Научная статья на тему 'АКЦЕЛЕРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

АКЦЕЛЕРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCELERATION OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF MOSCOW SCHOOL CHILDREN

Acceleration of the physical development of Moscow school children is still continuing; the maximum increase of the total size of the body was noted in the last ten years; no astenization of the figure was marked. The physical development of 95 per cent of pupils was of an average or above average value. The sexually mature school pupils presented higher functional indices and better motor capacity that pupils of the same age, who had not reached puberty.

Текст научной работы на тему «АКЦЕЛЕРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ной нервной системы также ухудшилось — латентный период зрительно-моторной реакции возрос на 132а (в 3 раза больше, чем при контрольных занятиях).

Большое значение имеет также методика использования звукотехни-ческих средств в процессе урока.

На одном из уроков магнитофон неоднократно останавливался для дополнительных разъяснений учителя. В результате запись, рассчитанная на 7 мин., продолжалась с перерывами 27 мин. Это не создало рабочей настроенности и не способствовало усвоению знаний учащимися. При этом нами наблюдались неблагоприятные физиологические реакции школьников. Так, у Нади В. после этого урока реакция на стандартную слуховую нагрузку (звук частотой 1000 гц, интенсивностью 80 дб в течение 2 мин.) была значительно сильнее, чем до начала учебного дня. Слуховой порог на частоте 1000 гц после нагрузки до уроков увеличился на 20 дб, а после рассматриваемого урока на 35 дб. Восстановительный период до занятий продолжался 2 мин., тогда как после упомянутого урока восстановление слуховой функции затянулось до 10 мин. Это свидетельствует о влиянии на функциональное состояние организма школьников нерационального использования технических средств.

Для того чтобы эти средства в комплексе с программированными методами обучения не только повышали эффективность преподавания, но и оказывали благоприятное воздействие на организм учащихся, необходимо соблюдать ряд гигиенических условий, многие из которых еще нуждаются в изучении.

ЛИТ ЕРАТУРА

Замкова М. А., К р и в и ц к а я Э. И. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 47.

Поступила 4/XII 1968 г.

EFFECT PRODUCED ON PUPILS BY THE COMPLEX USE OF TECHNICAL MEANS AND PROGRAMMING ELEMENTS

N. G. Samotolkina

The paper presents data proving the functional state of pupils to diminish during studies from the beginning down to the end of the school day. The use of sound technical means in reading lessons at the end of the school day had a favorable effect on the working capacity of the 3rd grade pupils.

УДК 612.65-063-053.5 (47-25)

АКЦЕЛЕРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ московских школьников

Доктор мед. наук Г. П. Сальникова Институт возрастной фишологии и физического воспитания АПН СССР

Изучение индивидуализирующим и генерализирующим методами физического развития московских школьников позволило нам осветить некоторые вопросы, касающиеся процесса акцелерации их физического развития, под которым понимают значительное увеличение размеров тела, изменение сроков прорезывания зубов и окостенения, ускорение темпов полового созревания и интенсивный рост, завершающийся раньше, чем это было 25—50 лет назад.

Прежде всего мы сравнили основные показатели (средние) физического развития школьников в различные периоды: с 1925 по 1935 г. (Л. А. Сыр-кин и Н. И. Соколов), с 1935 по 1946 г. (Н. И. Соколов и Г. П. Сальникова), с 1946 по 1958 г. (Г. П. Сальникова; Г. П. Сальникова и М. А. Антропова) и с 1958 по 1968 г. (Г. П. Сальникова и М. В. Антропова; Г. П. Сальникова). Средняя длина тела учащихся 8—14 лет в 1935 г. по сравнению с аналогичными показателями 1925 г. увеличилась у мальчиков разных возрастных групп на 1,5—8,4 см (Р=0,01), а у девочек на 2,5—5,5 см (/>=0,001). Наибольшее среднее увеличение длины тела отмечалось в период полового созревания учащихся. В 1946 г. по сравнению с 1935 г. прироста тела в длину не наблюдалось. Наоборот, обнаружено значительное уменьшение длины тела у учащихся 12—14 лет. В 1958 г. по сравнению

с 1946 г. среднее увеличение длины тела у мальчиков составило 2,5—9,6 см (Я=0,001), а у девочек — 2,6—7,6 см (Р=0,001). Так же, как и раньше, наибольший сдвиг произошел в период полового созревания. В 1968 г. процесс акцелерации не остановился. Средняя длина тела у мальчиков в 1968 г. по сравнению с 1958 г. увеличилась на 5,3—12,4 см (Р=0,001), а у девочек — на 6,1—10,1 см (/>=0.001). Наибольшее среднее увеличение длины тела наблюдалось у мальчиков 14 лет и у девочек 12—13 лет.

Положительные изменения происходили и в других тотальных размерах тела. Так, средние сдвиги в весе тела и окружности грудной клетки с 1958 по 1968 г. были примерно в 3 раза большими, чем с 1925 по 1935 г., и примерно в 2 раза большими, чем с 1946 по 1958 г. Следовательно, увеличение длины тела у московских школьников наиболее значительно проявилось с 1958 по 1968 г. Сдвиги произошли также в других тотальных размерах тела. Снижение показателей физического развития во время Великой Отечественной войны подтвердило зависимость этих показателей от факторов социальной среды.

Сопоставление средних показателей окружности грудной клетки у мальчиков и девочек в возрасте 7—18 лет за 1958 и 1968 гг. свидетельствует о том, что средний прирост окружности грудной клетки за последние 10 лет у мальчиков разных возрастных групп варьировал от 4,4 до 6,8 см (Я=0,001), а у девочек — от 1,5 до 6,5 см (Р=0,001); иными словами, произошел значительный положительный сдвиг.

В связи с этим соотношение длины тела и окружности грудной клетки сохраняет благоприятный характер; астенизации или узкогрудости у детей мы не наблюдали (см. табл. 1).

Опенка уровня физического развития учащихся по шкале регрессии показала, что в 1968 г. у 26% школьников физическое развитие было выше среднего, у 69% — среднее и у 5% — ниже среднего.

Одним из псказателей физического развития является состояние зубной системы. Процессы окостенения и возраст прорезывания постоянных зубов взаимосвязаны. По данным Polzer и Adler (1963) в связи с акцеле-рацией физического развития у школьников происходит более раннее прорезывание постоянных зубов.

Состояние зубной системы у осмотренных нами московских школьников изучала врач В. Н. Винникова. Мы вычисляли среднее количество постоянных зубов у учащихся 8—17 лет. Установлено, что у 8-летних

1 Цит. В. Ф. Виноградова.

Таблица 1 Средняя длина тела и окружности грудной клетки у юношей 18 лет в 1937 и 1968 гг.

Показатель Год Разность

1937 1968

Длина тела (в см) 169,9 173,8 3,9

Окружность грудной 88,5

клетки (в см) 83,8 4,7

мальчиков в среднем 12 постоянных зубов, а у девочек того же возраста 13. У мальчиков и девочек 9 и 10 лет среднее количество постоянных зубов одинаково и составило соответственно 14 и 19. Существенные различия в количестве постоянных зубов возникают в период полового созревания, которое начинается у девочек в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков. Так, в 11 лет у мальчиков был 21 постоянный 3}б, а у девочек того же возраста — 25. Постоянных зубов больше у девочек (27—28), чем у мальчиков (24—27), в 12—13 лет. В 14 лет у мальчиков в среднем 28 зубов. Таким образом, развитие зубной системы заканчивается у девочек в среднем в 13 лет и у мальчиков в 14 лет.

У 54% школьников 8 лет с длиной тела выше средней было 12 постоянных зубов и более, у 35% — 10—11 и у 11 % — 9 и менее. У 36% их сверстников с длиной тела ниже средней имелось 12 постоянных зубов и более,

Таблица 2

Соотношение между степенью полового созревания и некоторыми показателями двигательных возможностей у мальчиков

Степень полового созревания Прыжки в длину X» Р Метание мяча X" Р

ниже нормы норма и выше ниже нормы норма и выше

Нулевая 10 15 9 16

I и II 5 18 3 20

III 1 15 6,4 0,02 0 16 9,0 0,011

у 39% — 10—11 и у 25% — меньше 9. У 87% учащихся 13 лет с длиной тела выше средней оказалось 28 постоянных зубов и у 13% — 22—26; такое же количество постоянных зубов было соответственно у 66 и 34% их сверстников с длиной тела ниже средней.

Существенным признаком, характеризующим акцелерацию физического развития, является также ускорение полового созревания (Tanner; В. С. Соловьева, и др.).

По нашим данным, относящимся к 1968 г., уже в ll лет средняя длина тела девочек на 4 см больше, чем у мальчиков того же Еозраста, а в 12 лет средние величины других основных показателей физического развития девочек значительно превышают аналогичные показатели их сверстников — мальчиков. У V5 осмотренных нами 11-летних девочек наступили менструации. Средний возраст менархе, по данным В. С. Соловьевой, в 1961 г. равнялся 13 годам 5 месяцам. В 1968 г. появление первой менструации отмечалось в среднем на полмесяца раньше. Интересна динамика менархе у девочек. В 1946 г. из общего числа осмотренных 14-летних девушек наблюдалась менструация у 25%, в 1958 г.— у 78%, в 1968 г.— у 91%.

Вместе с тем были выявлены случаи несоответствия между оволосением лобка и подмышечной впадины и появлением менархе. Отставание в развитии вторичных половых признаков от менархе наблюдалось у 12% осмотренных.

По данным В. С. Соловьевой, в среднем у подростков одного пола и возраста большим размерам тела соответствует более высокая степень развития вторичных половых признаков. Наиболее характерной была разница в средних величинах физического развития 14-летних мальчиков, не вступивших в половое созревание и уже почти созревших; так, разница в длине тела составляла почти 16 см, в длине окружности грудной клетки — около 10 см и в весе тела — примерно 5 кг. Проведенный нами анализ годичных приростов основных показателей физического развития в зависи-. мости от степени полового созревания учащихся позволил установить, что у школьников с нулевой степенью полового созревания годичные при-

2 Гигиена и санитария № 3

33

росты были примерно в 2 раза ниже, чем у их сверстников с I и 11 степенью полового созревания. Мышечная работоспособность у половозрелых учащихся выше, чем у их неполовозрелых сверстников (Р=0,001).

Сравнение средних результатов, показанных при прыжках в длину и метании набивного мяча 64 мальчиками с разной степенью полового созревания (оценку двигательных возможностей производили канд. педагогических наук 3. И. Кузнецова и А. Н. Мартовский), убедило нас в том, что среди школьников с нулевой степенью полового созревания чаще встречаются дети, слабо развитые физически. Среди учащихся с III степенью полового созревания низкие результаты по прыжкам и метанию почти не отмечаются; им присущи показатели выше среднего и высокие (см. табл. 2).

Выводы

1. Процесс акцелерации у московских школьников продолжается. Наиболее интенсивный прирост тотальных размеров тела произошел с 1958 по 1968 г.

2. Интенсивный темп роста не сказался отрицательно на уровне физического развития учащихся, в частности астенизации телосложения не выявилось.

3. Завершение развития зубной системы у девочек заканчивается в среднем в 13 лет, а у мальчиков — в 14 лет.

4. У девочек менархе наступило в 1968 г. на полмесяца раньше, чем в 1961 г.

5. Половозрелые подростки по сравнению с их неполовозрелыми сверстниками имеют лучшие показатели физического развития, мышечной работоспособности, двигательных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

Виноградова Т. Ф. В кн.: Руководство по терапевтической стоматологии. М., t967, с. 479. — Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. М., 1968. — Соловьева В. С. В кн.: Вопросы антропологии. М., 1964, в. 16, с. 87.

Поступила 22/IV 1969 г

ACCELERATION OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF MOSCOW SCHOOL CHILDREN

G. P. Salnikova

Acceleration of the physical development of Moscow school children is still continuing; the maximum increase of the total size of the body was noted in the last ten years; no asteni-zation of the figure was marked. The physical development of 95 per cent of pupils was of an average or above average value. The sexually mature school pupils presented higher functional indices and better motor capacity that pupils of the same age, who had not reached puberty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.