СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ
Л.В. Макарова1, Т.М. Параничева, Г.Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва
Изучались возрастные и половые особенности здоровья и физического развития школьников 12 и 13 лет Московского региона. Показан высокий уровень функциональных нарушений и хронической патологии у мальчиков и девочек данного возраста. Выявлены, положительные тенденции физического развития, типичные для современных подростков, проживающих в крупных городах.
Ключевые слова: дети 12 и 13 лет, состояние здоровья, физическое развитие, избыток массы тела, дефицит массы тела, гармоничное развитие, половое созревание
Health state and physical development in 12-13-year-old children. The paper presents the study of age and gender peculiarities of health and physical development in school children of Moscow region, aged 12 and 13 y.o. There was shown a high level of functional disorders and chronic pathologies in boys and girls at this age. There were revealed positive tendencies of physical development, typical for modern teenagers, residing in large cities.
Key words: 12-13-year-old children, state of health, physical development, excess body weight, underweight, harmonious development, puberty.
Сегодня проблема здоровья населения России стоит остро как никогда. Активные преобразования коснулись практически всех сфер жизни: экономики, здравоохранения, образования, социальной сферы. Здоровье является важнейшим индикатором благополучия общества и является непременным условием его интеллектуального и духовного потенциала, его социальной стабильности и гармоничного развития. Охрана и укрепление здоровья населения невозможны без решения проблем детства. Здоровье молодежи сегодня - экономический потенциал страны завтрашнего дня [25]. Именно поэтому чрезвычайно важно проведения исследований, направленных на раннее выявление неблагоприятных тенденций состояния здоровья детей на всех этапах возрастного развития.
В ходе развития организма подростковый возраст является переломным. Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела, рост и дифференцировка
Контакты: 1 Макарова Л.В. - Е-mail: <[email protected]>
органов и тканей. Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и всего организма в целом [3]. Один из важных вопросов -темп полового развития детей. Изучение морфофункциональных показателей и полового развития детей у 994 детей (438 мальчиков и 506 девочек) в возрастной период с 10 до 14 лет позволили установить, что у девочек в 10 лет отмечались прямые сильные корреляционные связи между половым развитием, антропометрическими и физиометрически-ми показателями. У мальчиков в этот возрастной период корреляционные связи с данными показателями не превышали слабый или средний уровень. С 11 лет у детей выявлена тенденция к снижению силы корреляционной связи между темпом полового развития и антропометрическими показателями, и ее увеличение между половым развитием и физиометрическими параметрами, особенно выраженной у мальчиков [11].
Многими авторами, как современными, так и более ранними, неоднократно отмечалось влияние различных факторов на состояние полового развития [14; 17; 18; 24]. И эта связь объясняется тем, что половое развитие представляет собой частное проявление общего процесса развития организма и, естественно, подвергается воздействию тех же факторов, которые определяют это общее развитие. Это влияние особенно ясно видно при тяжелых условиях (длительное недоедание, война, нервно-психические потрясения или заболевания и т.п.). Так, В.Г. Штефко отмечал задержку полового созревания в годы гражданской войны. Исследованиями А.Г. Цейтлина [13; 14] выявлено значительное запаздывание полового созревания в послевоенный период (в 1945/1946 учебном году): число менструирующих составляло в 12 лет 6,4 %, в 13 лет - 10,2 %, в 14 лет - 26,5 %, в 14,8 лет (средний возраст для 7-го класса) - 24,3 %. Наряду с этим отмечалось и недостаточное развитие вторичных половых признаков у большинства подростков.
Тесная взаимосвязь процессов роста, развития и формирования патологических отклонений диктует необходимость совместного параллельного рассмотрения и оценки заболеваемости в связи с другими параметрами здоровья, прежде всего физического развития. Показатели физического развития выступают индикатором различных отклонений в состоянии здоровья, функциональной незрелости отдельных органов и систем. Многие заболевания сказываются на физическом развитии ребенка. Так, при туберкулезе отмечается задержка физического развития, дистрофия за счет дефицита массы тела. Значительные нарушения физического развития (гигантизм, акромегалия, инфантилизм) могут явиться отражением патологии эндокринной системы. У детей, часто и длительно болеющих, наблюдается снижение массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, более низкий уровень биологического развития.
С другой стороны, дисгармония физического развития, например, обусловленная избыточной массой тела, сама по себе является фактором риска для разви-
тия заболеваний сердечно-сосудистой системы, ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта. Физическое развитие во многом определяет течение и исход болезни у ребенка.
Важным показателем уровня развития является длина тела (рост стоя), поскольку общеизвестна высокая корреляция длины тела с различными показателями физической зрелости. Оценка этого параметра основывается на сопоставлении роста стоя данного подростка с так называемыми нормативами физического развития. Такие нормативы разрабатываются для отдельных климатических зон на основании массовых обследований больших контингентов подростков края, области, республики. Известно, что средняя длина тела юношей и девушек одного и того же возраста различных городов и областей страны заметно различается. Например, средний рост школьников Ленинграда, Киева, Прибалтийских республик заметно выше, чем соответствующих контингентов средней полосы страны, Сибири, Мурманска. Зарубежные исследователи также отмечают различное соотношения роста и веса и различные ростовые показатели у жителей разной местности [26]. По многочисленным литературным данным известно, что по развитию подростки-горожане отличаются от сельских жителей. По сравнению с сельскими школьниками у городских выявлены более высокие показатели физического развития (длины тела, активной массы тела, мышечной становой силы, резервного жира) и, у сельских - аэробной производительности при выполнении физической работы [7].
В своих рассуждениях A. Gawel [21] приводит к пониманию такого аспекта здоровьесбережения, как потенциал здоровья. И с этим нельзя не согласиться, потому что ресурсы индивидуального здоровья обусловливают и правильное поведение, и являются главными психологическими условиями пребывания детей в школе. Так же считают и другие авторы [22; 27]. С этой точки зрения образовательные программы по здоровьесбережению в школе и культура школьного здоровья сопряжены со школьными заданиями, направленными на развитие физического, психического, социального и духовного здоровья.
В связи со сказанным выше, была поставлена следующая задача исследования: изучить возрастные и половые особенности состояния здоровья и физического развития подростков 12-13 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Было обследовано 805 учащихся (419 мальчиков и 386 девочек) образовательных учреждений г Москвы в возрасте 12-13 лет. Возраст исчислялся с соблюдением правил возрастной периодизации: к 12-летним были отнесены дети в возрасте от 11лет 6 мес. до 12 лет 5 мес. 29 дней, к 13-летним - дети в возрасте 12 лет 6 мес. до 13 лет 5 мес. 29 дней.
Оценка соматического здоровья давалась по данным анализа медицинской документации. Для выявления особенностей физического развития в группах мальчиков и девочек 12-13 лет проведена клиническая антропометрия. Оценка физического развития детей проводилась по региональным модифицированным шкалам регрессии массы тела по длине тела. Сбор антропометрических данных производился по стандартной методике.
Оценка полового развития проводилась по наличию и степени выраженности вторичных половых признаков: у девочек по степени развития молочных желез (Ма), выраженности лобкового (Р), аксиллярного (Ах) оволосения и характеру менструальной функции (Ме); у мальчиков - по выраженности лобкового (Р), подмышечного (Ах) оволосения. Изучалась регрессионная зависимость степени полового развития, возраста менархе, от основных показателей физического развития, таких как длина тела и масса.
Сравнение показателей проводилось по ^критерию Стьюдента. Использовались также дисперсионный анализ, z-критерий долей, коэффициент корреляции Пирсона (г), коэффициент корреляции Спирмена, регрессия, анализ главных компонент, канонический корреляционный анализ. Значимые на двустороннем уровне (р<0,05) различия между группами обозначены в таблицах с помощью разных подстрочных латинских букв, при отсутствии таковых - отмечены одной и той же подстрочной буквой
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследования показали, что распределение по группам здоровья было примерно одинаковым: подавляющее большинство детей имели 2-ю группу здоровья (69,4 % 12-летних и 67,2 % 13-летних школьников), к 1-й группе здоровья было отнесено 18.6 % детей 12 лет и 21,5 % детей 13 лет, III - группу здоровья имели 11.5 % 12-летних и 11,3 % 13-летних школьников.
На диспансерном учете состояло 20,2 % детей 12 лет (18,1 % мальчиков и 22,7 % девочек) и 16,6 % детей 13 лет (11,8 % мальчиков и 21,3% девочек).
В таблице 1 представлены данные о наличии хронической патологии у детей 12-13 лет. Как видим, наблюдаются отдельные значимые возрастные различия по наличию определенных заболеваний. Половые различия незначимы за исключением заболеваний сердечнососудистой системы, которые несколько превалируют у мальчиков (18 % случаев против 12 % в 12-летнем возрасте и в 22 % случаев против 17 % случаев в 13 -летнем возрасте).
На рис 1. отображены данные, характеризующие распределение детей по наличию у них определенного класса патологии. На рисунке ясно видно, что несмотря на некоторые возрастные различия, прослеживается общая закономерность, а именно у детей превалирует патология ОДА - она наблюдается почти у
42 % детей. В основном это плоскостопие и нарушение осанки. На втором месте -патология органа зрения (около 20 % выборки). На третьем месте - патология ССС и органов дыхания и ЛОР - заболевания. К патологии ССС отнесены разнообразные нарушения работы сердца, в том числе малые аномалии развития и
аритмии.
Таблица 1
Наличие заболеваний у детей 12-13 лет (по данным медицинских карт) в %.
Заболевания Возраст Пол
12 лет 13 лет Мальчики Девочки
Нервной системы 43 12^ 93 63
Сердечно-сосудистой системы 153 193 193 14,2Ь
Пищеварительной системы 13 6,1Ь 23 43
Органов зрения 153 25,2Ь 183 213
Органов дыхания и ЛОР-заболевания 123 21,2Ь 173 143
Кожи и подкожной клетчатки 53 43 43 53
Эндокринной системы 103 133 113 123
Опорно-двигательного аппарата 393 443 413 423
Прочие заболевания 133 113 123 123
Примечание: один учащийся может иметь несколько заболеваний
Пищеварительной системы Нервной системы Органов дыхания и ЛОР-.. Органов зрения Заболевания
0
10
20
30
40
50
%
Рис. 1. Процент детей с патологией определенного класса.
Таким образом, в ранговой структуре заболеваний I место занимают заболевания ОДА - 39,7 % (12 летние дети) и 44,8 % (дети 13 лет) - различия по полу незначительны. На II месте - заболевания органа зрения: 15,3 % (12лет) и 25,2 % (13 лет). III место занимают заболевания сердечнососудистой системы - 15,3 % (12 лет) и 19,6 % (13 лет), и органов дыхания и ЛОР-заболевания - 12,6 % (12 лет.), 21,2 % (13 лет). Все четыре лидирующих патологии: ОДА, ССС, органа зрения, ОД/ЛОР - сопутствуют друг другу чаще, чем более редкие классы патологии.
Большой интерес в свете неблагоприятной динамики состояния здоровья детей представляет статистика числа хронических заболеваний, приходящихся на одного ребенка. Тринадцатилетние дети имеют большее число заболеваний и меньший процент у них составляют случаи отсутствия заболеваний. Почти каждый 10-й ребенок в этом возрасте имеет 3 и более заболеваний. Среди 12-летних средний ребенок имеет 1,2 диагноза, а среди 13-летних - 1,6 диагноза. Значимых половых различий нет.
Физическое развитие является, как известно, одним из важнейших критериев здоровья. Физическое развитие является, как известно, одним из важнейших критериев здоровья. Результаты исследований представлены в таблицах 2 и 3. Подростки 13 лет в среднем на 6.6 см выше 12-летних (на 6.8 см у мальчиков и на 6.3 см у девочек), что близко согласуется с нормативными данными. Достоверных различий в длине тела между мальчиками и девочками выявлено не было, но следует отметить некую тенденцию. Девочки в среднем выше мальчиков приблизительно на сантиметр, эта разница уже начинает уменьшаться с возрастом: мальчики начинают догонять девочек и даже становятся выше. Как известно, в возрастной динамике основных антропометрических признаков имеет место двойной перекрест ростовых кривых как проявление полового диморфизма, связанный с разными сроками вступления в процессы полового созревания мальчиков и девочек. Первый перекрест ростовых кривых длины тела, когда девочки опережают в росте мальчиков, приходится на 12 лет, а в возрасте 14 лет выявляется выраженное превышение длины тела у мальчиков - второй перекрест ростовых кривых. Существенное превышение основных антропометрических признаков у мальчиков сохраняется с 14 лет до завершения ростовых процессов. Максимальная скорость прибавки длины тела у мальчиков отмечена в 13, а у девочек - в 12, по массе тела и окружности грудной клетки в 13 и 11 лет у мальчиков и девочек соответственно [1]. Корреляционный анализ не выявил зависимости между вариантом длины тела и наличием какой-либо патологии.
Длина и масса тела у детей 12 и 13 лет (М±щ)
Показатель 12 лет 13 лет М Д 12 лет 13 лет
М Д М Д
Длина тела, см 152,3± 0;4а 159,0 ± 0,5Ь 154,4 ± 0,5а 155,8 ± 0,4а 151,8 ± 0,6а 153,8 ± 0,6а 158,6 ± 0,7а 159,4± 0,6а
Масса тела, кг 46,4 ± 0,6а 50,8± 0,6Ь 48,1 ± 0,6а 48,2 ± 0,6а 46,4 ± 0,8а 46,3 ± 0,8а 50,8 ±1,0а 50,8 ± 0,8а
ИМТ, усл. ед. 19,8 ± 0,2а 19,9 ± 0,2а 19,9 ± 0,2а 19,0 ± 0,2а 20,0 ± 0,3а 19,6 ± 0,3а 19,9 ± 0,3а 19,9 ± 0,3а
Таблица 3 Распределение детей 12-13 лет по вариантам длины тела в зависимости от пола и возраста (в %)
Вариант длины тела 12 лет 13 лет М Д 12 лет 13 лет
М Д М Д
Низкая 3,6а 2,3а 1,5а 4,7Ь 2,1а 5,4а 0,7а 3,8а
Ниже среднего 11,4а 13,3а 10,8а 13,6а 10,1а 12,9а 11,9а 14,6а
Средняя 65,6а 66,6а 69,1а 62,7а 67,5а 63,4а 71,5а 61,8а
Выше среднего 15,5а 16,2а 15,5а 16,2а 16,0а 14,9а 14,6а 17,8а
Высокая 3,9а 1,6а 3,1а 2,8а 4,2а 3,5а 1,3а 1,9а
Средняя масса тела у 13-летних подростков на 4.4 кг больше, чем у 12-летних. Половые различия не выявлены (табл. 2). Оценка физического развития детей по региональным модифицированным шкалам регрессии массы тела по длине тела показала, что среди обследованных детей около 73 % детей имеют нормальную массу тела (табл. 4). В 12 лет дефицит массы наблюдается несколько чаще среди девочек; в 13 лет избыток массы наблюдается несколько чаще среди мальчиков (различия не значимы). Дефицит массы достоверно чаще встретился у 13 летних детей, а избыток - наоборот, несколько чаще у 12-летних детей. В тринадцать лет более выражены и половые особенности, особенно по показателю «избыток мас-
сы тела». Он составляет меньший процент у девочек: 4,5 против 8,1 % у мальчиков.
По данным других исследований анализ тендерных особенностей развития показал различия и характерные соотношения между длиной тела и массой тела мальчиков и девочек. Однако и здесь обращается внимание на факт отсутствия достоверных различий по ведущим соматометрическим показателям у мальчиков и девочек в возрасте 7-13 лет ^ <1,98, р>0,05). Отчетливые проявления полового диморфизма отмечены лишь с 14-летнего возраста [1].
Таблица 4
Распределение детей 12-13 лет по вариантам физического развития (в %)
Вариант физи- Группа
ческого разви- 12 13 М Д М Д М Д
тия лет лет 12 лет 12 лет 13 лет 13 лет
Нормальное 73,3а 72,4а 73,8а 72,0а 74,6а 71,8а 72,5а 72,3а
Дефицит массы 9,2а 17,4Ь 12,2а 12,8а 8,9а 9,4а 17,4а 17,4а
Избыток массы 10,0а 6,3а 9,3а 7,6а 10,2а 9,9а 8,1а 4,5а
Низкий и высо- 7,5а 3,9Ь 4,7а 7,6а 6,4а 8,9а 2,0а 5,8а
кий рост
Оценка полового развития детей проводилась по времени появления и степени выраженности вторичных половых признаков. Исследования показали, что девочки опережают мальчиков в половом развитии (табл. 5, 6 рис. 2).
Таблица 5
Показатели полового созревания мальчиков 12-13 лет, %
12 лет 13 лет
Ах0 67,9 38,0
Ах1 28,3 45,5
Ах2 3,8 15,2
Ах3 0 1,3
Р0 57,7 34,2
Р1 30,8 39,2
Р2 10,2 25,3
Р3 1,3 1,3
Показатели полового созревания девочек 12-13 лет, %
12 лет 13 лет
Ма0 15,2 2,3
Ма1 47,2 30,8
Ма2 25,6 41,5
Ма3 12,0 25,4
Ах0 29,6 8,5
Ах1 52,0 41,5
Ах2 17,6 33,8
Ах3 0,8 16,2
Р0 20,0 0,8
Р1 52,0 50,0
Р2 17,6 25,4
Р3 10,4 23,8
Ме+ | 35,2 | 79,2
Рис. 2. Степень выраженности вторичных половых признаков в зависимости от
возраста.
Лобковое оволосение опережает подмышечное в обеих возрастных группах и в обеих половых группах (критерий Вилкоксона, р<0,01). Между тем, следует отметить, что процесс идет индивидуально: у одних начинается с подмышечного оволосения, у других с лобкового, у третьих одновременно. Менархе по данным опроса отмечено у 35 % девочек 12 лет и у 79 % девочек 13 лет.
С целью выявления связи между темпом полового созревания девочек и тремя факторами - возраст (в днях), длина тела, масса тела - было проведено регрессионное исследование. Использовалась порядковая логистическая регрессия. Переменная «масса тела» была предварительно прологарифмирована, чтобы сделать ее распределение более симметричным. Результаты нашего исследования показали, что основные признаки полового созревания детей 12-13 лет определяются в значительной мере возрастными изменениями гормонального статуса, а также таким показателем, как масса тела. Появление лобкового оволосения (т.е. переход с 0 на 1-ю стадию) связано с возрастом (регрессионный коэффициент1^; р<0,001), и независимо от него массой тела (регрессионный коэффициент 0,7; р<0,05). Ни одна из трех переменных не оказывает значимого эффекта на дальнейший прогресс (т.е. на переход со стадии 1 и далее на более высокие). Появление подмышечного оволосения связано с возрастом (регрессионный коэффициент 0,8; р<0,01), и независимо от него массой тела (регрессионный коэффициент 0,7; р<0,05). Дальнейший прогресс этого признака проходит под значимым влиянием только возраста (коэффициент 0,5; р<0,01). «Появление» грудных желез связано с возрастом (регрессионный коэффициент 1,1; р<0,01), и собственно массой (регрессионный коэффициент 1,5; р<0,01). Дальнейшее развитие грудных желез связано с этими же факторами, но в основном с возрастом (регрессионный коэффициент 0,5; р<0,01). Наступление менархе зависит от возраста (регрессионный коэффициент 0,9; р<0,001). Вероятно, это генетически запрограммировано и не нуждается в достижении ребенком определенных роста и массы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из наиболее важных особенностей подросткового возраста является деятельность эндокринной системы. Это центральные железы (гипоталамус и гипофиз) и периферические (щитовидная железа, кора надпочечников, семенники у мальчиков и яичники у девочек). Продукция гормона роста гипофиза увеличивается с 10-летнего возраста, достигая максимального уровня к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. Далее выработка это-
1 Здесь и далее регрессионный коэффициент в условиях стандартизованных предсказывающих переменных.
го гормона постепенно уменьшается, что связано с усилением активности половых гормонов. До начала полового созревания мальчики имеют более высокие антропометрические показатели, чем девочки. В период полового созревания девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста увеличивается у мальчиков, и они вновь опережают девочек по показателям физического.
Начало и продолжительность пубертатного периода варьируют в зависимости от пола. Половое развитие современных девочек начинается с развития молочной железы, которое отметили у 13,0 % девочек в 9-летнем возрасте, далее на год позже начинает развиваться оволосение лобка и подмышечных впадин и появляется менархе [1].
В 12 лет у 80,1 % девочек имела место 1-2-я стадия развития молочной железы, у 56,4 % девочек - 1-2-я стадии развития оволосения лобка и у 83,2 % - оволосения подмышечных впадин. У девочек Барнаула формирование вторичных половых признаков начинается с 10-летнего возраста. Рост молочных желез у 50 % отмечается в возрасте 10 лет, развитие волос в подмышечной впадине - 12 лет, появление волос на лобке - 11 лет [9].
Средний возраст менархе у девочек Барнаула соответствует 12-13 годам, что совпадает с данными, полученными группой авторов, исследовавших развитие школьниц Якутии [12; 16]. У жительниц Приамурья менархе наступает на год позже (в 13-14 лет).
Половое развитие отдельных мальчиков начиналось в 10-11-летнем возрасте с развития щитовидного хряща гортани, изменения тембра голоса, оволосения лобка и подмышечных впадин, а в 12 лет начинало развиваться оволосение лица.
При изучении физического и полового развития девушек-подростков г. Красноярска О.Ю. Шиловой [15; 16] получены новые данные, свидетельствующие об особенностях ростовых процессов и формирования морфофункционального статуса современных подростков Сибири. Выявлена евнухоидизация телосложения, астенизация соматотипа, увеличение частоты трофологической недостаточности и диспропорциональности телосложения, углубление функциональных нарушений репродуктивной системы.
Проведение сравнительной оценки физического и полового развития школьниц города Архангельска в возрасте 10-17 лет в 1995-1996 и 2005-2006 годах показало, что физическое и половое развитие современных школьниц имеет ряд отклонений, сохраняются процессы децелерации, средний возраст менархе остается стабильным, однако формирование менструального цикла происходит с отставанием [5].
В последнее время уменьшается количество детей с устойчивым темпом физического развития. Так, при проведении профилактических осмотров школьников в возрасте от 6-18 лет, было выявлено, что стабильный темп физического раз-
вития составил 48,4 % от всех обследованных детей; отстающий темп физического развития составил - 31,3 % случаев и 20,2 % - опережающий темп физического развития. Причем отстающий и стабильный темп физического развития преобладал у мальчиков (р<0,001), а опережающий темп доминировал у девочек (р<0,001) [10].
Частота среднего гармонического развития детей в конце 90-х гг. по сравнению с 70-ми гг. снизилась на 17-19 %; частота дефицита массы тела возросла до 22 % случаев, в 2,5-3,0 % появилась низкорослость; в 74 % случаев наблюдались более низкие (на 24 %) величины ЖЕЛ и в 92 % случаев сниженные на 19 % фактические значения силы сжатия кистей рук по сравнению с должными величинами; высокая распространенность нарушений осанки (47%) и искривлений позвоночника (21 %); в 23 % случаев диагностирована вегето-сосудистая дистония. Психоневрологические отклонения регистрировались у 1/3 детей на протяжении четырех лет (1-1У) классы у одних и тех же детей.
Все это привело к появлению новых тенденций в физическом развитии подрастающей молодежи. В новом тысячелетии было отмечено существенное замедление скорости биологического развития, выражавшееся главным образом в уменьшении поперечных размеров тела, низкой массой тела, низкими показателями мышечного развития и выносливости. Таким образом, многими исследователями отмечалось появление противоположного явления - ретардации физического и полового развития [2; 4; 8; 15; 19; 20; 23; 28]. В русле этих изменений полученные нами данные состояния физического здоровья подростков 12 и 13 лет можно считать характерными для этого возраста. Так, среди обследованных нами подростков дефицит массы тела у 13 -летних встречался относительно чаще, чем в возрасте 12 лет.
Процесс проявления вторичных половых признаков, как свидетельствуют полученные нами данные, идет индивидуально Несомненно, как по срокам начала, так и по длительности, у подростков оно может значительно варьировать. Однако, развитие вторичных половых признаков приурочено к определенному возрасту и происходит в строгой последовательности, нарушение которой может свидетельствовать об отклонениях в нормальном ходе развития и служит основой диагностики серьезных нейроэндокринных нарушений.
Таким образом, обобщая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что полученные в наших исследованиях особенности физического развития и здоровья детей 12-13 лет типичны для современных подростков, проживающих в крупных городах. У обследованных школьников отмечается высокий уровень отклонений в состоянии здоровья, что свидетельствует о необходимости совершенствовать медицинское сопровождение школьников, проводить в условиях образовательных учреждений здоровьесберегающих мероприятий, осуществлять монито-
ринг здоровья детей, особенно в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолова, Е.С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода / Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, Т.В. Бадеева, М.В. Ашина, С.Ю. Косюга, А.С. Киселева // Медицинский альманах. - 2012. - № 3 (22). - С. 193-198.
2. Година, Е.З. Секулярный тренд и региональные особенности его протекания: зачем нужны локальные стандарты / Е.З. Година, И.А.Хомякова // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. мат-лов (выпуск У1). / Под ред. Акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. - М.: Издательство «ПедиатрЪ». 2013. - С. 16-32.
3. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. - 240 с.
4. Кучма, В.Р. Гигиенические проблемы школьных инноваций / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 240 с.
5. Лебедева, Т.Б., Тенденции физического и полового развития девочек и девушек на Северо-Западе России /Т.Б. Лебедева, А. Н. Баранов //Экология человека. - 2007. - № 3. - С. 36-38.
6. Макарова, Л.В. Особенности физического развития детей 10-11 лет / Л.В. Макарова, Г.Н. Лукьянец, К.В. Орлов // Новые исследования. - 2014 - №1 . С. 3139.
7. Мукатаева, Ж.М. Мониторинг физического развития и здоровья учащихся павлодарской области /Ж.М. Мукатаева, С.Ж. Кабиева //Вестник Новосибирского ГПУ. - 2014. - № 1. - С. 51-73.
8. Никитин, Ю.П. Десятилетние тренды некоторых показателей здоровья и образа жизни подростков в период социально-экономических преобразований (популяционное исследование 1989-1999 гг.) / Ю.П. Никитин, Д.В. Денисова, Л.Г. Завьялова, Г.И. Симонова // Бюллетень СО РАМН. - 2003. - № 2. - С. 27-35.
9. Павлова, И.П. Физическое и половое развитие девочек Барнаула /Павлова И.П., Филатова О.В. // Биологические науки. - 2013. - № 3. - С. 38-41.
10. Руденко Н.Н. Возможности автоматизированного комплекса диспансерного обследования в оценке состояния здоровья детей / Н.Н. Руденко, И.Ю. Мельникова // Вестник С. -Петербургской мед. академии последипломного образования. - 2011. - Т. 3, № 3. - С. 46-51.
11. Токарев, А.Н. Взаимосвязь морфофункциональных показателей и полового развития детей / А.Н. Токарев, Н.В. Чагаева, С.Б. Петров, И.В. Лежнина, С.Ю. Докучаева // Вятский медицинский вестник. - 2014. - № 2. - С. 28-32.
12. Учакина, Р.В. Физическое и половое развитие девочек, проживающих в различных экологических зонах Приамурья и Якутии / Р.В. Учакина,
B.В. Филиппова, М.И. Соловьева, В.К. Козлов // Бюллетень. - 2004. - №19. -
C. 42-46.
13. Цейтлин А.Г. Физическое развитие детей и подростков. - М.: Госиздат мед. литературы, 1963. - 204 с.
14. Цейтлин А.Г. Физическое развитие и состояние здоровья детей в годы Великой Отечественной войны / А.Г. Цейтлин, Н.П. Василевский, Д.И. Арон, Б.Ф. Кронзон, Э.Н. Бабушкина // Педиатрия. - 1946. - № 1. - С. 42-47.
15. Шилова О.Ю. Клинико-морфологические параллели физического и полового развития девушек-подростков в современных условиях // Вестник РУДН. Серия: Медицина. - 2009. - № 4. - С. 646-647.
16. Шилова О.Ю. Особенности физического и полового развития девушек-подростков в современных условиях / О.Ю. Шилова // Сибирский вестник специального образования. - 2011. - Выпуск 2.
17. Штефко В.Г. Общие данные относительно периода половой зрелости/ В.Г. Штефко // Основы возрастной морфологии. - М., 1933. - С. 142-178.
18. Штефко В.Г., Островский А.Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. - М.-Л.: Биомедгиз, 1929. - 79 с.
19. Cole T. J. Establishing a standard definition for child overweight and obesity worldwide: international survey / T.J. Cole, M.C. Bellizzi, K.M. Flegal, W.H. Dietz // B. M. J. - 2000. - Vol. 320. - P. 1240-1243.
20. Danubio M.E. Secular changes in human biological variables in Western Countries: an updated review and synthesis / M. E. Danubio, E. Sanna // Journal of Anthropological Sciences. - 2008. - Vol. 86. - P. 91-112.
21. Gawel A. Health Dimension of School Education /Anna Gawel //European Journal of Physical & Health Education. - 2010. - Vol. 4. - Р. 103-110.
22. Korobeynikov G., Korobeynikova L. Physical development and psychical function states in junior schoolchildren // Bratisl Lek Listy. - 2003. - V. 104 (3). -P. 125-129.
23. Larnkjaer A. Sec-lar change in adult stature has come to a halt in northern Europe and Italy / A. Larnkjaer, S. A. Schroder, I. M. Schmidt, et al. // Acta Paed. - 2006. - Vol. 95. - Р. 754-755.
24. Laufer Recherches sur la puberte normale // La medicinescolaire. - 1936. -V. 25, N. 10. - P. 251-264.
25. Rasmussen V. B. Policies and strategies for adolescent health and developments - a who approach // 13 - congress eusuhm /Dubrovnik, Croatia, 2005. - Р. 3.
26. Skarica KrniC J Anthropometric values of children from Sibenik and Knin /Skarica Krnic J., Sunjerga N. // 13th congress eusuhm /Dubrovnik, Croatia, 2005. -Р. 207.
27. Vojtova V., Pavlovska M. Enforgin competencies in children with the risk jf behavioral disorder in condinions of children's home and practical primary boarling school // School and Health 21. - 2009. - Р. 299-311.
28. Zdzieblo K. Changes in physical development and health of children and adolescents / K. Zdzieblo, G. Novak-Starz, J. Krawczynska // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», Москва, 22-24 июня 2009 г. - М.: Вердана, 2009. - С. 124-125.