Научная статья на тему 'Учение И.П. Павлова — основа гигиены'

Учение И.П. Павлова — основа гигиены Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение И.П. Павлова — основа гигиены»

Член-корреспондент АМН СССР проф. Р. А. Бабаянц

Учение И. П. Павлова — основа гигиены

История развития отечественной гигиенической науки показывает, что по своему содержанию, по своей материалистической сущности, революционному характеру и практической целеустремленности она всегда была впереди по сравнению с гигиеной других стран.

Зачатки гигиены и санитарной 'культуры, а также элементы санитарного благоустройства появились у нас раньше, чем в других странах. Научная гигиена, основоположником которой .был Мудров, возникла в России еще до рождения Петенкоффера. В дальнейшем А. П. Добро-славин, Ф. Ф. Эрисман и Г. В. Хлопин вместе со своими учениками внесли в гигиеническую науку несравненно больший вклад, чем Петен-коффер и ею школа.

Огромная заслуга основоположников отечественной гигиены заключается в том, что они не пошли но пути западноевропейских гигиенистов, а создали самобытную русскую гигиену — науку об общественном здоровье, находящемся в зависимости от разнообразных факторов социальной и внешней среды.

Гигиена Петенкоффера, Флюге, Бека, Бишоффа, Коха, Рубнера и современных гигиенистов стран капитала развивалась на основе вир-ховской патологии и вейсмановской биологии, приняла узко эпидемиологическое, техническое направление, обслуживала имущие классы, создавая для них комфорт, а в наше время превратилась в человеконенавистническую расовую «гигиену». В противоположность этому экспериментальная гигиена в России развивалась на основе материалистического естествознания под влиянием гуманизма и классической русской материалистической философии Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского. Своей задачей русская гигиеническая наука считала улучшение здоровья населения.

Это принципиальное отличие русской гигиены от западноевропейской было выражено Ф. Ф. Зрисманом еще 50 лет назад: «Сумма тех внешних условий, среди которых рождается человек, их взаимодействие с данной природой человека как биологического типа и как члена общественной группы дает в результате или здоровье и прогрессивное развитие, или болезнь и смерть».

О революционном характере' русской гигиены свидетельствует данное нашими учителями определение ее как науки об общественном здоровье, об общественной медицине, характеризует также умонастроение русских гигиенистов и санитарных деятелей глубоко революционный для того времени ответ Е. Н. Осипова и Ф. Ф. Эрисмана на запрос правительственной комиссии С. П. Боткина о мероприятиях по снижению смертности в России (1887).

Однаковв условиях капиталистической России прогрессивные мероприятия, намеченные гигиенистами, не могли быть претворены в жизнь. Они были осуществлены лишь после Великой Октябрьской социалиста-

Ь

з

ческой революции, приведшей к коренному преобразованию общественного строя в нашей стране.

В эпоху грандиозного строительства социализма советские гигиенисты, вооруженные самым передовым философским учением Маркса— Энгельса—Ленина—Сталина, используя теоретические достижения основоположников отечественной гигиены, поставили основной целью своих исследований оздоровление внешней среды, создание гигиенических условий труда.и быта Советского народа. В этом направлении советские гигиенисты прошли славный путь и имеют такие достижения, о которых не могут и мечтать гигиенисты капиталистических стран.

За время советской власти возникли самостоятельные отрасли гигиенической науки, которые успешно разрабатывают важнейшие теоретические проблемы гигиены и проводят на основе своих исследований широкие практические мероприятия. Вопросам профилактической и лечебной медицины и диспансерного метода обслуживания большое внимание уделялось на санитарных съездах. Разработаны гигиенические основы планировки, застройки, озеленения, водоснабжения, канализации, очистки и благоустройства населенных мест. В соответствии с этим проведены грандиозные мероприятия по реконструкции старых и строительству новых городов и поселков.

Возникла новая отрасль гигиены — гигиена труда; в этой области проводятся научные исследования и широкие оздоровительные мероприятия на фабриках и заводах. Благодаря этим мероприятиям многие профессиональные болезни и отравления, встречавшиеся ранее, ныне полностью ликвидированы.

Значительное развитие получила военная гигиена и эпидемиология, благодаря достижениям которых Советская Армия во время Великой Отечественной войны не знала эпидемий и других массовых болезней, являющихся обычными спутниками войн.

За время советской власти создано самое передовое в мире санитарное законодательство, в частности, по охране от загрязнения основных природных факторов — воздуха, воды и почвы.

Эта грандиозная работа ЛЬ оздоровлению внешней среды находится в полном соответствии с основами учения И. П. Павлова и обеспечивает создание наиболее благоприятной «внешней обстановки труда и быта» (К. М. Быков)

Следует, однако, указать, что советские гигиенисты, являющиеся представителями науки, которая изучает здоровье народа в единстве с факторами внешней среды, науки, для которой учение И. П. Павлова должно являться основой, недостаточно используют это учение и разработанный И. П. Павловым экспериментальный метод как в преподавании гигиены, так и в гигиенических исследованиях.

Из основных положений учения И. П. Павлова для гигиены особенно существенны: 1) положение о целостности организма и его единстве с внешней средой, 2) учение об условных рефлексах, о безусловных раздражителях и индиферентных агентах внешней среды, 3) теория нервизма и кортикальной регуляции жизненных процессов, 4) положение о тренировке и постепенности как сильнейшем средстве изменения свойств организма.

Для гигиенической науки положение И. П. Павлова о неразрывном единстве организма и внешней среды означает зависимость здоровья населения от внешней среды, и, следовательно, путь к его улучшению — соответствующее изменение, оздоровление внешней среды.

Учение об условных рефлексах дает возможность создания гигиенических навыков и повышения санитарной культуры населения.

1 Акад. К- М. Быков, Развитие идей И. П. Павлова. Сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, стр. 40, иэд. Академии наук СССР, 1950.

Учение И. П. Павлова об индиферентных агентах и раздражителях внешней среды говорит о возможности выработки навыков борьбы со всеми теми агентами и раздражителями внешней среды, которые способствуют возникновению и развитию заболеваний. Учение о ведущей роли коры и кортикальной регуляции жизненных процессов, о постепенности и тренировке показывает возможность приспособления к различным факторам среды — акклиматизации, закаливания, борьбы за здоровое поколение и долголетие.

Эти принципиальные положения учения И. П. Павлова должны быть положены в основу как преподавания курса гигиены, так и научно-исследовательской работы в области гигиены и санитарной деятельности.

В отличие от существующих учебников по гигиене при преподавании курса гигиены следует исходить из физиологического учения И. П. Павлова, используя также экспериментальные исследования И. П. Павлова и его учеников в изучении кортикальных регуляций жизненных процессов.

При этом следует учитывать специфические задачи гигиены, т. е. иметь в виду не только отдельного человека, но население в целом и социально-экономические условия его жизни. Особенно существенное значение имеет применение учения И. П. Павлова при освещении раздела о здоровье населения, рассматриваемого в единстве с внешней средой и в зависимости от нее, об изменении и оздоровлении внешней среды с целью улучшения здоровья населения, его санитарного состояния, раздел о методах санитарно-гигиенических исследований, гигиены воздуха и климата, проблемы акклиматизации, гигиены питания,— в области которой учение И. Г1. Павлова должно быть основой для построения рационального общественного питания, раздела школьной гигиены и гигиенического воспитания, гигиены труда и др.

Перестройка преподавания гигиены на основе учения И. П. Павлова является в настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед кафедрами как общей гигиены, так и всех отраслевых гигиенических дисциплин.

В области научно-исследовательской работы необходимо большее внимание уделять методике и направлению исследований. Перед гигиеной стоит также задача выяснить характер реагирования организма человека на многочисленные раздражители внешней среды в зависимости от их свойства, количества, состояния и от соотношения их с другими факторами. Влияние этих факторов среды на человека или реагирование организма (организмов) на эти раздражения можно изучить только на основании физиологических экспериментов, только на основе учения и методики, разработанной школой И. П. Павлова.

Изучение влияния естественных факторов внешней среды или изучение степени воздействия ядовитых веществ гигиена должна также вести путем физиологических экспериментов. Такое исследование возможно как в естественных условиях воздействия перечисленных агентов, так и в условиях, искусственно создаваемых в лабораториях.

Наряду с этим, перед гигиеной стоит задача изучения положительного или отрицательного воздействия отдельных факторов внешней среды и их сочетания на все население, на его здоровье или заболеваемость. Этот вопрос можно изучать только статистическим, а для наших целей — санитарно-сгатистическим методом.

Перечисленные исследования дадут возможность разработать гигиенические основы и нормы взаимосвязи человека и факторов внешней среды, гигиенические нормы труда, быта, отдыха, а также нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ в составе внешней среды и пределы их условно безвредной денатурации.

Помимо того, для изменения факторов внешней среды с целью усиления их положительного воздействия или ликвидации (или максималь-

ного ослабления) отрицательного влияния гигиена должна изучать многообразные действующие на здоровье факторы внешней среды, их свойства, изменения, взаимодействие. Это изучение должно быть направлено на выяснение их (но отнюдь не природоведческой или технической) характеристики с обязательным учетом их фактического или возможного воздействия на организм. Такое изучение факторов внешней среды Ь разработкой санитарных-мероприятий может осуществляться санитар-но-обследовательским и санитарно-физико-химическим, санитарно-био-логическим и бактериологическим методами.

Путем приведенного комплекса исследований гигиена сможет разрешить стоящие перед ней задачи, которые заключаются в разработке гигиенических основ жизни населения в единстве с внешней средой, гигиенических нормативов бытовых, трудовых условий, ритма жизни, условий отдыха, а также гигиенических норм, свойств, количественных соотношений активных факторов, агентов внешней среды.

Помимо этих общих задач по отношению к многообразным факторам внешней среды, перед гигиеной в настоящее время стоят актуальные задачи борьбы с распространенными болезнями, зависящими от отрицательных воздействий внешней среды, и не менее важная задача повышения эффекта лечения в лечебных учреждениях.

Работа гигиенистов по изучению причин гипертонии, язвенной болезни, ревматизма и др. должна проводиться совместно с клиницистами. И в данном случае необходимо уточнить и изучить этиологические и патогенетические факторы, связанные с внешней средой, и разработать мероприятия для их ликвидации.

Исходя из бесспорного положения, что самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены, гигиенисты должны тщательно изучать внешнюю обстановку, режим воздушной среды, питания и ухода за больными в клиниках и больницах. На основании этого изучения будет возможно установить -соответствующие гигиенические условия и режим в больницах и клиниках, что значительно улучшит результаты терапии. Работа в этом направлении находится в полном соответствии с установками И. П. Павлова: внедрять достижения экспериментальной гигиены в клинику для повышения эффективности лечения.

Глубоко заблуждается тот, кто думает, что всего этого можно достигнуть, привлекая физиологов в гигиенические лаборатории или следуя лишь их указаниям. Только при условии систематического изучения наследия И. П. Павлова, полного овладения его трудами мы — гигиенисты — сможем преподавать гигиену и вести гигиенические исследования на основе и в духе учения И. П. Павлова.

•йг Ъ Ъ

Проф. П. Н. Ласточкин

Опыт применения метода условных рефлексов для санитарного определения некоторых ингредиентов

внешней среды

Из Ленинградского государственного педиатрического медицинского института

В ряде случаев при санитарной экспертизе приходится определять малые концентрации, следы посторонних веществ, присутствующих в воздухе, почве, пищевых продуктах и пр. и не поддающихся химическим или физическим методам исследования или требующих для своего определения сложных приборов и способов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.