Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ НА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT PRODUCED ON PUPILS BY THE COMPLEX USE OF TECHNICAL MEANS AND PROGRAMMING ELEMENTS

The paper presents data proving the functional state of pupils to diminish during studies from the beginning down to the end of the school day. The use of sound technical means in reading lessons at the end of the school day had a favorable effect on the working capacity of the 3rd grade pupils.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

УДК 371.78:»8.«12.122

ВЛИЯНИЕ НА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Н. Г. Самотолкина

Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Повышение уровня преподавания в начальной школе — одна из актуальных проблем современной педагогики. Особенно большие трудности возникают в сельских малокомплектных школах, где занимаются 29,8% учащихся 1—4-х классов. Для школ этого типа характерно то, что в одном .классном помещении одновременно работают 2, 3 и даже 4 возрастные группы детей с одним педагогом. Максимальная наполняемость класса 25—30 человек. В таких условиях учащиеся на уроке значительную часть времени вынуждены заниматься самостоятельно.

Программно-методическое управление Министерства просвещения РСФСР проводит в 46 подобных школах Российской Федерации эксперимент по комплексному использованию в учебном процессе технических средств обучения и элементов программирования. Программированные материалы построены по линейному принципу и содержат источник информации и инструкции для ее переработки, указания на характер умственных операций и практических действий и контрольные ответы. Особенность эксперимента состоит в том, что программированные учебные материалы предъявляются учащимся в звуковой форме. Для этого тексты для звукозаписей наговариваются учителем на магнитофонную ленту в процессе подготовки к уроку. На уроке звукозаписи используются при помощи простейших лингафонных устройств; в комплект их входят магнитофон, приставка-усилитель, от которой по одноканальной системе связи звук с магнитофонной ленты подается на каждое рабочее место, а также наушники с амбушюрами для каждого ученика.

В процессе урока работа учащихся над программированными заданиями сочетается с занятиями под непосредственным руководством учителя, а также с традиционными формами самостоятельной подготовки. Продолжительность работы с экспериментальными звуковыми пособиями на отдельных уроках различна (от 5 до 25 мин.).

Изучением печатных программированных материалов занимались лишь отдельные авторы (М. А. Замкова и Э. И. Кривицкая). В настоящей статье освещается влияние на организм учащихся 3-го класса экспериментального и традиционного методов обучения. Наблюдения показали, что основная нагрузка на уроках, проводимых по экспериментальному методу, падает на высшую нервную систему и слуховой анализатор учащихся. Поэтому в процессе учебных занятий определялось функциональное состояние центральной нервной системы методом условных рефлексов и методом дозированных заданий, а также функциональное состояние слухового анализатора методом речевой и тональной аудиометрии с применением функциональных нагрузок. Кроме того, проводился хронометраж учебной активности учащихся на уроках.

Под наблюдением находилось 8 практически здоровых школьников 3-го класса малокомплектной начальной школы. Она расположена в типовом для сельской местности здании. В одном классном помещении занимались 2 класса — 1-й и 3-й (общее количество учащихся — 19 человек).

Исследования проводились на протяжении учебного года в динамике

дня и недели, 5 раз в день — до уроков и после каждого урока. Расписание уроков было всегда постоянным.

Установлено, что функциональное состояние школьников ухудшается под влиянием учебных занятий от начала учебного дня к концу его, причем сдвиги наиболее выражены к концу 2-го урока. Изменения носили однонаправленный характер как в контрольных, так и в опытных исследованиях.

По данным изучения высшей нервной деятельности (методом условных рефлексов), больше всего страдает процесс внутреннего торможения, особенно значительно при контрольных наблюдениях (рис. 1). В экспериментальных же наблюдениях имелась лишь небольшая тенденция к увеличению ошибок зрительно-моторной реакции. Нарастание числа срыва диф-ференцировок в контрольных исследованиях также значительно превышало их число в экспериментальных наблюдениях. Подобные изменения в функциональном состоянии организма школьников были заметно выражены и по другим изучаемым параметрам. Так, по данным комплексной оценки корректурных проб, общее количество неблагоприятных сдвигов высшей нервной деятельности после уроков, проводимых по традиционному методу, в среднем было выше, чем после экспериментальных уроков на протяжении всего учебного дня (рис. 2).

В состоянии работоспособности, оцениваемой по количеству работ, выполненных без ошибок, в течение первых 2 часов после контрольных и экспериментальных уроков не отмечено существенных различий. До уроков при обоих видах занятий без ошибок было 40% всех работ, после 1-го урока — 24% в контрольных исследованиях и 28% в опытных, после 2-го урока соответственно 23 и 21%.

Рядом исследователей было установлено, что работоспособность школьников начальных классов снижается кЗ—4-му уроку, одновременно нарастает утомление. Судя по нашим исследованиям, после 3-го урока (чтение с использованием звукотехнических средств для прослушивания учебного материала в исполнении учителя или мастеров художественного слова) наблюдалось значительное увеличение благоприятных реакций высшей нервной системы, а число случаев выраженного утомления уменьшалось (32% после 2-го урока и 17% после 3-го урока). При уроках чтения, проводимых по традиционной системе, общее количество неблагоприятных сдвигов оставалось почти таким же, как после 2-го урока.

Та же направленность изменений наблюдалась в количестве работ, выполненных без ошибок. Оно увеличивалось, достигая почти исходного уровня, при экспериментальных занятиях (40,5% до уроков, 21% после 2-го урока и 36% после 3-го урока), и снижалось при обычном методе обучения (40% до уроков, 22,7% после 2-го урока и 18,4% после 3-го урока).

Функциональное состояние слухового анализатора, изучаемое по методу речевой аудиометрии, также улучшалось после урокоз чтения,

Рис. 1. Функциональное состояние центральной нервной системы учащихся в течение учебного дня.

1 — контрольные занятия; 2 — экспериментальные

занятия; занятия.

на которых применялось прослушивание звукозаписи. Речевые пороги учащихся снижались при этом в 58% случаев (в среднем на 7,4 дб), тогда как после обычных уроков лишь в 27% случаев (в среднем на 5,7 дб).

Такое различие в реакциях школьников при опытных и контрольных занятиях к концу 3-го урока объясняется тем, что уроки чтения с использованием звукозаписи, которые следовали после уроков арифметики с пониженным уровнем физиологических функций, оказывали большое эмоциональное влияние на учащихся.

В качестве примера может быть приведен урок чтения, на котором новый материал учащиеся прослушивали в исполнении артиста с музыкальным сопровождением (школа имеет в своем распоряжении фонохресто-

100 -

£ 90 _

ч* 80 -

70 -

§ 60 _

§ 50 -

рО 40 -

30 -

го -

51

1 10 -

: V/

л

/\

/

\

У

/

J_и

5 10 15 20 25 30 35 40 45 /И и ну ты урона

Рис. 2. Динамика неблагоприятных реакций центральной нервной системы школьников в течение учебного дня. Обозначения те же, что и на рис. 1.

40

30

с*

I 'I

О) ~ *

II 1; "и

£ Ю

5-

а

I

Лрисрме-тина

Письмо

Чтение

12 12 1-й 2-й Урони

1 2 3-й

Рис. 3. Учебная активность учащихся на уроках чтения. 1 — экспериментальный урок; 2 — обычный урок.

матию для начальных классов). Учебная активность на уроке была высокой, достигая во время прослушивания 100% (рис. 3). Эмоциональное воздействие этого урока было настолько велико, что он как бы снимал неблагоприятное влияние первых двух уроков.

На уроке чтения, проводимом по традиционному методу, в условиях малокомплектной школы учащимся половину учебного времени приходится заниматься самостоятельно. Специфика этого предмета делает самостоятельную работу однообразной и утомительной, поэтому учебная активность учащихся на таких уроках низкая (см. рис. 3).

Приведенные результаты получены при применении программированных материалов в течение непродолжительного времени (10—15 мин.).

Результаты исследований позволяют нам утверждать, что длительность, содержание, темп работы по программированным материалам и чередование ее с другими видами занятий могут оказать существенное влияние на школьников. Примером может служить урок русского языка в 3-м классе, на котором учащиеся вначале работали со звукозаписью в течение 22 мин., а затем выполняли самостоятельную работу. В это время учительница проводила/с 1-м классом урок чтения. Такая значительная нагрузка на 1-м уроке 3-гО класса — работа в заданном темпе, а затем самостоятельные занятия — все это привело к тому, что учебная активность к концу урока во время самостоятельной работы снизилась до 40%.

Нам удалось проследить физиологические сдвиги у школьницы Гали К. после такого урока. Слуховое восприятие у нее значительно ухудшилось — речевые пороги повысились на 25 дб. Функциональное состояние централь-

ной нервной системы также ухудшилось — латентный период зрительно-моторной реакции возрос на 132а (в 3 раза больше, чем при контрольных занятиях).

Большое значение имеет также методика использования звукотехни-ческих средств в процессе урока.

На одном из уроков магнитофон неоднократно останавливался для дополнительных разъяснений учителя. В результате запись, рассчитанная на 7 мин., продолжалась с перерывами 27 мин. Это не создало рабочей настроенности и не способствовало усвоению знаний учащимися. При этом нами наблюдались неблагоприятные физиологические реакции школьников. Так, у Нади В. после этого урока реакция на стандартную слуховую нагрузку (звук частотой 1000 гц, интенсивностью 80 дб в течение 2 мин.) была значительно сильнее, чем до начала учебного дня. Слуховой порог на частоте 1000 гц после нагрузки до уроков увеличился на 20 дб, а после рассматриваемого урока на 35 дб. Восстановительный период до занятий продолжался 2 мин., тогда как после упомянутого урока восстановление слуховой функции затянулось до 10 мин. Это свидетельствует о влиянии на функциональное состояние организма школьников нерационального использования технических средств.

Для того чтобы эти средства в комплексе с программированными методами обучения не только повышали эффективность преподавания, но и оказывали благоприятное воздействие на организм учащихся, необходимо соблюдать ряд гигиенических условий, многие из которых еще нуждаются в изучении.

ЛИТ ЕРАТУРА

Замкова М. А., К р и в и ц к а я Э. И. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 47.

Поступила 4/XII 1968 г.

EFFECT PRODUCED ON PUPILS BY THE COMPLEX USE OF TECHNICAL MEANS AND PROGRAMMING ELEMENTS

N. G. Samotolkina

The paper presents data proving the functional state of pupils to diminish during studies from the beginning down to the end of the school day. The use of sound technical means in reading lessons at the end of the school day had a favorable effect on the working capacity of the 3rd grade pupils.

УДК 612.65-063-053.5 (47-25)

АКЦЕЛЕРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ московских школьников

Доктор мед. наук Г. П. Сальникова Институт возрастной фишологии и физического воспитания АПН СССР

Изучение индивидуализирующим и генерализирующим методами физического развития московских школьников позволило нам осветить некоторые вопросы, касающиеся процесса акцелерации их физического развития, под которым понимают значительное увеличение размеров тела, изменение сроков прорезывания зубов и окостенения, ускорение темпов полового созревания и интенсивный рост, завершающийся раньше, чем это было 25—50 лет назад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.