Научная статья на тему 'О технологиях использования дозированных термогидротренингов в повседневной и образовательной деятельности студенческой молодежи'

О технологиях использования дозированных термогидротренингов в повседневной и образовательной деятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
В данной работе предпринята попытка познакомить с оригинальными методиками оздоровления и их использования в оптимальном приспособлении человека к действию неблагоприятных факторов внешней среды / influence of bath procedures / termogidrotrening / technology / gidroprotsedurv / thermoregulation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агошков Владимир Васильевич, Горелов Александр Александрович, Кондаков Виктор Леонидович, Лотоненко Андрей Васильевич, Румба Ольга Геннадьевна

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук» по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агошков Владимир Васильевич, Горелов Александр Александрович, Кондаков Виктор Леонидович, Лотоненко Андрей Васильевич, Румба Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGIES OF THE USE OF METERED-DOSE TERMOGIDROTRENINGOV IN EVERYDAY AND EDUCATIONAL ACTIVITIES THE STUDENT’S YOUTH

In this work an attempt to introduce extraordinaire different methods of healing and of their use in the optimal adaptation of the person to act adverse factors of environment

Текст научной работы на тему «О технологиях использования дозированных термогидротренингов в повседневной и образовательной деятельности студенческой молодежи»

УДК 378:796.035 ББК 74.480.0+75.08

О ТЕХНОЛОГИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОЗИРОВАННЫХ ТЕРМОГИДРОТРЕНИНГОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Агошков Владимир Васильевич, ст. преподаватель; Горелов Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор;

Кондаков Виктор Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент;

Лотоненко Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор;

Румба Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент;

Третьяков Андрей Александрович, ассистент Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук» по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов»

Аннотация. В данной работе предпринята попытка познакомить с оригинальными методиками оздоровления и их использования в оптимальном приспособлении человека к действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Ключевые слова: влияние банных процедур, термогидротренинг, технология, гидропроцедуры, терморегуля-

Agoshkov V. V. senior teacher;

Gorelov A.A. doctor of pedagogy, professor;

Kondakov V.L. Ph.D., associate professor;

Lotonenko A.V. doctor of pedagogy, professor;

Rumba O.G. Ph.D., associate professor;

TretyakovA.A. assistant

Belgorod state national research University

THE TECHNOLOGIES OF THE USE OF METERED-DOSE TERMOGIDROTRENINGOV IN EVERYDAY AND EDUCATIONAL ACTIVITIES THE STUDENT'S YOUTH

Abstract. In this work an attempt to introduce extraordinaire different methods of healing and of their use in the optimal adaptation of the person to act adverse factors of environment.

Key words: influence of bath procedures, termogidrotrening, technology, gidroprotsedury, thermoregulation.

Понятие «термогидротренинг» включает комплексное воздействие водных процедур с воздействием высоких температур на организм человека с целью его оздоровления. К ним относятся сауна, русские, турецкие, корейские и др. бани. Они используются после больших физических нагрузок и нервно-психических напряжений, длительной профессиональной деятельности.

В наше время становится все труднее ориентироваться в огромном количестве всевозможных, в большей степени популярных изданий, в которых имеется какое-либо научное обоснование. Имеющиеся в литературе экспериментальные данные не всегда опираются на объективные результаты или имеют противоречия в их интерпретации.

Гидротермические процедуры в качестве гигиенического и профилактического средства применяются более 25 веков. В народной медицине различных стран и континентов баня как термогидротренинг получила высокую оценку при лечении и профилактике различных заболеваний. Однако нельзя забывать, что каждый вид бани имеет как свои преимущества, так и недостатки. Приобретя большую популярность в профилактике и лечении, гидротермические процедуры стали предметом пристального внимания медиков, биологов, физиологов, психологов, спортивных тренеров, специалистов по оздоровительной и адаптивной физической культуре. Исследованием эффективности различных видов бань занимаются кардиологи, эндокринологи, гинекологи, урологи, травматологи, спортивные медики и др.

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению действия различных микроклиматических условий, создаваемых в термокамерах бань, на организм здоровых людей, спортсменов, а также лиц с различными формами заболеваний, до сих пор не обоснованы дозировки тепловых воздействий. Рекомендации по этому вопросу не лишены эмперизма, построены на косвенных объективных данных и субъективных ощущениях лиц, принимающих гидротермопроцедуры.

О том, что человечество еще с древних времен пользовалось банями, свидетельствуют археологические раскопки и древние письменные источники. Одним из первых письменных упоминаний о бане является свидетельство Геродота (около 450 г. до нашей эры), который описал привычку скифско-сарматских племен длительное время находиться в палатке, в центре которой располагались разогретые камни [32]. В летописи Нестора (1056) описывается путешествие апостола Андрея по Северной Руси, в котором он посещал территории вблизи Новгорода, где угро-финские группы племен пользовались банями.

Финны пользовались сауной с начала нашей эры, с момента поселения их на территории современной Финляндии. Появляющиеся после этого новые оседлые племена перенимали культуру парения у финнов и вносили в свой быт. Восточнофинская сауна находилась под влиянием великорусских бань и использовалась, главным образом, для мытья, тогда как западнофинская сауна применялась и для сушения рыбы, и для хранения мяса, конопли, льна, овощей [35].

В средние века появились русские парные и римские суховоздушные бани. Подобные заведения были широко распространены по всей Европе. Так общество норвежских врачей считало, что баня может предупреждать развитие некоторых инфекционных заболеваний [30], в Ирландии ее использовали при ревматизме [37]. Член Императорской академии наук в Петербурге В. Туг в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих болезней, а низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, большая продолжительность жизни русских людей объясняется положительным влиянием бани. М. Аа1аЫ (1978) [30] приводит сведения о том, что в период с 1877 по 1911 гг. было защищено около 30 диссертаций о лечебном воздействии русской бани. В Японии потельные ванны Кама-буро и Иши-буро использовались при различных травмах, кожных заболеваниях, артритах и ревматизме [33]. Эскимосы Аляски считали, что потельные ванны обладают лечебными свойствами при

191

патологии мышц [30]. Индейские племена Центральной Америки применяли парные ванны темескал древних майя не только для гигиенических, но и для лечебных целей при ревматических, кожных и др. заболеваниях [34, 40].

Основными факторами, действующими на организм человека при приеме гидротермических процедур, является высокая температура воздуха (60-1000) и контрастирующая температура различных сред, например, воды. Дозированное тепловое воздействие осуществляется в специально приспособленных для этих целей термокамерах. Они используются для разогрева человека, обеспечивая прием тканями различного количества дополнительного тепла. При этом температура ядра клетки повышается до 38-400С, а оболочки - до 44-500 С. В этих условиях общее дополнительное теплосодержание организма возрастает с 40-50 до 350-400 ккал/м2 поверхности кожи. После такого термического воздействия ткани органов и систем нуждаются в снятии тепла, т.е. в охлаждении. Для этого используются такие охлаждающие среды, как вода (обливание, купание в искусственных и естественных водоемах, снег) и воздух (выход из помещения наружу) [13].

Пребывание человека в термической камере (парильне) приводит к существенным сдвигам деятельности сердечно-сосудистой системы. В период пребывания в парной у здоровых лиц существенно снижается диастолическое давление, а систолическое практически не меняется. Частота пульса возрастает на 15-25 уд/мин. Сердечный выброс повышается в 1,5-1,7 раза. При этом время кровотока уменьшается почти в 2 раза. Периферическое сопротивление снижается на 35-45%. Кроме этого, при тепловом воздействии происходит быстрое распределение крови в различных органах. Особенно резко меняется кожное кровообращение в периоды гипертермии и холодовых процедур. При потении сосуды кожи значительно расширяются. Наступает быстрое раскрытие артериол и артериальных шунтов, поскольку именно через кожу осуществляется теплообмен организма. С потом выделяется большое количество электролитов, прежде всего калия и натрия. Выводятся такие продукты обмена, как мочевина, молочная кислота, аминокислоты. Гипотермия приводит к увеличению количества лейкоцитов на 15-20% и уменьшению числа эозинофилов в крови. В этот период отмечают существенное увеличение количества тромбоцитов, повышение их агрегации и адгезии, а также уменьшение времени свертываемости [4, 6, 9].

Главным стрессовым фактором, по мнению Е. 8сЫеуо$ [39], является вдыхание горячего воздуха с последующей рефлекторной дыхательной адаптацией и изменением циркуляции крови. Этот механизм предохраняет организм человека от чрезмерного повышения внутренней температуры тела и нарушений гомеостаза. Еще до повышения внутренней температуры тела под влиянием локальной гипертермии ускоряются метаболические процессы в слизистой оболочке дыхательных путей и активизируется терморегуляционная функция слизистой и под-слизистой структур. Под влиянием этих реакций повышаются перфузия и газообмен, что приводит к увеличению транспорта тепла слизистой оболочке дыхательных путей. Этими физиологическими процессами обусловлены профилактическое и терапевтическое действие гипертермических воздействий на органы дыхания [15].

Характерные микроклиматические условия тепловых камер оказывают влияние и на нейрогуморальную регуляцию. Изменения в ЦНС проявляются в вовлечении некоторых мозговых центров. В нарушениях ее функций, в изменениях психики. Увеличение кровотока в периферических органах во время пребывания в условиях высоких температур приводит к его снижению в мозге, что обусловливает психическую заторможенность у некоторых людей. При дальнейшем пребывании в парной уменьшается эмоциональная активность, что объясняется снижением кровотока в мозге. Однако эти изменения не рассматриваются как негативные, так как ослабление психического напряжения одновременно сопровождается уменьшением напряжения мышц, а снижение мышечного и психического напряжения имеет большое значение для реабилитации [17].

По данным А. Шуста, С. Кенига [28], А.И. Воложина, Ю.К. Субботина [8], сауна является дополнительной процедурой в комплексном лечении больных с патологиями опорно-двигательного аппарата. Она может давать относительно быстрый значительный эффект в результате метаболических и вазомоторных влияний.

W. Рг^БсИе [31] провел опрос 10 000 посетителей сауны и сделал вывод, что около 70% этих лиц принимают ее для эмоциональной и психической релаксации, 35% опрошенных говорили о положительном влиянии тепловых процедур при невротических симптомах и внутреннем беспокойстве.

А. М1ко1аБек [36] наблюдал у посетителей сауны ошу-щение психического комфорта, релаксацию, снижение возбудимости. Сон становился глубоким, без пробуждения, и освежающим, особенно у лиц, которые жаловались на бессонницу. Н. Ш1^1ег-Мап^ [38] доказал, что гипертермические процедуры оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние человека. Они положительно воздействуют на кожу и мышцы путем раздражения окончаний вегетативной нервной системы кожи. По мнению автора, это связано со способностью кожи непосредственно участвовать в эмоциональных реакциях и оказывать обратное влияние на эмоции при изменении ее температуры.

Гидротермические процедуры широко используются для закаливания организма, так как с их помощью можно добиться возникновения адекватных реакций сосудов на воздействия внешней среды. Благодаря этому, улучшается приспособляемость организма к окружающим часто изменяющимся условиям, в том числе и к высоким и низким температурам.

Значительное положительное влияние гидротермические процедуры оказывают и на пищеварительную систему за счет регенерации тканей органов. Они рекомендуются при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии ремиссии; послеоперационных состояний (операции на желудке и двенадцатиперстной кишке через 6 месяцев) без нарушений функций; моторно-эва-куационных расстройствах кишечника функционального характера, состояниях после резекции тонкой и толстой кишок (через 6 месяцев) без нарушения функций; привычных запорах при болезнях желудка, двенадцатиперстной кишки, желчевыводящих путей; хроническом холецистите без камней; состоянии после операций на желчном пузыре и желчевыводящих путях (через 6 месяцев) без

192

нарушения функций печени. Однако стоит обращать внимание и на противопоказания: острые и подострые заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические гепатиты, хронические воспаления брюшины, желчекаменная болезнь с частыми приступами, понос, новообразования желудочно-кишечного тракта [42].

В литературе имеются сведения о положительном влиянии гидротермических процедур на деятельность мочеполовой и выделительной систем [11, 21]. Первым изменением в деятельности почек в парной является снижение выделения натрия с мочой (наполовину). Выделение натрия с мочой остается сниженным после бани в течение 6 часов. Выделение калия с мочой при пребывании в бане изменяется несущественно. Баня показана при следующих заболеваниях почек и мочевыводящих путей: хронические неспецифические циститы, хронические пиелоциститы без признаков поражения почек. Баня противопоказана лицам со следующими заболеваниями: острые специфические и неспецифические воспаления почек и мочевыводящих путей, острые интерстициальные нефриты, камни почек и моче-выводящих путей с нарушением функции почек или гидронефрозом, опухоли почек и мочевыводящих путей.

Тепловые воздействия оказывают положительное влияние на кожу человека. Уже при входе в парильню кожа увлажняется вследствие конденсации на ней пара. Парная значительно влияет также и на потоотделение. Поры раскрываются, кожа начинает дышать и уже на 8-10 минуте пребывания в бане потоотделение начинает увеличиваться. Это способствует выведению из организма мочевой кислоты, молочной кислоты, некоторых аминокислот, витаминов и гормонов. Масса тела организма уменьшается за счет продолжительности пребывания в бане, температуры воздуха в парильне, положения тела (сидя, лежа или стоя), нервной системы и пола человека. Отмечено, что за одно посещение бани масса тела уменьшается примерно на 1-1,5 кг в среднем или от 4 см до 6 см в объеме [41].

Огромное значение гидротермические процедуры имеют в спортивной практике. Их главное значение заключается во влиянии на сердечно-сосудистую систему. По данным многих исследований, при посещении парильни изменяются не только ЧСС и АД, но и наступают другие изменения в организме. Снижение ЧСС не только после одного посещения бани, но и после целых серий напоминает тренировочную вагото-нию. Меньшее снижение ЧСС при правильном пребывании в бане имеет тот же механизм, что и при стандартной нагрузке. Воздействие парения в бане можно сравнить с влиянием на нее бега на 3 км, то есть происходят такие же изменения уровня обмена веществ, деятельности мышц и т.п.

Банная процедура часто выполняет роль дополнительной тренировки. Она заставляет активно работать все важнейшие системы организма. При этом решаются и другие задачи, очень важные для людей, испытывающих особые физические и нервные нагрузки. В Звездном городке, где живут и готовятся к полетам космонавты, построен восстановительно-подготовительный центр с самым современным оборудованием: тренажерами, большими спортивными залами, бассейном, аппаратами для массажа, различными ваннами. Есть здесь, конечно, и парилки: сухие и влажные. И пользуются ими с разными целями. Сухой пар, как правило, помогает снять напряжение, а влажный, при оп-

ределенной методике, нагружает сердечно-сосудистую и другие системы организма. Баня помогает космонавтам переносить разного рода нагрузки, адаптироваться к температурным и кислородным перепадам [27].

К настоящему времени в научной литературе имеются также данные о влиянии гидротермических процедур на кожу и ее экскреторный аппарат [23], внутреннюю среду и эндокринную систему [16], почки и выделительную систему [24], пищеварительную систему [2]. Кроме этого, имеются экспериментальные данные об использовании данных воздействий в гинекологии и акушерстве [16], педиатрии [29], дерматологии и косметике [2], медицинской реабилитации и др.

Проведенный анализ специальной литературы не выявил наличия научно обоснованных технологий закаливания для студентов вузов. Вместе с тем, большинство специалистов, изучающих различные аспекты ЗОЖ, рекомендуют включение данных процедур в образовательное пространство вуза [10, 26]. Данное обстоятельство обусловило проведение исследований по научному обоснованию, разработке и внедрению физкультурно-оздоровительной технологии (ФОТ) закаливания студентов.

В качестве содержательной основы экспериментальной ФОТ были выбраны водные виды закаливания, как наиболее эффективные, что, прежде всего, объясняется физическими свойствами воды.

Высокая эффективность воздействия воды на организм объясняется тем, что ее теплоемкость в 28 раз выше, чем теплоемкость воздуха. Так, воздух при температуре 13° воспринимается нами как прохладный, вода такой же температуры - холодной; воздух при температуре 22° кажется безразличным, вода - прохладной; воздух при температуре 33° - теплым; вода - безразличной. Следовательно, при одной и той же температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по этой причине вода считается сильным закаливающим природным средством [20].

Специальными исследованиями было установлено, что дозированные занятия в бассейне при температуре воды 27°С способствуют тем же изменениям в системе терморегуляции, которые наблюдаются при акклиматизации людей, длительно работающих в условиях Севера, что определяет ценность плавания как закаливающей процедуры [22]. Отмеченное еще раз подчеркивает важнейшую роль оздоровительного плавания, как действенного средства в закаливании и оздоровлении организма занимающихся, которое так необходимо в повседневной жизни человека, особенно для детей, подростков, молодежи [25].

При действии холодной воды на кожу организм отвечает энергичной реакцией. Вот почему для получения благоприятных результатов водные процедуры следует принимать, предварительно согревшись, так как охлажденная кожа не дает должной реакции и вместо согревания происходит еще большее охлаждение [14].

В разрабатываемой ФОТ отдельное внимание было уделено банным процедурам, которые являются прекрасным средством закаливания и укрепления здоровья. В частности, бани с их высокими температурами в сочетании с охлаждением водой или снегом являются идеальным средством тренировки реакций терморегуляции, которые особенно эффективно укрепляют и закаливают организм

193

человека [7]. По мнению ряда специалистов, человек, у которого система терморегуляции (способность реагировать на жару потоотделением, учащением дыхания, расширением сосудов и снижением теплообразования, а на холод - обратными реакциями) более совершенная, считается более выносливым, здоровым, закаленным [3, 12]. При этом оздоровительное воздействие бани обуславливается не только тренировкой реакции терморегуляции, но также значительно более глубокими изменениями в организме под их влиянием. Большая работа потовых и сальных желез, более частое и глубокое дыхание или более сильное расширение сосудов кожи и легких в условиях бани, с более резкими обратными реакциями при охлаждении душем и обливанием, - повышают способность человека легче переносить обычные колебания погодных условий или климата и предупреждают риск возникновения заболеваний [18]. Иначе говоря, наибольший температурный диапазон воздействия на организм вызывает огромное стрессорное воздействие, что обуславливает повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным факторам окружающей природы.

Таким образом, в качестве основных средств, составивших содержание экспериментальной ФОТ закаливания организма студентов основной медицинской группы, нами использовались следующие:

Таблица 1

ФОТ закаливания студентов (аудиторные занятия)

Виды деятельности Распределение видов деятельности по неделям

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16

Этапы технологии

Этап диагностики (тест №1)

Этап обучения

Этап совершенствования

Этап контроля

Содержание учебно-тренировочного занятия (45 мин. в бассейне)

Подготовительная часть УТЗ (10 мин.)

ОРУ на суше | 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1

Основная часть УТЗ (25 мин.)

Оздоровительное плавание + + + + + + + + + + + + + +

Совершенствование техники ранее изученных способов плавания + + + + + + + + + + + + + +

Совершенствование техники плавания способом кроль на спине + + + + + + +

Совершенствование техники плавания способом кроль на груди + + + + + + +

Совершенствование техники плавания способом брасс + + + + + + +

-проплывание избранным способом заданной дистанции, м. 300 350 400 450 500 550 600

-ЧСС, уд/мин. 120-130 120-130 130-140 130-140 130-140 140-150 140-150

-дыхательные упражнения (ДУ) + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 + + 1 +

Заключительная часть УТЗ (10 мин.)

Игры на воде, купание + + + + + + + + + + + + + +

КВП(5 мин.) + + + + + + + + + + + + + +

Теплый душ + + + + + + + + + + + + + +

Температура, °С 40-45 Свыше 45

Время выполнения, сек. 35-40

Холодный душ + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +

Температура, °С 15-20 12-18

Время выполнения, сек. 15-20

Количество подходов 1 |1|1|2|2|2|3|2|2|2|3|3| 4 | 4

194 -

- оздоровительное плавание (применялось, как основное средство водного вида закаливания и повышения двигательной активности, для которого выделялись отдельные занятия в бассейне);

- контрастный душ (применялся в заключительной части занятия, как эффективное средство закаливания, а также с целью восстановления организма после физической нагрузки);

- банные процедуры в сочетании с обливанием (применялись в самостоятельных занятиях, как одно из основных средств профилактики простудных и инфекционных заболеваний у студентов).

Экспериментальная технология закаливания была рассчитана на 16 недель и предполагала целенаправленную работу на плановых учебно-тренировочных занятиях (УТЗ) по физической культуре, дополнительное посещение бани с контрастными влажными процедурами (КВП) и самостоятельную работу студентов. Всего в рамках реализуемой технологии было запланировано 32 плановых УТЗ по физической культуре, включающих оздоровительное плавание с КВП, а также 16 дополнительных банных процедур с обливанием и не менее 3-4-разовых самостоятельных занятий в неделю (таблица 1-2).

Таблица 2

ФОТ закаливания студентов (дополнительные занятия)

Виды деятельности Расп ределение видов деятельности по занятиям

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Банная процедура + + + + + + + + + + + + + + + +

Температура, °С 75-80

Влажность, % 25-30

Время выполнения, мин. 5 5 5 5 5 5 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5

Обливание холодной водой + + + + + + + + + + + + + + + +

Банная процедура (для согрева) + + + + + + + + + + + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время выполнения, мин. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Отдых в простыне, мин. 8 8 8 8 8 8 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8

Количество заходов 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

Самостоятельные занятия студентов (СЗ)

Умывание холодной водой ЕЖЕДНЕВНО

Обливание стоп не менее 3-4-х раз в неделю

Прогулки в течение дня ЕЖЕДНЕВНО (до 60 мин)

*- по ФОТ банная процедура проводилась один раз в неделю по субботам

В исследовании приняли участие 12 юношей и го развития, функциональной тренированности, физичес-16 девушек. Для определения эффективности закаливаю- кой подготовленности и соматического здоровья испыту-щих процедур было проведено тестирование физическо- емых до и после эксперимента (таблица 3).

Таблица 3

Динамика показателей соматического здоровья студентов (по методике Г.Л. Апанасенко [1])

Показатели Девушки Р Юноши Р

До После До После

М ± т М ± т М ± т М ± т

Индекс массы тела усл.ед. 17,78 ± 0,47 17,59 ± 0,34 19,48 ± 0,6 19,76 ± 0,54

баллы -1,08 ± 0,26 -1,25 ± 0,22 -1,13 ± 0,30 -0,75 ± 0,31

Жизненный индекс усл.ед. 55,36 ± 1,53 62,13 ± 1,27 * 66,80 ± 1,21 71,05 ± 0,84 *

баллы 2,08 ± 0,31 2,75 ± 0,18 2,25 ± 0,31 2,63 ± 0,18

Силовой индекс усл.ед. 45,48 ± 1,61 53,51 ± 1,46 * 69,97 ± 2,38 75,74 ± 2,16

баллы 0,08 ± 0,23 1,08 ± 0,26 * 1,13 ± 0,48 2,00 ± 0,38

Время восстановления ЧСС после 20-ти приседаний за 30 с (мин) усл.ед. 70,00 ± 9,29 57,50 ± 5,79 63,75 ± 2,15 56,25 ± 1,10 *

баллы 4,83 ± 0,39 5,17 ± 0,39 4,75 ± 0,59 5,00 ± 0,38

Индекс Робинсона усл.ед. 107,78 ± 3,08 88,98 ± 2,37 * 113,57 ± 3,36 88,65 ± 2,72 *

баллы -0,92 ± 0,57 0,83 ± 0,56 -1,00 ± 0,63 0,63 ± 0,53

Общая оценка уровня здоровья 2,00 ± 0,21 3,00 ± 0,21 * 2,38 ± 0,26 3,25 ± 0,16 *

Полученные данные свидетельствуют, что индекс массы тела у испытуемых обоего пола не изменился за время проведения эксперимента. Показатели данного индекса соответствуют уровню ниже среднего. Жизненный индекс, представленный соотношением ЖЕЛ к массе тела, достоверно увеличился у юношей и девушек, что указывает на положительное влияние банных и закаливающих процедур на дыхательную систему. В балльном выражении итоговое значение индекса соответствует уровню выше среднего. Расчет силового индекса выявил положительные достоверные изменения у девушек и юношей. Причем значение индекса у юношей в балльном выражении переместилось с позиции «средний уровень» на позицию «выше среднего», а у девушек - с «ниже среднего» на «средний». Это свидетельствует об увеличении мышеч-

ной силы, что в свою очередь указывает на рост силовых возможностей студентов.

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний уменьшилось и у девушек, и у юношей, причем у последних изменения носили достоверный характер. В балльном выражении показатели восстановления ЧСС выросли со среднего уровня до «выше среднего». Результаты индекса Робинсона достоверно снизились у испытуемых обоего пола, что говорит о положительных сдвигах в работе сосудов и сердца - показатель стал соответствовать среднему уровню.

Суммирование всех показателей соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко выявило достоверное увеличение общей оценки здоровья у девушек и юношей (по 1-критерию Стьюдента). Вместе с тем, заключение об уровне здоровья испытуемых осталось в пределах оценки «низкий».

ь

195 -

ВЫВОДЫ:

1. Исследование влияния термогидропроцедур на организм студентов вуза дало возможность определить, на какие аспекты соматического здоровья они воздействуют положительно и насколько. Можно сказать, что в течение 16 недель уровень здоровья студентов выфос.

2. Результаты тестирования дают основание считать, что использование дозированных термогидротренингов для повышения соматического здоровья студентов является одной из актуальных проблем теории и методики физического воспитания студентов и оздоровительной физической культуры.

3. Можно предположить, что для повышения уровня соматического здоровья студентов в образовательном процессе будет эффективным применение такой технологии термогидротренингов с водными процедурами, которая бы повышала адаптационные возможности организма к нагрузкам, связанным с обучением в вузе.

4. Экспериментальная ФОТ термогидротренингов доказала свою эффективность и дает право на применение ее в рамках учебного процесса в тех вузах, которые имеют соответствующую материально-техническую базу (например, в НИУ «БелГУ»).

Литература:

1. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. На-уменко // Теория и практика физической культуры. - 1988.

- №4. - С. 29-31.

2. Бенда, Я. Влияние сауны на пищеварительную систему / Я. Бенда // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. - С. 163-164.

3. Бирюков, А.А. Эта волшебница баня / А.А. Бирюков. - М.: Советский спорт, 1991. - 110 с.

4. Бирюков, А.А. Эта волшебная баня /А.А. Бирюков. - М.: Советский спорт, 1998. - 53 с.

5. Богоева, М.Д. Построение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: Монография / М.Д. Богоева, О.Г. Румба, А.А. Горелов. -Белгород: ИПЦ «Политерра», 2011. - 172 с.

6. Боголюбов, В.М. Особенности лечебно-профилактического действия русских бань / В.М. Боголюбов // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. - С. 95-104.

7. Буровых, А.Н. Целебный жар / А.Н. Буровых, В.П. Зотов. -К.: Здоров'я, 1984. - 104 с.

8. Воложин, А.И. Путь к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин. - М., Знание, 1994. - 75 с.

9. Галицкий, А. Щедрый жар / А. Галицкий. - М.: Полымя, 1985. - 93 с.

10. Дрибинский, П. Воспитание ценностного отношения к здоровью / П. Дрибинский // Воспитание школьников. - 2008. №8. - С. 28-31.

11. Ионова, А.А. Большая энциклопедия народной медицины / А.А. Ионова, В.П. Мицьо // М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

- 896 с.

12. Кафаров, К.А. Бани и здоровье / К.А. Кафаров, А.А. Бирюков. - М.: Медицина, 1982. - 174 с.

13. Крамских, В.Я. Режимы тепловых нагрузок при использовании жаровоздушных ванн в банях для лечебно-профилактических, восстановительных и закаливающих целей / В.Я.

Крамских // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. - С. 32-47.

14. Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П. Лаптев. - М.: Медицина, 1991. - 160 с.

15. Литомерецкий, Ш. Влияние сауны на дыхательную систему / Ш. Литомерецкий // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. -С. 108-116.

16. Матей, М. Влияние сауны на внутреннюю среду и эндокринную систему / М. Матей // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. - С. 134-157.

17. Матоушек, Я. Влияние сауны на нервную систему / Я. Матоушек, М. Пшибил // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях.- М.: Медицина, 1985. - С. 116-121.

18. Подшибякин, А.К. Закаливание человека / А.К. Подшибя-кин. - К.: Здоров'я, 1986. - 115 с.

19. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. - Москва, 2009. - 416 с.

20. Рейзин, В.М. Физическая культура в жизни студента / В .М. Рейзин, А.С. Ищенко. - Минск: Высшая школа, 1986. - 194 с.

21. Семенова, А. Полное очищение: тело, дом, судьба / А. Семенова. - СПб: ИК «Невский проспект», 2001. - 152 с.

22. Тихонова, А.Я. Влияние занятий в оздоровительном плавательном бассейне на терморегуляторные реакции / А.Я. Тихонова, Т.Г. Симонова, М.А. Якименко // Теория и практика физической культуры. - М., 1983. - №8. - С.17-18.

23. Фритцше, В. Влияние сауны на кожу и экскреторный аппарат / В. Фритцше // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. - С. 130-134.

24. Хаапаненн, Э. Влияние сауны на почки и мочевыделитель-ную систему / Э. Хаапаненн // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. - С. 157-163.

25. Черепова, А.Ю. Оздоровительное плавание в семейных группах: Учеб. пособие / А.Ю. Черепова. - СПб, 2000. - 52 с.

26. Шагуч, А.А. Комплексное использование физических упражнений и средств закаливания на занятиях физическим воспитанием в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Аслан Анзаурович Шагуч. - Майкоп, 1997. - 118 с.

27. Шенкман, С.Б. Мы мужчины / С.Б. Шенкман. - М.: ФиС, 1987. - 288 с.

28. Шуст, А. Влияние сауны на опорно-двигательный аппарат / А. Шуст, С. Кениг // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. -С. 121-130.

29. Югаш, Я. Использование сауны в педиатрии / Я. Югаш // Сауна. Использование сауны в лечебных и профилактических целях. - М.: Медицина, 1985. - С. 169-163.

30. Aaland M. Sweat. / M. Aaland // Capra Press. I ed. Santa Barbara, California. 1978. 252 p.

31. Fritzsche W. Erhebugen bei deutschen Leistungssportlern uber ihre Erfahrungen mit dem Saunbaden /W. Fritzsche // Sauna Archiv. 1977. V.4. P. 15-43.

32. Fritzsche W. Zur Geschichte des Saunabades / W. Fritzscht // Sauna Archiv. 1978. V.1. P. 3-8.

33. Fujinami K. Hot springs in Japan. /Fujinami K. Tokyo, 1936.

34. Lewis O. Life in Mexican Village Tepoztian / O. Lewis // Restudied univ. Illinois Press. 1953.

35. Liebel F. Brechlbader Saunavorlaufer im bayerish osterreichishhen Grenzraum /Liebel F // Sauna Archiv. 1978. V.3. P. 9-21.

36. Mikolasek A. Sauna y rehabilitacia / A. Mikolasek // Rehabilitacia. 1976. - V.9 10. P. 17-20.

196

37. Milligan S. F. Ansient Irish Hot Air Bath. / S. F. Milligan // J. Royal Hister. Ass. Of Ireland, IX, Dublin, 1980.

38. Rlingler-Mandig H. Sauna und physiologischer Schlaf / H. Rlingler Mandig // Sauna Archiv. 1976. V.2. P. 1-10.

39. Schlevogt E. Rheumatische Erkrankungen und Sauna / E. Schlevogt // Sauna Archiv. 1959. V.2. P. 45-49.

40. Tyrakowski K. Gegenwartige Konstruktionsvarianter des Alimexikanischen badehauses und ihre raumliche Verbreitung im Becken von Pueblo Tlaxcala /Tyrakowski K. // Sauna Archiv. 1978. V.4. P. 11-17.

41. http://banya-russkaya.ru/r6/13.php

42. http://probanu.com/zdorovie.html

Bibliography

1. Apanasenko, G.L.. Physical health and a maximum aerobic capacity of the individual / G.L. Apanasenko, R.G. Naumenko // Theory and practice of physical culture. - 1988. - №4. - P. 2931.

2. Benda, I. The impact of the sauna on the digestive system / I. Benda // Sauna. Use of the sauna in the medical and preventive purposes. - M.: IU-äHUHHa, 1985. - P. 163-164.

3. Biryukov, A. This witch bath / AA. Biryukov. - M.: Soviet sport, 1991. 110 p.

4. Biryukov, A. This magic bath /AA. Biryukov. - M.: Soviet sport, 1998. 53 p.

5. Bogoeva, M.D. Construction of process of physical training of students of the special medical groups with disabilities cardiovascular system: Monograph / M.D. Bogoeva, O.G.. Rumba, A.A. Gorelov. - Belgorod: CPI «Pollitera», 2011. - 172 p.

6. Bogolyubov, V.M. Peculiarities of treatment-and-prophylactic actions of the Russian bathhouses / V.M. Bogolyubov // Sauna. Use of the sauna in the medical and preventive purposes. - M.: Medicine, 1985. - P. 95-104.

7. Drilling, A.N. Healing heat / A.N. Drilling, V.P. Zotov, - K.: "Health", 1984. - 104 p.

8. Volozhin, A.I. The path to health / A.I. Volozhin, YU.K. Subbotin. - M., Knowledge, 1994. - 75 p.

9. Galitsky, A. Generous heat / A. Galitsky. - M.: Frying-pan, 1985. - 93 p.

10. Drybin, P. Education of responsible attitude to health / P. Drybin / / Education of schoolchildren. - 2008. - №8. - P. 28-31.

11. Ionova, A.A. Big encyclopedia of traditional medicine / AA. Ionova, V.P. Mico // - M.: OLMA Media Group, 2009. - 896 p.

12. Kafarov, K.A. Bath and health / K.A. Kafarov, A.A. Biryukov,

- M.: Medicine, 1982. 174 p.

13. 13) Kramskih, V.YA. Modes of heat loads when using zharovozdushnyh bathrooms in baths for treatment-and-prophylactic, rehabilitation and hardening purposes / V.YA. Kramskih // Sauna. The use of saunas for therapeutic and prophylactic purposes. - Moscow: Meditsina, 1985. - P. 3247.

14. Laptev, A. P. Quenched in the health / A.P. Laptev. - M.: Medicine, 1991. - 160 p.

15. Litomeretskiy, Sh. The impact of the sauna on the respiratory system / Sh. Litomeretskiy // Sauna. The use of saunas for therapeutic and prophylactic purposes. - M.: Medicine, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- P. 108-116.

16. Matei, M. The impact of the sauna on the internal environment and the endocrine system-theme / M. Matei / / Sauna. The use of sauna for health and routine maintenance-building purposes.

- M.: Medicine, 1985. - P. 134-157.

17. Matoyshek, I. The impact of the sauna on the nervous system / I. Matoyshek, M. Pshibil / / Sauna. Use of the sauna in the medical and preventive purposes. - M.: Medicine, 1985. - P. 116-121.

18. Podshibyakin, A.K. Hardening of the human / A.K. Podshibyakin. - K.: Health I, 1986. - 115 p.

19. Popov, S.N. Remedial physical education: textbook / S. Popov. - Moscow, 2009. 416 p.

20. Reyzin, V. Physical education in the life of a student / V.M. Reyzin, A.S. Ishchenko. - Minsk: High School, 1986. -194 p.

21. Semenov, A. The complete purification: the body, home, fate / A. Semyonov. - St. Petersburg: IR "Nevsky Prospekt", 2001. -152 p.

22. Tikhonov, A. Effect of training in the swimming pool at the recreation thermoregulatory responses / A.J. Tikhonova, T.G. Simon, M.A. Yakimenko // Theory and Practice of Physical Culture. - M., 1983. - № 8. - P.17-18.

23. Fritzsch, B. Effect of sauna on the skin, and excretory apparatus / B. Fritzsch // Sauna. The use of saunas for therapeutic and prophylactic purposes. - Moscow: Meditsina, 1985. - P. 130134.

24. Haapanenn, E. Effect of sauna on the kidneys and urinary system theme / E. Haapanenn // Sauna. The use of saunas for therapeutic and preventive-profit purposes. - Moscow: Meditsina, 1985. - P. 157-163.

25. Cherepova, A. Fitness swimming in family groups: Textbook. Manual / A. Cherepova. - St. Petersburg, 2000. 52 p.

26. Shaguch, A.A. Integrated use of exercise and a means of tempering on the physical education classes in high school: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.04 / AslanAnzaurovich Shaguch. - Maikop, 1997. - 118 p.

27. Shenkman, S.B. We - men / S.B. Shenkman. - Moscow: FIS, 1987. 288 p.

28. Shust, A. Effect of sauna on the musculoskeletal system / A. Shust, S. Koenig // Sauna. The use of saunas for therapeutic and prophylactic purposes. - Moscow: Meditsina, 1985. - P. 121130.

29. Yugash, J. The use of saunas in paediatrics / H. Yugash // Sauna. The use of saunas for therapeutic and prophylactic purposes. - Moscow: Meditsina, 1985. - P. 169-163.

30. Aaland M. Sweat. / M. Aaland // Capra Press. I ed. Santa Barbara, California. 1978. 252 p.

31. Fritzsche W. Erhebugen bei deutschen Leistungssportlern uber ihre Erfahrungen mit dem Saunbaden /W. Fritzsche // Sauna Archiv. 1977. V.4. P. 15-43.

32. Fritzsche W. Zur Geschichte des Saunabades / W. Fritzscht // Sauna Archiv. 1978. V.1. P. 3-8.

33. Fujinami K. Hot springs in Japan. /Fujinami K. Tokyo, 1936.

34. Lewis O. Life in Mexican Village Tepoztian / O. Lewis // Restudied univ. Illinois Press. 1953.

35. Liebel F. Brechlbader Saunavorlaufer im bayerish osterreichishhen Grenzraum /Liebel F // Sauna Archiv. 1978. V.3. P. 9-21.

36. Mikolasek A. Sauna y rehabilitacia / A. Mikolasek // Rehabilitacia. 1976. - V.9 10. P. 17-20.

37. Milligan S. F. Ansient Irish Hot Air Bath. / S. F. Milligan // J. Royal Hister. Ass. Of Ireland, IX, Dublin, 1980.

38. Rlingler-Mandig H. Sauna und physiologischer Schlaf / H. Rlingler Mandig // Sauna Archiv. 1976. V.2. P. 1-10.

39. Schlevogt E. Rheumatische Erkrankungen und Sauna / E. Schlevogt // Sauna Archiv. 1959. V.2. P. 45-49.

40. Tyrakowski K. Gegenwartige Konstruktionsvarianter des Alimexikanischen badehauses und ihre raumliche Verbreitung im Becken von Pueblo Tlaxcala /Tyrakowski K. // Sauna Archiv. 1978. V.4. P. 11-17.

41. http://banya-russkaya.ru/r6/13.php

42. http://probanu.com/zdorovie.html

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.