигиенист, был физиологом и сам пришел в гигиену от физиологии. Однако А. П. Доброславин понимал, что гигиенист обязан не только издавать нормативы, но и активно внедрять их в жизнь всеми путями, в том числе и через санитарную технику.

Г. X. Шахбазян заявляет «Что касается двух направлений в гигиене, то нам представляется, что в недалеком будущем одно из них „физиологическое" как новое, прогрессивное должно заменить „сани-тарно-техническое" — старое, отживающее». Что, собственно говоря, Г. X. Шахбазян считает отживающим? Видимо, не что иное как исследо-

1 Врачебное дело, № 5, 1950.

вание внешней среды с гигиенической целью, санитарно-гигиенический контроль за санитарно-техническими установками, исследование их эффективности, предупредительный надзор за строительством новых промышленных предприятий, жилищ и т. д. «Отживающим» оказывается то, что обеспечивает нам нормальные гигиенические условия труда -и быта. «Отживающим», по Шахбазяну, считается то, что является одним из важнейших разделов санитарного надзора в настоящем и будущем. Вряд ли с этим можно согласиться. К счастью, большинство научных и практических работников гигиены — санитарных врачей — правильно оценило все эти высказывания и сделало правильные выводы для своей деятельности.

Для большинства гигиенистов дискуссионные вопросы о направлении гигиены и содержании ее в настоящее время уже ясны. Речь идет о перестройке гигиены в соответствии с постановлением павловской сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, на основе учения И. П. Павлова, в первую очередь о восстановлении в ней выпавшего звена — физиологических исследований. Наиболее крупные наши гигиенические учреждения (Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР, Украинский институт коммунальной гигиены и др.) в известной мере уже перестроили свою работу. Нет необходимости специально говорить о применении статистических и клинико-стати-стических методов исследования в гигиене. Эти вопросы достаточно ясны. Наиболее сложным и важным в настоящее время является вопрос о физиологических исследованиях, направленных на изучение влияния внешней среды на организм человека и животного. По этому вопросу имеются высказывания П. И. Ласточкина в которых он привел много фактов, доказывающих влияние внешней среды на организм, устанавливающих приспособляемость организма к внешней среде на основе образования условнорефлекторных связей. Эти высказывания никаких возражений вызвать не могут. Они основаны на фактическом материале, накопленном главным образом сотрудниками К. М. Быкова.

Другое отношение вызывает статья Г. X. Шахбазянаг, в которой, наряду с правильными мыслями, имеется ряд положений, неверно трактующих павловское физиологическое учение. Г. X. Шахбазян пишет: «И. П. Павлов в своих работах блестяще доказывает неразрывную связь организма с внешним миром через обмен веществ», отожествляя, таким образом, учение Ц. П. Павлова о человеке, животном организме с учением Мичурина о растениях. Это, конечно, неверно: связь с внешней средой, согласно учению И. П. Павлова, осуществляется через нервную систему, и влияние внешней среды на обмен веществ в животном организме осуществляется через нервную систему.

Далее Г. X. Шахбазян говорит: «Исходя из учения Быкова (имеются в виду кортико-висцеральные связи. — В. Н.), правомерно искать в вегетативных реакциях критерий для гигиенической оценки умственной работы»; при этом он ссылается на положительные результаты, полученные Н. К. Витте в Киевском институте гигиены труда и профзаболеваний. Такое предложение, не подкрепленное фактами, необоснованно. Всем хорошо известно, что в прошлом физиология труда зашла в тупик потому, что пыталась изучать умственную работу на основании исследований вегетативных реакций.

Совершенно необоснованно Г. X. Шахбазян предлагает изучать субъективные явления, исходя из ошибочных положений Л. А. Орбели. Как известно, в противовес И. П. Павлову, рассматривавшему субъективное и объективное как единство и гордившемуся тем, что он нашел метод объективного изучения высшей нервной деятельности, Л. А. Орбели противопоставлял субъективное объективному, считал возможным изу-

1 Гигиена и санитария, № 4, 1950.

2 Врачебное дело, № 5, 1950.

чать высшую нервную деятельность субъективными методами, что в конечном итоге привело его к психофизиологическому параллелизму Геринга. Г. X. Шахбазян предлагает изучать высшую нервную деятельность субъективными методами, т. е. стать «а путь старой психологии, а не на путь павловской физиологии.

Говоря о работе Эрмана (Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний), Г. X. Шахбазян указывает на какую-то «термоэлектроре-цепторную систему», заложенную в верхних отделах дыхательных органов. Что это за система, какова ее анатомическая и физиологическая характеристика? Как согласовать наличие таких рецепторов с учением И. П. Павлова об анализаторах?

Ниже Г. X. Шахбазян утверждает, что И. П. Павлов установил наличие нервов, усиливающих и ослабляющих сопротивляемость организма. Это противоречит основам павловского учения, утверждающего, что в организме нет систем и процессов-антагонистов, а существуют единые процессы, уравновешивающие друг друга, обусловливающие взаимную деятельность, например, возбуждение и торможение функции парасимпатической и симпатичёской системы и т. д.

Приведенных примеров достаточно, чтобы показать неправильное понимание Г. X. Шахбазяном физиологического учения И. П. Павлова.

В основу исследований влияния внешней среды на организм человека и животного должно быть положено физиологическое учение И. П. Павлова об единстве внутренней и внешней среды организма, о влиянии внешней среды на внутреннюю через посредство нервной системы на основе безусловно- и условнорефлекторной деятельности. Это положение И. П. Павлова подтверждено многочисленными фактами, и вряд ли есть необходимость останавливаться на нем подробнее. Ограничимся ссылкой на работы школы К. М. Быкова, показавшей влияние внешней среды через кортикальную регуляцию на обмен веществ в организме. Многочисленные факты говорят о кортикальной регуляции обмена веществ в зависимости от различных условий существования организма. Уровень обмена зависит не только от безусловных рефлексов, но и от условных, индивидуально приобретенных. Доказаны изменения уровня обмена веществ под влиянием смены температуры среды, изменения освещения, шума и ряда других факторов внешней среды. Очень большой материал собран по кортикальной регуляции теплообмена млекопитающих животных и человека под влиянием внешней среды. В этом заключается процесс приспособления организма к среде, причем механизм этого процесса сводится >к образованию условнорефлекторных связей. Известны также многочисленные факты кортикальной регуляции энергетического расхода при мышечной работе.

Совершенно очевидно, что существовавшее представление об обмене веществ как об энергетическом процессе устарело и не соответствует действительности.

Приведенные примеры говорят о мощном влиянии внешней среды на организм, удивительной способности организма приспособляться к среде благодаря кортикальной регуляции. Для гигиениста, изучающего влияние внешней среды на организм, этот факт должен лечь в основу всех его исследований.

Таким образом, применение павловской физиологии в гигиене заключается прежде всего в трактовке процессов, происходящих в организме, в аспекте учения И. П. Павлова о рефлекторной сущности всех этих процессов. Задача заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае на основе принципиальных закономерностей, установленных И. П. Павловым, вскрыть механизм того или иного явления и научиться управлять этим механизмом.

В связи с этим важно подчеркнуть особое значение временных рефлекторных связей и прежде всего объема корковой регуляции. Оказывается, что в организме любая рефлекторная реакция включает, кроме

■безусловных, также условные рефлексы и что при нормальном течении физиологического процесса начальным пунктом регуляторной деятельности является кора головного мозга, т. е. в конечном счете всеми функциями а организме управляет кора, главным образом посредством образования условнорефлекторных связей. Далее оказывается, что сила условного рефлекса может оказаться более действенной, чем безусловного. Так, К. М. Быков показал, что в некоторых случаях безусловный рефлекс не может вызвать реакции, а условный вызывает (опыты в холодной комнате— обстановочный рефлекс, опыты с вдыханием углекислоты в сопровождении условного раздражителя — свисток и др.). Это свидетельствует о силе условных рефлексов, способных изменять процессы в организме. Это же говорит о важности исследования условнорефлекторных связей для решения гигиенических вопросов.

Особенное значение для гигиены имеет учение И. П. Павлова о динамическом стереотипе. Организм подвергается воздействию многочисленных внешних и внутренних раздражителей, которые, повторяясь в определенных условиях много раз и вызывая определенные реакции, закрепляются как условные рефлексы. В этом и заключается стереотип. Стереотип динамичен, так как при создании новых внешних условий происходит перестройка организма, приобретаются новые рефлекторные связи, создается новый стереотип. Не всегда этот процесс оказывается легким для организма. Иначе процесс создания стереотипа можно назвать адаптацией, акклиматизацией, если речь идет о климате.

Нужно полагать, что процессы создания стереотипа могут быть благоприятными и неблагоприятными, в зависимости от того, какие требования предъявляются при этом организму (нервной системе) со стороны внешних раздражителей. Умеренные раздражители предъявляют умеренные требования к организму, сильные раздражители предъявляют высокие требования, вплоть до таких, что нервная система выходит за пределы физиологических реакций.

Задача гигиениста заключается в том, чтобы создать такие внешние условия, которые способствовали бы наиболее благоприятному процессу создания стереотипа. Возможна и другая задача: если внешние условия не поддаются нашему влиянию, нужно найти пути и методы, благоприятствующие наиболее безболезненному созданию стереотипа в этих условиях (например, постепенная адаптация).

Помимо вышесказанного, многие другие вопросы, затрагиваемые физиологическим учением И. П. Павлова, имеют большое значение для гигиены; в частности, огромное значение для анализа сущности явлений при изучении влияния внешней среды и трудовых процессов имеет учение о внутреннем и внешнем торможении, об охранительной роли торможения, о типах нервной системы, о второй сигнальной системе и т. д.

И. П. Павлов и его ученики, в частности, К. М. Быков, дали не только трактовку жизненных процессов, но и создали методы исследования этих процессов, в частности, механизмов регуляции процессов корой головного мозга.

Нет необходимости в данной статье останавливаться на методах физиологического исследования. Они хорошо известны. Необходимо подчеркнуть только принцип павловской методики, базирующийся на идее целостности организма, а отсюда вытекает и предпочтение, отдаваемое И. П. Павловым хроническому опыту. Все физиологические методы, и в первую очередь методы, разработанные И. П. Павловым, пригодны для решения гигиенических задач в тех случаях, где речь идет о физиологических изменениях под влиянием внешней среды или трудового процесса.

Перед гигиенической наукой стоят огромнейшие задачи, вытекающие из особенностей переходного периода от социализма к коммунизму. Экономический базис этого периода и мероприятия, проводимые партией и правительством, приближают нас к возможности полного удовлетво-

рения всех культурных и бытовых запросов населения. Мы должны поставить перед собой задачу резкого снижения заболеваемости, смертности, повышения физического развития населения.

Мы лишены возможности указать пути развития научно-исследовательской работы по гигиене во всех направлениях. Это тема самостоятельной обширной статьи. Однако мы считаем необходимым отметить, что перед всеми отраслями гигиены стоит огромнейшая задача разработки новых научно обоснованных гигиенических нормативов внешних факторов в производстве, быту, школах, общественных учреждениях, нормативов питания и режима трудовой нагрузки на основе физиологического учения И. П. Павлова и в соответствии с требованиями и возможностями настоящего времени.

Таковы вкратце наши соображения о роли и значении физиологического учения И. П. Павлова в гигиене. Однако это отнюдь не означает, что все остальные многочисленные отрасли гигиены не должны развиваться. Высказанные выше соображения о содержании и направлении гигиены остаются в силе.

Физиологическое учение И. П. Павлова отнюдь не суживает содержание гигиены, а, наоборот, его расширяет и в научном отношении оплодотворяет, как и любую другую отрасль медицинской науки.

•йг -ЙГ -¿Г

С. А. Гуревич

Некоторые гигиенические вопросы многоэтажного и высотного жилищного строительства

Преимущественным типом жилого дома в новом строительстве в Москве и других городах и крупных промышленных центрах Советского Союза становится многоэтажное (8—14 этажей) здание, которое в отношении гигиенических требований почти ничем не отличается от высотного (16—20 этажей) жилого дома.

Одна из основных гигиенических задач жилища — предоставить жильцам возможность шире пользоваться воздухом, светом, солнцем и зелеными насаждениями. Трудовые процессы в городе неизбежно связаны с длительным (6—8 часов и дольше) пребыванием в замкнутом пространстве цеха, мастерской, лаборатории, канцелярии, нередко в физически или химически неблагоприятной воздушной среде. Совершенно естественным представляется поэтому требование длительного пребывания на свежем воздухе во время отдыха и часов досуга (чтение газеты, домашняя работа). Еще большее значение имеет пребывание на чистом воздухе для детей, стариков, ослабленных или хронически больных (сердечных, туберкулезных и т. п.).

В условиях застройки большого города возможности обеспечения вновь строящихся зданий земельными участками часто весьма ограничены и далеко отстают от той нормы земельной площади (20—25 м! на жителя), которая необходима для удовлетворения всех хозяйственных, бытовых и физкультурных потребностей, а также для отдыха. Имеющаяся в распоряжении жилого дома небольшая земельная территория в значительной части используется магазинами, размещенными по фасаду в нижних этажах и причиняющими жильцам немало беспокойства движением транспорта.

Указанные соображения диктуют необходимость использования имеющегося земельного участка полностью для нужд жильцов — для создания зеленых и детских игровых площадок. Потребности магазинов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.