Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУТОЧНОМ РИТМЕ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ '

К ВОПРОСУ О СУТОЧНОМ РИТМЕ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1065
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIURNAL RESPIRATION RATE RHYTHM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

Investigations were carried out over 425 healthy children of both sexes and of 15 age groups starting from birth to the age of 18. The finding was that judging by peculiar changes in the respiration rate during the night sleep the investigated could be classified into three age groups: new-borne and children up to one year; those aged one to two and three years; all the elder ones. Children are born with a diurnal respiration rate rhythm tending to approach that of adults; this tendency becomes quite apparent by the 4th day of the infant’s life. However, a complete stabilization of the diurnal respiration rate rhythm is noted to occur by the age of three.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУТОЧНОМ РИТМЕ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ »

SANITARY-CHEMICAL INVESTIGATION OF ARTICLES MADE OF TWO AND THREE COMPONENT BLOWSTRONG POLYSTEROLS OF DIFFERENT PRODUCTION

METHODS

L. I. Petrova, Z. G. Guricheva, S. L. Danishevsky

A sanitary-chemical investigation of polysterol products (granules, moulded blocks, vacuum-formed cups, extrusion sheets) made of nonvacuum and vacuum stuff of various trade marks, was undertaken. The finding was that the vacuum products, made of any mark of polysterol, at room temperature practically emitted no chemical substances into the food stuffs. From the hygienic point of view the best products were those made of three component polysterol of CHK-2 trade mark produced from vacuum and nonvacuum material.

УДК 612. 216-053. 2*52»

К ВОПРОСУ О СУТОЧНОМ РИТМЕ ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

А. А. Бирюкович

Институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук, Москва

Мы не встретили литературных данных о характере изменений частоты дыхания по часам суток в процессе возрастного развития детей, а также о моменте возникновения у них суточных колебаний частоты дыхания, свойственных взрослым. Между тем знание суточных ритмов различных вегетативных функций, в том числе и дыхания, помимо теоретического интереса, имеет и практическую ценность, так как способствует разработке оптимальных режимов сна и бодрствования, режима питания и двигательной деятельности. Нарушение суточных колебаний физиологических процессов может явиться одним из первых признаков различных патологических состояний.

Исследовано 425 здоровых детей обоего пола 15 возрастных групп — от рождения до 18 лет. Запись дыхания проводили у детей до 14 лет каждый час дневного и ночного сна, в 16 и 18 лет — только во время ночного сна и с года до 18 лет*— во время спокойного бодрствования перед засыпанием. Для определения характера изменений частоты дыхания у новорожденных по дням его жизни у них записывали каждый час (за исключением периода от 4 до 6 часов утра) в течение первых 8 суток. У детей младшего возраста при записи использовали термистор, старшего — термистор и ниппельную резинку.

Индивидуальный анализ записей у новорожденных в течение всего нео-натального периода показал, что наиболее редкий ритм дыхания отмечался с часу до 4 часов ночи. Это нашло отражение и в средних данных, рассчитанных по 4-часовым интервалам суток (табл. 1). Из табл. 1 видно, что с 4-го дня жизни ребенка в период от часу до 4 часов ночи дыхание несколько реже, чем в другие 4-часовые периоды. Однако, по средним данным за все 8 суток, частота дыхания в дневные и ночные часы у новорожденных почти одинакова и составляет 48—49 в минуту.

Следует отметить, что направленность к более выраженному урежению ночью (от 1 до 4 часов) отмечена нами и в отношении сердечных сокращений, причем с более выраженной степенью, чем в отношении дыхания. Исходя из того, что характерной чертой суточных колебаний частоты сердечных сокращений и дыхания у взрослых является повышение ритма днем и снижение его ночью, более выраженное от часа до 4 часов ночи (Katsch и Pansdorf; Bass и Herr; Baccelli и соавт.; О. И. Марголина и Э. И. Брандт; Б. Е. Вотчал и соавт.; М. Н. Сывороткин; Ден Су-и; М. М. Каримова и соавт.; А. В. Чапек, и др.), мы заключили, что ребенок, как и в отношении сердечных сокращений, рождается с тенденцией к суточному ритму частоты дыхания, свойственному взрослому.

Таблица 1

Частота дыхания во время сна новорожденных по часам суток (средние данные на каждые

4 часа суток)

Часы

Ночь

в жизни 9—12 13— 16 17 — 20 21 — 24 1—4 5 — 8

1-я 28,6^=0,97 38,5=1:1,63 38,0—1,22 48,7—0,87 42,8—0,79 47,2— 1,80

2-я 51,2— 1,83 46,2— 1,23 43,4—2,12 48,5— 1,14 58,6=!= 1,65 68,7—2,60

3-я 67,1,69 67,7=!= 1,73 59,0—2,70 53,9—1,79 61,7=!= 1,57 53,5^=1,15

4-я 54,5—1,81 53,4=!= 1,43 60,3—2,53 53,4—1,42 51,1—1,38 55,4±2,12

5-я 53,3=!= 1,86 44,5^1,39 51,3—2,28 55,3— 1,39 41,8—1,14 47,3—2,35

6-я 48,7=!= 1,20 46,3=!=2,00 44,9—2,07 46,9=!= 1,08 43,0—0,98 51,7=!= 1,65

7-я 45,9—1,84 45,3—2,67 47,5=!= 1,62 48,5=!= 1,47 45,6=!= 1,04 46,8—1,70

8-я 49,0—2,17 45,9—2,00 41,7—2,00 43,3— 1,11 45,8=!= 1,33 41,6—3,07

за 8 су-

ток:

л 431 398 317 598 807 340

М—т 51,1—0,77 48,5^0,73 48,5^:0,90 48,9—0,56 48,5—0,56 52,1—0,86

15,94—0,54 И.бб^О.бг 16,06±0,64 13,73—0,39 15,84—0,39 15,92=0,61

У—т 31,18—1,06 30,02=!= 1,12 33,12—1,31 28,37—0,81 32,6^0,81 30,54—1,17

Примечание, п — количество исследований; М — средняя; т — ошибка средней; а — квадратическое отклонение; V — коэффициент вариации.

По характеру изменения частоты дыхания во время сна выделяют 3 возрастные группировки: новорожденные и дети до года, дети 1—2 лет и 3 лет и старше. У детей до года эти колебания более отчетливы, чем в последующих возрастных группах. Характер изменений по часам ночного сна у детей 1 года и 2 лет почти однотипен. По средним данным, в обеих возрастных группах после 23 часов отмечалось некоторое учащение дыхания, длившееся 1—2 часа. Различия состоят в том, что урежение дыхания ночью у детей 2 лет более заметно, чем у детей 1 года. Наименьшая частота дыхания, согласно средним данным, во время сна у новорожденных отмечалась в 16 часов (43,9 ± 1,36) и в 4 часа ночи (43,1 ± 1,19), у детей с первых месяцев жизни до года — в вечерние часы, перед ночным кормлением, т. е. в 22—23 часа, с года — от 2 до 4 часов, а в ряде возрастных групп — в 5 часов утра.

В каждой возрастной группе были сопоставлены наименьшая частота дыхания во время сна днем (12—16 часов) с наименьшими величинами, зарегистрированными во время вечернего и ночного сна (22—4 часа). Из табл. 2 видно, что у новорожденных дыхание во время ночного сна немного реже, чем во время дневного (различия недостоверны). У детей 1—2 месяцев различия составляли 4,5 дыхания в минуту, однако вследствие небольшой наполняемости группы (12 человек) и возросшей в связи с этим величиной ошибки средней, различия оказались недостоверными. У детей 3—4-месячного возраста дыхание во время ночного сна урежалось до достоверно меньших показателей, чем во время дневного сна (исключение составляли мальчики 8 лет).

У детей первых 4 месяцев жизни дыхание до 23 часов постепенно уре-жается, а затем, после последнего кормления, колеблется — то становится чаще, то реже. С 5—9 месяцев во все часы ночного сна дыхание по отношению к первому часу его реже. В 5—9 месяцев эти различия еще недостоверны, в 1 год достоверны только в час ночи, в 2 года достоверны в 1 час и 4 часа и в 3 года — во все часы ночного сна.

Во время бодрствования частота дыхания у детей одного года и старше была достоверно больше, чем во время ночного сна. Зарегистрированные нами сведения, относящиеся ко времени спокойного бодрствования (см. табл. 2), в основном согласуются с литературными данными по этому поводу (Н. А. Шалков; Л. Я. Крымова и соавт., и др.).

Таблица 2

Наименьшая средняя частота дыхания во время дневного и ночного сна, а также во время спокойного бодрствования (Л|2=/п)

Во время сна Во время

Возраст

человек дневного ночного (22 — бодрствова-

(12— 16 часов) 4 часа) ния

Новорожденные .... 56 43,9—1,36 43,12=1,19

1—2 месяца...... 12 40,0—2,68 35,52:2,11

3—4 » ...... 18 35,3—2,03 29,12=1,30

5—9 месяцев ..... 25 39,5—1,39 28,02=0,47

1 год......... 21 24,22=0,37 22,52=0,46 32,42:1,24

2 года ........ 17 24,6^0,56 21,22=0,57 30,22:1,16

3 » ........ 20 22,82:0,16 18,12=0,25 26,82=1,16

4 » ........ 21 20,82:0,56 17,62=0,33 26,32:1,51

6 лет......... 28 20,42:0,41 17,72=0,29 23,22=0,93

8 > М........ 16 18,32:0,72 16,52:0,97 22,42=1,00

д........ 15 19,12=0,68 16,72=0,77 21,82=0,81

10 » М........ 20 18,32:0,26 16,42:0,76 21,12:0,92

д........ 24 20,22=0,25 16,72:0,50 20,82=0,83

м........ 19 17,12=0,49 15,22=0,42 18,92:0,49

12 э Д........ 20 19,92=0,21 16,22=0,52 20,62:0,26

М........ 21 17.92=0,20 15,62=0,43 18,02:0,36

14 » Д........ 22 17.32=0,25 14,52:0,36 18,42:0,41

М........ 15 — 15,52=0,54 17,92=0,53

16 » Д........ 17 — 15,52=0,65 17,72=0,51

М........ 8 — 15,32:0,43 17,62:0,46

18 » Д........ 10 — 15,52:0,79 17,42=0,29

Выводы

1. У детей во время спокойного бодрствования дыхание более частое, чем во время сна.

2. У новорожденных дыхание во время ночного сна немного реже, чем во время дневного сна. С первых месяцев жизни ребенка дыхание его во время ночного сна значительно реже, чем во время дневного сна.

3. По характеру изменения частоты дыхания во время ночного сна выделяют 3 возрастные группировки: новорожденные и дети до года, дети 1—2 лет и 3 лет и старше.

4. Дети рождаются с тенденцией к суточному ритму частоты дыхания, свойственному взрослым, причем более четко это проявляется с 4 суток жизни новорожденных.

5. Полное установление суточного ритма частоты дыхания, свойственного взрослым, отмечается в 3 года.

ЛИТЕРАТУРА

Бирюкович А. А. Педиатрия, 1969, № 10, с. 30. — В о т ч а л Б. Е., Бибикова Т. И., ГритченкоН. В. и др. В кн.: Научные труды Московск. городской клинической больницы им. С. П. Боткина. М., 1956, с. 36. — Дэн С у - И. Исследование суточного ритма физиологических процессов в эксперименте и в условиях трудовой деятельности. Дисс. канд. Л., 1960. — Каримова M. М., Волкова И. М., Глотова К. В. н др. В кн.: Физиология труда. М., 1967, с. 146. —Марголина О. И., БрандтЭ. И. В кн.: Опыт изучения периодических изменений физиологических функций в организме. Под ред. К- М. Быкова. М., 1949, с. 65. — К р ы м о в а Л. Я., С а -мохвалова В. П., Саянова Е. М. и др. В кн.: Возрастно-половые нормы показателей некоторых функций детского организма. Горький, 1968, в. 6, с. 47. — Сыворотки» М. Н. В кн.: Вопросы физиологии и патологии системы кровообращения. Л., 1958, с. 86. — Ч а п е к А. В. Космическая биол., 1969, № 2, с. 30. — Ш а л к о в Н. А. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. М., 1957. — Дэн С у - И. Исследование суточного ритма физиологических процессов в эксперименте и в условиях трудовой деятельности. Дисс. канд. Л., 1960. — В a s s T., H e г г К., Z. klin. Med., 1926, Bd 121, S. 310. — BaccelliL., Luazzi M., M a n e i a L. et al. Boll. Soc. ital. Biol, sper., 1966, v. 42, p. 1111. — К a t sc h S., P a n s d о г f H., Münch. Med. Wschr., L922, Bd 69, S. 1715.

Поступила 30/VI 1971 r.

THE DIURNAL RESPIRATION RATE RHYTHM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

A. A. Biryukovich

Investigations were carried out over 425 healthy children of both sexes and of 15 age groups starting from birth to the age of 18. The finding was that judging by peculiar changes in the respiration rate during the night sleep the investigated could be classified into three age groups: new-borne and children up to one year; those aged one to two and three years; all the elder ones. Children are born with a diurnal respiration rate rhythm tending to approach that of adults; this tendency becomes quite apparent by the 4th day of the infant's life. However, a complete stabilization of the diurnal respiration rate rhythm is noted to occur by the age of three.

УДК 371.71:612.825.8-053.5

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Кандидаты мед. наук М. А. Замкова и Э. И. Кривицкая, Р. И. Новик, В. И. Слесарь

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Школа ищет путей улучшения методов обучения. Одним из таких путей является программирование и использование разнообразных технических средств. При программированном обучении предполагается повышенная интенсивная деятельность учащихся, что может повлечь за собой большую нервно-психическую нагрузку.

Гигиенической оценке программированного обучения младших школьников посвящена лишь одна единственная работа (Н. Г. Самотолкина). В связи с этим мы изучали работоспособность и функциональные реакции организма учащихся начальных классов при использовании программированного метода обучения. Задачей нашей было выяснить, не вызывает ли этот метод избыточного утомления учащихся. Уроки программированного обучения разрабатывались сотрудниками кафедры психологии нашего института под руководством доцента А. И. Раева. Исследование велось в течение 3 четвертей учебного года. Под наблюдением находилось 20 практически здоровых детей (10 — из экспериментального класса и 10 — из контрольного). Метод дозированной работы во времени был испытан на 70 учащихся обоих классов.

В 1967/68 учебном году определялась умственная работоспособность учащихся 3-го класса при программированном обучении. Установлено, что, несмотря на более интенсивную, но эмоционально приятную работу по специальным обучающим программам, у них не наблюдалось большего умственного утомления, чем у детей контрольного класса, изучавших тот же материал традиционным методом. Исследования, проведенные в 1968/69 учебном году, позволили заключить, что длительность программированного обучения (в течение 2 четвертей года) не оказывает отрицательного влияния на работоспособность учащихся; программированное обучение доступно для учащихся с разной успеваемостью (М. А. Замкова и Э. И. Кривицкая).

В 1969/70 учебном году в той же 82-й школе Петроградского района Ленинграда изучалось влияние уроков физического воспитания на работоспособность тех же учащихся в следующем классе в условиях программированного обучения. В экспериментальном классе изучаемая тема «Глагол» была представлена в 15 печатных учебных картах, разработанных сотрудниками кафедры психологии и методистами. В контрольном классе изучение того же материала проводилось традиционным методом.

Уровень работоспособности определялся путем изучения динамики зрительно- и слухомоторной реакции; устойчивости ясного видения (У Я В);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.