Научная статья на тему 'ФАГОЦИТАРНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЛИКОГЕНА В ЛЕЙКОЦИТАХ КРОВИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ'

ФАГОЦИТАРНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЛИКОГЕНА В ЛЕЙКОЦИТАХ КРОВИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Э.Э. Саркисянц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHAGOCYTIC ACTIVITY AND GLYCOGEN CONTENT OF BLOOD LEUCOCYTES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS UNDER THE ACTION OF A CHEMICAL FACTOR OF SMALL INTENSITY

In comparison with persons of the control group, those of the main group presented inhibition of the digesting function of phagocytes and a fall of their glycogen content. On the basis of the observations made the author assumes that a complex of substances (benzol, cyclohexane, divinyl), that acted on the main test group of children, inhibited glycogenolysis. A fall of the energetic matter (glycogen) content brought about a decrease of the digesting capacity of blood leucocytes.

Текст научной работы на тему «ФАГОЦИТАРНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЛИКОГЕНА В ЛЕЙКОЦИТАХ КРОВИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ»

мы установили более высокие показатели во втором полугодии. Так, показатели КЧМ в течение учебного дня учащихся 3-го класса в первом полугодии снизились в среднем на 3,2 гц, во втором полугодии наибольшее снижение составляло 1,37 гц (разница статистически достоверна, £>2,5).

Улучшение показателей функционального состояния организма учащихся во втором полугодии учебного года, очевидно, связано с увеличением длительности прогулок в марте — мае по сравнению с первым полугодием (сентябрь — декабрь).

Выводы

1. Сдвиги в функциональном состоянии организма учащихся «речевой» школы на протяжении учебного дня зависят от возраста. У учащихся 3-го класса наибольшие сдвиги в функциональном состоянии организма наступают после третьего урока, у учащихся 6-го класса — после первого урока. Наиболее трудным днем для учащихся 3-го класса является среда, для учащихся 6-го класса — пятница.

2. Полученные данные позволяют рекомендовать дополнительный перерыв для школьников после второго урока с организацией прогулки на свежем воздухе. При составлении расписания уроков в «речевых» школах следует учитывать функциональное состояние организма учащихся в течение учебного дня и недели.

Поступила 5/VII 1972 г.

EFFECT OF A STUDY LOAD ON THE FUNCTIONING OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF PUPILS OF SCHOOLS FOR CHILDREN WITH SPEECH DISTURBANCES

R. Ya. Aleksikova, N. B. Bushanskaya

Investigations were carried out on 18 pupils of the 3rd and the 6th grades. The results obtained showed the pupils of the 3rd grade to present the most pronounced shifts in body functions after the third lesson, and the pupils of the 6th grade after the fifth lesson. The most difficult day of the week for the pupils of the 3rd grade was Wednesday and for those of the 5th grade was Friday. The data obtained point to expediency of making an additional recreation interval after the second lesson and organizing a walk out of doors. These data should be taken into account in drawing up the time-table of lessens in «speech» schools.

УДК 615.9.07:616.155.3-07

Канд. мед. наук Э. Э. Саркисянц

ФАГОЦИТАРНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЛИКОГЕНА В ЛЕЙКОЦИТАХ КРОВИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Ряд авторов (А. И. Волкова и др.) отмечают, что под воздействием малых концентраций различных химических веществ иммунобиологическая реактивность изменяется раньше нервной системы, морфологического и биохимического состава крови. Поэтому при изучении состояния здоровья детей и подростков, подвергавшихся воздействию химического фактора малой интенсивности, мы исследовали иммунобиологическую резистентность организма. О состоянии ее судили по ряду показателей и, в частности, по реакции клеточной защиты — фагоцитозу. Фагоцитарную активность лейкоцитов крови определяли методом О. Г. Алексеевой и А. П. Волковой, который позволяет оценить как поглотительную, так и переваривающую функцию лейкоцитов крови.

Переваривающая способность лейкоцитов крови у детей 3—7 лет основной группы составляла 39±1,5%, контрольной группы—61±2% (Р<0,01), у подростков 15—18 лет основной группы — 41±1,2%, контроль-

2*

35

ной — 63±2,2% (/><0,001). Следовательно, у детей и подростков основной группы, подвергавшихся воздействию химического фактора малой интенсивности, по сравнению с контрольной группой выявлено достоверное снижение уровня переваривания, т. е. количества убитых бактерий к общему числу фагоцитированных нейтрофилами.

Известно, что для функциональной деятельности лейкоцитов большое значение имеют окислительно-восстановительные процессы, в которых основная роль как источнику внутриклеточной энергии принадлежит гликогену (Н. В. Пучков и др.). Возможно, одной из причин угнетения фагоцитарной активности лейкоцитов крови служит снижение содержания в них гликогена. В связи с этим мы провели цитохимическое определение содержания гликогена в лейкоцитах крови у детей и подростков.

Предложено несколько методов цитохимического определения гликогена в лейкоцитах. Наиболее распространен из них метод Шифф-йодной кислоты, основанный на окрашивании мазков фуксинсернистой кислотой после предварительной обработки окислителями. При наличии гликогена в местах его локализации определяются фиолетово-вишневые гранулы. В мазках периферической крови подсчитывается 100 сегментоядерных нейт-рофилов. Оценка проводится качественно — клетки в зависимости от степени окрашивания делятся на 4 группы: без окраски (0), слабоокрашен-

ные (+), с окраской средней интенсивности (Н—|-), интенсивно окрашенные (+++)•

Количество клеток с той или иной интенсивностью окраски у обследованных нами детей и подростков приведено в табл. 1.

Однако оценка, приведенная в табл. 1, дает лишь схематичное представление о количественных изменениях. Для более объективного анализа данных рекомендуется вводить средний коэффициент — гистохимический индекс — ГИ (Н. М. Плотникова), определяющийся по формуле: ги _ ЛхЗ+Вх2 + Сх1 + Рх0 100

где А, В, С и D — количество клеток (в %) с той или иной интенсивностью реакции; 3, 2, 1 и 0 — коэффициенты, отражающие интенсивность реакции.

Например, если в 30 клетках интенсивность окрашивания оказалась резко положительной (+Н—h), в 17 клетках — положительной (++), в 15 — слабоположительной (+) и в 38 — отрицательной (0), то в этом случае гистохимический индекс равен 1,39. Это можно иллюстрировать следующим уравнением:

гы _ 30x3+ 17x2+ 15X1 + 38x0 _ , „q 1 и— ]00 — 1.0У.

Гистохимический индекс у обследованных нами детей 3—7 лет основной группы составлял 1,95±0,03, контрольной — 2,34±0,03 (Я<0,001), у подростков 15—18 лет основной группы— 1,67±0,03 и контрольной — 2,3±0,04 (/><0,04).

Таблица 1

Количество клеток с разной интенсивностью окраски (в %)

и Дети 3 — 7 лет Подростки 15 —18 лет

Интенсивность окр ки основная группа контрольная группа Я основная группа контрольная группа Я

М±т М ±т

+ + + + + + 0 24 ± 1,0 54,8 ±1,0 13,1±0,84 8,1 ±1,0 45,5±3,0 47,5±3,3 4,70±1,0 2,3±0,3 <0,001 <0,1 <0,001 <0,001 16±0,46 51,6± 1,7 19,4±1,1 13±1,2 49±3,0 36±2,3 10±1 ,0 5±0,5 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

Таблица 2

Коэффициент корреляции между процентом переваривания и содержанием гликогена в нейтрофилах

л Дети 3 — 7 лет Подростки 15 — 18 лет

о К к

я т = «с контроль- х 2 контроль-

X О С ная о п ная

О С ж >» группа х группа

Дху тг 0,96 0,011 0,94 0,022 0,83 0,047 0,93 0,024

Следовательно, у детей и подростков основной группы статистически достоверно больше в крови клеток с низким содержанием гликогена.

Для установления характера связи между рассматриваемыми признаками нами рассчитаны коэффициент корреляции и его ошибка (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что между содержанием гликогена и фагоцитарной активностью лейкоцитов крови имеется положительная корреляция: с уменьшением содержания гликогена в нейтрофилах снижается способность к фагоцитозу (основная группа), а при большом содержании гликогена в нейтрофилах фагоцитарная активность последних также находится на высоком уровне (контрольная группа). Эти данные достоверны, поскольку коэффициенты корреляции превышают свою ошибку (тг) более чем в 4 раза.

Исследования позволяют заключить, что у детей и подростков под влиянием комплекса химических веществ малой интенсивности снижается содержание гликогена в нейтрофилах, что сопровождается и снижением переваривающей способности. Следует отметить, что цитохимическое определение гликогена в лейкоцитах наряду с другими показателями целесообразно для изучения функциональной активности лейкоцитов при контакте с веществами, оказывающими влияние на клетки крови.

ЛИТЕРАТУРА. Алексеева О. Г., Волкова А. П. Гиг. н сан., 1966, № 8, с. 70.— Волкова А. П. Гиг. и сан., 1959, N° 1, с. 80,— Плотникова Н. М. Лабор дело, 1966, № 6, с. 331.

Поступила 24/VII 1972 г.

PHAGOCYTIC ACTIVITY AND GLYCOGEN CONTENT OF BLOOD LEUCOCYTES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS UNDER THE ACTION OF A CHEMICAL

FACTOR OF SMALL INTENSITY

E. E. Sarkisyants

In comparison with persons of the control group, those of the main group presented inhibition of the digesting function of phagocytes and a fall of their glycogen content. On the basis of the observations made the author assumes that a complex of substances (benzol, cyclo-hexane, divinyl), that acted on the main test group of children, inhibited glycogenolysis. A fall of the energetic matter (glycogen) content brought about a decrease of the digesting capacity of blood leucocytes.

УДК 572.51-053.5(476-22)

Канд. мед. наук Г. И. Веренич

К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ школьников

ПОЛЕСЬЯ

Научно-исследовательский институт охраны материнства и детства Министерства здравоохранения БССР, Минск

Изучение состояния здоровья детей и подростков помогает установить типологические особенности отдельных популяций, закономерности развития детского организма и специфику подросткового возраста, а также влияние на организм относительно быстро изменяющейся природно-географи-ческой среды и социально-экономических условий жизни. Недостаточно исследованным до сих пор остается состояние здоровья детей села.

Исходя из этого, мы предприняли комплексное изучение физического развития и состояния здоровья сельских школьников Полесья. В Белоруссии имеется только одна работа подобного рода (И. П. Мордачев) —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.