Научная статья на тему 'О РЕЖИМЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ ПОДРОСТКОВ — УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНИХ СМЕННЫХ СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ШКОЛ '

О РЕЖИМЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ ПОДРОСТКОВ — УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНИХ СМЕННЫХ СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIMENS OF STUDIES OF ADOLESCENTS IN EVENING (SHIFT) URBAN SECONDARY SCHOOLS

The existing regimen of studies in school in combination with work in industry leads to serious violations in the daily routine of adolescents and has a negative effect on their working capacity. The author suggests a new regimen for studies: the shortening of every academic hour by 10 min., organization of double lessons on all the subjects, arrangement of 5 min. intervals in the meddle double lessons and 10 min. in between the lessons. The data of physiological reactions performed (oculomotor reaction, static ortho-tests and correction tables) showed that the transfer of the end of classes from late evening hours to earlier ones, the shortening of the lessons, the arrangement of more frequent intervals (recreations) in between the lessons and the organization of double lessons decreased the extent of students’ occupation and maintained their working capacity at a comparably higher and stable level.

Текст научной работы на тему «О РЕЖИМЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ ПОДРОСТКОВ — УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНИХ СМЕННЫХ СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ШКОЛ »

THE EFFECT OF ASYMMETRICAL HORIZONTAL TEMPERATURE FLUCTUATIONS IN A ROOM ON THE THERMAL CONDITION OF PUPILS

E. Ya. Strizh

By means of ordinary meteorological selfrecording apparatus air temperature and humidity regimens were investigated at the outer and inner walls of class-rooms and dormitories. At the same time the author studied the temperature reaction of the body and the skin in different parts of the body symmetrically situated on both the right and left sides. Besides, the data on the incidence of colds were analyzed.

The investigations showed that the relationship of the air temperature levels at the o_4er and inner walls altered considerably in the course of the year and were accompanied by noticable changes in the body and skin temperature of children, which pointed to the production of strain on the thermoregulating mechanism of school children, and were followed by a rise in the incidence of colds in the class.

Different horizontal temperature fluctuations, affecting asymmetrically the right and the left sides of the body, and the changes in the usual temperature relationship may act as powerful irritants capable to cause an overstrain of the body's thermoregulating mechanisms.

УДК 371.78 : 371.24 : 371.218.12

о режиме учебных занятий подростков — учащихся вечерних сменных средних городских школ

Л. Г. Матросова

Научно-исследовательский институт возрастной физиологии

и физического воспитания АМН РСФСР, Москва ,

Значительная продолжительность рабочего дня подростков, обучающихся без отрыва от производства (11—12 часов), позднее окончание учебных занятий в школе (22 часа — 22 часа 30 мин.), необходимость готовиться по 5—6 предметам дома при ограниченном свободном времени создают для них большую нагрузку и приводят « нарушениям суточного режима: сокращению продолжительности сна, нерегулярному питанию, отсутствию достаточного отдыха и т. д. (Б. Т. Романов; Д. X. Нусбаум и Л. Г. Матросова).

Следствием этого является большая частота заболеваний среди подростков, сочетающих обучение в вечерней школе с работой на производстве, по сравнению с теми, которые только работают. Отмечено также отрицательное влияние повышенной нагрузки на физическое развитие (И. М. Орлик): работоспособность подростков не восстанавливается за один свободный день (Н. М. Королева). Производительность труда у обучающихся без отрыва от производства ниже, чем у сверстников, только работающих (И. М. Орлик и соавторы).

Обучение в вечерней сменной школе строится так же, как и в массовой общеобразовательной. Однако учебные занятия рабочего-подрост-ка в вечерние часы приходятся на период снижения функций организма в их/ суточном физиологическом цикле, тогда как у учащихся средней школы — на период максимума. Учебные занятия вечером в сменной школе происходят на фоне сниженной работоспособности еще и потому, что им предшествует работа на производстве в течение 4—6 часов. Кроме того, в отличие от дневных школ в вечерних расписание уроков включает только теоретические предметы. Длительное отсутствие динамичеокого компонента в учебном процессе также отрицательно сказывается на работоспособности учащихся. В целях охраны здоровья подростков вечерних сменных школ режим их труда и отдыха нуждается в упорядочении.

Мы провели исследование существующего и измененного режимов учебных занятий. Организация экспериментального режима основывалась на предположении, что занятия во второй половине дня для рабочих-подростков целесообразнее строить из менее продолжительных уроков, чаще сменяющихся перерывами. Меньшая продолжительность урока, как и меньшая продолжительность ежедневных учебных занятий, должна была сократить время восстановления работоспособности к началу следующего урока и следующего трудового дня. Эффективность введения дополнительных кратковременных перерывов, препятствующих резкому падению работоспособности во вторую половину дня, отмечают многие авторы (С. А. Косилов; А. Д. Спиридонов, и др.). Г. В. Фольборт указывает, что интенсивная, но кратковременная работа (на примере слюнной железы) требует менее продолжительного восстановительного периода, чем менее интенсивная, но происходящая длительно.

Общая продолжительность ежедневных занятий была уменьшена более чем на час, хотя объем учебного плана не менялся. Это достигалось сокращением каждого академического часа на 10 мин. (35 мин. — оптимальное время урока для 16-летних по Бургерштейну). Уроки по всем предметам были сдвоены. В середине сдвоенного урока объявлялись перерывы по 5 мин., а между уроками — по 10 мин. Во время перерывов (через каждые 35 мин.) учащиеся выходили из класса и отдыхали по своему усмотрению.

Занятия проводились 3 раза в неделю (в понедельник, среду и пятницу). Таким образом, с уменьшением ежедневной продолжительности учебной работы число учебных дней не увеличивалось. Кроме того, вместо 6 предметов в ежедневное расписание включалось только 3, что наполовину уменьшило домашние задания.

Наблюдаемые подростки (26 человек) были в возрасте 15—17 лет, по специальности металлисты. Они работали преимущественно в одну смену и учились вечером (с 15 часов 15 мин.). Часть учащихся через 2 месяца была переведена из контрольного класса в опытный; наблюдения над ними велись еще в течение месяца.

Для оценки экспериментального режима учебных занятий проведено динамическое исследование физиологических функций. Определялись показатели зрительно-моторной реакции, реакции на ортостатиче-скую пробу, объем и качество выполнения дозированных заданий по таблицам Анфимова.

Обращает на себя внимание существенное различие исходных (в 15 часов 15 мин.) показателей функционального состояния организма подростков опытной и контрольной групп (табл. 1).

При одинаковой изменчивости величин латентного периода (коэффициент вариации 21—23%) средняя этого периода у опытной группы до начала занятий оказалась на 34 мсек меньше (достоверно по Стью-денту); также была меньше частота и выраженность последовательного торможения.

В опытной группе число благопирятных реакций сердечнососудистой системы при ортостатической пробе в начале учебных занятий составило 79%, в контрольной — 57%.

К благоприятным реакциям сердечно-сосудистой системы при ортостатической пробе на основе собственных наблюдений было отнесено два типа реакций.

Во-первых, при изменении положения тела (из «сидя» в «стоя») частота пульса значительно возрастала (средняя величина прироста 21 удар в минуту), при этом возросший уровень пульса был устойчивым, не изменялся в течение всей минуты в позе «стоя», а при возвращении в исходное положение быстро достигал первоначального уровня (через 0—10 сек).

Таблица Г

Функциональное состояние организма подростков опытного и контрольного

классов

Время исследования

15 часов 18 часов 19 часов 20 часов

15 мин. 40 мин. 35 мин. 30 мин.

Показатели группа

я со Я

л Ж ч а со я § о. а СО я ч о а

2 я к 3 я к 2 я к 2 я к

О я я о Я я о к Я о я я

Латентный период двигательной реакции (в мсек) .... Частота последовательного торможения (в %)......

Латентный период после диф-ференцировочного раздражителя (в мсек).......

Благоприятные реакции при

ортопробе (в %)......

Среднее число просмотренных знаков по таблице Анфимова Число просмотренных ошибок на 300 знаков .......

198 232 195 217

67 81 62 78

325 340 318 315

79 57 — —

375 321 — —

12 13 — —

200 236 _ 240

66 87 — 86

328 335 — 340

66 37 « 33

391 324 — 307

10 13 — 10

Во-вторых, учащение .пульса при переходе в положение «стоя» также было устойчиво, но меньше выражено (средний прирост 16 ударов в минуту), а при возврате в положение «сидя» достижение исходного уровня несколько замедлялось (через 10—15—20 сек.).

Неблагоприятными считались те реакции, при которых перемена положения тела почти не вызывала изменения частоты пульса (средний прирост 7 ударов в минуту), или те, при которых переход в положение «стоя» сопровождался резким, но кратковременным учащением пульса (т. е. через 5—10 сек. в позе «стоя» пульс возвращался к первоначальному уровню частоты или был ниже его). При таких реакциях возврат в положение «сидя» вызывал также кратковременное учащение пульса (выше уровня частоты пульса в положении «стоя»).

Разница в количестве знаков, просмотренных по таблицам Анфимова за одинаковое время, также свидетельствует о более высоком исходном уровне работоспособности подростков опытной группы.

Указанные различия нарастали постепенно от начала эксперимента. По прошествии 1-го месяца занятий существенных различий в показателях зрительно-моторной реакции не было. На 2-м месяце средняя величина латентного периода, а на 3-м месяце и частота последовательного торможения в контрольной группе существенно превосходили эти же показатели в опытной группе.

Улучшение исходного уровня работоспособности наблюдалось у подростков после перехода их из контрольного класса в экспериментальный. Результаты исследований приведены в табл. 2.

Все это позволяет считать, что более высокий исходный уровень работоспособности подростков опытной группы — результат измененного режима и зависит главным образом от уменьшения продолжительности занятий и более раннего их окончания (в 19 часов 20 мин. вместо 20 часов 30 мин.). Как и отмечали сами учащиеся, в условиях экспериментального режима у них появилась возможность раньше приходить домой, вовремя ужинать и ложиться спать. Продолжительность отдыха и ночного сна, естественно, увеличилась.

Таблица 2

Изменение исследуемых показателей у подростков, переведенных в опытный класс

Время исследования

15 часов 15 мин. 19 часов 35 мин. 20 часов 30 мин.

Показатели се & СО (О

К и И О § к Ч о

о о ё 5 и о. <У <и С Я ' г§ X 31 о а) ёч о 3 о ш

ч к с с Ч X с с ч X с с

Латентный период двигательной реак-

ции (в мсек) ....... 225 180 212 190 221 —

Частота последовательного торможе-

ния (в %) ... 77 66 80 64 81 —

Число благоприятных реакций при

ортостатической пробе (в %) . . . 35 82 20 64 20

С. И. Крапивенцева при сравнительном изучении работоспособности в первую и вторую смены производственного обучения в ремесленном училище обнаружила, что, несмотря на меньшую продолжительность занятий вечером, утомление у учащихся выражено значительно больше, чем утром, особенно отмечается разница в последние час — полтора.

Следовательно, одним из условий правильной организации режима занятий подростков, обучающихся без отрыва от производства, является не только уменьшение продолжительности учебы, но и упорядочение времени ее проведения.

По прошествии одинакового времени работы в школе, т. е. с 15 часов 15 мин. до 19 часов 20 мин. — 19 часов 35 мин., что для опытного класса соответствует окончанию занятий, а для контрольного — окончанию 5-го урока, наблюдаются меньшие сдвиги физиологических показателей и более высокий их уровень у занимающихся по измененному режиму. Таким образом, изменение структуры учебного расписания положительно отразилось на состоянии учащихся. Несмотря на то что суммарное время отдыха в том и другом вариантах учебного режима составляет 14% по отношению ко времени работы, больший эффект сохранения работоспособности получен при экспериментальном режиме. Вероятно, сокращение продолжительности уроков до оптимальной (35 мин.) и более частая смена их переменами предупреждают быстрое нарастание утомления при занятиях в вечернюю смену. Необходимо заметить, что учебная программа при этом была выполнена и успеваемость учащихся не ухудшилась.

Выше упоминалось, что учащиеся и в пятиминутные, и в десятиминутные перемены выходили из класса и отдыхали произвольно. Вероятно, целесообразнее пятиминутные перемены проводить в классе (для меньшей потери времени) в виде физкультурных пауз. Можно полагать, что и при существующих вариантах режима в вечерних сменных школах такие физкультурные паузы улучшат работоспособность учащихся, если их включить в середину 3, 4 и 5-го урока.

Результаты экспериментального режима учебных занятий в школе позволяют рекомендовать приготовление учащимися уроков дома строить аналогично работе в школе, т. е. в дни, свободные от занятий в школе, заниматься самоподготовкой не более 3 часов 30 мин. с отдыхом через каждые 35 мин.

Предлагаемый вариант режима учебных занятий в вечернюю смену для обучающихся без отрыва от производства лучше существующего.

В сочетании с работой на производстве он приводит к сокращению нагрузки и уменьшает снижение работоспособности на протяжении всех вечерних занятий.

ЛИТЕРАТУРА

Королева Н. М. В кн.: Материалы научной конференции по гигиене политехнического и производственного обучения. М., 1962, стр. 39.—К о с и л о в С. А. Вестн. АМН СССР, 1959, № 3, стр. 46.—К р а п и в е н ц е в а С. И. Гиг. и сан., 1960, № 9, стр. 110.—Нусбаум Д. X., Матросов а Л. Г. Гиг. и сан., 1962, № 9, стр. 35.— Орлик И. М. и др. В кн.: Материалы научной конференции по гигиене производственного и политехнического обучения. М., 1962, стр. 58.—Р о м а н о в Б. Т. Там же, стр. 66.—С п и р ид он о в А. Д. Гиг. и сан., 1960, № 5, стр. 43,—Фол ьб орт Г. В. Избранные труды. Киев, 1962, стр. 268.

Поступила 21/IV 1964 г.

THE REGIMENS OF STUDIES OF ADOLESCENTS IN EVENING (SHIFT) URBAN

SECONDARY SCHOOLS

L. G. Matrosova

The existing regimen of studies in school in combination with work in industry-leads to serious violations in the daily routine of adolescents and has a negative effect on their working capacity. The author suggests a new regimen for studies: the shortening of every academic hour by 10 min., organization of double lessons on all the subjects, arrangement of 5 min. intervals in the meddle double lessons and 10 min. in between the lessons. The data of physiological reactions performed (oculo-moter reaction, static ortho-tests and correction tables) showed that the transfer of the end of classes from late evening hours to earlier ones, the shortening of the lessons, the arrangement of more frequent intervals (recreations) in between the lessons and the organization of double lessons decreased the extent of students' occupation and maintained their working capacity at a comparably higher and stable level.

УДК 613.648-084

материалы к обоснованию воздухообмена в помещениях для мощных ^установок

Н. В. Соболь, А. X. Брегер, А. А. Петушков1

Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР и Физико-химический институт им. Л. Я. Карпова, Москва

Для облучения различных объектов все шире используются ионизирующие излучения радиоактивных изотопов. Применение радиацион-но-химичеоких процессов — один из важнейших путей использования атомной энергии в народном хозяйстве; оно открывает новые большие возможности в решении ряда технических задач.

В связи с быстрым развитием радиационной химии и радиационной биологии развивается и радиационная техника, в частности такая ее важная отрасль, как мощные у-установки (А. X. Брегер и соавторы. 1958; А. X. Брегер; А. В. Бибергаль и соавторы).

Организация воздухообмена в камерах, где размещают такие установки, — важная проблема радиационной безопасности (А. X. Брегер и соавторы, 1960). Под влиянием уизлУчения в воздухе образуются окислы азота и озон (Н. А. Бунеев и соавторы; М. Т. Дмитриев), оказывающие токсическое действие на организм человека. В камеру могут попадать вредные вещества, выделяющиеся из облучаемых объектов.

1 Участие в организации и проведении экспериментов принимали Н. А. Строганова, В. А. Гольдин, Ю. В. Воропаев, В. И. Петровский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.