Научная статья на тему 'ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ САДАХ'

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ САДАХ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
110
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HARDENING OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN KINDERGARTENS

The regular performance of the hardening procedures lowers the level of tempera ture at which the children feel comfortable. At the same time the fall of the skin temperature decreased. These phenomena may be assessed as signs of adaptation of the thermoregulatory apparatus. The hardening procedures make the vasomotors respond more promptly during the cooling of skin and decrease the asymmetry of skin temperatures, which proves as well that the thermoregulation has improved owing to the systematic performance of the hardening procedures. A study of the children’s thermesthesia, the fall of their skin temperature, their vasomotor reactions and asymmetry of temperature may be used for determination of the degree of hardening of the organism.

Текст научной работы на тему «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ САДАХ»

ЛИТЕРАТУРА

Алябьев А. К., Фармакол. и токсикол., 1948, т. II, № 3, стр. 58. — Верен-штейн Ф. Я.. Усп. совр. биол., 1948, т. 25, в. 2, стр. 203—214. — Воронцова Е. И., Гиг. и сан., 1949, № 4, стр. 24—30. — Г о г и б е д а ш в и л и В. Г., Кипиани С. П., в кн.: Труды Научно-нсслед. нн-та гигиены труда и профзаболеваний, Тбилиси, 1948, т. 2, стр 33—34. — Духов ни ко в а Л. М., в кн.: Оздоровление труда и революция быта, Профессиональная патология нервной системы, М., 1929, стр. 144—169. — Збар-с к а я Л. Ю., Пыль марганцевых рудников и ее влияние на легкие. Автореферат дисс., Днепропетровск, 1951. — Кинцурашвили Ш. С., в кн.: Труды Научн.-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, Тбилиси, 1948, т. 2, стр. 75—75. — М и х л и н С. Я., Арх. патол., 1950, т. 12, № 6, стр. 56—57. — С у р а т В. С., Сапожников а А. П.. Шилова А. П., Каз. мед. журн., 1936, № 2, стр. 149—155. — С у р а т В. С., в кн.. Промышленная токсикология, М.—Л., 1934, стр. 45—52.

Поступила I/X 1956 г.

ON THE QUESTION OF MANGANOCONIOSIS

M. E. Machabely, senior scientific collaborator

The aim of this work was a study of the causative factors and the course of pneumoconiosis among the workers of manganic mines. For this purpose 26 miners afflicted with pneumoconiosis were subjected to a thorough clinical examination under hospital conditions and at the same time experiments were performed on rabbits and guinea pigs.

In contrast to silicosis, the clinical picture of pneumoconiosis among the workers of manganic mines is characterized by weakly defined symptoms, roentgenological^ by an interstitial form of fibrosis and a benign course of the disease. When manganic dust was introduced intratracheally to rabbits and guinea pigs the development of a diffuse interstitial process and the appearance of cellular foci of the initial stages of fibrosis has been noted in their lungs. The obtained data indicates that among workers of the manganic mines there are cases of manganoconiosis which is one of the form of pneumoconiosis.

й 4 <r

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ. САДАХ

Кандидат медицинских наук Л. П. Кондакова

Пч кафедры школьной гигиены 1 Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова

Настоящая работа представляет собой опыт экспериментального изучения комплексного проведения закаливающих процедур.

Мы наблюдали в течение 9 месяцев 28 детей в детском саду № 10 Фрунзенского района Москвы, в течение 3 месяцев — 73 детей в детских садах № 2 и «Искорка» в Пушкино Московской области и, наконец, одномоментно исследовали 28 детей в детском саду № 61 Дзержинского района Москвы, где закаливание проводилось в течение 2 лет.

Исследования проводились методом естественно-гигиенического эксперимента. Детей не выводили из привычной им обстановки, ибо нашей задачей было, как указывал И. П. Павлов, «...изучать деятельность организма в целом и его частей в строго нормальных условиях и в связи с этими условиями». Среда, в которой находились дети во всех 4 детских садах, и их питание в основном удовлетворяли требованиям для постановки данных исследований.

В проведении закаливающих процедур мы придерживались системы, основными принципами которой являются комплексность, постепенность, систематичность и учет индивидуальных особенностей детей.

Прежде чем начинать закаливающие процедуры, мы изучили физическое развитие и состояние здоровья каждого ребенка. После обследования дети были сведены в три группы:

3 Гигиена и санитария, № 4 V

I группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

II группа — дети, с которыми закаливающие процедуры можно проводить ограниченно. В эту группу входили: а) реконвалесценты; б) дети, имеющие частые простудные пульпиты и периоститы как следствие кариеса зубов; в) дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим так называемым простудным заболеваниям; г) дети с хронически протекающими лимфаденитами.

III группа — дети, которым закаливание противопоказано.

Мы считали безусловно противопоказанным и закаливающие процедуры для детей с повышением температуры тела любой этиологии, острыми и хроническими воспалительными процессами, декомпенсиро-ванными и субкомпенсированными пороками сердца, хроническими заболеваниями почек.

Комплексность в проведении закаливающих процедур заключалась в том, что практически здоровые дети получали полные и частичные воздушные ванны (воздушные и солнечно-воздушные ванны в движении), сон в условиях открытого воздуха и широко-й аэрации, прогулки и подвижные игры, водные процедуры в виде обтираний и обливаний, контрастных обливаний после солнечных ванн, хождение босиком и физические упражнения.

Температура воздуха при проведении воздушных ванн для детей, закаливающихся в течение 9 месяцев, была доведена до 14°, для детей, закаливающихся в течение 3 месяцев, — до 15°.

Для детей, получавших полный комплекс закаливающих процедур в течение 9 месяцев, температура воды при общей водной процедуре была доведена до 18°, температура воды для ножных ванн — до 16°. Для детей, закаливающихся только в зимних условиях, температура воды общей водной процедуры была доведена до 20°. Для детей, ограниченно закаливающихся, независимо от продолжительности закаливания, температура воды общих водных процедур не снижалась ниже 34—32° и ножных ванн — ниже 32—30°.

Закаливающие процедуры проводились систематически изо дня в день.

Настоящая работа имела задачу не только проверить полный комплекс закаливающих процедур, но и отыскать эффективные методики определения закаленности. Для этой цели были использованы следующие методики:

1. Определение сдвигов в теплоощущении детей и кожных температурах.

2. Определение изменения сосудистой реакции при закаливании.

3. Определение симметричности аксиллярных температур при закаливании.

Для определения влияния на организм изменяющегося микроклимата после установления температуры в помещении детей вводили в комнатой рассаживали на одинаковом расстоянии от стен и источников тепла, т. е., как правило, посередине комнаты. Затем на уровне груди сидящих детей вторично исследовали температуру воздуха, после чего детей раздевали до пояса и оголяли левую ногу. С помощью термопары у них измеряли температуру кожи груди по левой сосковой линии на 2 см выше соска и температуру подошвенной поверхности ногтевой фаланги большого пальца левой ноги.

Хорошее тепловое состояние ребенка определялось наличием нормальной окраски кожи и слизистых губ, свободной позы и хорошего теп-лоощущения. Ухудшение теплового состояния различалось по степеням. I степень характеризовалась побледнением лица, скованностью осанки и ухудшением теплоощущения, II степень — неприятным теплоощущени-ем, посинением губ, появлением «гусиной кожи» и иногда икоты.

В том случае, когда наблюдался выход ребенка из хорошего теплового состояния, отмечалось время, вновь измерялась температура кожи руди, кожи большого пальца ноги, и ребенку предлагалось одеться.

Мы считали, что температура воздуха, при которой ребенок в течение 30 минут сохранял хорошее теплоощущение, является показателем уравновешенного состояния теплообмена на данное время.

Первоначальные исследования проводили при температуре воздуха в помещении, равной 20—23°, окончательные исследования проводились при температуре 15—16°. Движение воздуха в помещениях при всех исследованиях не превышало 0,1 м/сек и относительная влажность находилась в пределах 40—60%.

/ группа //группа ///группа

Ш I П\2

Время восстановления температуры охлажденного участка кожи ребенка по

группам в детском саду № 10 (Крюково).

/ — начало исследования; 2 — конец исследования

Для исследования изменений вазомоторной реакции при закаливании мы пользовались реакцией Кестнера в модификации Маршака, заключающейся в определении времени восстановления первоначальной температуры охлажденного участка кожи. Температура воздуха в помещении всегда равнялась 18—20°. Все исследования проводили в групповой комнате. Несколько детей (5—6 человек) раздевались до пояса и спокойно сидели на стульях в течение 20—25 минут для адаптации к данным микроклиматическим условиям. Затем термопарой измеряли температуру участка кожи по левой сосковой линии на 2 см выше соска. После этого к участку кожи с измеренной температурой на 3 секунды прикладывали без нажима холодовый раздражитель. Как только раздражитель отнимали от кожи, с помощью той же термопары следили за восстановлением первоначальной температуры. Время восстановления температуры отмечали с помощью секундомеров (см. рисунок).

В детских садах Фрунзенского района Москвы нами была обследована температура правой и левой аксиллярных впадин у 474 детей 5—6 лет. Было установлено, что до 74% детей 5—6 лет имеют асимметрию температур в подмышечной впадине, в основном от 0,1° до 0,5°, что

3*

35

согласуется с данными И. С. Вайнберга (из клиники С. Н. Давиденко-ва). Асимметрия выше 0,5° встречается в единичных случаях.

Измерение аксиллярных температур производилось термопарой. Ребенок раздевался до пояса, затем зажимал в подмышечной впадине «рабочий» конец термопары и держал его до установления стрелки гальванометра. Таким же образом производилось измерение температуры второй подмышечной впадины.

Исследования всех реакций производились в летних условиях 2 раза в месяц, в осенне-зимний сезон — раз в месяц.

Настоящей работой было установлено, что по мере закаливания теп ловое самочувствие детей сохраняется хорошим при снижении температуры воздуха до 15°, уменьшается падение кожных температур, сокращается время восстановления температуры охлажденного участка кожи, а также выравнивается наблюдавшаяся до того асимметрия аксиллярных температур. Средние величины этих сдвигов у детей всех детских садов представлены в таблице.

Одноименное направление сдвигов всех этих показателей убеждае! в закономерности изменений, происходящих под влиянием закаливания. Наиболее показательными являются результаты, полученные в детском саду № 61, где закаливающие процедуры проводились систематически п течение 2 лет. Тепловое самочувствие этих детей при температуре воздуха, равной 15°, в течение 30 минут оставалось хорошим, причем они дали наименьшее падение кожных температур при данной температуре воздуха (в среднем температура груди упала на 0,8°, ноги — на 1,4°). Время восстановления первоначальной температуры охлажденного участка кожи у этих же детей также было наименьшим (в среднем 1 минута 32 секунды). Следовательно, реакция вазомоторов у этих детей была наиболее активной. К тому же дети этой группы дали наименьшее количество асимметрии температур в подмышечной впадине, причем имеющаяся асимметрия не превышала 0,3°.

Дети сада № 10, закаливавшиеся в течение 9 месяцев, дали сдвиги в реакциях организма, приближающиеся к показателям, полученным в детском саду № 61, но не достигшие их.

Дети садов № 2 и «Искорка», закаливавшиеся в течение 3 месяцев, дали достаточно заметные, но менее значительные сдвиги. Интересно отметить, что полученные сдвиги в этих двух детских садах были в среднем одинаковы.

В то же время дети контрольной группы, которым закаливание совершенно не проводили, и незакаливавшиеся дети во всех детских садах не давали подобных изменений в зимних условиях. В летних условиях хорошее тепловое самочувствие, уменьшение падения кожных температур, более живая реакция вазомоторов и выравнивание термоасимметрии наблюдались у всех детей. Но у закаливавшихся детей все реакции далн большие сдвиги, у детей, ограничено закаливавшихся, эти сдвиги менее выражены, а у незакаливавшихся они выражены еще меньше. Все это убеждает в том, что для большей эффективности закаливания необходимо применение для практически здоровых детей полного комплекса закаливающих процедур.

Не менее важным принципом закаливания является систематичность его проведения. Так, в наших наблюдениях даже сравнительно небольшой перерыв в закаливании (1 месяц в детском саду № 10), наблюдавшийся нами в осенний период, дал значительное затухание всех реакций.

Выводы

1. Систематическое проведение комплекса закаливающих процедур приводит к установлению иного теплоощущения у наблюдаемых детей -снижению температуры, при которой самочувствие детей оставалось

¿е

£ я

я •х.

' 1 ■о о

у:

3!

СГ

Я«

_

N3 (чЗ (О (О N3 УЗ

со - О -

ОО СЛ о сл

1 О

1 (С с

1 4*. со

1 о> кз со

_ ю

1

1 «5 00

о

СО " со со

1 со

о

со со со

т: 2 Я 2 Я 2

•С в •< я •< я

= я я я я

1а 5а •< 1а •<

Е н Н Ы Н

1 о; СГ СГ

1 8 —1 N3

О о

о

го ю Ю

сл -4 СЛ

00 - 1

__

СП 4- от — сл сл СЛ СП

(О «о — о ОТ — 4».

о о о о о

N3

■Ь» О СП СО

[ ю м ьз

1 - -

О КЗ _

ОО ,_ оо 4-

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ю м

N3 <32 ОТ

о о

, СО ьз ьз

Ж X я я

•< 2 ■< 2 ■< 2 ■С 2

н = я я Я —

ь, я ь я ч я 1а Я

•< ■с

ч ч ч

ш 0* £ г

со

оо — о

о о о «

' Л ?

сл м 4».

00 ОТ О- СО

сл 4Ь 00

О 2 О 5а а:

о

л н о

температура воз-Духа

хорошим

ухудшенным

4*

со

груди

я я

<133

Л о •а V о Л

СО

ж 2 -< я

й = 1а <<

ч сг

о

СП 4*-

О) <35

Л. оо

_I

X 5

5 *

Е ч ю

4*.

со

а тэ 8|*

118 о'З я

■а 2 •< Е в

-С Е

в о О

£ 63 2 * 3

снммерия температуры (в процентах)

О ь

о о В

температура воздуха

хорошим

ухудшенным

2 5 ° ж

о П

в а

п

груди

X 3 Е 0>

Л

! Я 1

Д о чэ У

СО Ж

оНЙ

X » 2

ё|1§ п )э Я о н ге О

сл —1

"со

1 симметрия температуры (в про-. центах)

хорошим. При этом падение кожных температур уменьшалось. Эти явления можно расценивать как проявление приспособляемости терморегуля ционного аппарата.

2. Закаливающие процедуры приводят к более активной реакции вазомоторов, выявленной в наблюдениях с местным охлаждением кожи, что также свидетельствует о более совершенном механизме терморегуляции.

3. Уменьшение асимметрии температур кожи, свидетельствующее также о более совершенной терморегуляции, явилось следствием систематического проведения закаливающих процедур.

4. В связи с выявленным в наблюдении благоприятным влиянием на организм ребенка полного комплекса закаливающих процедур он может быть рекомендован для широкого применения в практике детских садов.

5. Изучение теплоощущения детей, падения их кожных температур, исследование вазомоторных реакций и асимметрий аксиллярных температур могут быть использованы в качестве методик определения закаленности организма.

ЛИТЕРАТУРА

Вайнберг И. С., Арх::з биол. наук, 1935, т. 40, в. 2, стр. 215—227. — Г о р и-невский В. В., Ремонт и закаливание организма, М., 1925. — Койранский Б. В.. Простуда и борьба с ней, Л., 1954. — Л е в и - Г о р и н е в с к а я Е. В., Основные средства закаливания детей, Дошкольное воспитание, 1943, № 3; Закаливание детей дошкольного возраста, М., 1949. —М а р ш а к М. Е., Теор. и практ. физ. культ., 1946, т. 9. № 10, стр. 482—493.— Он же, Физиол. журн., 1948, т. 28, в. 2—3, стр. 223—230,— С л он им А. Д., в кн.: Сб. тр. Ленингр. науч.-иссл. ин-та физ. культ., М.—Л., 1950. т. 5, стр. 84—94. — Он же, Животная теплота и ее регуляция в организме млекопи тающих, М.—Л., 1952. — Сперанский Г. Н., Закаливание детского организма, М.. 1934.

Поступила 29/X 1955 г.

THE HARDENING OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN KINDERGARTENS

L. P. Kondakova, candidate of medical sciences

The regular performance of the hardening procedures lowers the level of tempera ture at which the children feel comfortable. At the same time the fall of the skin tern perature decreased. These phenomena may be assessed as signs of adaptation of the thermoregulatory apparatus. The hardening procedures make the vasomotors respond more promptly during the cooling of skin and decrease the asymmetry of skin temperatures, which proves as well that the thermoregulation has improved owing to the systematic performance of the hardening procedures. A study of the children's thermesthesia, the fall of their skin temperature, their vasomotor reactions and asymmetry of temperature may be used for determination of the degree of hardening of the organism.

•fr ~ir "tr

АНДРЕЙ БАХЕРАХТ (К 150-летию со дня смерти)

Б. Д. Петров

Выдающийся русский врач Андрей Гаврилович Бахерахт (1724—1806) с полным правом может быть назван борцом за народное здоровье. Во всех областях современной ему медицины и здравоохранения Бахерахт оказал заметное влияние. Десятки книг его, нередко выходившие 3—4—5 изданиями, были посвящены борьбе с народными бедствиями того времени — оспой, сифилисом, алкоголизмом, цингой, падежом скота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.