PREVENTION OF INJURIES IN WORK WITH HAND ELECTRIC DRILLS
V. I. Elgazin
The paper presents investigation data on the whirling and jerking vibrations of the hand electric drill. It is shown that these vibrations are dangerous for drillers as they may lead to the dropping of the drill from the hands and causing injuries to the workers. In order to prevent these accidents standard values are suggested for the permissible amount of strain exerted by the handles (the right within 17 kg and the left—12kg) and the permissible rate of the drill rotation (140° in no less than 0.22 sec) under the action of the reaction moment.
УДК 612.53-06 : 628.852 : .171.7
О ВЛИЯНИИ РАЗНЫХ ПО ГОРИЗОНТАЛИ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЙ В ПОМЕЩЕНИИ НА ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ
Э. Я. Стриж
Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии
и гигиены
Известно, что факторы микро- и макроклимата влияют на организм человека, изменяя его сопротивляемость к вредным воздействиям внешней среды. Это имеет большое значение в возникновении простудных заболеваний. Однако не выяснено, какие компоненты микроклимата являются определяющими в снижении сопротивляемости организма.
Мы изучали влияние разных по горизонтали температур в классных и спальных помещениях на левую и правую сторону тела и изменения взаимоотношений этого влияния на организм школьника. А. Т. Пшоник, изменяя стереотип раздражителей (вместо холода тепло и вместо тепла холод), получил вместо обычных параллельных плетизмограмм на правой и левой руках противоположно направленные волнообразные пле-тизмограммы. По утверждению автора, это служит выражением экспериментального невроза, возникающего из-за изменения стереотипного следования обычных температурных раздражений. Одновременно он наблюдал нарушение общего состояния организма — беспокойство, недомогание, тошноту и рвоту.
Учитывая, что осенью, зимой и весной внешняя стена жилого помещения обычно несколько холоднее внутренней, мы поставили перед собой задачу изучить: 1) как действует разная по горизонтали температура в помещениях на тепловое состояние школьников, сидящих в классе в течение всех уроков^в определенной ориентации относительно внешних и внутренних стен; 2) является ли приведенное выше соотношение температур в школьных помещениях постоянным в течение всего учебного года или оно изменяется в зависимости от погоды и условий отопления и как влияют такие изменения на терморегуляцию учащихся и, следовательно, на их простудную заболеваемость.
Исследования 'проведены в Таллинской школе-интернате им. Яна Анвельта в течение 1958/59 учебного года во 2, 3, 4 и 5-м классах. За зто время по местной метеостанции были собраны данные о погоде в Таллине и изучен микроклимат в классных и спальных помещениях школы. Для оценки погоды брали сведения о максимальной и минимальной температуре воздуха за день, относительной влажности воздуха в 7 и 13 часов, атмосферном давлении на 13 часов, доминирующем направлении и силе ветра (количестве осадков и числе солнечных дней). Для изучения микроклимата классов и спален регистрировали температуру и относительную влажность воздуха в середине помещений, у вну-
тренней и внешней стены на высоте 1 м от пола. Учитывали также скорость воздуха в помещениях.
У учащихся измеряли аксиллярную температуру с двух сторон предварительно проверенным ртутным максимальным термометром. Электрическим термометром сопротивления, сконструированным в лаборатории физики Тартуского университета, определяли температуру кожи на середине лба, в яремной ямке, на груди с двух сторон, в местах обычно покрытых одеждой, на конце III пальцев обеих рук и на наружных лодыжках обеих ног. Температуру тела и кожи детей измеряли 6 раз в день: в 7 часов утра в постели, в конце 1, 2, 3 и 4-го уроков в классе (за партой) и в 16 часов в спальной комнате в сидячем положении.
При оценке здоровья и заболеваемости школьников использовали данные школьного врача (педиатр Е. П. Журба): медицинскую форму № 26, журнал изолятора, а также специально заведенный нами журнал обращаемости для обнаружения легких форм простудных заболеваний. К простудным заболеваниям мы относили острые катары верхних дыхательных путей, острый бронхит, острый ларингит, фарингит и ларин-гофарингит, первичный катаральный отит, грипп и ангину. Исследовали только школьников, признанных врачом осенью здоровыми. Исследовано 104 человека.
Микроклимат в школьных помещениях характеризовался большими отклонениями от гигиенических норм, особенно в сторону повышения температуры. Из общего числа учебных дней в 22% температура была ниже 14°, а в 65%—выше 18°. Относительная влажность чаще всего колебалась от 35 до 70%. Температура воздуха у внутренней стены была выше, чем у внешней, в 88% дней и ниже — в 12% дней учебного года, причем наблюдалась неоднократная смена соотношений температуры воздуха у внешней и внутренней стен, происходившая как через короткие периоды времени (1—2 дня), так и через более длинные (неделя и более). В течение 29 дней колебание температуры на протяжении суток у внешней стены превышало 15° и в течение 8 дней у внутренней стены достигло 10° или было больше. В отдельные дни микроклимат классов и спален был резко отличен; различны были перепады между температурой воздуха внешних и внутренних стен.
Осенью (в сентябре и октябре) и весной (в мае) установлена явная связь между резкими изменениями погоды и повышением простудной заболеваемости среди учащихся. Зимой заболеваемость простудными болезнями была связана в первую очередь с изменениями температуры воздуха школьных помещений; однако ввиду того что колебания ее всегда сопровождались колебаниями влажности воздуха, оценивать отдельно действие этих двух факторов не представлялось возможным. Заболеваемость школьников простудными болезнями повышалась, когда происходили значительные колебания температуры (5° и больше) воздуха помещений в течение суток и когда при этом имелось большое расхождение между температурой воздуха у внешних и внутренних стен, особенно при изменении этих отношений.
Для иллюстрации мы приводим рис. 1. Как показано на этом рисунке, с 27/1 по 11/II часто изменялись соотношения температуры воздуха у внешних и внутренних стен классных и спальных помещений; соответственно этим изменениям отмечалось повышение заболеваемости школьников простудными болезнями (главным образом катарами верхних дыхательных путей). При этом чаще заболевали воспитанники, чьи скамейки или кровати располагались у внешней стены. Аналогичные явления происходили в течение всего учебного года: каждая новая смена соотношения температуры воздуха внутренних и внешних стен в классных и спальных (в 88% всех случаех) помещениях вызывала на следующий или в ближайшие дни простудные заболевания.
;$ Гигиена и санитария. № 3
33
Интересно отметить, что если возникшие температурные соотношения между внешней и внутренней стенами сохранялись в течение некоторого времени (по крайней мере 5 дней, как показывали дальнейшие наблюдения), то новые случаи простудных заболеваний не наблюдались (см. рис. 1, в классе после 12/П).
Появление новых случаев простудных заболеваний среди детей при изменении температурных соотношений воздуха у внешней и внутрен-
ЯнВарь Февраль
Рис. 1. Число случаев простудных заболеваний среди учеников 2-го класса Таллинской школы-интерната в зависимости от температуры в классном и спальном помещениях с 22/1 по 22/П 1959 г.
А—наружная температура; Б — заболеваемость в школе; В — заболеваемость в классе; /" — температура у внутренней стены; Д — температура у наружной
стены.
ней стен школьных и особенно классных помещений мы объясняем следующим образом. Регуляция теплового обмена и поддержание температуры тела в пределах физиологической нормы при асимметричных температурных условиях помещений представляют для растущего орга-
низма ребенка большую нагрузку. При сохранении асимметричных тепловых условий в течение некоторого времени (по крайней мере 5 дней) и при постоянной ориентации тела учащихся по отношению к внешней и внутренней стене в классе на уроках и спальнях во время сна у детей в коре головного мозга вырабатывается условнорефлекторный терморегуляционный стереотип, облегчающий регулирование теплового обмена организма. При изменении безусловного температурного раздражителя выработанный в коре терморегуляционный стереотип нарушается; вследствие этого снижается сопротивляемость организма вредным влияниям внешней среды, в том числе и факторам, вызывающим простудные заболевания.
Нарушение терморегуляции школьников и их повышенная заболеваемость простудными болезнями после нарушения обычного расположения безусловных тепловых раздражителей свидетельствуют о большом значении условнорефлекторного регуляционного стереотипа в терморегуляции организма.
Таким образом, в этиологии простудных болезней существенная роль принадлежит асимметричному охлаждению или нагреванию тела и внезапному изменению асимметричных тепловых условий.
Интересные результаты получены нами при изучении температурных реакций тела и кожи школьников в дни изменения обычных тепловых соотношений между внешними и внутренними стенами помещения. Когда соотношение температуры воздуха у внутренней и внешней стены помещения изменилось в первый раз, то у детей установлены в течение дня повторные (2—3 раза и более) непараллельные колебания температуры тела в правой и левой подмышечных впадинах: повышалась температура то справа, то слева. Тем самым заметно возрастала термоасимметрия тела (вместо0,1—0,2° в среднем до 0,3—0,4°, а в единичных случаях даже до 0,8°). Чем больше была разница температур и чем быстрее происходили их колебания, тем чаще отмечались перекрещивания кривых аксиллярной температуры правой и левой стороны тела. Увеличивалось и общее суточное колебание аксиллярной температуры, достигая 1° и выше.
Подобные изменения наблюдались и в температуре кожи, особенно кожи рук, ног и груди. Большая и повторно изменявшаяся в течение дня асимметрия температуры тела и кожи груди была у детей, которые на следующий день заболевали простудными болезнями. Для иллюстрации приводим кривую дневной динамики температуры тела и кожи у школьницы К-, которая заболела катаром верхних дыхательных путей (рис. 2).
Простуди ых заболеваний становилось больше и тогда, когда при обычных соотношениях температура воздуха у внешней и внутренней
Геншера, те//\ 38
37
36
л
9
п.
Га
ЖГ/РГ
35
30
25
20
16
Пальцы
\>—
\ \ 4—'
Температ^-..' ра поме- * щения
п
/,г
г
//
/
// у
7.00 в30 9.30 10.30 Изо 16.00
Рис. 2. Дневная динамика температуры тела и кожи у школьницы К 2/11 1959 г.
л — левая сторона; п — правая сторона
з*
35
■к
е х я ч о
•X
о
X
т
X
о.
я X •X
о
X
X о ч о к
>>
ч я о.
5 о и
5 5 ° «Ля
X V X
я о. ч
О >. О
п в*§ О.
я я я
35
э я
15»
О ж Я
Я к
3 я
X к
С м
3 Я К и ш 5 °Э2
а к 3 я
я ^ га
256«
3 5 3 я
л
ч ■
га «
й- п
о о/
г- С 3
я а * =«
1§
¥
5 се
• 3 х к
со су га
, 23 =
К га
и а
к и о,
X
х о
<и х
5 а
« к
X ч
Я д к
X 5 га
с * =
Л I
ю X о и
с а
л га
§ —
3 о из
а о
я
Чо О о ч — о X
ю
I
ю
еч
ш
со
I
1Л
сч о
1М
о
00 о
00 о"
о
X о
03 _ 00
а «со
к § к
СЗ
X а. о
а с х
о X
>. и
к н си
ЯЗ та «=:
а*
3* <и -
= с т а. я °
н си —
а)
Е - Я с_
£ со С
к к
<
стены классных помещении повышалась до 24° или больше. В течение учебного года было 30 таких дней. Однако характер температурных реакций тела и кожи в данном случае был иной: происходили большие колебания температуры кожи рук, ног и груди, температура тела превышала 37°, но эти изменения протекали параллельно в обеих сторонах тела, увеличения асимметрии температуры тела и кожи слева и справа не отмечалось.
Чтобы установить характер температурных реакций тела и кожи школьников, когда безусловный тепловой раздражитель не соответствует выработанному в коре головного мозга ус-ловнорефлекторному терморегуляционному стереотипу, мы в марте, мае и октябре 1959—1960 гг. при поддержании в течение 5 дней или дольше в микроклимате школьных помещений обычных соотношений температуры воздуха у внутренней и внешней стен, вследствие чего у школьников был выработан наиболее выгодный терморегуляционный стереотип, применяли в лабораторных условиях асимметричную тепловую нагрузочную пробу. Ста двадцати ученикам 3—6-го класса делали ножную ванну правой ноги с температурой воды 10° и одновременно левой ноги с температурой воды 38°. Ванна продолжалась 1 мин. До принятия ванны, сразу после нее и в течение последующих 50 мин. с интервалами 10 мин. измеряли аксиллярную температуру и температуру кожи лодыжек ног, пальцев рук, груди и слизистой оболочки носа, а также оральную температуру. Ножные ванны учащимся делали в противоположном направлении к сложившемуся тепловому соотношению, т. е. ванна левой ноги, которую ориентировали к более холодной внешней стене, была более теплой (38°) и ванна правой ноги — более холодной (10°).
Оценку влияния таких асимметричных ножных ванн на терморегуляцию организма облегчали проводимые в другие дни для сравнения симметричные теплые и холодные ванны ног (с температурой воды 38 и 10°)
1 Температуру измеряли до ванны и в восстановительном периоде сразу после ванны и каждые 10 мин. в течение 50 мин. после окончания ванны.
Анализ полученных данных прказал, что асимметричная ванна для ног оказалась значительно более интенсивным тепловым раздражителем, чем только теплые (38°) или только холодные (10°) ванны, одинаковые для обеих ног. Самые незначительные изменения в температурных реакциях тела и кожи отмечались при теплой ванне. Сравнительные данные температурных реакций тела и кожи учащихся при асимметричной и одинаковой для обеих ног холодной ванне приведены в таблице.
В восстановительном периоде аксиллярная температура левой и правой стороны тела под влиянием асимметричной тепловой нагрузки изменялась непараллельно: термоасимметрия тела увеличивалась, при этом повышалась аксиллярная температруа то справа, то слева. Асимметрия температуры кожи груди и пальцев рук после ножных ванн с различней температурой воды была больше, чем при ваннах с одинаковой температурой воды. Как при асимметричной, так и при холодной нагрузочной пробе температура тела, кожи и слизистой оболочки носа в «онце периода наблюдения, т. е. через 50 мин., по сравнению с данными, полученными перед ножными ваннами, оказалась умеренно повышенной.
Особенно глубокие изменения в температурных реакциях тела и кожи под действием асимметричных ножных ванн происходили у школьников, которые имели, как показало изучение дневной динамики температуры их тела и кожи в предыдущие дни, более низкую приспособляемость организма к внешним температурным условиям.
Выводы
1. Кроме общеизвестных, отрицательно влияющих факторов микроклимата школьных помещений, существенное значение в этиологии простудных заболеваний учащихся имеет влияние разные по горизонтали температуры помещений на правую и левую сторону тела во время уроков ® классе.
2. Фактором, понижающим сопротивляемость организма детей к вредным влияниям среды, является изменение сложившихся температурных соотношений между внутренней и внешней стеной. Это может произойти чаще всего при излишнем прогревании помещений во время теплой погоды, когда в них имеется центральное отопление с отопительными батареями, расположенными у внешней стены.
3. В терморегуляции школьников, по нашим данным, большую роль играет вырабатываемый в коре головного мозга в зависимости от теплового состояния помещений условнорефлекторный терморегуляционный стереотип. Поэтому для терморегуляции учащихся очень важны автоматизированные ответные реакции на асимметричное температурное воздействие на левую и правую сторону тела во время занятий в классе. Изменения направления теплового раздражителя и мощности его оказываются для терморегуляционных механизмов незакаленного школьника непосильной нагрузкой, которая приводит к нарушениям теплообмена между организмом и внешней средой и может повлечь за собой заболевание ребенка.
Все это следует учитывать при проектировании и строительстве новых школ.
ЛИТЕРАТУРА
Арнольди И. А. Гигиена труда, 1935, № 2, стр. 24.—В а л д р е Э. Я. В кн.: Сборник докл. 4-й научной конференции Таллинск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1963, стр. 330.—Кандрор И. С., Рапопорт К. А., Со л тыс кий Е. И. Воен.-мед. ж.. 1957, № 1, стр. 61.—Койранский Б. Б., Закс Р. А. Гиг. и сан., 1958, № 2, стр. 34,—П е ж а р с к а я В. В. Тер. арх., 1949, т. 21, в. 3, стр. 66.—П ш о н и к А. Т. Сов. мед., 1949, № 9, стр. 14.
Поступила 1/1Х 1964 г.
THE EFFECT OF ASYMMETRICAL HORIZONTAL TEMPERATURE FLUCTUATIONS IN A ROOM ON THE THERMAL CONDITION OF PUPILS
E. Ya. Strizh
By means of ordinary meteorological selfrecording apparatus air temperature and humidity regimens were investigated at the outer and inner walls of class-rooms and dormitories. At the same time the author studied the temperature reaction of the body and the skin in different parts of the body symmetrically situated on both the right and left sides. Besides, the data on the incidence of colds were analyzed.
The investigations showed that the relationship of the air temperature levels at the o_4er and inner walls altered considerably in the course of the year and were accompanied by noticable changes in the body and skin temperature of children, which pointed to the production of strain on the thermoregulating mechanism of school children, and were followed by a rise in the incidence of colds in the class.
Different horizontal temperature fluctuations, affecting asymmetrically the right and the left sides of the body, and the changes in the usual temperature relationship may act as powerful irritants capable to cause an overstrain of the body's thermoregulating mechanisms.
УДК 371.78 : 371.24 : 371.218.12
О РЕЖИМЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПОДРОСТКОВ — УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНИХ СМЕННЫХ СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ШКОЛ
Л. Г. Матросова
Научно-исследовательский институт возрастной физиологии
и физического воспитания АМН РСФСР, Москва ,
Значительная продолжительность рабочего дня подростков, обучающихся без отрыва от производства (11—12 часов), позднее окончание учебных занятий в школе (22 часа — 22 часа 30 мин.), необходимость готовиться по 5—6 предметам дома при ограниченном свободном времени создают для них большую нагрузку и приводят « нарушениям суточного режима: сокращению продолжительности сна, нерегулярному питанию, отсутствию достаточного отдыха и т. д. (Б. Т. Романов; Д. X. Нусбаум и Л. Г. Матросова).
Следствием этого является большая частота заболеваний среди подростков, сочетающих обучение в вечерней школе с работой на производстве, по сравнению с теми, которые только работают. Отмечено также отрицательное влияние повышенной нагрузки на физическое развитие (И. М. Орлик): работоспособность подростков не восстанавливается за один свободный день (Н. М. Королева). Производительность труда у обучающихся без отрыва от производства ниже, чем у сверстников, только работающих (И. М. Орлик и соавторы).
Обучение в вечерней сменной школе строится так же, как и в массовой общеобразовательной. Однако учебные занятия рабочего-подрост-ка в вечерние часы приходятся на период снижения функций организма в их/ суточном физиологическом цикле, тогда как у учащихся средней школы — на период максимума. Учебные занятия вечером в сменной школе происходят на фоне сниженной работоспособности еще и потому, что им предшествует работа на производстве в течение 4—6 часов. Кроме того, в отличие от дневных школ в вечерних расписание уроков включает только теоретические предметы. Длительное отсутствие динамичеокого компонента в учебном процессе также отрицательно сказывается на работоспособности учащихся. В целях охраны здоровья подростков вечерних сменных школ режим их труда и отдыха нуждается в упорядочении.