Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ УФЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ УФЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ УФЫ»

В неодинаковом поражении детей аскаридозом в различных детских учреждениях решающую роль, по-видимому, имело загрязнение почвы яйцами гельминтов в сочетании с плохо организованным мытьем рук. Это подтверждается тем, что по-раженность детей аскаридозом была наибольшей там, где в почве двора и в песке были обнаружены яйца гельминтов, а также в тех учреждениях, которые были расположены на территории неблагоустроенного поселка, имевшего фекальное загрязнение почвы. Отсутствие аскаридоза в яслях, расположенных на той же территории, объясняется незначительным контактом детей ясельного возраста с почвой.

Наши исследования указывают на необходимость выявления места заражения детей и основных факторов передачи инвазии в детских учреждениях (исследование песка и почвы дворов детских учреждений, овощей, а также рук детей на загрязнение яйцами гельминтов).

Следует также проводить комплекс оздоровительных мероприятий по борьбе с гельминтозами: дегельминтизация детей, персонала и внешней среды, систематическое мытье рук детей, смена белья, влажная уборка помещений, смена песка, охрана почвы дворов от загрязнений.

Выводы

1. Установлена зависимость между общей инвазированностью детей гельминтозами и степенью загрязнения внешней среды.

2. В распространении яиц гельминтов наряду с загрязненными руками, постельными принадлежностями большое значение имеет песок и почва детских игральных площадок, загрязненные яйцами гельминтов.

3. Борьба с гельминтозами в детских учреждениях диктует необходимость резкого усиления санитарного режима и учета всего многообразия факторов передачи и распространения инвазий.

Поступила 6/УП 1956 г.

-й- "¿Г -й-

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ УФЫ

Ассистент Г. В. Колчина Из Башкирского педагогического института имени К. А. Тимирязева

Данное исследование проводилось в 5 пионерских лагерях Уфы в летние сезоны 1953—1955 гг. За весь этот отрезок времени исследованием охвачено 800 детей 12—13-летнего возраста. Работа основывалась на изучении состояния здоровья и физического развития, исследования крови на .гемоглобин, измерении кожной температуры, изучении дермографизма, изучении заболеваемости спустя 5—6 месяцев после пребывания в лагере.

Контингент детей по состоянию здоровья в 1953, 1954 и 1955 гг. можно считать однородным. В массовых пионерских лагерях отдыхают в основном здоровые дети и лишь несколько ослабленные и утомленные в процессе зимней учебы. Но среди детей встречались также дети с положительной реакцией Пирке с ослабленным состоянием здоровья, т. е. быстро утомляющиеся, вялые, со слабо развитой мускулатурой, анемией, в прошлом часто болевшие «простудными заболеваниями» и т. д. Отдельно выделена группа детей с повышенной нервной возбудимостью; это неуравновешенные дети, с повышенными сухожильными рефлексами, склонные к конфликтам, капризные (по характеристике педагогов). При клиническом обследовании обращали внимание на состояние очагов дремлющей инфекции (тонзиллиты, хронические отиты), которые при охлаждении могли дать вспышки «простудных заболеваний».

Следует отметить, что в процессе проведения всех оздоровительных процедур мы опирались на данные наблюдений первых дней, с тем чтобы уточнить отбор и предварительное заключение. Для характеристики физического развития детей были использованы стандарты физического развитая. ¿Детей ниже среднего физического развития, развитых непропорционально, исследовали.

Все оздоровительные мероприяти'я проводились с учетом анатомо-физиологиче-ских особенностей детей 12—13-летнего возраста. При поступлении в лагерь с детьми прежде всего проводились беседы о важности соблюдения режима, о роли закаливания организма естественными факторами природы.

Из закаливающих процедур проводились воздушные ванны в сочетании с движениями. Начинались ванны с 10—15 минут, а затем мы стремились к тому, чтобы весь день в пионерском лагере был построен так, чтобы дети как можно больше времени были на воздухе, чтобы тело больше подвергалось аэрации. Поэтому дети хо-

дили весь день в трусах и майках, босыми. Дневной и ночной сон проходил при открытых форточках — в условиях широкой аэрации.

Солнечные ванны проводились в солярии или на берегу реки Уфы. Начиналась ванна с 4 минут, каждый день время приема солнечной ванны увеличивалось на 4 минуты. На второй день приема ванны, когда время увеличилось до 8 минут, детям было предложено сделать 2 оборота со спины на живот. В последующие 2 дня делалось 4 оборота, при этом время распределялось поровну на облучение передней, задней и боковых поверхностей тела. Солнечная ванна доводилась до 45—60 минут. При проведении солнечных ванн измерялись температура воздуха, влажность и скорость движения обычными, принятыми в гигиенической практике приборами. В жаркие дни при температуре воздуха свыше 25° солнечная ванна проводилась в более ранние часы и по длительности была короче, чем в прохладные дни. Благодаря строгой дозировке и контролю ожогов и каких-либо жалоб не наблюдалось.

Водные процедуры проводились в виде душа, купания и ножных ванн. При проведении душа и ножных ванн применялась вода постоянно снижающейся температуры. Начальная температура воды в душе равнялась 26°, а к концу лагерного сбора для некоторых детей была снижена до 12—13°. Опираясь на работы X. Л. Виленки-ной, М. С. Козиорова, В. Г. Лучинского, О. Т. Тарасовой и др., мы ежедневно снижали температуру воды при приеме душа на 2° до 18°, время приема колебалось от 1 до 1'/г минут. После того как организм ребенка привык к температуре воды в душе 18°, мы снова начали ее снижать ежедневно на 1° до 12—13°, время приема колебалось от 15 до 30 секунд. Проводился душ в закрытом помещении. Температура воды измерялась термометром, помещенным под струи воды.

Средством укрепления здоровья, правильного физического развития и закаливания служат также физические упражнения. День в лагере начинался с утренней гимнастики, комплекс которой состоял из 7—8 упражнений, время проведения—15 минут; заканчивалась гимнастика обтиранием. После полдника проводились занятия различных секций, спортивных кружков и спортивные игры. Девочки занимались художественной гимнастикой. Дети, не умевшие плавать, занимались в кружке по обучению плаванию.

Один раз за смену устраивались 2—3-дневные походы. Скорость движения в походе примерно 3—3,5 км/час. В пути следования через каждые 40—45 минут организовывались привалы. За время пребывания в лагере устраивались прогулки, связанные со сбором витаминоносителей, грибов. Прогулки проводились недалеко от лагеря, в пределах 2—4 км.

В результате проведенного исследования по изучению влияния комплексных оздоровительных мероприятий на организм школьника установлено, что благодаря строгому режиму, достаточному и полноценному питанию, приему специальных закаливающих процедур отмечены хорошие показатели улучшения состояния здоровья детей: исчезли жалобы на головную боль, у многих детей улучшился аппетит, у большинства исчез ряд функциональных расстройств со стороны внутренних органов, улучшилось состояние лимфатических узлов и миндалин. Выяснено, что за время пребывания ребенка в лагере произошло нарастание содержания гемоглобина в крови, причем у детей с недостаточным его содержанием отмечалось большее его увеличение, чем у детей с большим содержанием гемоглобина. Наблюдение за динамикой нарастания гемоглобина показывает, что увеличение гемоглобина происходит в первые 10—12 дней после поступления детей в лагерь.

Изучение физического развития детей показывает, что дети прибавили в весе: мальчики в среднем 1046 г, девочки— 1104 г.

Показатель роста является более стабильным и для его изменения нужен больший срок, чем одна смена в лагере. Поэтому ждать каких-либо больших изменений

роста детей мы не могли, но нам удалось отметить, что средняя прибавка в росте у мальчиков составляла 0,7 см, у девочек — 0,6 см. У некоторых детей прибавка роста отмечалась на 1,5 и даже 2 см, у других же — на 0,5 см или ее совсем не было.

Среднее увеличение окружности грудной клетки составляло у мальчиков 1,7 см, у девочек— 1,8 см, а среднее изменение экскурсии грудной клетки у мальчиков 2,9 см, у девочек — 2,3 см. Среднее увеличение жизненной емкости легких у мальчиков было 360 см3, у девочек — 280 см3.

Хорошую прибавку в увеличении силы сжатия правой и левой кисти рук к концу лагерного сбора дали как мальчики, так и девочки (см. таблицу).

Проведенное исследование показало, что в результате приема закаливающих процедур совершенствуется терморегуляционный аппарат кожи. При постепенном снижении температуры воды в душе рецепторный аппарат кожи приспосабливается к силе раздражителя, отклонение кожной температуры происходит меньше, сглаживается разница в отклонении кожной температуры груди и стопы.

Рука

Пол

правая левая

Мальчики . . . 3,5 1,5

Девочки . . . 3 1,5

Применение ножных ванн, хождение босиком адаптирует кожу стопы к холоду. Снижение температуры кожи при каждом последующем измерении происходит меньше. Чтобы выяснить рефлекторное действие на организм холодовой пробы, определялась температура кожи предплечья после охлаждения водой нулевой температуры и время восстановления исходной температуры. Температура кожи после местного охлаждения водой нулевой температуры к концу лагерного сбора снижается значительно меньше и заметно сокращается время восстановления исходной температуры (кожная температура измерялась термопарой типа КТП-2).

Для исследования состояния вегетативной нервной системы применялся метод дермографизма. Для этого в средней части груди тупым предметом наносилось несколько штриховых линий, за окраской которых велось наблюдение. Принималась во внимание длительность скрытого периода дермографизма, отражающая различную реакцию вегетативной нервной системы на те или иные раздражители. Под влиянием оздоровительных процедур наблюдается сдвиг дермографизма в более выгодном для организма ваготропном направлении.

Улучшение здоровья и физического развития детей отразилось и на заболеваемости. В течение всего периода пребывания в лагере не отмечалось ни одного случая «простудных заболеваний».

Изучение заболеваемости в первом полугодии пребывания в школе показывает, что у детей, отдыхавших в лагере и получавших комплекс закаливающих процедур, она значительно ниже, чем у детей, отдыхавших в лагере, но не принимавших закаливающих процедур.

Выводы

1. Комплексные оздоровительные мероприятия в массовых пионерских лагерях являются эффективнейшим фактором массового оздоровления учащихся, способствующим улучшению самочувствия, состава крови. Исчезают функциональные расстройства со стороны внутренних органов, повышается работоспособность детей. Наряду с этим улучшается физическое развитие детей: вес, рост, окружность грудной клетки и ее экскурсия, увеличивается жизненная емкость легких, сила сжатия правой и левой кисти рук.

2. Систематическое проведение закаливающих процедур оказало влияние на уменьшение колебания температур кожи груди, кисти, стопы во время приема душа постоянно снижающейся температуры. Это говорит о том, что адаптация организма к различного вида раздражителям становится более совершенной и быстрой. При многократном действии душа сглаживаются отклонения температуры кожи груди и стопы.

3. Повторное охлаждение участка кожи дает снижение отклонений кожной температуры и ускорение времени восстановления температуры кожи на месте охлаждения.

Поступила 18/Х 1956 г.

-Аг -ЙГ -А-

НОВЫЙ МЕТОД ПНЕВМОГРАФИИ

Т. Фрич

Из Клужского научно-исследовательского гигиенического института (Румынская Народная Республика)

По мере того как расширялись наши знания, яснее стал тот факт, что дыхательная функция является производной деятельности дыхательных центров продолговатого мозга, влияния высших и низших отделов центральной нервной системы, влияния периферической нервной системы и гуморальных возбуждений. Рецепторное поле дыхательного аппарата очень широко. Ввиду особенностей реактивности дыхательных центров изучение функции дыхательных органов представляет большие трудности. Достаточно отметить, что простое накладывание на лицо маски или фиксирование пневмографа к груди значительно изменяет механику дыхания. Наркоз и введение трахеаЛьной канюли резко влияют на нормальное дыхание. Каждое дополнительное раздражение ведет к изменению реактивности дыхательных центров. Эти соображения заставили нас искать новый метод исследования, который устранял бы все указанные недостатки, регистрируя с точностью физиологическую дыхательную деятельность, а также разные раздражители и, таким образом, давал возможность учитывать влияние дополнительных раздражителей.

Как известно, во время вдоха диаметр грудной клетки резко увеличивается и внешний воздух поступает в легкие с опозданием. В этом случае в трахео-бронхиаль-ном дереве образуется депрессия, которая бывает более выраженной в первой фазе вдоха. Иными словами, между увеличением грудной клетки, с одной стороны, и между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.