Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ'

К ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF 8th GRADE PUPILS STUDYING. ACCORDING TO THE EXPERIMENTAL PROGRAM

The authors found the amount of lessons done by pupils in the course of a day and a week in the control and experimental classes to produce no significant functional disturbances, in the cardiovascular and central nervous systems. No differences could be detected in the working capacity levels among the pupils of both classes.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ»

the parameters specific for the culture and the conditions of the pesticides use on it and the météorologie situation. Three discretisation levels were used. The discrimination formula obtained is quite simple to solve and allows to determine the kinetics of pesticides in case-of various combinations of above mentioned factors with an exactitude of 80 per cent.

УДК 613.867:371.7

К ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Кандидаты мед. наук А. П. Селиванов и И. Я■ Смоленская, В. Ф. Шаталов, канд. мед. наук В. Я- Уманский

Медицинский институт им. А. М. Горького и средняя общеобразовательная школа № 13,

Донецк

!В 1970 г. в школе № 13 Донецка был открыт (на новой педагогической основе) экспериментальный класс (8-й «В»), Цель эксперимента — изучить полный курс математики, физики и электротехники в течение 2 вместо 3 лет, исходя из принципа обучения на высоком уровне трудности (Л. В. Занков). Уроки физики и математики преподавались не как обычно, по 2 в течение учебной недели, а путем включения в расписание по 4—5 уроков этого цикла в 1 рабочий день (среда и суббота) при сохранении общего количества часов в неделю в соответствии с учебным планом.

Мы поставили перед собой задачу — изучить физиологические сдвиги и дать сравнительную оценку утомления школьников, занимающихся по обычной и экспериментальной программам. С целью определения характера и степени воздействия этого метода обучения на здоровье школьников эксперимент проводили в комплексе с педагогами. При его осуществлении нам хотелось глубже проникнуть в существо изучаемого явления с учетом того, что характер и содержание учебной нагрузки имеют не меньшее значение, чем объем нагрузки. Под наблюдением находилось 78 учащихся, практически здоровых, успеваемость их была хорошей и удовлетворительной. Исследование физиологических показателей проводилось у 28 учащихся (по 14 в каждом классе) со средним уровнем успеваемости. Всего нами посещено и проанализировано 72 урока. Во время уроков учитывали плотность их и вели тщательные наблюдения за деятельностью учащихся: отмечали время непрерывного внимания, интерес к выполняемой работе, появление объективных признаков утомления, т. е. число и длительность отвлечений. До уроков, после 2-го и 6-го уроков, а в дни преподавания математики и физики после каждого урока исследователи изучали функциональное состояние центральной нервной системы учащихся обоих классов корректурным методом путем решения арифметических примеров и определения латентного периода зрительно-моторной реакции на световой раздражитель. Исследовали также пульс и артериальное давление, анализировали состояние здоровья школьников.

Результаты хронометража свидетельствуют о более еысокой продуктивности уроков в экспериментальном классе (плотность уроков физики и математики составляла в среднем 87,8%), чем в контрольном классе, где плотность уроков равнялась в среднем 71,9%. При обработке хрономегражных листов основное внимание было обращено на те элементы режима дня, которые (что отмечается и другими исследователями) чаще всего нарушаются школьниками: продолжительность приготовления домашних заданий, пребывание на открытом воздухе и продолжительность сна.

Сопоставление результатов наших научных исследований с литературными данными н материалами, полученными в контрольном классе, показало, что продолжительность приготовления домашних заданий в обоих классах не превышает рекомендуемых гигиенических норм (Зчаса); в 31,3% случаев учащиеся экспериментального класса тратят на приготовление до-

машних заданий от Р/з Д° 2V« часов. Однако учащиеся экcпepимeнтaльнoro^ и контрольного классов мало времени проводят на открытом воздухе. Так, по данным хронометражных листов, 87,5% учащихся экспериментального класса и 66% учащихся контрольного класса бывают на открытом воздухе в течение дня меньше 2 часов; лишь отдельные школьники (больше в контрольном классе) выдерживают гигиенические рекомендации в отношении времени пребывания на открытом воздухе (2—21/2 часа). Недостаточная продолжительность пребывания школьников на открытом воздухе объясняется нерациональной организацией режима во второй половине дня. Это же подтверждается и длительностью ночного сна — рекомендуемую норму сна выдерживало лишь 37,5% учащихся экспериментального и 50% контрольного классов.

Оценка показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся подтвердила, что у школьников, занимающихся как по экспериментальной, так и по обычной программе, пульс в течение дня не изменялся. Так, у учащихся экспериментального класса исходный уровень его был в пределах 87,7±3,16—84,3±3,90 в минуту. После 3-го урока пульс составлял 84,3 ± 3,90 — 83,4 ±3,16, а после 6-го урока — 87,7 ± ± 4,66 — 82,2 ± 2,83. Следует, однако, отметить, что после 3-го и 6-го-уроков в большинстве случаев пульс урежался на 2—9 в минуту.Аналогичные данные получены и у учащихся контрольного класса.

У школьников экспериментального класса как систолическое, тяк и диастолическое артериальное давление после уроков в 33% случаев повысилось, в 56% снизилось и в 11% не изменилось. В контрольном классе в 44% случаев артериальное давление увеличилось, а в 56% уменьшилось.

Определенный интерес представляют результаты изучения сдвигов в центральной нервной системе под влиянием учебной нагрузки в школе. У учащихся экспериментального и контрольного классов во все дни недели латентный период зрительно-моторной реакции на световой раздражитель после 6-го урока укорачивался в среднем на 0,04—0,01 сек. по сравнению с исходным уровнем, что свидетельствует о повышении возбудимости. Лишь в среду у учащихся превалировали процессы торможения, латентный период зрительно-моторной реакции удлинялся в среднем на 0,03—0,02 сек. По-видимому, среда является наиболее напряженным днем учебной недели, и именно в этот день у учащихся экспериментального и контрольного классов под влиянием учебной нагрузки отмечено выраженное утомление.

В момент работы с корректурными таблицами В. Я. Анфимова учащиеся в течение 2 мин. выполняли задание, заключающееся в зачеркивании одной буквы и подчеркивании другой. Анализировали количество прослеженных за это время букв и допущенное количество ошибок (в пересчете на 100 знаков). Результаты первой корректурной пробы (до уроков) принимали за исходную величину. Учтено 1655 работ. Состояние сравниваемых коллективов оценивали как по средним данным, так и путем комплексной оценки работы каждого учащегося, предложенной С. М. Громбахом. Каждая работа была отнесена к одному из 9 вариантов по сочетаниям скорости и точности выполнения ее. Помимо этого, были оценены индивидуальные сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы школьников в момент выполнения ими корректурных проб.

Скорость выполнения задания была довольно устойчивой у школьников экспериментального и контрольного классов во все дни недели. В экспериментальном классе в среду, когда преподавались уроки физики и математики, отмечалось даже некоторое и притом стабильное увеличение числа просматриваемых знаков (по сравнению с контрольным классом). Точность выполнения задания ухудшалась в контрольном классе от исходного уровня к 3-му и 6-му урокам. В среду и субботу, когда исследования проводились после каждого урока, снижалась точность выполнения работ от урока к" уроку. В экспериментальном классе во все дни, исклю-

чая понедельник и пятницу, точность выполнения работ оставалась на одном уровне.

Динамика индивидуальных сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы была лучшей у школьников экспериментального класса. Сдвиги оставались .без изменения или улучшались в 32,2 % случаев у учащихся экспериментального класса и лишь в 23,5% у учащихся контрольного; ухудшение обоих корковых процессов, свидетельствующее о значительном утомлении, соответственно наблюдалось в 17,8 и 27,3% случаев после 3-го урока. Аналогичные сдвиги отмечены у учащихся в том и в другом классах и после 6-го урока. Сопоставление данных нашего исследования сданными, зарегистрированными у московских школьников 8-х классов (С. М. Громбах и соавт.), выявило полное совпадение в распределении индивидуальных сдвигов от начала к концу учебного дня у учащихся контрольного класса и лучшие показатели у учащихся экспериментального класса (30% сдвигов № 1—4 после и 6-го урока и 21,2% сдвигов № 9). Почти во все дни недели после3-го и 6-го уроков процент плохих работ был в экспериментальном классе меньше, чем в контрольном. Однако в дни, когда преподавались уроки математики и физики, нарастание количества плохих работ в экспериментальном классе оказалось меньшим, чем в контрольном.

С целью подбора наиболее идентичных учебной нагрузке школьников проб мы применили методику, предложенную Ф. К. Телятником, — решение арифметических примеров на все действия. Выполнив корректурную пробу, школьники получали листочки с уже написанными 4 арифметическими примерами, равнозначными по трудности. Устное решение всех 4 примеров было рассчитано на 2 мин. Мы учитывали общее количество решенных примеров, количество правильно решенных примеров, скорость решения 1 примера, а также сдвиги в работоспособности в течение учебного дня (количество правильно решенных примеров после уроков по отношению к исходному уровню в процентах).

В 17г раза успешнее решали примеры учащиеся экспериментального класса. Наибольшие различия отмечены в дни, когда эти школьники изучали физику и математику. Скорость решения 1 примера после 6-го урока составляла 0,22—1 сек. у учащихся экспериментального класса и 0,46— 1,3 сек. у учащихся контрольного класса. Наибольшая скорость решения примеров после уроков установлена также у учащихся экспериментального класса в начале недели и в дни занятий математикой и физикой. Еще большие различия по количеству правильно решенных примеров и скорости их решения наблюдались в середине учебного дня (после 3-го урока).

Выводы

1. Учебная нагрузка, выполняемая учащимися 8-х классов (контрольного и экспериментального) в течение дня и недели, не вызывает у них существенных функциональных сдвигов в сердечно-сосудистой и центральной нервной системе.

2. Не выявлено различий в уровне работоспособности учащихся экспериментального и контрольного классов.

3. Выполнение учащимися экспериментального класса более интенсивной работы в середине и в конце учебной недели без проявления признаков утомления, по-видимому, связано с тем, что уроки физики и математики проходили более живо, эмоционально, с предоставлением учащимся большей самостоятельности, и с тем, что педагог имел больше возможности удерживать внимание учеников на выполняемой работе.

ЛИТЕРАТУРА. Громбах С. М. В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, в. 2, с. 13. — Громбах С. М., Сапожникова Р. Г., Глушкова Е. К. и др. Там же, с. 111. — Занков Л. В. Дидактива и жизнь. М., 1968.

Поступила 5/VII 1971 г.

ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF 8th GRADE PUPILS STUDYING.

ACCORDING TO THE EXPERIMENTAL PROGRAM

A. P. Selivanov, I. Ya. Smolenskaya, V. F. Shatalov, V. Ya. Umansky

The authors found the amount of lessons done by pupils in the course of a day and a week in the control and experimental classes to produce no significant functional disturbances in the cardiovascular and central nervous systems. No differences could be detected in the working capacity levels among the pupils of both classes.

УДК 613.287:614.73

РАСЧЕТ ДОЗОВЫХ НАГРУЗОК ОТ ИЗОТОПОВ, ПОСТУПАЮЩИХ С МОЛОКОМ ПРИ ДЛИТЕЛЬНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ

ВЫПАДЕНИЯХ

О. Н. Прокофьев

Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены Министерства

здравоохранения РСФСР

Для радиационно-гигиенической оценки регистрируемых концентраций радиоактивных изотопов в продуктах питания необходимо иметь связь этих концентраций с дозовыми нагрузками, формирующимися в критических органах человека. В первую очередь заслуживает внимания молоко. Особая роль его среди других пищевых продуктов обусловлена тем, что молоко является основным подуктом питания детей в возрасте от полугода до нескольких лет. Этот контингент населения является наиболее радиочувствительным, а дозовые нагрузки, формирующиеся в его критических органах, примерно на порядок выше дозовых нагрузок, формирующихся в критических органах взрослых при равных поступлениях радиоактивных изотопов с рационом.

Связь между количеством ¡поступившего радиоактивного изотопа и дозой облучения соответствующего критического органа установлена для однократного и хронического поступления. Однако, как показывают многочисленные натурные наблюдения за содержанием в молоке I131, Sr89, Sr90 и Cs137, обусловленным выпадениями после испытаний ядерного оружия, уровни концентраций в этом продукте изотопов (особенно I131 иЭг89) заметно меняются с течением времени. Величина периода полу снижения интенсивности выпадений Sr90 и Cs137, оцененная по результатам наблюдений за глобальными выпадениями, близка к году Состав несе-парированной смеси продуктов деления различного возраста заимствован из таблиц М. П. Гречушкиной. Кроме того, использованы данные ряда исследователей (Л. А. Булдаков и Ю. И. Москалев; Harde и Rivera; Stig и соавт.) о том, что секреция I131 и Cs137 в молоко коров примерно в 5 раз выше секреции радиоизотопов щелочно-земельной группы (Sr89, Sr90 и Ва140). Параметры очистки пастбища после однократного выпадения взяты из работы Comar и Zengemann.

Весь начальный период, до 40—45 суток, определяющая часть удельной Р-активности молока обусловлена I131. В этот период заметный вклад

в р-активность приходится на долю Ва140-^--н-^- удельной активности

I131. По истечении примерно 2 месяцев после инжектирования и до полугода доминирующий вклад в удельную р-активность молока определяется сум-

4

мой долгоживущих изотопов I137 и Sr90. При этом примерно р-актив-ности приходится на долю I137 и --на долюБг90. Такое соотношение

1 Доклад научного комитета ООН по действию атомной радиации. Документ ООН А/5814, 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.