Научная статья на тему 'ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

приготовляемые на жидких дрожжах, содержали тиамина больше, чем тесто и хлеб, приготовляемые не на дрожжах, а на закваске из муки пшеничной обойной, хотя и более богатой этим витамином, чем мука II сорта (табл. 2).

Таблица 2

Исследованные объекты Число проб Содержание тиамина (в f %)

иука тесто хлеб

колебания среднее колебании среднее колебания среднее

Мука пшеничная обой-

ная, тесто и хлеб из

нее, приготовленные

на закваске 24 400—466 438±13,5 183—250 208 170—250 205±5,1

Мука пшеничная

II сорта, тесто и хлеб

из нее, приготовлен-

ные на жидких

дрожжах 24 400—433 422±14,0 233—300 249 200—300 248±6,1

Правильное использование дрожжей в технологии хлебопечения может в значительной степени повысить В] — витаминную ценность хлеба, выпускаемого нашей промышленностью.

Выводы

1. Пекарские прессованные дрожжи являются богатым источником тиамина н содержат его в пересчете на сухое вещество в среднем 2389

2. Пекарские жидкие дрожжи содержат тиамина в пересчете на сухое вещество в среднем 155

3. Ведение теста на дрожжах приводит к увеличению тиамина в хлебе по сравнению с хлебом, приготовленным не на дрожжах, а на закваске.

Поступила 8/VI 1959 г.

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЫ-

ИНТЕРНАТА

Ассистенты Л. П. Кондакова-Варламова, В. Н. Кардашенко

Из кафедры гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова

С каждым годом увеличивается число школ-интернатов, в которых осуществляется общее, среднее и политехническое образование, физическое, нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Одной из основных задач этих школ является воспитание физически крепких и здоровых детей.

Целью данной работы являлась разработка системы закаливающих процедур для школ-интернатов, определение их места в режиме дня и оценка эффективности закаливания. Работами М. Е. Маршака, Н. Д. Ходякова, Н. Н. Яковлева и Б. Б. Койран-ского доказана большая эффективность закаливания для здоровья человека. Длительное проведение воздушных и водных процедур усиливает устойчивость организма к метеорологическим колебаниям внешней среды и повышает сопротивляемость организма к так называемым простудным заболеваниям. В статье Е. Кудрявцева указано, что систематическое проведение в школе-интернате утренней гимнастики и уроков физического воспитания на открытом воздухе привело к снижению заболеваемости детей. Т. Петров, X. Сеизов, Д. Илиев (Болгария) отметили положительные сдвиги в терморегуляции (изменение температуры кожи лба, выдыхаемого воздуха через нос и хо-лодовой пробы по Саркизову-Серазини) при постоянном проведении воздушных ванн и частичных водных процедур (мытье ног и рук водой температуры 28—15°).

На основе литературных данных и предыдущих работ, проведенных на кафедре гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина медицинского института

имени И. М. Сеченова, в школе-интернате № 19 Ленинского района Москвы было введено закаливание воспитанников 1—2-го классов (девочки и мальчики 7—8 лет). Школа-интернат размещается в здании бывшей школы. На земельном участке площадью 0,7 га имеются спортивный сектор и достаточная зона зеленых насаждений. Воспитанники живут по режиму, утвержденному для школ-интернатов, получают, согласно проведенным анализам, полноценное пнтание. Так, в среднем суточная калорийность равнялась 3500—3900 калорий, содержание белка — 85—90 г, жиров — 80— 100 г, углеводов — 350—394 г, солей — Са, Р, Ре и всех витаминов — в пределах физиологических норм.

Для проведения закаливания все дети были разделены на три группы в зависимости от физического развития и состояния здоровья. Первая группа — закаливаемые (19 практически здоровых детей) ежедневно после утренней гимнастики производили обтирание водой, температура которой постепенно снижалась с 35° (температура кожи груди в области сердца) до 18—20°. Вторая группа — ограниченно закаливаемые (9 детей с хроническим отитом, хроническим тонзиллитом и кариозными зубами) ежедневно после утренней гимнастики производили обтирание водой, температура которой колебалась в пределах 35—33°. Третья группа — незакалнваемые (2 детей с обостренным отитом). Других отклонений в состоянии здоровья у исследуемых детей не наблюдалось.

Контрольная группа—12 детей закаливающих процедур не получали. Все дети проводили утреннюю гимнастику в течение 7—8 минут в облегченной одежде (трусы, майка) при температуре воздуха 17—19° и относительной влажности 60—70%. В режиме дня предусматривалась 2—3-кратная прогулка общей продолжительностью 2—3 часа. Прогулки проводились на участке интерната до уроков, после уроков до обеда и иногда перед ужином. Одежда детей соответствовала сезону года.

В систему закаливающих процедур нами было включено изучение влияния на организм комплекса закаливающих процедур: утренней гимнастики, прогулок, душа, обтирания и мытья ног перед сном. От душа вскоре пришлось отказаться в связи с тем, что эта процедура требовала длительного времени (1 час на 30 человек), что значительно сокращало время пребывания детей на воздухе. Из водных процедур осталось обтирание и мытье ног. Обтирание проводили в кабинете врача при постоянных микроклиматических условиях. В 2 таза наливали воду нужной температуры и в ней замачивали двойные салфетки из вафельного материала, размером 20X15 см по количеству учащихся. Обтирание проводили слегка отжатой салфеткой раздельно девочек и мальчиков, в определенной последовательности: сначала верхних и нижних конечностей от периферии к центру, затем спины, ягодиц, шеи, груди, живота. После обтирания ребенка растирали сухим полотенцем до легкого покраснения. Вначале обтирание детей проводили исследователи, затем готовили воду старшие ученики, а обтирание проводили сами дети под контролем исследователей и воспитателей. Мытье ног проводили в туалетных комнатах водой, температура которой колебалась в пределах 30—18°.

Для определения эффективности закаливания у детей исследовали физиологические реакции: скорость восстановления первоначальной температуры кожи груди после местного охлаждения в течение 3 секунд (холодовая реакция в модификации проф. М. Е. Маршака), термоасимметрия в подмышечных впадинах, свидетельствующая о лабильности вегетативной нервной системы и определение разницы между температурой кожи груди и большого пальца левой ноги. Исследования проводили после 20-мннутной адаптации, при одинаковых микроклиматических условиях с помощью универсального прибора Шахбазяна-Эрмана. Этот прибор позволяет одновременно измерять температуру кожи и тела ребенка, температуру, влажность и скорость движения воздуха. Наряду с этим исследовали физическое развитие, состояние здоровья и заболеваемость детей.

Первоначальные исследования физиологических реакций у детей всех групп, проведенные в марте 1958 г., дали приблизительно одинаковые показатели. Скорость восстановления температуры кожи груди после холодового раздражения равнялась в среднем 4 минутам 40 секундам. Термоасимметрия у детей первой группы была в среднем равна 0,3°, у 2 детей — отсутствовала; у детей второй группы она также равнялась 0,3° с отсутствием ее у одного ребенка; у детей контрольной группы термоасимметрия в среднем равнялась 0,4° и отсутствовала у 2 детей.

К летним каникулам температуру воды для обтирания снизили для детей первой группы до 26*, для детей второй группы она осталась прежней (33—35°). Исследования физиологических реакций в конце мая показали следующее: у закаливаемых детей скорость восстановления температуры охлажденного участка кожи груди снизилась в среднем до 3 минут 25 секунд с индивидуальными колебаниями от 2 минут 16 секунд до 4 минут 45 секунд. У ограниченно закаливаемых скорость восстановления температуры кожи груди после холодового раздражения снизилась в среднем до 2 минут 52 секунд с индивидуальными колебаниями от 2 минут 29 секунд до 5 минут 45 секунд, у одного ребенка отмечено увеличение времени восстановления. У 8 детей контрольной группы время увеличилось в среднем на 1 минуту 15 секунд и у 5 детей оно снизилось на 49 секунд, т. е. среднее время восстановления осталось без изменения. Термоасимметрия у детей первой группы сократилась в среднем до 0,2° и отсутствовала у 2 детей. У детей второй группы термоасимметрия также в среднем сокра-

тилась до 0,2° с отсутствием ее у 3 детей; у детей контрольной группы она осталась без изменения. 'Эти данные показывают, что введение в методику закаливания ежедневного обтирания дает положительные результаты у детей первой и второй групп по скорости восстановления температуры кожи груди после холодового раздражения и термоасимметрии, что свидетельствует о тренированности терморегулирующих механизмов.

В течение летнего периода (июнь—август) все дети находились в пионерских лагерях две-три смены, остальное время большинство детей проводило либо за городом, либо в деревне. В пионерских лагерях дети получали закаливание в объеме лагерного режима (утренняя гимнастика, солнечно-воздушные ванны, купание в открытых водоемах). Исследования физиологических реакций в сентябре показали следующее. У 11 детей первой группы время восстановления температуры охлажденного

Л группа

ц <

§

3 4 Л 6 Л с ти

Рис. 1.

участка кожи груди снизилось по сравнению со временем весеннего исследования на 54 секунды, у 8 детей увеличилось на 34 секунды. У 4 детей второй группы время восстановления охлажденного участка кожи груди снизилось на 1 минуту 16 секунд, у 3 увеличилось на 36 секунд; в контрольной группе у 11 детей снизилось на 1 минуту 59 секунд и у 2 увеличилось на 17 секунд. Термоасимметрия у детей первой и второй групп не изменилась, у детей контрольной группы сократилась до 0,3°. Во всех исследуемых группах почти в 3 раза увеличилось количество детей с отсутствием термоасимметрии.' Условия жизни детей в летний период (длительное пребывание на воздухе, купание) являются естественным закаливающим фактором, поэтому у большинства детей, в том числе и у детей из контрольной группы, отмечено сокращение времени восстановления температуры охлажденного участка кожи груди и термоасимметрии. Однако сдвиги эти не столь значительны и по возвращении детей после летнего отдыха, в интернате (с сентября) было возобновлено закаливание тех же детей. Обтирание детей первой группы начали водой температуры 33—34° с последующим более быстрым снижением ее (на 1° через 2—3 дня) до 26°. Затем снижение температуры воды проводилось более постепенно (на 1° через 5—7 дней) и было доведено до 20—18а. Обтирание детей второй группы проводилось водой (35—34°), температура которой не снижалась. Детям контрольной группы обтирания не производили.

Исследования физиологических реакций в ноябре показали следующее: у закаливаемых детей (первая группа) скорость восстановления температуры охлажденного участка кожи груди равнялась в среднем 2 минутам 13 секундам, сократившись у всех детей по сравнению с летними исследованиями в среднем на 1 минуту 25 секунд и в

I группа

Контрольная го/пла

] □ До ¿ака/н/6аниа

1

Ь ШШЩЩЩЕЩЩЩ} п После 7 ме с Рис В

\ Ш ¿ахоливание

I

Г г 3 4 3 6 7 8 8 10 И 12 13 Лети

Время восстановления температуры охлажденного участка кожи груди

ребенка.

21/2 раза по сравнению с температурами до закаливания. У ограниченно закаливаемых детей (вторая группа) скорость восстановления температуры охлажденного участка кожи груди стала равняться 2 минутам 12 секундам, сократившись у всех детей по сравнению с летними исследованиями на 32 секунды и в 2 раза по сравнению с отмеченными до закаливания. Из незакаливаемых (контрольная группа) у 6 детей отмечено увеличение времени восстановления температуры охлажденного участка кожи груди в среднем на 25 секунд и у 7 детей — сокращение на 21 секунду по сравнению с летними исследованиями. По сравнению с первым исследованием у части детей контрольной группы время восстановления не изменилось, у небольшой части сократилось в среднем только на 45 секунд и у 2 детей отмечено увеличение времени восстановления (рис. 1). Термоасимметрия у детей первой группы л среднем сократилась с 0,3° (.первоначальные исследования) до 0,1°, у большинства детей она исчезла. У детей второй группы термоасимметрия сократилась с 0,3 до 0,2° с отсутствием ее у 2 детей. У детей контрольной группы термоаси.м-метрия возросла по сравнению с летним исследованием до первоначальной величины — 0,4° с отсутствием ее у 2 детей.

Проведенные исследования по определению разницы между температурой кожи груди и кожи большого пальца левой ноги показали, что средний разрыв показателей температуры у закаливаемых и ограниченно закаливаемых сократился с 7 до 4°, в контрольной группе он остался без из--менений. Типичные индивидуальные показатели представлены на рис. 2.

. Все это дает основание считать, что у детей первой и второй групп, получавших полный комплекс закаливающих процедур, отмечено последующее улучшение физиологичеоких реакций. Сдвиги в терморегуляции у детей первой группы более существенны, чем у детей второй группы.

Показатели физического развития детей первой и второй групп стали несколько выше, чем у детей контрольной группы. Так, рост стоя у детей первой и второй групп увеличился в среднем на 3,2 см, вес — на 1,7 кг, окружность грудной клетки — на 1,6 см; у детей контрольной группы рост стоя — на 2,8 см, вес — на 1,5 кг, окружность грудной клетки — на 1,4 см.

Заболеваемость детей, производивших закаливающие процедуры, была ниже по сравнению с заболеваемостью остальных детей школы-интерната. Так, в осенние месяцы (сентябрь — ноябрь) из 180 детей катар верхних дыхательных путей перенесло 13, ангину — 5, грипп — 8, воспаление легких—1 и бронхит—1 ребенок. У закаливаемых детей наблюдалось только 2 случая катара верхних дыхательных путей.

Выводы

1. На основании проведенной работы в школах-интернатах следует рекомендовать проведение закаливания детей в виде ежедневной утренней гимнастики, обязательного последующего обтирания, прогулок и мытья ног перед сном. Обтирание детей следует начинать водой, температура которой не ниже 33°. В последующем, снижение температуры воды следует проводить в зависимости от времени года. В весенне-летнем сезоне снижать температуру воды рекомендуется через 3 дня на 1°, в осенне-зимнем сезоне — через 5—7 дней на 1° до предельной температуры 18—20°.

2. У детей, производивших закаливающие процедуры в виде ежедневной утренней гимнастики, обтирания, прогулок и мытья ног, отмечены положительные сдвиги в терморегуляции, в показателях физического развития и снижения заболеваемости.

3. Обтирание в школах-интернатах дети должны проводить самостоятельно под контролем старших учеников и воспитателей. Закаливание возможно проводить без •изменений существующего режима дня при увеличении времени на утренний туалет ла 10—15 минут.

-Г £Г Ж Ж

Месяца/

Рис. 2. Индивидуальные показатели разницы между температурой кожи груди и большого пальца ноги и термоасимметрии в процессе закаливания. Вверху — разница между температурой кожи груди и большого пальца; внизу—термоасимметрия.

I — Валя М„ Юра Ф„ — I группа; 2 — Оля В., Катя С. —

II группа; 3 — Юля Г.. Игорь Б. — III контрольная группа.

ЛИТЕРАТУРА

Койранский Б. Б. Простуда и борьба с ней. Л., 1954. — Кондакова Л. П. Гиг. и сан., 1957, № 4, стр. 33.— Кудрявцев Е. Физическая культура в школе, 1958, № 2, стр. 21. — Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека. М., 1957.— Петров Т., Сеизов Хр., И л и е в Д. Изв. ин-та за физическо възпитание и училищна Хигиена. София, 1958, кн. 4, стр. 149.

Поступила 13/1V 1939 г.

"¿Г "ЙГ "Й"

ИЗ ОПЫТА ОЦЕНКИ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВ ШКОЛ

И ДЕТСКИХ САДОВ

Кандидат биологических наук С. В. Чилингарова, научный сотрудник А. С. Габашвили, научный сотрудник Я. Д. Сохадзе

Из Научно-исследовательского института санитарии и гигиены Министерства здравоохранения Грузинской ССР

Для профилактики гельминтозов и кишечных инфекций среди детей большое значение имеет изучение почвы детских учреждений в целях ее санитарной охраны. Мы провели исследования на участках 2 школ и 4 детских садов в Тбилиси. Пробы почвы исследовали на бактериологические, гельминтологические и химические показатели санитарного загрязнения, по рекомендованным методам санитарного исследования почв

Было проведено санитарно-гигиеническое описание этих участков, собраны сведения о динамике заболеваний детей в течение года кишечными инфекциями и их зараженности гельминтами.

Образцы почв брали на территории каждого изучаемого объекта с различных точек: около уборных, мусоросборников, около песочниц, в чистых и более загрязненных участках, после чего тщательно смешивали и получали одну среднюю пробу, которую подвергали исследованию.

Все здания канализованы; участки асфальтом не покрыты, имеются площадки для спорта и игр детей.

Характеризуя степень загрязнения почвы на основании санитарно-химических показателей можно отнести пробы почвы 4 участков к слабо загрязненным, почву участка детского сада № 53 — к умеренно загрязненным и почву участка детского сада №35 — к чистым.

Бактериологические исследования почв указанных участков дали следующие результаты (табл. 1).

Выяснилось также загрязнение почвы яйцами гельминтов (табл. 2).

Видовой состав яиц гельминтов, обнаруженных на всех участках следующий: Ascaris lumbricoides98 яиц (81,7%), Trichocephala trichiurus 19 яиц (15,8°/о) и Entero-bius vermicularis 3 яйца (2,5%).

Из общего числа обнаруженных яиц Ascaridae яйца Toxascaris составляли в различных объектах от 5 до 28,9%. Остальные принадлежали к яйцам Ascaris lumbricoides, среди которых отмечены жизнеспособные, на стадии личинок (которые могут развиться до инвазионной стадии) и деформированные яйца, которые не дают развития.

Сравнивая результаты химических, бактериологических и гельминтологических исследований почвы, следует отметить, что в некоторых случаях показатели загрязнения совпадают.

Наиболее частое совпадение имеет место по бактериологическим и гельминтологическим показателям.

Из врачебных кабинетов указанных объектов и из санитарно-эпидемиологической станции (табл. 3) нами были получены сведения зараженности детей яцами гельминтов, а также данные о кишечных заболеваниях у детей.

Как видно из табл. 3, детей, зараженных яйцами гельминтов, больше в детских, садах (до 39,7%), в то время как в школах их всего 12,7%; это обстоятельство можно объяснить тем, что дети дошкольного возраста имеют больше контакта с почвой, чем дети школьного возраста. В отношении кишечных инфекций отмечено 3 случая

1 Санитарное исследование почвы населенных мест. Изд. АМН СССР, 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.