Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ НОВОЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ НОВОЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Матвеева, Е.П. Усанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ НОВОЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371.7»

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ НОВОЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ

f

Канд. мед. наук Н. А. Матвеева, Е. П. Усанова Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт

Новая программа обучения в начальной школе более насыщенная, чем старая. Она направлена на то, чтобы развивать постоянное активное мышление ребенка, предъявляет высокие требования к его организму. В связи с этим возникает необходимость изучения режима дня учащихся и влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма младших школьников. Немногочисленные литературные данные поэтому вопросу свидетельствуют о существенных нарушениях режима дня учащихся (А. А. Маркосян и М. В. Антропова). Учебные занятия в школе, по данным этих авторов, не вызывают у школьников выраженного утомления к концу учебного дня. А. А. Селиванов и соавт. отмечают менее благоприятную динамику работоспособности учащихся 1-х классов, занимающихся по новой программе.

Мы ставили перед собой задачу изучить режим дня и работоспособность учащихся 1—3-х классов, обучающихся по новой программе. Исследования проводили в одной из общеобразовательных школ г. Горького с 1968 по 1971 г. Под наблюдением находилось 108 учащихся, из них 74 с 1-го по 3-й год обучения. Наблюдаемые занимались в типовом школьном здании с удовлетворительными микроклиматом и освещенностью; укомплектованность классов колебалась от 35 до 38 человек. В 1—3-х классах они имели по 4 урока в день продолжительностью 45 мин. На первых 3 урока чаще преподавались такие дисциплины, как русский язык, математика, чтение, природоведение; 4-м уроком были рисование, пение, труд и физкультура. Анкетным методом были определены материально-бытовые условия и режим дня учащихся. В наблюдаемом контингенте 55,6% учащихся были из семей служащих и 31,1%—из семей рабочих. Хорошие и удовлетворительные жилищные условия отмечались у 70% школьников. Достаточная материальная обеспеченность (доход на 1 члена семьи 50 руб. и вышее) была в 70,7% семей учащихся.

Режим дня детей мы изучали во второй — третьей учебной четверти по картам недельного хронометража. Анализировали длительность основных режимных моментов и использование учащимися свободного времени в учебные дни недели. Большинство (82,3%) школьников в 1-м классе затрачивали время на приготовление домашних заданий, превышающее гигиенические нормативы, 54,8% из них готовили уроки 2 часа и дольше. У большей части учащихся наблюдался дефицит ночного сна в 1—2 часа, время пребывания на открытом воздухе было сокращено. Во 2-м классе 73,2% школьников готовили уроки в пределах допустимого времени, свыше 2 часов затрачивали на уроки 26,7% учащихся. Более половины детей имели сокращенный ночной сон. Количество детей с ограниченным пребыванием на открытом воздухе увеличилось. В 3-м классе практически все школьники готовили домашние задания в рекомендуемое время, из них 71,1% в оптимальное (в течение 1'/2 часов). Ночной сон достаточной продолжительности имел 71% школьников. Однако, как и во 2-м классе, более половины (54,9%) учащихся гуляли на свежем воздухе 1—2 часа.

Полученные данные вызвали необходимость изучить использование учащимися свободного времени. Оказалось, что большинство из них в часы досуга читают художественную литературу, смотрят телевизионные передачи, играют, оказывают помощь родителям. При этом от 1-го к 3-му классу возрастало количество детей, использующих время на эти виды деятельности, увеличивалась средняя продолжительность занятия. Достаточно указать, что смотрели телевизор 42,9% учащихся 1-го класса в среднем 3 раза в неделю со средней продолжительностью 65 мин. а 97,5% учащихся 3-го класса уже 4 раза в неделю с длительностью 82 мин. На чтение художественной литературы 68,8% учащихся 1-го класса отводили 4 раза в неделю 42 мин., а 81,5% школьников 3-го класса — 4 раза в неделю 54 мин. Обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% учащихся 3-го класса 2 раза в неделю занимались иностранным языком по 69 мин., тогда как в 1-м классе таких учащихся не было.

Следовательно, наибольшие нарушения режима дня выявлены у учащихся 1-х классов. Ко 2-му и особенно 3-му году обучения у большинства школьников нормализуются такие режимные моменты, как приготовление уроков и ночной сон. Вместе с тем сокращается число детей, проводящих достаточное время на открытом воздухе. Ограниченное пребывание учащихся на открытом воздухе, вероятно, связано с занятостью их такими видами деятельности, как чтение художественной литературы, просмотр телепередач, игры в помещении, занятие иностранным языком и др.

В течение учебного дня мы осуществляли хронометраж поведения всех учащихся, регистрировали реакции возбуждения и торможения по методу, предложенному Ю. М. Пра-тусевичем. Был прохронометрирован 21 учебный день. Результаты хронометража оценивали по соотношению тормозных реакций и реакций возбуждения в среднем за урок и по 5-мннутным отрезкам его. Значительный рост реакций торможения и превышение их числа над реакциями возбуждения расценивали как показатель выраженного утомления у уча-

щихся. Из-за специфики учебной деятельности, что отражалось и на результатах хронометража, отдельно анализировали показатели касающиеся уроков математики, русского языка, чтения и таких предметов, как рисование, пение и труд.

Динамика среднего количества реакций возбуждения и торможения и их соотношения по 5-минутным интервалам урока на 1—2-м часу учебных занятий во всех классах различалась мало. Чаще отмечалось некоторое снижение реакций возбуждения с разнонаправленными незначительными сдвигами тормозных реакций. К концу учебного дня регистрировалось отчетливое снижение числа реакций возбуждения и рост тормозных реакций. Для уроков рисования и пения характерным было снижение числа тормозных реакций и рост или стабилизация реакций возбуждения. Выраженное утомление у учащихся к концу учебного дня, по данным хронометража, чаще выявлялось в 1-х классах.

Одновременно с проведением хронометража мы изучали работоспособности учащихся корректурным методом по таблицам Анфимова. Материал анализировали по среднему количеству знаков и ошибок (в пересчете на 500 знаков) и индивидуальным сдвигам по схеме, предложенной С. М. Громбахом. Динамика работоспособности во второй учебной четверти 1-го класса от начала к концу занятий характеризовалась увеличением скорости работы (Р<0,05) и выраженным снижением ее качества (Р<0,01). Полученные данные подтверждаются распределением индивидуальных сдвигов. Выявлено отчетливое преобладание сдви-ков, касающихся ухудшения качества и увеличения скорости работы. В четвертой четверти к концу занятий установлено незначительное увеличение числа просмотренных знаков (Р=0,2) и количества ошибок (Р=0,5). Наблюдалось равномерное распределение сдвигов с изменением скорости и качества работы.

Во второй четверти 2-го класса количество знаков к концу занятий незначительно изменилось (Р=0,5), а качество работы значительно снизилось (Р<0,05). Преобладали сдвиги со снижением точности и скорости работы. В четвертой четверти среднее количество знаков и ошибок изменилось незначительно. Несколько больше регистировалось сдвигов со снижением скорости работы.тогда как по точности работы распределение их было одинаково.

В 3-м классе работоспособность характеризовалась незначительным снижением количества знаков(Р=0,8) и ошибок (Р=0,1). Однако преобладали сдвиги со снижением точности и скорости работы. В конце учебного года обнаружено незначительное изменение работоспособности по средним величинам и распределению сдвигов.

Таким образом, учебные занятия в школе у большинства учащихся вызывали утомление. Это проявлялось прежде всего в ухудшении качества работы к концу учебного дня. Особенно выраженное снижение ее отмечено в 1-м и 2-м классах. Снижение работоспособности в 1-м классе чаще сопровождалось субъективными факторами утомления учащихся. На протяжении 3 лет обучения менее благоприятные показатели работоспособности зафиксированы в конце первого полугодия. Все это вызывает необходимость облегчения учебной нагрузки в 1-м классе и первом полугодии 2-го класса. Требуется упорядочение режима дня школьников, особенно внешкольной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Громбах С. М., С а п о ж н и к о в а Р.' Г., ГлушковаЕ. К. и др. В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, в. 2, с. 111. — М а р к о с я и А. А., А н т р о -п о в а М. В. Сов. педагогика, 1970, К° 2, с. 39. — Пратусевич Ю. М. Умственное омление школьника. М., 1964. — Селиванов А. П.. Смоленская И. Я., м а н с к и й В. Я. Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1970, в. 2, с. 22.

Поступила 9/IX 1971 г.

УДК'^бМ. 7761614.73

ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЕЗАКТИВАЦИЯ ПОЧВЫ ОТ Бг90

А. Я- Коготков, Е. И. Белова

Многочисленными исследованиями советских и зарубежных ученых установлено, что выпавшие на поверхность почвы радиоактивные изотопы содержатся главным образом в верхнем 5—10-сантиметровом слое. Содержание такого радионуклида, как Бг80, в этом слое через несколько лет после поступления его на поверхность почвы составляет в зависимости от типа почвы и ландшафтных особенностей участка от 30—40 до 80—90% всего запаса в почвенном профиле. До недавних пор обращалось внимание на то, что изотопы, аккумулированные в почвенном покрове, слабо подвергаются процессу вертикального переноса. Однако теперь обнаружено, что с течением времени их концентрация в верхних слоях почвы (1—2 см) становится меньше, чем в нижележащем слое. Это особенно относится к почвам гумидных зон, почвам, находящимся под лесом, и пойменным почвам. Естественно возникает вопрос о количественном выражении показателя, который характеризует естественную дезактивацию территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.