Научная статья на тему 'ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХОЛОДНЫМИ ВОДНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ'

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХОЛОДНЫМИ ВОДНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
202
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХОЛОДНЫМИ ВОДНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

0,5 мг/мл цинка. Растворы для построения градуировочного графика готовят с содержанием 1—3—10 мг/мл цинка и 20 мг/мл сернокислого кадмия.

Щель спектрографа освещают сфероцилиндрическим конденсором, расположенным на расстоянии 20 см от щели спектрографа. В фульгура-тор наливали 2 мл жидкости, что достаточно для трех определений.

Выводы

1. Установлены оптимальные условия для определения свинца, таллия и цинка спектрографическим методом.

2. Чувствительность метода определения указанных элементов при применении в качестве источника возбуждения спектра угольной дуги, питаемой переменным или постоянным током, составляет для свинца 0,01 мг в газовом облаке дуги или 0,03 мг в пробе, для таллия—0,003 мг в облаке дуги или 0,01 мг в пробе, для цинка — 0,01 мг в облаке дуги или 0,03 мг в пробе.

3. Чувствительность метода определения указанных металлов при возбуждении их спектра конденсированной искрой значительно ниже, чем в дуге.

4. Выявлено, что спектрографический метод определения свинца не имеет преимущества перед химическим методом (по измерению степени мутлости раствора хромата свинца) как в смысле чувствительности, так и в смысле специфичности. Спектрографическому методу определения свинца мешают олово, медь и цинк.

5. Спектрографический метод определения цинка представляет интерес, так как позволяет определять цинк в присутствии меди, что при химическом методе является затруднительным. Однако чувствительность спектрографического метода уступает химическому.

6. Разработан спектрографический метод для определения таллия в воздухе, позволяющий определять 0,01 мг таллия в пламени дуги.

ЛИТЕ РАТУРА

Алексеева М. В. и Белозерская В. И., Гиг. и сан., 1953, № 6, стр. 48—49. — Зильберштейн X. И, Зав. лаборатория, 1953, т. XIX, стр. 443— 447. — Русанов А. К. и Алексеева В. М. там же, 1938, № 8—9, С1р. 963—967. — Русанов А. К. и Бодунков Б. И., там же, 1938, № 5, стр. 573—579.

Поступила 22/Х1 1954 г.

-й- -й- -й-

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХОЛОДНЫМИ ВОДНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Кандидат медицинских наук О. Т. Тарасова

Из кафедры школьной гигиены Московского педагогического института имени В. И. Ленина

Закаливание, согласно современным представлениям, следует рассматривать как совершенствование процессов адаптации, с образованием новых временных связей, повышающих устойчивость организма против неблагоприятных воздействий на него внешней среды.

Целью настоящей работы являлось выявить реакцию организма ребенка дошкольного возраста на один из факторов внешней среды — на

термический раздражитель — холодные водные процедуры с учетом типологических особенностей нервной системы.

В доступной нам литературе мы не встретили указаний, учитывающих типологические особенности высшей нервной деятельности в процессе закаливания. Этот вопрос, несомненно, представляет большой теоретический и практический интерес, так как на основании учения И. П. Павлова ответные реакции после охлаждения различны в зависимости от функционального состояния нервной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач: а) разработать методику проведения закаливающей процедуры; б) проследить за некоторыми изменениями в реакциях на холодовой раздражитель; в) установить некоторые объективные показатели закаленности детского организма в отношении Холодовых раздражителей; г) сопоставить намеченные показатели у наблюдаемых детей с показателями у детей контрольной группы.

Для решения этих задач мы в 3 детских садах Москвы взяли под наблюдение 110 детей в возрасте 6—7 лет, на которых изучали действие холодной водной процедуры, и 60 детей, которые находились в совершенно одинаковых условиях с наблюдаемыми, но не подвергались действию процедур (контрольная группа).

Для выявления наилучших условий проведения процедуры время проведения и сила раздражителя не во всех трех садах были одинаковы. Для выявления же эффективности процедур в каждом детском саду брались и наблюдаемая и контрольная группы.

В ходе наблюдения обмывание по пояс холодной водой всегда проводилось в помещении (умывальная комната или зал) при температуре воздуха 17—18° и относительной влажности воздуха 48—52%. Продолжительность обмывания — 40 секунд, вытирания — 20 секунд. 56 детей проводили процедуру в утренние часы, час спустя после прихода из дома, 54 ребенка — днем, пссле дневного сна. 80 детей обмывались по пояс водой постоянной температуры и 30 детей — водой переменной температуры.

В целях учета характера ответных реакций на холодовой раздражитель в зависимости от типологических особенностей ребенка мы произвели ориентировочное подразделение всех детей как основных (наблюдаемых), так и контрольных групп на типы Еысшей нервной деятельности. При делении по типам нервной деятельности мы руководствовались учением И. П. Павлова и его учеников Н. И. Красногорского и А. Г. Ива-пова-Смоленского и проводили подразделение на основании данных повседневного наблюдения за поведением детей во время их игр, занятий, прогулок, при приеме пищи, дневном сне, в их отношениях к товарищам и взрослым, а также на основании бесед с родителями и педагогами.

Перед началом наблюдения все дети были подвергнуты тщательному медицинскому обследованию.

В качестве показателей реакции организма на закаливающие процедуры мы приняли изменения температуры открытых (тыл, кисти, лоб) и закрытого (грудь) участков кожи и быстроту восстановления исходной температуры после холодовой пробы. Показателями действия водных процедур служили также изменения в частоте пульса и высоте кровяного давления, изменения характера дермографизма, состава крови, показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки), снижение частоты простудных заболеваний и характер течения катарров верхних дыхательных путей.

Температуру кожи определяли с помощью термопары типа ЭТО-4 перед процедурой, непосредственно после нее и повторно через 15 минут, 1 час и т. д. В холодовой 10-се«ундной пробе температуру кожи груди определяли с помощью аппарата Мищука до охлаждения, после него, одновременно отмечали время восстановления исходной температуры.

Процедуру начали проводить с воды температурой 33°, постепенно снижая ее до 14°. На этой температуре мы остановились, так как при ней отмечались меньшие отклонения, чем при применении воды с температурой 13—12°

В одном детском саду, где дети, по инициативе сотрудников детского сада, во главе с заведующим и врачом проводили обмывание по пояс водой переменной температуры из-под крана, мы решили проследить за функциональными изменениями у этих'детей для того, чтобы дать им соответствующую оценку и основанные на них практические указания.

Исследованиями было отмечено, что повторяемые ежедневно в течение длительного времени обмывания по пояс водой постоянной температуры (14°) у детей, относящихся к типу сильных уравновешенных подвижных, дали выравнивание температуры открытого и закрытого участков. У этих же детей через З'/г' месяца удалось получить условнорефлек-торную реакцию стойкого характера на холодовой раздражитель. Холо-довая проба в конце наблюдаемого периода давала меньшее понижение температуры кожи груди (20—23,5°) и более быстрое восстановление исходной температуры, чем в начале проведения водных процедур (16 минут 30 секунд — 11 минут 30 секунд). Со стороны пульса и кровяного давления в конце наблюдений особых изменений не отмечалось. Содержание гемоглобина увеличилось на 7—8%.

Реакции на холодовой раздражитель, сходные с указанными, наблюдались у детей сильного уравновешенного инертного типа. Интересные данные отмечены у детей сильного уравновешенного подвижного типа при обмываниях по пояс водой переменной температуры. Температура кожи лба и груди прогрессивно понижалась соответственно снижению температуры воды из крана. Это снижение было выражено меньше, чем у детей, относящихся к другим типам. При сохранении температуры воды в течение нескольких недель на одном уровне удавалось отметить условнорефлекторную реакцию на холодовой раздражитель. Естественное повышение температуры воды (связанное с изменением внешней температуры, погоды) после процедуры вызывало значительно меньшее понижение температуры открытого и закрытого участков. Холодовая проба на фоне ежедневного воздействия термического раздражителя переменной силы у детей этой группы показала меньшее на 1,5° понижение температуры кожи груди и более быстрое восстановление ее (на 1 минуту 30 секунд) по сравнению с данными, полученными у детей той же типологической группы с применением раздражителя постоянной силы. Так, температура кожи груди на фоне обмываний водой переменной температуры в конце наблюдений была 24, Г, время восстановления — 10 минут.

У детей, относящихся к сильному неуравновешенному типу (возбудимых), применение воды постоянной и переменной температуры для обмывания по пояс показало следующее: температура кожи открытого и закрытого участков в конце периода наблюдения приближалась к соответствующим показателям у детей сильного уравновешенного типа. После 10-секундиой холодовой пробы температура кожи груди давала меньшие отклонения от исходной по сравнению с первоначальными показателями, ускорилось восстановление исходной. Так, на фоне ежедневных воздействий раздражителя постоянной силы в конце наблюдения время восстановления было 14 минут 45 секунд, при переменной силе раздражителя оно равно 13 минутам. У большинства детей этой же группы, страдавших энурезом (15 человек), з конце наблюдаемого периода отмечалось его исчезновение.

Дети слабого типа давали наибольшие отклонения температуры на всех участках кожи и самое медленное выравнивание отклонений кожной температуры на открытом и закрытом участках. Время восстановления исходной температуры после холодовой пробы было в этой группе самым продолжительным. Условнсрефлекторная реакция образовалась лишь в

конце наблюдений, была слабо выраженной, носила весьма нестойкий характер.

У детей контрольных групп отмечалось после холодовой пробы нерезко нарастающее увеличение отклонений температуры кожи груди и продолжительности периода восстановления. Частота пульса, высота кровяного давления у них не изменились.

К отдаленным результатам действия холодового раздражителя мы отнесли в своей работе изменения в физическом развитии (у наблюдаемых детей отмечались большие прибавки роста и веса, чем у детей контрольных групп) и в уровне заболеваемости катаррами верхних дыхательных путей среди детей, принимавших процедуры. У детей этих групп заболеваний было меньше, чем в контрольных, течение болезни было более коротким, не сопровождалось осложнениями. У большинства детей, ежедневно подвергавшихся обмыванию по пояс, почти как правило, не наблюдалось простудных заболеваний.

В процессе наблюдения нам удалось отметить, что большинство детей сильного неуравновешенного типа в конце наблюдения стали более уравновешенными, сдержанными в своем поведении как в детском саду, так и дома (это отмечали родители и педагоги), изменилось их отношение к товарищам, улучшились сон и аппетит. В коллективных играх и занятиях эти дети стали более выдержанными, спокойными. Большинство детей этой группы довольно быстро адаптировались к данному термическому раздражителю и давали такие же ответные реакции, как и дети сильного уравновешенного типа. Дети слабого типа к концу наблюдения давали после процедуры меньшие отклонения по всем изучаемым показателям, чем в начале периода наблюдения.

Отмеченные нами сдвиги кожной температуры, ее выравнивание на открытом и закрытом участках являются результатом стойкой адаптации к холодовому раздражителю, происшедшей под влиянием образования Еременных условных связей. Постепенное уменьшение отклонения температуры кожи от исходной, а также более скорое восстановление последней свидетельствуют о совершенствовании процесса уравновешивания между организмом и внешней средой. Условнорефлекторная реакция, которую мы наблюдали в обычных условиях, но без воздействия холодового раздражителя, у ряда детей, в течение длительного времени подвергавшихся проводимой нами процедуре, свидетельствует об участии коры головного мозга в процессе закаливания.

Отмечено положительное влияние проводимой процедуры на кровообращение (пульс, кровяное давление, сосудодвигательные реакций), состав крови, физическое развитие (показатели роста и веса, окружности грудной клетки), заболеваемость катаррами верхних дыхательных путей. Короткое течение заболеваний, отсутствие осложнений говорят о том, что закаливающий эффект холодных водных процедур обусловлен действием раздражителя на реакции организма, изменяющие функциональное состояние организма в целом.

Многократные длительные, постоянно проводимые водные процедуры оказали благотворное действие на легко податливую пластическую функцию нервной системы детей, привели к функциональной перестройке организма. в целом.

Выводы

1. Ответная реакция на процедуру зависит не только от силы раздражителя (температуры воды) и продолжительности его действия, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка. По мере систематического проведения холодных водных процедур отклонения температуры кожи после процедуры уменьшаются, а -разница в отклонениях на открытом и закрытом участках кожи выравнивается.

за

2. Изучение функциональных изменений, возникающих в организме

детей при воздействии термического (холодового) раздражителя, выя- У

вило зависимость реакции детей от типа их высшей нервной деятельности:

а) дети, относимые нами к сильному уравновешенному типу, проявили большие адаптационные способности, условнорефлекторная реакция «а холодовой раздражитель у них возникала раньше и была более стойкой по сравнению с детьми сильного неуравновешенного (возбудимого) типа;

б )у детей сильного неуравновешенного (возбудимого) типа в начале применения водных процедур отмечалась повышенная реактивность, выражавшаяся в больших колебаниях кожной температуры и других изучаемых нами показателей. В конце наших наблюдений у большинства детей этой группы имело место совершенствование процессов адаптации, приближающее их по реакциям к детям сильного уравновешенного типа;

в) у детей слабого типа на протяжении всего наблюдаемого периода отмечались значительные отклонения кожной температуры в ответ на О

действие холодового раздражителя, свидетельствующие о меньшей способности их организма к совершенствованию процесса адаптации, в связи с функциональным состоянием их высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная реакция на действие холодового раздражителя у этих детей вырабатывалась с большим опозданием и была слабо выраженной, весьма нестойкой.

3. В результате ежедневного применения водных процедур отмечалось повышение сопротивляемости организма детей к неблагоприятным воздействиям внешней среды: число простудных заболеваний среди них значительно снизилось, а при заболевании отмечалось более легкое и короткое течение его без осложнений.

4. Данные наших наблюдений позволяют рекомендовать применение водных процедур у детей дошкольного возраста в любое время года и в любых условиях с учетом типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Быков К. М. и Слон им А. Д., в кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций в естественных условиях существования организмов, стр. 5—18, М.—Л. 1949. — Гориневский В. В.. О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, т. 2, СПБ, 1900.— Кой р а некий Б. Б., Coei врачеб. журн., 4936, № 16, стр. 1239—1253. — Ламовский М. П., Полные сведения о <

пользование холодной водой, ч. 2, СПБ, 1841, стр. 84.—Опыт изучения периодических изменений физиологических функций в организме. Под ред. К. М. Быкова, М., 1949. — Пшо ник А. Т. и Рогов А. А.. Физиол. журнал СССР, 1936, т. 20, в. 5, стр. 777—790. — С л о н и м А. Д., в кн.: Сборник трудов Ленингр. науч.-исслед. ин-та физкультуры, т. 5, стр. 84—95, М.—Л., 1950.

Поступила 2I/VII 1955 г.

<

■¿Г -Й- TÜT

П. М. ИВАНОВСКИЙ (1885—1953)

Доцент М. Д. Большакова

Из кафедры школьной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского

института имени Сеченова

П. М. Ивановский — крупный деятель в области школьной гигиены; ближайший сотрудник А. В. Молькова. Гигиенист большой эрудиции, инициативный научный работник, талантливый педагог и лектор, обая-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.