Научная статья на тему 'О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ'

О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DAILY ROUTINE OF ADOLESCENTS STUDYING IN URBAN NIGHT (MULTISHIFT) SCHOOLS

The article presents data on the work of night (multi shift) schools, their daily routine, the health and physical development of students, sick rate and class-attendance figures. The investigations included questionnaires and physiological tests (determination of latent period and intensity of oculo-motor reaction; dosed and timed tasks). The daily routine of adolescents, studying in schools situated in the vicinity of enterprises they were engaged in, was more rationally organized than that of those studying in district schools. The results of physiological investigations revealed a fall in the work capacity of students during the second shift classes.

Текст научной работы на тему «О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ»

О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕЧЕРНИХ

(СМЕННЫХ) ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ

. Старший научный сотрудник Д. X. Нусбаум, младший научный сотрудник Л. Г. Матросова

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной

гигиены АПН РСФСР

Законом о перестройке школы вечерние (сменные) школы определены как основной путь, по которому учащиеся могут завершить второй ^ этап обучения.

Однако в доступной нам зарубежной п отечественной литературе отсутствуют данные, касающиеся изучения условий обучения и труда учащихся, занимающихся в вечерних школах без отрыва от производства.

В настоящей статье изложены результаты обобщения опыта работы городских вечерних школ, изучения режима дня, состояния здоровья и физического развития учащихся, их заболеваемости, а также посещаемости занятий и причин отсева.

Режим дня изучался по специально разработанной анкете среди учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов школ Москвы. Собрано около 2000 ан-. кет. Обследовались районные и организованные при крупных предприятиях различных отраслей народного хозяйства школы. Опрос проводили в дни, когда учащиеся работали и учились (в утреннюю и вечернюю смены), и в дни, когда они только работали.

Разработка анкетных данных показала, что режим дня у большинства учащихся грубо нарушается главным образом за счет чрезмерной нагрузки. При существующей продолжительности производственной и ^ учебной работы в дни, когда учащиеся трудятся и учатся, их «рабочий» день составляет 9—11 часов. Такой же объем нагрузки наблюдается и в дни, когда учащиеся только работают, так как они выполняют домашние задания, посещают консультации в школе, а также самостоятельно осваивают программный учебный материал. Последнее отнимает довольно много времени, во-первых, потому, что подростки вечерних школ в силу тех или иных причин часто пропускают занятия, имеют перерыв в учебе до поступления в школу, во-вторых, занятия в школе происходят не ежедневно, и, следовательно, объем учебной программы средней школы усваивается ими в более напряженных условиях, требуется больше времени для самостоятельной работы. Из всего числа обследованных 38% учащихся затрачивают на самостоятельную работу дома в среднем от 1—2 часов в сутки, 32,3%—от 3 до 4, а 12,8%—более 4 часов. Большинство учеников, стремящихся успешно заниматься в школе, отдают все свое свободное время учебным занятиям и готовят уроки 3—4 раза в неделю. Кстати, следует отметить, что 72% опрошенных почти никогда не успевают выполнить все необходимые задания.

Учащиеся занимаются и в выходные дни; 31% обследованных затрачивают в выходной день на приготовление домашних заданий 4—6 часов, 9% —даже свыше 6 часов. Ясно, что эти учащиеся совершенно не отдыхают на протяжении недели.

В силу большой нагрузки учащимся приходится готовить домашние задания и до ухода утром на работу или учебу (за счет раннего подъ-^ ема) и после прихода с вечерней смены, причем в последнем случае приготовление уроков у отдельных учеников затягивается до 1—2 часов ночи. За счет раннего подъема и позднего отхода ко сну значительно сокращается продолжительность сна. Лишь 13% обследованных подростков спят 8 часов в сутки и более.

3*

35

9 / •

Много времени отнимают переезды с места жительства на работу, в школу и обратно. Нередко это время исчисляется 2—3 часами в сутки и более, особенно у тех, кто учится в районных школах.

Нецелесообразно используется отдых в перерывах между окончанием работы (учебы) и началом учебных занятий (работы). Обследование показало, что у 22% учащихся этот перерыв слишком мал (не более 30 минут), а у 27,2% очень велик (21/2 часов и более). В первом случае учащиеся не успевают принять пищу и отдохнуть, во втором перерыв проходит в большинстве случаев в переездах, ожидании, приготовлении уроков и т. д. и не способствует полноценному отдыху после труда. Кроме того, учебные занятия в вечернюю смену обычно начинаются и заканчиваются очень поздно и проходят в часы, когда работоспособность организма находится на наиболее низком уровне.

У большинства учащихся, особенно тех, у которых ни на работе, ни в школе не имеется столовой (буфета), режим питания совершенно неупорядочен. Многие питаются лишь 2 раза в день, всухомятку. Из-за позднего окончания работы (или учебы) в вечернюю смену учащиеся ужинают, как правило, не ранее 22—23 часов, а то и позже, т. е. непосредственно перед отходом ко сну.

Хронометраж отдельных режимных моментов у учащихся, посещающих школы, расположенные близ предприятия, где они работают, и у учащихся районных школ показал, что у первых режим дня более упорядочен, меньше затрачивается времени на переезды, рациональней организован режим питания и отдыха. Наиболее благоприятные условия для правильной организации режима создаются в тех школах, где занятия проводятся в три смены. Особенно это важно для подростков, у которых рабочий день на производстве сокращен и поэтому учиться они могут не только в утреннюю или вечернюю, но и в «дневную» смену (т. е. начинать занятия в школе с 15— 15 часов 30 минут). В последнем занятия будут заканчиваться раньше, чем в вечернюю смену, и, следовательно, режим сна, питания и отдыха можно будет организовать более рационально.

Изучение состояния здоровья, физического развития и заболеваемости подростков, по данным подростковых кабинетов районных поликлиник и медсанчастей предприятий, показало, что большинство учащихся (более 85%), совмещающих производственную работу с занятиями в школе, имеют среднее и выше среднего физическое развитие, практически здоровы и на протяжении учебного 1960/61 г. у них не наблюдалось никаких отрицательных сдвигов в состоянии здоровья. Однако текущая заболеваемость у обучающихся подростков как по числу заболеваний, так и по дням нетрудоспособности выше, чем у подростков только работающих, что может быть связано с ослаблением организма, вызванным утомлением вследствие большой учебной и производственной нагрузок.

В целях оценки влияния учебной нагрузки на организм учащихся вечерних школ были проведены исследования с помощью хроноскопа Витте несколько видоизмененной конструкции, которая позволяла путем пневматической передачи и записи на кимографе изучать не только динамику скрытого периода зрительномоторной реакции, но и силу реакции. То и другое определялось при подаче светового условного раздражителя (желтый свет) и при введении дифференцировки (красный свет).

Группу подростков — учащихся 9-х и 10-х классов (35 человек) исследовали в утреннюю смену до начала учебных занятий, а затем после 4-го, 5-го и 6-го уроков. Эту же группу учащихся также исследовали во время занятий в вечернюю смену. На каждого обследуемого приходилось от 2 до 8 наблюдений. Результаты обработаны вариацион-но-статистическим методом.

<

Анализ индивидуальных данных показал, что сдвиги скрытого периода и силы зрительномоторной реакции у некоторых обследуемых в отдельных случаях не имели одинаковой направленности. Так, наряду с констатацией оптимального соотношения процессов возбуждения и торможения отмечались и явления охранительного торможения. У одних-подростков к концу учебных занятий наряду с увеличением скрытого периода наблюдалось увеличение силы реакции. У других к этому времени скрытый период уменьшался, но одновременно увеличивалась сила реакции. Однако у большинства обследуемых отмечалось увеличение скрытого периода и уменьшение силы реакции.

Учащихся, у которых отмечалось увеличение скрытого периода относительно исходных данных на 5-м уроке в вечернюю смену, было 71,9%, на 6-м уроке — 84,6%; одновременное уменьшение силы реакции в эти же часы зарегистрировано соответственно в 59,4 и 71,8% случаев.

Скрытый периоб

До занятии

После 4&ур

После После 5&ур 6 - ур

мм

19

17 '5 13 //

Сила реакции

Дозштий После После После 4&ур S&ijp 6&ур

Рис. 1. Изменение скрытого периода и силы зрительномоторной реакции

во время учебных занятий (средние данные).

/ — утренняя смена; 2 — вечерняя смена.

На рис. 1 представлены результаты исследования зрительномоторной реакции в среднем для всего обследуемого коллектива учащихся в утреннюю и вечернюю смены.

В утреннюю смену занятий величины параметров зрительномоторной реакции более стабильны, чем в вечернюю смену, и на протяжении 6 уроков не наблюдалось особых колебаний по сравнению с исходными показателями. В вечернюю же смену скрытый период возрастает к 5-му уроку с 0,32 до 0,36 секунды, к 6-му уроку еще больше—до 0,392 секунды (на 22% относительно исходных данных), причем в том и другом случае разница средних показателей относительно велика и статистически вполне достоверна. Колебания показателей силы реакции на протяжении учебного дня имеют аналогичную закономерность, но заметное снижение отмечается уже к началу учебных занятий в вечернюю смену, а к 6-му уроку сила реакции уменьшается на 33,4% относительно исход-' ных данных (разница средних достоверна). В эти часы занятий отмечается и заметный рост числа случаев последовательного торможения— оно соответственно возрастает с 12 до 22—27 (т. е. в 2 раза и более).

С помощью методики дозированной во времени работы (собрано 777 таблиц Анфимова) установлено, что к концу 6-го урока в вечернюю смену работоспособность снижается: учащиеся выполняют меньший объем заданий по сравнению с объемом на первом уроке, делают больше ошибок. На 500 просмотренных знаков число ошибок в среднем увеличивается почти в I1 ¡2 раза, а при введении дифференцировки — приблизительно в 2 раза — на 91,5% (разница средних достоверна).

Таким образом, если 6 уроков в утреннюю смену не вызывают особых изменений в функциональном состоянии организма и являются относительно посильной нагрузкой, то в вечернюю смену после 4—6 часов работы на производстве такое количество уроков является чрезмерным и утомительным. " *

I

37

О большом утомлении учащихся свидетельствуют и данные посещаемости учебных занятий в школе. Число пропущенных учебных дней (в человеко-днях) у подростков составляет 10,2—15,5% от общего числа учебных дней в 1960/61 учебном году. Из этого числа по болезни пропущено 20,5% дней, по другим причинам — 79,5% дней.

Количество пропусков не по болезни к концу года возрастает. Та же закономерность отмечается и в течение недели. Известно, что в настоящее время недельная нагрузка в различных вечерних (сменных) школах неодинакова. В одних школах она равна 18 часам, так как занятия проводятся 3 раза в неделю по 6 уроков в день, в других занятия сокращаются в течение дня до 5 уроков, но недельная нагрузка возрастает до 20 часов — занятия проводятся 4 раза в неделю. Различная недельная нагрузка по-разному отражается на частоте пропусков занятий. Так, в тех школах, где занятия проводятся 4 раза в неделю, число пропущенных дней у подростков к концу недели возрастает больше, чем при занятиях по 3 раза в неделю, причем при занятиях два дня подряд число пропущенных дней велико и на 2-й день (рис. 2). Частые пропуски занятий приводят в свою очередь к большому отсеву учащихся из школ (до 16—20% в среднем в год).

Занятия 3 раза % 6 неделю

Занятия 4 раза в неделю

12 10 8

12 10 8

Начало Середина Конец, Недели

Первый Второй Середина Конец, день день недели

Рис. 2. Посещаемость учебных занятий вечерних (сменных) школ.

Повышение утомляемости у учащихся подростков может быть связано не только с общей учебной перегрузкой, но также и с тем, что в учебном плане вечерней (сменной) общеобразовательной школы исключены такие предметы, как физическая культура, и другие учебные дисциплины, которые при введении в расписание занятий в середине учебного дня создают условия для чередования умственной и физической деятельности. Последнее, как известно, значительно стимулирует работоспособность организма. Вот почему особенно важным в условиях вечерних школ является организация физкультпауз во время учебных занятий.

Выводы

1. Режим дня учащихся вечерних (сменных) школ не упорядочен, особенно в отношении питания, сна и отдыха, что связано с большой учебной и производственной нагрузкой.

2. Результаты физиологических исследований указывают на довольно резкое падение работоспособности организма учащихся и нарастание утомления при занятиях в вечернюю смену (после работы на производстве) .

3. Количество пропусков учебных занятий подростками на протяжении года относительно велико и в среднем . за год составляет 10,2—15,5%. Одной из причин увеличения числа пропусков к концу недели и года является нарастание утомления к этому времени.

С каждым годом ширится поток молодежи, поступающей в вечерние школы и без отрыва от производства получающей среднее образование. В связи с этим вопрос о правильной организации режима дня, условий труда и обучения, медицинского обслуживания этой категории подростков является весьма актуальным и требует скорейшего разрешения.

В результате проведенных исследований рекомендуются следующие практические предложения по улучшению условий обучения в вечерних (сменных) школах и упорядочения режима дня.

1. При комплектовании классов в вечерних (сменных) школах выделять в отдельные группы учащихся до 18 лет, что обеспечит возможность организации более рационального режима для подростков.

2. С этой же целью шире внедрять трехсменные занятия в вечерних школах (утреннюю, дневную и вечернюю) с тем, чтобы подростки имели возможность после окончания работы в утреннюю смену посещать, школу днем и тем самым раньше заканчивать учебные занятия.

3. Пересмотреть сеть вечерних (сменных) школ с целью максимального приближения школы к предприятиям или группе близко расположенных предприятий с тем, чтобы сократить время переездов 4 переходов) с места работы или места жительства в школы.

4. Увеличить строительство типовых зданий для вечерних (сменных) школ, в которых предусмотреть комнаты отдыха для учащихся, живущих далеко от школы.

5. Обеспечить в существующих вечерних школах нормальные гигиенические условия, для чего привести в соответствие с действующими гигиеническими требованиями нормы площади, кубатуры, оборудования, освещенности и т. д.

6. Внедрить в практику работы школ в соответствии с положением о вечерней (сменной) школе перерывы между уроками не менее 10 минут, а после 3-го hjjw 4-го уроков увеличить перерыв до 20 минут, что даст учащимся возможность принимать пищу.

7. Обеспечить учащихся вечерних школ надлежащим медицинским обслуживанием, для чего ежегодно проводить 100% диспансеризацию учащихся.

Поступила 31/1 1962 г.

ON DAILY ROUTINE OF ADOLESCENTS STUDYING IN URBAN NIGHT

(MULTISHIFT) SCHOOLS

D. Kh. Nusbaum, Senior Scientific Worker, L. G. Matrosova, Junior Scientific Worker

The article presents data on the work of night (mutishift) schools, their daily routine, the health and physical development of students, sick rate and class-attendance figures. The investigations included questionnaires and physiological tests (determination of latent period and intensity of oculo-motor reaction; closed and timed tasks). The daily routine of adolescents, studying in schoolds situated in the vicinity of enterprises they were engaged in, was more rationally organized than that of those studying in district schools. The results of physiological investigations revealed a fall in the work capacity of students during the second shift classes.

ft -tfr £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.