Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ МОСКВЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF TECHNICAL TRAINING AT SCHOOL WORKSHOPS IN MOSCOW

A hygienic investigation of labour conditions has been carried out in the joiner’s and metal workshop as well as in the sixth class of 13 Moscow schools. In one of these schools the authors have examined in addition some of the physiological reactions of pupils during lessons in workshops. A number of defects have been discovered in the technical equipment and the organization of the training process. The physiological investigations have shown that the lessons in workshops, when correctly organized, even after a period of two hours with a ten-minute interval do not produce any sings of fatigue among the pupils of the 6th class, increase the working capacity and improve the coordinated movement of hands.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ МОСКВЫ»

3. Применение контрастных процедур для повышения устойчивости организма может быть использовано в качестве профилактического мероприятия в районах с неустойчивым термическим режимом.

Ввиду того что частота апериодических колебаний достигает своего максимума весной, следует рекомендовать проведение указанных процедур в период, предшествующий этому времени года.

ЛИТЕРАТУРА

Данишевскнй Г. М. Акклиматизация человека на Севере. М., 1955. — Ники, т и н С. М. Сов. Арктика, 1936, № 5, стр. 95—98. — П о л и л о в А. М. Мед. прибавление к морскому сборнику, 1907, т. 6, стр. 333—349. — П ш о н и к А. И. Физиол. журн. СССР, 1939, т. 26, в. 1, стр. 30—61. — Фридлянд А. Изв. Карело-Мурманского края, 1935, № 5—6, стр. 69—72. — ЛЬ s О. Clin, des regions pal. Paris, 1934."-- В о u r gu i g-n ou C. La chronaxie chez Ilomne. Paris, 1 i23.

Поступила 27/11 1968 r.

CONTRASTING TEMPERATURE LEVELS AND THEIR EFFECT ON THE BODY

N. I. Bobrov

The author has studied the adaptability of the hnmun body lo the prolonged action of contrasting temperature levels. The solving of this problem was necessary for the study of the process of aclimatization in regions with sharp changes of the outside temperature.

The results of the investigation carried out on men have shown that the action of contrasting temperatures and repeated coaling produces a gradual adaptation of the body to these procedures. The adaptation may be considered as completed when the gas exchange increases, the changes in the sensory and motor chroraxy disappear and there is a decrease in the fall of the skin temperature of the exposed parts of the body. The author considers it possible to use contrasting temperature procedures for improving the resistance of the organism for prophylactic purposes in regions with unstable temperature regimen.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ МОСКВЫ

Кандидат медицинских наук Е. И. Елочкина, В. И. Теленчи

Из кафедры гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР

На основе решений XX съезда КПСС об осуществлении политехнического обучения в общеобразовательных школах Москвы проведена большая работа по созданию материально-технической базы и разработке методов политехнического обучения школьников.

В условиях работы городских школ важнейшим разделом трудового воспитания и обучения школьников являются занятия в школьных мастерских. В связи с этим нами проведено изучение условий среды в столярных и слесарных мастерских и процесса труда учащихся 6-х классов в 13 школах Москвы. В одной из школ эти наблюдения были дополнены изучением некоторых физиологических реакций учащихся.

В большинстве обследованных школ оборудовано по две мастерские— столярная и слесарная, которые размещаются в классных помещениях первого этажа. Только в единичных случаях мы встречали мастерские, размещенные в других школьных помещениях (библиотека, лаборатория) или в специально приспособленных пристройках. Вентиляция и аэрация, естественное и искусственное освещение помещений мастерских не имеют каких-либо существенных дополнений к тому, что имеет-

ся в типовых классах. В некоторых школах применяется матовое остекление нижней части окон, что снижает освещенность, затрудняет отдых аккомодации глаз учащихся, лишая их перспективы дальнего видения. В отдельных школах окна мастерских загорожены сплошными металлическими решетками, которые значительно снижают освещенность и препятствуют открыванию фрамуг.

Состояние воздушной среды в обследованных школах было в основном удовлетворительным. Так, температура воздуха в отопительном сезоне 1957 г. колебалась в пределах 17—20°, относительная влажность — 35—60°/о, содержание углекислоты в воздухе до начала занятий было 0,04—0,07%, а в конце занятий — 0,1—0,14%.

Специальное оборудование мастерских в разных школах было разнообразным как в отношении размеров и конструкций станков и верстаков для обработки дерева и металла, так и размещения всего оборудования в помещениях и не соответствовало инструктивно-методическим указаниям Министерства здравоохранения СССР.

Наблюдения и хронометраж уроков труда в школьных мастерских показали, что установился более или менее унифицированный режим этих занятий. Занятия в большинстве обследованных школ проводились в виде сдвоенных уроков один раз в неделю. В школьном расписании эти уроки наиболее часто планируются на первые или последние часы работы.

Проходят уроки труда в мастерских по следующей схеме: первый урок — объяснение учителя и показ отдельных приемов работы в течение 5—10 минут, получение инструментов и материалов для работы — 2—3 минуты, самостоятельная работа учащихся — 30—35 минут; второй урок—самостоятельная работа учащихся — 30—35 минут, показ и оценка выполненной работы и уборка рабочего места—10—15 минут. Между первым и вторым уроками проводится перемена продолжительностью 10 минут.

Какой-либо заметной разницы в отношении к работе в школьных мастерских со стороны мальчиков и девочек, равно как и в качестве выполняемой работы, не отмечалось. Как правило, на уроках труда в мастерских активно работают все учащиеся и как исключение встречается небрежное отношение к работе со стороны отдельных лиц — одного или двух из всей группы.

На основании проведенного хронометража занятий в мастерских 13 школ загрузка рабочего времени, т. е. активная работа учащихся, исчисленная в процентах к длительности каждого урока, составляет в среднем по столярной мастерской 90% на первом уроке и 84% на втором уроке, простои и отвлечения составляют 10 и 16% рабочего времени; соответственно в слесарной мастерской 89 и 77% занимает активная работа и 11—23% — отвлечения и простои. Потери рабочего времени на уроках в мастерских в процентах к общей длительности уроков показана на рис. 1.

Эмоциональная заинтересованность, активность, хорошее качество работы учащихся целиком зависят от умения преподавателя рационально построить урок, дать хорошее пояснение, заинтересовать учащихся результатом их работы. Неоднократно отмечалось, что работа, связанная с интересным и понятным заданием, выполняется хорошо, с большим подъемом. Например, дети с увлечением делали скворечники или приборы для школьной лаборатории и менее охотно выполняли такие задания, как, например, обработка болта, гайки и т. п.

Наблюдения за работой учащихся в мастерских в течение 1956— 1957 гг. показывают, что имеются заметные достижения в постановке этих занятий в 1957 г., улучшились оборудование помещений мастерских, обеспеченность специальным инструментарием; более опытными в этом новом разделе школьной работы стали и сами педагоги-масте-

ра. Однако наблюдались еще отдельные недостатки при проведении этих уроков. Преподаватели не всегда четко разрабатывают план урока; прием работы и оценка заданий, выполненных учащимися, проходят без разбора ошибок, допущенных в работе, объяснения даются не всегда достаточно четко. Мастера-педагоги мало уделяют внимания состоянию рабочей позы учащихся и ритму их рабочих движений. Школы не обеспечены в достаточной мере необходимыми наглядными пособиями, сырьем и материалами для занятий в мастерских.

Для характеристики динамики работоспособности учащихся на уроках в мастерских определялось время простой условной двигательной реакции в ответ на световой сигнал, состояние координации движений рук, скорость и точность выполнения дозированной во времени корректурной работы.

Время зрительно-моторной реакции и точность движения рук определялись с помощью специального прибора, сконструированного в экспериментальных мастерских Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР инженером О. Д. Кузнецовым. Определение скорости и точности корректурной работы проводилось с помощью буквенных таблиц В. Я Анфимова.

Перед началом отдельного исследования учащимся давалась подробная инструкция о том, что они должны делать, и проводилось 2—3 .тренировочных опыта. Все исследования проводились до начала работы в мастерской, в конце первого и второго часа работы. Работа проводилась в течение 10 уроков в каждой мастерской. Под наблюдением находились учащиеся 2 классных групп, одна из которых занималась в столярной, а другая в слесарной мастерской школы № 658, где эти занятия отражали типичную постановку работы обследованных школ.

Впемя зрительно-моторной или простой условной двигательной реакции в течение уроков труда в мастерских последовательно снижалось. До начала занятий в мастерских время реакции равнялось в среднем 712 сигмам, в конце первого урока оно снизилось до 633 сигм, а в конце второго урока — до 592 сигм. Если указанные цифры выразить в процентах и принять за 100% время реакции до начала урока, то получим данные, приведенные на рис. 2. Индивидуальные показатели отдельных учащихся отражают аналогичную динамику. Эти данные показывают, что занятия в мастерских даже при сдвоенных уроках способствуют повышению скорости зрительно-моторной реакции учащихся, время ответной реакции уменьшается, что может свидетельствовать о сохранении высокой работоспособности нервных клеток.

"/а

Лрг Д ло//1/е в/тоще труда /мурв/га 2-го урош

Рис. 1. Потери рабочего Рис. 2. Время простой услои-

времени на уроках в ной двигательной реакции

мастерских в процентах детей в течение урока труда, к общей длительности

уроков.

3 Гигиена и санитария, № 12

33

Улучшается и координация движения рук у учащихся под влиянием занятий в мастерской, что выражается в последовательном снижении числа касаний при обведении иглой геометрических фигур. До начала занятий в среднем наблюдалось 64,6 касания, в конце первого

урока — 51,4, а в конце второго урока — 42,4 касания. Если принять за 100% количество касаний до начала уроков труда, то в конце первого урока касания составляют уже 79,4%, а в конце второго урока — 65,5% (рис. 3).

В корректурных таблицах учащиеся давали последовательное увеличение количества просмотренных печатных знаков, что указывает на повышение скорости работы.

Данные этих исследований приводятся отдельно при работе учащихся в слесарной и столярной мастерских, потому что цифровые значения этих исследований в отдель-

_ ных мастерских несколько отличны. Более

„0/га дтще заметно выявлена разница в качестве вы-

ууйа. /гоурока 2-гоуропа. полненной учащимися корректурной рабо-Рис. 3. Координация дви- ТЫ' пР°Иент ошибок в буквенных таблицах жения рук у учащихся в те- У учащихся заметно меньше при работе в чение урока труда в про- столярной мастерской.

центах (по числу касаний). Приведенные данные свидетельствуют о

том, что занятия в мастерских в течение двух уроков не оказывают неблагоприятного влияния на скорость выполнения дозированной корректурной работы. Однако при занятиях в слесарной мастерской отмечается заметное повышение процента ошибок при зачеркивании заданных букв в таблицах, что может указывать на

Количество просмотренных учащимися печатных знаков и процент ошибок при зачеркивании букв (работа выполнялась в течение 2 минут)

'/о /00

35-

00-

в5-

во-75-70-65

Мастерская Слесарная Столярная

Время исследований до начала занятий в конце первого урока в конце второго урока до начала занятий в конце первого урока в конце второго урока

Количество просмотренных букв .... Процент ошибок при зачеркивании букв 507,4 0,37 523,4 1,02 549,7 1,59 581,5 0,76 614,0 0,9 624,6 0,64

снижение процесса активного внутреннего торможения клеток коры головного мозга. Последнее мы объясняем тем, что работа в слесарной мастерской была более отвлеченной, не интересовала учащихся и сопровождалась более однообразной позой.

При исследовании пульса у 30 учащихся до начала работы в мастерских, в конце первого и второго урока мы не наблюдали сколько-нибудь заметных сдвигов.

Выводы

1. В школьных столярных и слесарных мастерских имеются еще значительные гигиенические недочеты в отношении освещения помещений, применяемых конструкций верстаков и станков, расстановки оборудования, хранения материалов и изделий и обеспечения личной гигиены учащихся и др. Недостаточная площадь классного помещения, особенно для столярной мастерской, не позволяет разместить 20 верстаков и обеспечить рабочие места для всех учащихся принятой расчетной группы.

Следует признать необходимым вывод мастерских из зданий школ, где они не были предусмотрены по проекту и строительство для них специальных помещений.

2. Проведенные физиологические исследования показывают, что занятия в мастерских при правильной их постановке даже при сдвоенных уроках с 10-минутным перерывом между ними не вызывают явлений, характеризующих утомление учащихся б-х классов, способствуют повышению их работоспособности и улучшают координацию движения рук.

3. Наблюдения и хронометраж уроков показали, что имеются заметные достижения в постановке занятий по труду в мастерских общеобразовательных школ в 1957 г. Однако отмечаются еще значительные недочеты при проведении этих уроков, поэтому необходимо усилить контроль со стороны заведующих учебной частью и директоров школ за проведением этих уроков и улучшить снабжение школ необходимыми наглядными пособиями, сырьем и материалами для работы учащихся.

Поступила 18/XI 1957 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF TECHNICAL TRAINING AT SCHOOL WORKSHOPS

IN MOSCOW

£. /. Elochkina, candidate of medical sciences, V. 1. Telenchy

A hygienic investigation of labour conditions has been carried out in the joiner's and metal workshop as well as in the sixth class of 13 Moscow schools. In one of these schools the authors have examined in addition some of the physiological reactions of pupils during lessons in workshops. A number of defects have been discovered in the technical equipment and the organization of the training process. The physiological investigations have shown that the lessons in workshops, when correctly organized, even after a period of two hours with a ten-minute interval do not produce any sings of fatigue among the pupils of the 6th class, increase the working capacity and improve the coordinated movement of hands.

•k -it &

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.