Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ'

РОЛЬ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ / TEMPERING PROCEDURES / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова Анна Александровна, Колесникова Жанна Михайловна

В статье рассматривается вопрос закаливания детей дошкольного возраста. Обозначаются методы и формы закаливания дошкольников, приведены нормы закаливания. Кратко описывается система закаливания детей группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации, подводятся выводы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова Анна Александровна, Колесникова Жанна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE TEMPERING ACTIONS IN STRENGTHENING OF CHILDREN’S HEALTH

The question of tempering preschool children is considered in the article. The author refers to methods and forms of a hardening of preschool children, gives norms of a hardening. the author briefly describes the system of a hardening of children at a group of short-term stay in the preschool educational organization. The author summarizes the conclusions of the work.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

www.sibac.info

4. Каниси Масаясу. Японские животные и японская культура. Стрекозьи острова // НИППОНИЯ № 29 15 июня 2004 г [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://web-japan.org/nipponia/ nipponia29/ru/animal/animal01.html (дата обращения 26.11.15).

5. Кристева Ю. Бахтин: Слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - М.: Прогресс, 2000. - 523 с.

6. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003. - 840 с.

7. Москвин В.П. Цитирование, аппликация, парафраз: К разграничению понятий // Филологические науки. - 2002. - № 1. - С. 63-70.

8. Новожилова К.Р. Стилистика повествовательного текста. Теоретические и исторические основы: Учебное пособие. - СПб., 2007. - 100 с.

9. Три колесницы [Электронный ресурс] // Проект «Основы буддизма в школе»: сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://school.buddhism.ru/projekt/projekt.html (дата обращения 25.11.15).

10. Тухарели М.Д. Аллюзия в системе художественного произведения: дис. ... канд. филол. наук. - Тбилиси, 1984. - 167 с.

11. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. Изд. 3-е, стереотипное. - М., 2007. - 280 с.

12. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Автор-составитель Вадим Серов [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/12/8.htm (дата обращения 25.11.15).

РОЛЬ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Ильясова Анна Александровна

старший преподаватель Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск E-mail: ilyasanna@gmail. com

Колесникова Жанна Михайловна

студент

Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск E-mail: kolesnikov_19 72@mail.ru

www.sibacinfo

ROLE OF THE TEMPERING ACTIONS IN STRENGTHENING OF CHILDREN'S HEALTH

Anna Ilyasova

senior teacher of Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Zhanna Kolesnikova

student of Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос закаливания детей дошкольного возраста. Обозначаются методы и формы закаливания дошкольников, приведены нормы закаливания. Кратко описывается система закаливания детей группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации, подводятся выводы работы.

ABSTRACT

The question of tempering preschool children is considered in the article. The author refers to methods and forms of a hardening of preschool children, gives norms of a hardening. the author briefly describes the system of a hardening of children at a group of short-term stay in the preschool educational organization. The author summarizes the conclusions of the work.

Ключевые слова: закаливающие процедуры; здоровье; дошкольник.

Keywords: the tempering procedures; health; the preschool child.

Известно, что закаливание является отличным и доступным средством для укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Закаливание способствует тому, что организм ребенок легко адаптируется к положительным и отрицательным температурам, ослабляет отрицательные реакции организма на погодные изменения, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создавая надежный щит от простудных заболеваний.

Закаливание - это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной подготовки, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе с соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, активные занятия физкультурой.

www.sibac.info

Все закаливающие процедуры принято разделять на:

1. общие (правильный режим дня, рациональное питание, занятия физической культурой);

2. специальные (закаливание воздухом - воздушные ванны, закаливание солнцем - солнечные ванны, закаливание водой - водные процедуры.

К сожалению, в настоящее время все чаще дети проводят больше времени за компьютером и телевидением, эта тенденция постоянно растет. Актуальность данной проблемы определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в физическом развитии, ослабленное здоровье. Закаливание является одним из результативных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Усвоение системы закаливающих мероприятий является одной из задач в укреплении здоровья дошкольников.

Приступая к закаливанию, следует соблюдать ряд принципов:

1. Регулярное применение закаливающих процедур.

2. Постепенно повышение силы раздражающего воздействия.

3. Последовательно проводить закаливающие процедуры.

4. Учитывать личные особенности человека и состояния его здоровья.

5. Комплексность влияния природных факторов.

Эффект от влияния закаливающих процедур существенно увеличится, если совмещать их с выполнением физических упражнений. При этом важно, чтобы размер нагрузок на организм был также разный.

Важнейшими специальными средствами закаливания служат самые натуральные факторы, которые нужны для жизни и здоровья: вода, воздух и солнце.

Закаливающим средством является прохладный и холодный воздух, необходимо применять его в непогоду, в морозные дни. Если законом физического воспитания является каждодневное пребывание в течение 3-4 часов на открытом воздухе, то в интересах здоровья человека это правило не должно нарушаться в любое время года. При правильном оснащении детской площадки и умелой организации подвижных игр дети могут даже в морозные зимние дни проводить довольно длительное время на улице, укрепляя и закаливая свои силы.

Зимняя прогулка составляет 1,5-2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть - спокойная деятельность детей в течение 15-20 минут, далее - подвижные игры 25-30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце прогулки дети играют 20-25 минут спокойно.

Воздушные ванны являются - это наиболее доступный метод закаливания. Воздушные ванны показаны детям уже раннего возраста. Зимой ежедневно (или через день) до завтрака или после дневного сна дети сначала в легком белье, а затем только в нижнем белье принимают воздушную ванну в сухой, теплой и заранее хорошо проветренной комнате. Первые сеансы должны осваиваться при комнатной температуре 20-18 °С, постепенно температура снижается до 15-12 °С. Длительность ванны должна повышаться от 1-3 минут до 15 минут. Во время приема воздушной ванны с детьми организуются подвижные игры.

В теплое время дети принимают воздушные ванны в тени (в саду, в лесу, на детской площадке). Продолжительность приема воздушной ванны от 15 минут до 1 часа. Постоянное применение воздушных ванн является лучшим профилактическим средством от простудных заболевании.

Применение воды как закаляющего средства должно быть более осторожным, чем использование воздуха. Применение воды для закаливания предполагает большее разнообразие способов применения и правильности дозировки (температуры, длительности, силы давления).

Закаливание водой заключается в ежедневном и регулярном приучении к все более прохладной воде. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка умываться прохладной водой, постепенно обмывать те части тела, которые обычно закрыты.

Одним из полезных и доступных средств закаливания ребенка в семье является обтирание. Оно совершается так: широкое полотенце намачивается, выжимается; вытираются последовательно грудь, спина, верхние и нижние конечности в течение 3-5 минут, пока не станет красной кожа. Очень хорошо, если ребенок сам научится себе делать обтирание доступных ему частей тела. Температура воды для обтирания достигает сначала 30°С, потом понемногу понижается до 22 °С. Положительный результат обтираний зависит не только от воздействия воды, но и от массажа кожи.

Следующая водная форма закаливания - это ванны, которые следует начинать принимать с температуры 34 °С, постепенно доводя до 30-29 °С с последующими обливаниями на 2° ниже.

Душ - еще одна водная форма закаливания, который является и приятным гигиеническим средством. Удобство его содержится в том, что сила раздражения может быть дозирована путем регулирования температуры и давления. Вода для душа первоначально должна быть 32-33 °С, а потом снижается до 28-26 °С.

www.sibac.info

Купанье полезно и приятно как для детей, так и для взрослых.

Из всех закаливающих факторов, воздействующих на организм человека, самый существенный - солнце. Солнце, действуя прямо на кожу, вызывает прилив крови к ней и тем улучшает питание и увеличивает ее дыхательные функции. Благодаря солнечному свету в организме ребенка повышается уровень красных кровяных тел, наращивается мускулатура, улучшается сон.

Дозировка разнообразных процедур в целях закаливания раннего и дошкольного возраста приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Дозировка закаливающих процедур детей раннего и дошкольного

возраста

Категории нормы Ранний возраст Дошкольный возраст

Температура помещения 20-18°С 20-16 °С

Умывание (утренние и вечерние) шеи, плеч, груди. Температуру комнатной воды доводят 18-17°С 15 °С

Прогулка по тихой погоде зимой -20 °С -25 °С

Водные процедуры, обтирания 33-25 °С 30-22 °С

Обливания и душ 35-25 °С 33-26 °С

Купание 20-18°С 22-20 °С

Максимальная продолжительность 3 мин 8 мин

Солнечные ванны (максимальная продолжительность) 10-15 мин 30-35 мин

Таким образом, укрепление здоровья детей является первостепенной задачей не только родителей детей, но и воспитателей детского сада.

На базе МКОУ «Хомутинская ООШ» с. Хомутино Алтайского края закаливание детей реализуется посредством соблюдения следующей системы:

1. Соблюдение режима дня.

2. Правильное питание.

3. Проветривание помещений.

4. Утренняя гимнастика в проветренном помещении.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Гимнастика по профилактике плоскостопия.

7. Физкультурные занятия.

Каждый комплекс утренней гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают изучить технику выполнения некоторых процедур.

В группе кратковременного пребывания функционирует общий план оздоровительных мероприятий, результатами которого стало:

1. Сокращение числа детей, болеющих различными простудными заболеваниями.

2. Дыхательная гимнастика, витаминизация третьих блюд является эффективным средством при профилактики заболеваемости.

3. Правильно организованный двигательный режим детей дает возможность более продуктивно использовать свободное время.

4. Оздоровление при помощи ароматерапии действует благотворно на иммунную систему организма.

В заключении нужно еще раз подчеркнуть, что закаливание рассматривается в системе физического воспитания. Однако закаливание не может вестись только физическими методами, поскольку истинное закаливание возможно только в здоровой, правильно созданной психической атмосфере, в которой нет постоянной настороженности, нерешительности, в атмосфере, проникнутой твердостью, спокойствием и мужеством.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОТРАБОТКЕ ПРОПУСКОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Колчанов Андрей Викторович

учитель математики МБОУ СОШ №89 МО город Краснодар РФ, Краснодарский край, г. Краснодар E-mail: kolchanov. andrei2009@yandex. ru

Тамаркова Кристина Александровна

студент факультета математики и компьютерных наук ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», РФ, Краснодарский край, г. Краснодар E-mail: cris. tamarkova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.