периоде действие нитратов и нитритов еще проявлялось, несмотря на 5-дневный разрыв между ним и предшествующим опытным периодом. Причина этого нам не совсем ясна.
В связи с полученными результатами опыта целесообразно изучить возможное действие нитратов и нитритов на некоторые пищеварительные ферменты, как-то: липазу, протеазу и др.
Выводы
1. Наибольшее влияние нитраты и нитриты оказывают на усвояемость жиров, несколько меньшее — на усвояемость белков и зольных, элементов.
2. Не выявлено влияния нитратов и нитритов на усвояемость углеводов.
ЛИТЕРАТУРА
Будагян Ф. Е., Смирнова Л. И. Вопр. питания. 1962, № 2, стр. 47. — Ка-панадзе Ш. X. Гиг. и сан., 1961, № 9, стр. 7. — Молчанова О. П., Ежова Е. Н. и др. В кн.: Научные труды Ин-та питания АМН СССР. М., 1948, т. 1, стр. 113.— Ой вин И. А. Труды Таджикск. мед. ин-та. Душанбе, 1959, т. 37, в. 4, стр. 149. — Ромашов Д. И. В кн.: Руководство по питанию Красной Армии. М.—Л., 1935, стр. 104 — Субботин Ф. Н. Гиг. и сан., 1958, № 3, стр. 27. — О н ж е. Там же, 1961, № 2, стр. 13. — Он же. Там же, 1962, № 10, стр. 79. — Келети И., Каменск н П. Там же. 1959, № 8, стр. 65. —Thai W., L а с h h е i п L., М а г t i п е k М„ Arch. Toxicol., 1961, Bd. 19, S. 25.
Поступила 17/1 1963 г.
THE EFFECT OF NITRATES AND NITRITES ON THE FOOD ASSIMILATION
V. I. Popov, Aspirant
With referrence to the published data concerning instances of methemoglobinemia among children, receiving food prepared in water containing considerable amounts of nitrates (50 and more mg/1 of water), the present work was undertaken with a view to clarifying any possible pathological effect of nitrates and nitrites on the digestive tract functions.
Experiments performed on the male rats weighing 210 to 230 g, showed that a daily addition of both potassium nitrate (20 mg/kg body weight) and potassium nitrite (1.5 mg/kg body weight) food ration for a period of seven days decreased the fat assimilation by 12 to 15% and that of protein — by 1.15 to 2.17%, as compared with the two control periods before and after the experiment. The carbohydrate assimilation remained unaffected.
if it if
ВЛИЯНИЕ ЗИМНЕГО ПЛАВАНИЯ В ОТКРЫТОМ БАССЕЙНЕ НА ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л. Я. Келыитейн
Кафедра гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина медицинского
института им. И. М. Сеченова
В общем комплексе средств закаливания наиболее эффективны водные процедуры, особенно купание. Но нередко возможности его проведения ограничены (отсутствие природного водоема, время года, суровые климатические условия и т. п.). В связи с этим повышается значение закрытых и открытых искусственных купально-плавательных басс-ейнов.
В последнее время в Москве получило широкое распространение купание детей школьного возраста в открытых плавательных бассейнах в течение круглого года. Однако научно обоснованные рекомендации
по проведению подобных занятий с детьми в бассейне при низкой температуре воздуха отсутствуют.
Мы поставили задачу разработать такие рекомендации путем изучения влияния на организм учащихся младшего школьного возраста купания в открытом плавательном бассейне зимой и в переходное время года.
Были проведены наблюдения над 25 практически здоровыми воспитанниками школы-интерната в возрасте 7—10 лет, посещавшими открытый плавательный бассейн «Москва» в течение января—мая 1963 г. Параллельно вели наблюдения над 18 мальчиками того же возраста из той же школы-интерната, не посещавшими бассейн.
Дети экспериментальной группы приходили в бассейн 2—3 раза в неделю. Продолжительность занятий постепенно увеличивалась: первые занятия длились 5—10 мин., через 1х/2 недели их продолжительность достигла 10—15 и в отдельных случаях даже 20 мин., когда мы не отмечали нарушения теплового самочувствия детей. Еще через 2 недели большинство детей свободно находилось в воде уже 25 мин., после чего длительность занятий в бассейне была постепенно доведена до 30—35 мин. и по наступлении теплых дней (в апреле — мае)—до 40 мин.
Занятия с детьми в бассейне вели по принципу свободного пребывания их в воде. На первых занятиях дети под руководством тренера выполняли несложные упражнения, лежащие в основе обучения плаванию и направленные также на преодоление чувства боязни воды. Позднее все дети во время купания (даже при минусовых температурах воздуха) выходили по нескольку раз на дорожку ванны. Побегав немного, они вновь бросались в воду. С наступлением более теплых дней дети все больше времени проводили вне ванны бассейна, устраивая на обходной дорожке различные подвижные игры. Проведенные нами наблюдения над отдельными детьми показали, что, например, при температуре воздуха 7° за 30—35 мин. купания они выходили из воды до 40 раз, оставаясь на воздухе в каждом случае от 2 до 15 сек. Общая длительность пребывания детей на открытом воздухе составляла 4—5 мин. При повышении температуры воздуха до 20° и больше дети по нескольку минут принимали солнечные ванны, плескались в бассейне для дошкольников, с увлечением катались со специальной горки (сидя съезжали в воду), были очень подвижны как в воде, так и вне ванны бассейна. Пребывание детей в бассейне настолько им нравилось, что с каждым разом было все труднее и труднее прерывать занятия по истечении их срока.
Некоторые температурные характеристики внешней среды бассейна «Москва» в период проведения эксперимента представлены графически на рис. 1. Как видно из рис. 1, температура наружного воздуха в январе— марте колебалась от —13 до —2° с единичными повышениями до 0°; в первой половине апреля температура воздуха повысилась до 2—8°, а начиная со второй половины апреля и до конца мая была в пределах 18—20°, достигая в отдельные дни 25—27°. Следует отметить, что широко распространенное мнение об образовании над водой ванны бассейна при низких температурах воздуха так называемой тепловой воздушной подушки ошибочно. Проведенное нами в ноябре — декабре 1962 г. исследование непосредственно прилегающей к водному зеркалу бассейна воздушной среды показало, что при понижении температуры воздуха до —5—6° и ниже температура воздуха над водой становится также минусовой, очень незначительно отличаясь от таковой вне чаши бассейна.
Температура воды бассейна и воздуха в раздевальне и душевой относительно постоянна и не зависит от температуры атмосферного воздуха. Средние значения равны соответственно 27, 20—22 и 29—30°.
В то же время температура воздуха перехода, соединяющего павильон-раздевальню с выплывом в ванну бассейна, имеет прямую зависимость между этим показателем и температурой атмосферного воздуха. Так, при минусовых температурах последнего (от —13 до 0°) температура воздуха в переходе была в пределах 9—15®, с наступлением более теплых дней она повышалась, постепенно приближаясь к температуре атмосферного воздуха.
Таким образом, температурный перепад в течение 1 часа пребывания ребенка в бассейне колебался от —10—13° на обходной дорожке до 30° в душевой. Этим, в частности, можно объяснить и чувство легкого озноба, возникающее у некоторых детей по выходе их из душа в раздевальню. Однако последующее растирание тела полотенцем повышало теплопродукцию ребенка и полностью восстанавливало нарушившееся тепловое равновесие в организме.
Проводя купание детей в открытом плавательном бассейне при низких температурах воздуха, мы вправе были ожидать изменений теплового состояния организма ребенка. По этим изменениям, как известно, мы можем косвенно судить о закаленности организма. За критерии закаленности наблюдаемых нами детей были приняты следующие показатели терморегуляции: 1) разность температуры кожи груди в области сердца до и после 20-минутного пребывания обнаженного ребенка в комнатных условиях; 2) то же в отношении кожи подошвенной стороны ногтевой фаланги большого пальца левой ноги;
3) разность между начальными температурами кожи груди и большого пальца левой ноги;
4) разность температур тела в левой и правой подмышечных впадинах; 5) время восстановления температуры кожи груди после местного охлаждения (холодовая проба М. Е. Маршака). Кроме того, мы учитывали заболеваемость детей обеих групп.
Сдвиги терморегуляции изучали у детей ежемесячно на протяжении всего периода наблюдений в помещении изолятора школы-интерната при температуре воздуха на уровне груди сидящего ребенка 18,5—22э, относительной влажности 55—65% и скорости его движения, практически равной 0. Каждый раз обследовали 42—43 ребенка: по 24—25 из экспериментальной группы и по 17—18 из контрольной (в дни обследования по различным причинам кто-либо отсутствовал в одной из групп).
Интенсивность изменения кожных температур, термоасимметрии и холодовой пробы М. Е. Маршака определяли следующим образом: группу детей (5—6 человек), раздетых до трусов, рассаживали в изоляторе на одинаковом расстоянии от стен и источников тепла, после
Рис. 1. Некоторые температурные характеристики внешней среды плавательного бассейна «Москва» в январе—мае 1963 г. По оси абсцисс—время наблюдения (в дняя); по оси ординат — температура (в градусах).
/ — атмосферный воздух; 2 — вода бассейна; 3 — воздух п раздевальне; 4 — воздух в душевой; 5 — воздух в переходе, соединяющем раздевальню с выплывом в ванну бассейна.
Я Гигиена и санитария, № 3
33
чего у каждого ребенка замеряли исходные температуры кожи в указанных выше точках и температуры тела в обеих подмышечных впадинах. Через 20 мин. температуру кожи в этих же точках измеряли повторно. Тотчас мы приступали к проведению холодовой пробы. В качестве холодового раздражителя брали наполненный снегом алюминиевый сосуд цилиндрической формы диаметром 3 см, высотой 1 см. с толщиной стенок 0,6 мм. Сосуд со снегом прикладывали на 3 сек.
•с
\ \
1 1
\
\\
\
\
3
N
Месяцы года
Ш У
Месяцы года
•с
к груди в точке, в которой только что повторно измеряли температуру кожи. Как только цилиндр со снегом отнимали от кожи, мы немедленно исследовали температуру охлажденного участка кожи, следя по секундомеру за временем, в течение которого температура кожи данного участка вновь достигнет своего исходного уровня.
Температуру кожи и тела у детей измеряли с помощью универсального прибора (электротермометра) Шахбазяна — Эрмана. Этим же прибором определяли и показатели микроклимата помещения изолятора.
По окончании исследования детей была проведена статистическая обработка собранных материалов. Данные, характеризующие сдвиги терморегуляции, были обработаны методом вариационной статистики с учетом относительно небольшого числа детей в наблюдаемых группах. Статистически достоверной (существенной) считалась только такая разница 2 средних арифметических, при которой вероятность ошибки (Р) не превышала 5%.
Результаты статистической обработки показателей терморегуляции у детей наблюдаемых групп приведены в табл. 1; динамика отдельных показателей терморегуляции (в средних арифметических величинах) графически представлена на рис. 2. Анализ данных табл. 1 и рис. 2 позволяет сделать следующие выводы.
Прежде всего мы можем говорить об однородности экспериментальной и контрольной групп детей с точки зрения их закаленности в начале проведения наблюдений. Об этом свидетельствует отсутствие существенных (статистически достоверных) различий исходных величин принятых нами показателей терморегуляции у детей обеих групп. Правда, разница степени снижения температуры кожи большого пальца левой ноги (в условиях проведения исследования) и времени восстановления температуры кожи груди после местного охлаждения у экспериментальной и контрольной групп детей существенна, но различие это не в пользу
0.3 0.2 0.! О
__г- —
\
4
Ь \
1
' ж ж
Месяцы года
П Ш П месяцы года
Рис. 2. Динамика показателей терморегуляции у детей наблюдаемых групп по месяцам (средние величины). По оси абсцисс — время наблюдения (месяцы года); по оси ординат — температура (в градусах;).
а — экспериментальная группа; б — контрольная группа.
/ — разность температур кожи груди в области сердца до и после 2и-минутного пребывания обнаженного ребенка в комнатных условиях; 2 — то же в отношении кожи подошвенной стороны ногтевой фаланги большого пальца левой ноги; Л —разность между начальными температурами кожи груди и большого пальца левой ноги; 4 — разность температур тела в левой и правой подмышечных впадинах; 5 — время восстановления температуры кожи груди после местного охлаждения.
экспериментальной группы: оба названных показателя лучше у детей контрольной группы. Но уже через месяц (март) разница между этими показателями в обеих группах стирается за счет некоторого улучшения их в экспериментальной и ухудшения в контрольной группе. По остальным показателям также имеется тенденция к их улучшению в группе детей, посещавших бассейн, при незначительном ухудшении или при отсутствии заметных сдвигов этих показателей в контрольной группе. Начиная с апреля, т. е. после первых 2—2'/г месяцев купания детей экспериментальной группы, разница всех показателей терморегуляции в обеих группах становится существенной, с высокой степенью статистической достоверности — выше 95—99%. Эта разница, сохранившаяся до конца мая, целиком в пользу детей, посещавших открытый плавательный бассейн.
Следует отметить, что улучшились некоторые показатели (3 первые) и у детей контрольной группы. Но если снижение температуры кожи груди и ноги под влиянием охлаждения, а также разность их начальных значений уменьшились в экспериментальной группе соответственно в 3,54, 3,07 и 3,16 раза, то снижение тех же величин в контрольной группе произошло лишь в 1,51, 1,66 и 2,04 раза. Кроме того, разница аксиллярных температур и время восстановления температуры кожи груди после местного охлаждения у детей экспериментальной группы уменьшились соответственно в 1,91 и 1,23 раза; в контрольной же группе разница этих показателей в мае возросла в 1,13 и 1,27 раза.
Наряду с изменениями средних величин отдельных показателей терморегуляции, приведенными в табл. 1, в обеих группах детей выявлены отклонения как в ту, так и в другую сторону. Так, например, степень изменения разности температур кожи груди в экспериментальной группе при среднем значении —1,7° колебалась у отдельных детей от —2,6 до +0,7°, а в контрольной группе при среднем значении этой разницы —0,86° она колебалась от —2 до +0,7°. При проведении холо-довой пробы у детей экспериментальной группы время восстановления первоначальной температуры кожи груди после местного охлаждения в среднем снизилось на 52 сек. Но у отдельных детей оно снизилось более значительно: на 2 мин. 04 сек., 2 мин. 34 сек., а у некоторых — повысилось от нескольких секунд до 1 мин. 25 сек. В контрольной группе при увеличении средней продолжительности восстановления исходной температуры кожи на 1 мин. 01 сек. также отмечались случаи отклонений от этой величины — от —26 сек. до +3 мин. 04 сек. Аналогичные примеры можно привести и в отношении других показателей терморегуляции. Число случаев с той или иной степенью изменения отдельных показателей терморегуляции у детей сравниваемых групп показано в табл. 2. Из табл. 2 явствует, что в экспериментальной группе почти не выявлено показателей, оставшихся без изменений, за исключением разницы аксиллярных температур, что можно объяснить относительно большей стабильностью их у человека, чем других показателей терморегуляции, и сравнительно кратким сроком проведения наблюдений. Вместе с тем большинство показателей изменилось в сторону уменьшения, что свидетельствует о совершенствовании механизмов терморегуляции. В контрольной же группе отмечено и большее число случаев (как абсолютное, так и относительное), когда отдельные показатели терморегуляции остались без изменения, и большее число случаев изменения этих показателей в сторону увеличения. Особенно это наглядно на примере холодовой пробы. Если в экспериментальной группе время восстановления первоначальной температуры кожи груди после местного охлаждения увеличилось только у 5 из 25 детей, то в контрольной группе оно увеличилось у 15 детей из 18. При этом степень увеличения времени восстановления температуры кожи груди в сравниваемых группах также различна: в экспериментальной группе оно уве-
3*
35
Сдвиги показателей терморегуляции у наблюдав
Показатель терморегуляции Статистические параметры Февраль Март
экспериментальная груп- 1 па контрольная группа разница р эк перимен-тальная группа контрольная группа разница Р
Разность темгератур ко-
жи груди .в'области серд-
ца до и после 20-минут-
го пребывания обнажен-
ного ребенка в комнат- >5%
ныхусловиях м 2,37 2,54 0,17 >5% 1,66 2,44 0,78
±т 0,10 0,14 — — 0,10 0,20 — —
То же в отношении по-
дошвенной стороны ног-
тевой фаланги большого >5%
пальца левой ноги М 3,98 3,00 0,96 <1% 3,30 3,10 0,20
±т 0,33 0,32 — — 0,21 0,30 — —
Разность между началь-
ными температурами ко-
жи груди и большого
пальца левой ноги М 6,80 8,10 1,3 >5% 6,65 8,75 2,10 <0.1й
±т 0,51 0,43 — — 0,41 0,43 — —
Разность температуры те-
ла в левой и правой <1%
подмышечных впадинах М 0,23 0,23 0 — 0,15 0,22 0,07
±т 0,028 0,017 — — 0,022 0,017 — —
Время восстановления
температуры кожи гру-
ди после местного ох-
лаждения М 4'38" 3'39" 59" <0,1% 4'07" 4 '34" 27" >5%
±т 0,10 0,21 0,19 0,С4
личилось в пределах 1 мин. у 3 обследованных, в пределах 2 мин. у 2 обследованных, тогда как в контрольной группе аналогичные изменения произошли соответственно у 7 и 6 обследованных, а кроме того, выявлено по одному случаю увеличения времени восстановления температуры кожи груди на 2 мин. 04 сек. и 3 мин. 04 сек.
Анализ заболеваемости наблюдавшихся детей показал низкий ее уровень в обеих группах. Так, с января по май 1963 г. в экспериментальной группе было зарегистрировано 2 случая гриппа и по 1 случаю катара верхних дыхательных путей, ангины, свинки и скарлатины. В контрольной группе за то же время один ребенок перенес 2 раза ангину и у 3 детей был катар верхних дыхательных путей (у одного 2 раза). Двое детей переболели корью.
Столь незначительная разница в заболеваемости детей сравниваемых групп не дает оснований утверждать, что низкий уровень заболеваемости в экспериментальной группе является результатом посещения детьми бассейна. Но тот факт, что у детей экспериментальной группы в период посещения бассейна не возникали массовые простудные заболевания, возможность которых предсказывали некоторые педагоги школы-интерната и родители, свидетельствует о том, что при рациональной организации купания детей в открытом плавательном бассейне зимой и в переходное время года нет оснований опасаться повышения простудных заболеваний.
мых групп детей (средние данные)
/прель Май Изменения з а февраль- май
ЗЕ к ■ X А е; СО =г а. а к я X л ч экспериментальная группа контрольная группа
О. га а> х С Л О ег О.П ь с ; Е « а Р С. щ а. = с л о Ч О ГС О.П г! о а Я и =Г Я я т 03 а Р в абс. величинах в отн. величинах в абс. величинах в отя. величинах
1,48 0,13 2,72 0,17 1,24 <0,1% 0,67 0,126 1,68 0,192 1,01 <0.1% -1,7 -3,54 -0,86 -1,51
2,70 0,20 3,30 0,23 0,6 <1% 1,29 0,16 1,80 0,16 0,51 <1% -2,67 -3,07 -1,20 —1,66
6,29 0,43 9,17 0,36 2,88 <0,1% 2,15 0,34 3,97 0,25 1,82 <0,196 —4,65 -3,16 —4,13 -2,04
0,15 0,02 0,23 0,014 0,08 <0.1% 0,12 0,014 0,26 0,014 0,14 <0,1% -0,11 -1,91 +0,03 +1,13
4'05" 0,21 4'49" 0,13 44" <1% 3'46" 0,22 4'40" 0,19 54" <1% -52" —1,23 +1*01- + 1,27
Характерен также следующий факт. Среди детей, посещавших плавательный бассейн, при углубленном медицинском осмотре в начале учебного года было выявлено 7 человек, у которых имелись различные отклонения со стороны носоглотки и органа слуха. Так, у 4 мальчиков был диагностирован хронический тонзиллит, у одного — левостороннее воспаление слухового нерва, у одного — явления хронического ларингита и у одного — левосторонний хронический мезотимпанит. Ни у кого из них за все время занятий не было обострений.
Выводы
1. Купание практически здоровых детей младшего школьного возраста в открытом плавательном бассейне при низких температурах воздуха, начатое даже среди зимы, оказывает на организм ребенка закаливающее действие. Последнее проявляется в совершенствовании терморегуляционных механизмов детей, посещавших бассейн: в повышении стабильности кожных температур в различных точках тела, в снижении разницы между ними и в снижении термоасимметрии, а также в улучшении вазомоторных реакций детского организма.
2. Занятия с детьми в открытом плавательном бассейне будут продолжены. По окончании их с учетом сдвигов в физическом развитии детей, изменений в сердечно-сосудистой и дыхательной системах пред-
Число случаев изменения отдельных показателей терморегуляции у детей
¿1 X • ¿> Изменение показателя
X 5 = 5 уменьшение увеличение
Группа Показатели терморегуляции Единиц рения о С! ° Ц о С = Ш S к 6*0—0 о»: i d 1 <м = 1 со а о 0 1 о а» 7 СП сч 1 СЧ а - a 2 СО аз
Изменения температу- кожи груди — 5 8 11 — 1 — — —
ры » ноги X та о — 3 4 3 13 2 — — —
Экспериментальная Разность темлературы груди и ноги ч се о. U о — 1 2 4 15 3 — — —
Термоасимметрия 8 17
Проба Маршака в мин. — 8 9 2 1 3 2 — —
Изменения температу- кожи груди 1 5 7 2 — 3 —
ры » ноги X та о >» 1 4 6 1 3 2 1 — —
Контрольная Разность температуры груди и ноги ч та о. U о — 1 2 2 13 — — — —
Термоасимметрия 9 2 — — — 7 — —
Проба Маршака в мин. — 3" — _ 7 6 1
полагается дать детальные рекомендации по проведению купания детей младшего школьного возраста в открытых плавательных бассейнах при низких температурах воздуха.
Поступила 27/VIII 1963 г.
THE EFFECT OF WINTER BATHING IN AN OUTDOOR SWIMMING POOL ON THE BODY HARDENING OF YOUNG SCHOOL CHILDREN
L. Ya. Kelstein, aspirant
The set purpose was to determine the hardening effect produced on the children's body by bathing in an outdoor swimming pool in winter and spring time. Under observation were 25 practically healthy children aged 7 to 10 years frequenting outdoor swimming pool "Moscow" from January to May 1963. Similar observations covered at the same lime 18 boys of the same age group not frequenting the swimming pool. The swimming classes were conducted 2 to 3 times a week. The hardening effect was judged by shifts occurring in children's thermoregulation with simultaneous recording of the sick rate among them. The data obtained showed that the bathing of young school children in an outdoor swimming pool at a low air temperature, even when started in the middle of winier, produced an excellent hardening effect on their body. The latter became apparent in the improvement of the child's thermoregulating mechanism (an increase of skin temperature stability in various parts of the body, a decrease on the differences in the temperature levels in various areas of the body and an improved vasomotor reaction of the latter. In case of a rational organization of swimming there are no grounds to a rise in the incidence of common colds.
•k Ъ tr