Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9—10-х КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТОВ'

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9—10-х КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC FEATURES SPECIFIC ТО INDUSTRIAL TRAINING OF 9 AND ЮТН GRADE PUIPLES TO EMBACE THE OCCUPATION OF TELEGRAPH-OPERATORS

The effect produced by industrial training on 9 and 10th grade pupils was determined by means of studying the shifts occurring in the functioning of their central nervous system. The resultant data show that industrial training on telegraph apparatuses conforms with the age capacities of the undergraduates and does not produce any considerable strain on them.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9—10-х КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТОВ»

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9— 10-х КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТОВ

Аспирант А. И. Данилович

Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР

К числу профессий, которые приобретают в порядке производственного обучения учащиеся средней школы, относится и профессия телеграфистов. Она связана с напряжением внимания и нагрузкой на слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Работы о влиянии производственного обучения данной профессии на организм подростков нам неизвестны. Имеющиеся материалы касаются гигиены труда взрослых телеграфистов (М. И. Якобсон, 1924; М. А. Юровская, 1928; А. М. Гельфон, 1936, и др.)- Поэтому мы поставили задачу изучить влияние производственного обучения на организм подростков, проходящих производственное обучение на Московском телеграфе.

Занятия учащихся в дни производственного обучения на телеграфе строятся следующим образом: 1) принятие радиосигналов на слух (один урок); 2) обучение работе на телеграфном ключе (один урок); 3) обучение работе по обслуживанию автоматизированных связей (2—3 урока); 4) теоретическое изучение основ электротехники, радиотехники и телеграфных правил (один урок).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 6 академических часов с 5-минутными перерывами через каждые 45 минут работы. Под наблюдением было 96 практически здоровых учащихся 9—10 классов.

В настоящем сообщении излагаются результаты наблюдений за период январь—июнь 1961 г.

Для определения влияния производственного обучения на организм школьников мы учитывали на фоне хронометража рабочего дня сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы: возбудимости слухового анализатора (аудиометрия), скорости реакции на световой и звуковой раздражители (хронорефлексометрия) и так называемой общей работоспособности (с помощью корректурных проб). Все исследования проводили до и после занятий, аудиометрию, кроме того, до и после урока принятия радиосигналов на слух.

Исследования показали, что функциональное состояние центральной нервной системы учащихся к концу рабочего дня несколько ухудшается. Заметнее всего это обнаруживается по корректурным пробам. К концу рабочего дня при сохраненной скорости работы уменьшается ее точность (число ошибок увеличивается в среднем на 58%), что свидетельствует о нарушении дифференцировочного торможения. У учащихся 9-х классов на 2—3 дб повышается порог слуховой чувствительности и на 23 а (11,2%,) увеличивается время реакции на световой раздражитель, что может быть расценено как следствие снижения возбудимости слухового и зрительного анализаторов, т. е. развития торможения в коре головного мозга в результате утомления после рабочего дня (табл. 1). У учащихся 10-х классов порог слуховой чувствительности к концу уроков не повышается, а даже несколько понижается (на 1 дб). В скорости реакции на световой и звуковой раздражители не обнаруживается сдвигов к концу уроков (табл. 2).

По-видимому, на функциональном состоянии центральной нервной системы у учащихся 10-х классов сказывается годичная тренировка. Нельзя, кроме того, не отметить, что, работая на телеграфе во вторую смену, учащиеся 10-х классов приходят на работу уже несколько утомленными домашним приготовлением уроков и это в значительной степени затемняет картину влияния на них работы на телеграфе.

Таблица 1

Изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы у учащихся

9-х классов (средние данные)

• Л Разница

Исследуемые показатели Число наблюдений До урс ков После уроков абсолютная процент

Количество просмотренных знаков в корректурной

; пробе....................

Ошибки на 500 знаков.............

Порог слуховой чувствительности (в дб):

500 гц ........

1 ООО » •.......

Скрытый период двигательной реакции (в с):

. на свет ........

на звук........

Таблица 2

Изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы у учащихся

10-х классов (средние данные)

■ ■■ --- * 1« • «1 • Л Разница

■ *. • % • Исследуемые показатели Число наблюд ний До ур< ков После уроков абсолютная процент

Количество просмотренных знаков в корректурной

пробе....................

Ошибки на 500 знаков.............

Порог слуховой чувствительности (в дб):

500 гц ........

1 000 »........

Скрытый период двигательной реакции (в а):

на свет........

на звук ........

« •

х «

Предполагая, что исследования в процессе деятельности позволят более тонко уловить сдвиги в организме, вызванные занятиями, мы по совету П. И. Гуменера применили методику исследования латентных периодов двигательных реакций учащихся на звуковой раздражитель непосредственно во время урока.

Звуковыми раздражителями служили сигналы, соответствующие характеру трудового обучения: 10 простых и 10 дифференцировочных звуковых раздражителей, передаваемых через телеграфный ключ преподавателя. Простые звуковые сигналы состояли из 10 точек азбуки Морзе, дифференцировочные — из определенного чередования точек и тире. Учащиеся отвечали максимально быстрым кратковременным нажатием на телеграфные ключи, установленные на каждом рабочем месте. Телеграфные ключи учащихся и ключ преподавателя соединяли с осциллографом типа Н-102. Запись производили одновременно у 4—5 учащихся. Параллельно с этим проводили хронорефлексометрию.

Исследования, проведенные в процессе работы, позволили отметить удлинение латентных периодов двигательной реакции как на простой звуковой раздражитель (в среднем на 20 а), так и при пробах на дифференцировку (в среднем на 25 а), тогда как обычная хроно-рефлексометрия не обнаружила сдвигов после урока. В то же время величина латентных периодов, полученная данной методикой в начале занятий, соответствовала величине, полученной обычной хронорефлек-сометрией до урока. При дальнейшем анализе полученных данных обнаруживалось нарастание утомления к концу недели.

297 720 772 +52 7,2

2,4 3,8 + 1,4 58,3

55 30,6 33,6 +3,0 9,5

55 24,8 27,0 +2,2 • 8,1

40 206 229 + 23 11,2

40 187 192 +5 2,8

95 725 1,9 777 3,0 +52 + 1И 7,2 58

40 40 28,6 22,4 28,0 21,7 —0,6 -0,7 2,1 3,1

38 38 212 190 208 190 —4 0 1,9 0

Учащиеся 9-х классов проходили производственное обучение во вторник и пятницу или в среду и субботу. Наиболее неблагоприятные результаты, указывающие на большую утомляемость, отмечены в пятницу. В этот день у учащихся к концу уроков порог слуховой чувствительности повышался на 4,1 дб, значительно падала точность работы (на 20%), было увеличено число корректурных проб с ошибками, (среднее число ошибок возросло на 133%), на 33 а увеличивался латентный период на световой раздражитель и на 20 а — на звуковой раздражитель. В первую половину недели (вторник и среда) не было обнаружено заметных отклонений по всем показателям. Эти дни наиболее благоприятны для работы, так как «люди только что вработались» (А. А. Ухтомский).

Для характеристики влияния производственного обучения на организм подростков весьма показателен учет активности класса, которую определяли подсчетом числа работающих и неработающих учащихся в каждую минуту. Число неработающих учащихся, т. е. частота самопроизвольных отвлечений, зависит от того, насколько интересен урок, однако учет этих отвлечений может быть с успехом использован и как показатель общего утомления учащихся в зависимости от организации режима учебного процесса.

У учащихся 9-х классов процент самопроизвольных отвлечений значительно возрастает к концу недели: с 10,8 (из 23 282 наблюдений) в первую половину недели до 15,3 (из 21 779 наблюдений) во вторую половину. Наиболее показателен учет активности класса на уроках обучения на аппарате СТ-35. Процент самопроизвольных отвлечений во вторую половину недели возрастает до 20,1 (из 5741 наблюдения), в то время как в первую половину недели он составляет 12,5 (из 11 41.5 наблюдений).

Надо отметить, что иначе обстоит дело с данными слухового анализатора: не наблюдается большего ухудшения к концу уроков в пятницу, чем во вторник. Порог слуховой чувствительности к концу уроков в пятницу повышается в среднем на 5 дб, тогда как во вторник — на 7 дб. Это объясняется тем, что изменения порога слуховой чувствительности в значительной степени отражают непосредственное влияние нагрузки на слуховой анализатор. Во вторник же уроки принятия радиосигналов на слух занимают последние часы занятий (4—5-е уроки), а в пятницу этот урок проходит на 2-м часу. Однако при всем значении непосредственного воздействия нагрузки на слуховой анализатор изменения порога слуховой чувствительности зависят не только от него, но и от общего утомления учащихся. Это проявилось в том, что сдвиги в пороге слуховой чувствительности непосредственно после урока принятия радиосигналов на слух различны в зависимости от того, на каком часу занятий эти уроки проводятся.

После урока принятия радиосигналов на слух на первом часу занятий порог слуховой чувствительности снижается, во всех же других случаях он повышается и тем сильнее, чем ближе к концу занятий проводится этот урок (табл. 3).

В субботу наблюдается улучшение всех показателей, что- по-видимому, является следствием общего возбуждения учащихся в ожидании выходного дня («конечный порыв»).

Степень утомления учащихся зависит и от организации рабочего дня. Если последние часы занятий посвящены изучению теоретических предметов (телеграфные правила), практической работе на аппарате СТ-35, чтению перфорированной ленты, наблюдается падение точности работы, увеличение скрытого времени реакции на световой и звуковой раздражители. Если же последние уроки отведены на изучение технического обслуживания аппарата СТ-35, отмечается повышение точно-

Таблица 3

Изменения порога слуховой чувствительности на частоту 500 гц после урока принятия | радиосигналов на слух в зависимости от его места в расписании учебного дня

Урок «слух» в расписании учебного дня Сдвиги порога слуховой чувствительности Сдвиги в сред нем значении порога слухо вой чувствительности (в дб)

повышение без изменений понижение

число наблюдений • среднее (в дб) число наблюдений среднее (ъдб)

Первый........ 1 5 2 4 6,3 —2,8

Второй ........ 10 5,6 4 1 3,0 + 1,9

Третий ........ 18 7,7 1 1 3,0 +7,2

сти работы (на 4,5% понижается количество корректурных проб с ошибками).

Наши наблюдения показали, что однообразные уроки, продолжающиеся подряд 2—3 часа даже с кратковременными перерывами между ними, приводят к утомлению учащихся, что проявляется в значительном повышении числа их отвлечений. В частности, это относится к строенным урокам обучения на аппарате СТ-35 учащихся 9-х классов. При работе на аппарате СТ-35 в течение 3 часов подряд процент самопроизвольных отвлечений значительно возрастает на каждом последующем часу занятий. На 1-м часу он составляет 11,5 (из 3032 наблюдений), на 2-м — 14,5 (из 3036 наблюдений), на 3-м — 20 (из 2511 наблюдений).

Выводы

1. Производственное обучение на телеграфе соответствует возрастным возможностям учащихся и не приводит к значительному утомлению.

2. В режим производственного обучения учащихся этой профессии должны быть внесены некоторые изменения, в частности устранены строенные уроки обучения на аппарате СТ-35 для учащихся 9-х классов.

3. Применяемые нами методы исследования могут быть использованы для гигиенической оценки влияния производственного обучения на организм школьников. v

4. Методика учета латентных периодов двигательной реакции в процессе работы позволит более тонко уловить сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы учащихся и представляется перспективной для анализа режима занятий при производственном обучении.

ЛИТЕРАТУРА

Гельфон А. М. Слух у телеграфистов. Вестн. оторинолар., 1936, № 4, стр. 64.— Юровская М. А. В кн.: Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труд:-. Казань, 1928, сб. 3, стр. 15—Якобсон М. И. Гиг. труда, 1924, JSP» 4, стр. 89.

Поступила 15/V 1962 г.

HYGIENIC FEATURES SPECIFIC ТО INDUSTRIAL TRAINING OF 9 AND 10TH GRADE PUIPLES TO EMBACE THE OCCUPATION OF TELEGRAPH-OPERATORS

A. I. Danilovich, Aspirant

The effect produced by industrial training on 9 and 10th grade puiples was determined by means of studying the shifts occurring in the functioning of their central nervous system. The resultant data show that industrial training on telegraph apparatuses conforms with the age capacities of the undergraduates and does not produce any considerable strain on them.

ft ft ft

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.