Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF PHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF PROGRAMMED TEACHING OF CHILDREN IN JUNIOR GRADES

The mental working capacity was studied in pupils of primary grades with programmed teaching. The finding was that a programmed lesson does not diminish the working capacity of pupils in course of the school day. A physical training lesson in the open air had a favourable effect on all the pupils taught both by the programmed and ordinary method. On school days with no programmed lessons and with no physical training the pupils of an experimental and that of a control class presented approximately similar fatigue curves that augmented by the end of the day.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

THE DIURNAL RESPIRATION RATE RHYTHM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

A. A. Biryukovich

Investigations were carried out over 425 healthy children of both sexes and of 15 age groups starting from birth to the age of 18. The finding was that judging by peculiar changes in the respiration rate during the night sleep the investigated could be classified into three age groups: new-borne and children up to one year; those aged one to two and three years; all the elder ones. Children are born with a diurnal respiration rate rhythm tending to approach that of adults; this tendency becomes quite apparent by the 4th day of the infant's life. However, a complete stabilization of the diurnal respiration rate rhythm is noted to occur by the age of three.

УДК 371.71:612.825.8-053.5

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Кандидаты мед. наук М. А. Замкова и Э. И. Кривицкая, Р. И. Новик, В. И. Слесарь

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Школа ищет путей улучшения методов обучения. Одним из таких путей является программирование и использование разнообразных технических средств. При программированном обучении предполагается повышенная интенсивная деятельность учащихся, что может повлечь за собой большую нервно-психическую нагрузку.

Гигиенической оценке программированного обучения младших школьников посвящена лишь одна единственная работа (Н. Г. Самотолкина). В связи с этим мы изучали работоспособность и функциональные реакции организма учащихся начальных классов при использовании программированного метода обучения. Задачей нашей было выяснить, не вызывает лн этот метод избыточного утомления учащихся. Уроки программированного обучения разрабатывались сотрудниками кафедры психологии нашего института под руководством доцента А. И. Раева. Исследование велось в течение 3 четвертей учебного года. Под наблюдением находилось 20 практически здоровых детей (10 — из экспериментального класса и 10 — из контрольного). Метод дозированной работы во времени был испытан на 70 учащихся обоих классов.

В 1967/68 учебном году определялась умственная работоспособность учащихся 3-го класса при программированном обучении. Установлено, что, несмотря на более интенсивную, но эмоционально приятную работу по специальным обучающим программам, у них не наблюдалось большего умственного утомления, чем у детей контрольного класса, изучавших тот же материал традиционным методом. Исследования, проведенные в 1968/69 учебном году, позволили заключить, что длительность программированного обучения (в течение 2 четвертей года) не оказывает отрицательного влияния на работоспособность учащихся; программированное обучение доступно для учащихся с разной успеваемостью (М. А. Замкова и Э. И. Кривицкая).

В 1969/70 учебном году в той же 82-й школе Петроградского района Ленинграда изучалось влияние уроков физического воспитания на работоспособность тех же учащихся в следующем классе в условиях программированного обучения. В экспериментальном классе изучаемая тема «Глагол» была представлена в 15 печатных учебных картах, разработанных сотрудниками кафедры психологии и методистами. В контрольном классе изучение того же материала проводилось традиционным методом.

Уровень работоспособности определялся путем изучения динамики зрительно- и слухомоторной реакции; устойчивости ясного видения (У Я В);

относительной видимости при помощи поляризационного бинокулярного измерителя видимости Л. Л. Дашкевича; реакции на функциональные пробы (частота дыхания и пульса); физиометрических показателей — спирометрии и динамометрии; дозированной во времени работы по таблицам Анфимова.

Исследования? проводились при 4 вариантах расписания: 1-й вариант — дни с программированным уроком русского языка в экспериментальном классе, без урока физического воспитания; 2-й вариант — дни с программированным уроком и уроком физического воспитания; 3-й вариант — дни без программированного урока при наличии урока физического воспитания; 4-й вариант — дни без программированного урока и без урока физического воспитания. Показатели снимались в определенные дни учебной недели до уроков, после 2-го урока (программированный урок всегда был 2-м) и в конце учебного дня. Проведено 15 серий экспериментов, состоявших из 8112 наблюдений.

При 1-м варианте расписания длительность зрительно- и слухомотор-ной реакций у детей экспериментального класса укорачивалась, особенно кУконцу учебного дня. Так, длительность зрительномоторной реакции до уроков составляла 0,95 ± 0,026 сек., а к концу учебного дня — 0,77 ± ± 0,027 сек. У школьников контрольного класса она соответственно удлинялась с 0,96 ± 0,036 до 1 ± 0,037 сек. УЯВ к концу учебного дня у учащихся экспериментального класса оказывалась выше на 2,3%, тогда как у детей контрольного класса снижалась на 2,4%. В частоте пульса и дыхания у учащихся обоих классов не зарегистрировано каких-либо резких сдвигов. КУконцу учебного дня пульс нормализовался: у учащихся экспериментального класса он снижался с 91 до 85 в минуту, у школьников контрольного класса — с 87 до 80. Не выявлено четких сдвигов у школьников обоих классов в относительной видимости и данных спирометрии и динамометрии.

Таким образом, при 1-м варианте расписания у учащихся экспериментального класса не установлено повышенного утомления.

При 2-м варианте расписания у детей экспериментального класса наблюдалось укорочение длительности зрительно- и слухомоторных реакций с 0,91 ± 0,043 сек. перед началом занятий до 0,79 ± 0,047 сек. к концу учебного дня. У школьников контрольного класса также отмечалось укорочение этих реакций соответственно с 1,1 ± 0,046 до 0,96 ± 0,034 сек. При проведении урока физического воспитания на открытом воздухе к концу учебного дня сохранялась исходная УЯВ, нормализовался пульс у школьников обоих^классов. Ощутимых сдвигов по другим определяемым функциональным и физиометрическим показателям не обнаружено. Анализируя данные по таблицам Анфимова, можно установить примерно одинаковые сдвиги .:у детей обоих классов. Количество выполненной работы было примерно одинаково в экспериментальном и контрольном классах. К концу учебного дня зарегистрировано уменьшение количества ошибок. Коэффициент К у учащихся экспериментального класса изменялся от 1,83 вначале до 1,87 в конце учебного дня. Соответственно у детей контрольного класса он составлял 1,8 и 1,85. Следовательно, урок физического воспитания, проведенный на открытом воздухе, приводит к одинаковым положительным сдвигам у учащихся обоих классов.

При 3-м варианте расписания также выявились примерно одинаковые положительные сдвиги у учащихся экспериментального и контрольного классов. Зрительномоторная реакция укорачивалась на 0,14—0,18 сек., УЯВ повышалась на 0,6—2,3%, пульс уменьшался с 90 до 85 и с 95 до 79 в минуту. Количество выполненной работы по таблицам Анфимова и количество ошибок, коэффициент К менялись незначительно кконцу учебного дня по сравнению с исходными данными (до уроков).

При 4-м варианте расписания у учащихся обоих классов зафиксированы примерно одинаковые сдвиги. Отмечалось удлинение зрительно- и слу-

хомоторных реакций на 0,1 сек. у учащихся экспериментального класса и на 0,07 сек. у контрольного. К концу учебного дня у всех обследованных определялось ухудшение УЯВ, понижение коэффициента К с 1,92 до 1,8 в экспериментальном и соответственно с 2 до 1,75 в контрольном классе.

При варианте, когда в расписании не было ни программированного урока, ни урока физического воспитания, кривая утомления у детей обоих классов была однотипной и отражала закономерную картину его к концу учебного дня. Кроме того, удалось установить, что время, затраченное детьми на выполнение одной страницы учебной карты, зависит от места программированного урока в расписании учебного дня: на 1-м уроке на это затрачивалось 71,4 сек., на 2-м — 75,6 сек., на 3-м — 79,2 сек. и на 4-м уроке — 84 сек.

Так как материал учебных карт, использованных в п рограммированных уроках, по трудности и объему был примерно одинаков, можно заключить, что, чем дальше отстоит урок от начала учебного дня, тем больше времени дети тратят на его выполнение.

Одновременно психологи (А. И. Раев и соавт.), работая в тех же классах той же школы, пришли к выводу, что у детей экспериментального класса формирование умственных действий и развитие мышления происходят успешнее, чем у школьников контрольного класса. Так, правильное фактическое выполнение действия по заданным темам составляло в экспериментальном классе 92%, в контрольном — 81%. Необходимую полноту словесной формулировки дали 78% школьников экспериментального класса и только 11% контрольного класса. Правильная последовательность выполнения и называния всех операций отмечалась у 88% детей экспериментального класса, у школьников контрольного класса она отсутствовала.

Выводы

1. Программированный урок не снижает работоспособности учащихся в течение всего учебного дня.

2. Урок физического воспитания, проведенный на открытом воздухе, оказывает положительное влияние на всех школьников, обучающихся программированным и обычным методами.

3. В учебные дни без программированного урока и без урока физического воспитания у учащихся экспериментального и контрольного классов отмечается примерно одинаковая типичная кривая утомления, закономерно нарастающая к концу его.

ЛИТЕРАТУРА

Замкова М. А., Кривицкая Э. И. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 47.—Самотолки-н а Н. Г. Гиг. и сан., 1970, № 3, с. 28.

Поступила 19/X 1971 г.

CERTAIN ASPECTS OF PHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF PROGRAMMED TEACHING OF CHILDREN IN JUNIOR GRADES

M. A. Zamkova, E. /. Krivitskaya, R. I. Novik, V. /. Slesare

The mental working capacity was studied in pupils of'primary grades with programmed teaching. The finding was that a programmed lesson does not diminish the working capacity of pupils in course of the school day. A physical training lesson in the open air had a favourable effect on all the pupils taught both by the programmed and ordinary method. On school days with no programmed lessons and with no physical training the pupils of an experimental and that of a control class presented approximately similar fatigue curves that augmented by the end of the day.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.