Научная статья на тему 'Особенности физического развития детей 13-14 лет'

Особенности физического развития детей 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5032
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ / ДЕТИ 13 И 14 ЛЕТ / ИЗБЫТОК МАССЫ ТЕЛА / ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PUBERTY / CHILDREN OF 13 AND 14 YEARS / SURPLUS OF BODY WEIGHT / DEFICIENCY OF BODY WEIGHT / HARMONIOUS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В.

Обследованы дети 13 и 14 лет Московского региона. Выявлены особенности физического развития подростков обоего пола; изучены показатели их полового созревания и дан многосторонний математический анализ взаимосвязи изучаемых компонентов развития подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of physical development of teenagers of both sexes are revealed; indicators of their puberty are studied and the multilateral mathematical analysis of interrelation of the studied components of development of teenagers is given.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития детей 13-14 лет»

ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ Состояние здоровья и физическое развитие детей 13-14 лет

Л.В. Макарова1, Г.Н. Лукьянец, Т.М. Параничева, Г.Н. Лезжова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва.

Обследованы дети 13 и 14 лет Московского региона. Выявлены особенности физического развития подростков обоего пола; изучены показатели их полового созревания и дан многосторонний математический анализ взаимосвязи изучаемых компонентов развития подростков.

Ключевые слова: физическое развитие, половое созревание, дети 13 и 14 лет, избыток массы тела, дефицит массы тела, гармоничное развитие

Children of 13 and 14 years of the Moscow region are examined. Features of physical development of teenagers of both sexes are revealed; indicators of their puberty are studied and the multilateral mathematical analysis of interrelation of the studied components of development of teenagers is given.

Keywords: physical development, puberty, children of 13 and 14 years, surplus of body weight, deficiency of body weight, harmonious development

Сохранение здоровья детского населения стала стратегической целью не только отечественного здравоохранения, но и государственной политики в целом Это обусловлено прогрессирующим увеличением количества отклонений в состоянии здоровья детей и снижением доли здоровых детей. Во всех возрастно-половых группах увеличился удельный вес детей, страдающих хроническими заболеваниями, вырос уровень заболеваемости в целом и по отдельным классам болезней [19, 21].

У детей первых лет обучения, как правило, в состоянии здоровья преобладают функциональные нарушения (II группа здоровья). В процессе обучения и роста академической нагрузки у детей увеличивается число хронических заболеваний, хроническая патология носит поли системный характер, при котором заболевания желудочно-кишечного тракта чаще других сочетаются с нарушением развития костно-мышечной системы, синдромом вегетативных дисфункций, патологией щитовидной железы [25].

В конечном счете, к 15-18 годам количество патологий у ребенка практически удваивается. В отличие от прошлого столетия в структуре соматических заболеваний преобладают заболевания эндокринной, мочевыделительной, нервной системы, психические расстройства. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков повлекло за собой нарастание негативных медико-социальных последствий [3, 5 ,11, 12, 31, 32]. Так, рост заболеваемости увеличивает социальную дез-

Контакты:1 Л.В. Макарова - Е-mail: <ludmilavm@mail.ru>

адаптированность и дезинтегрированность, влечет ограничение в выборе профессии. Число подростков-старшеклассников, имеющих ограничения в выборе профессии и профиля профессионального обучения доходит до 66%. Кроме того, непригодность к воинской обязанности (более половины юношей призывного возраста нуждаются в отсрочке от призыва в армию по состоянию здоровья [1]), ухудшение репродуктивного здоровья юношей и девушек существенно сказываются на потенциале страны и ее будущего [5, 13, 15].

К факторам ухудшения состояния здоровья относят недостаток двигательной активности, неправильную организацию питания, дефицит питания, стрессоген-ные технологии, напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, нарушения режима дня [2, 6, 16, 22, 29]. Немаловажную роль играет экологический фактор. Высокая химическая техногенная нагрузка вызывает отклонения в физическом развитии детей и подростков [20].

Физическое развитие является одним из важнейших обобщающих показателей состояния здоровья ребенка. Выявление отклонений в сроках возрастного развития и дисгармоничности морфофункционального созревания, позволяет не только констатировать определенные изменения в состоянии здоровья, но, также, определить степень риска возникновения того или иного заболевания.

Целью данного исследования было определить возрастные и половые особенности физического развития детей 13-14 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в образовательных учреждениях г. Москвы. Всего обследовано 756 мальчиков и девочек 13-14 лет (табл.1).

Таблица 1

Возрастно-половой состав испытуемых

Возраст Пол

Мальчики Девочки Всего

13 лет 172 179 351

14 лет 190 215 405

Всего 362 394 756

Исследование физического развития в группах мальчиков и девочек 13 -14 лет проведено методом клинической антропометрии с определением длины, массы тела, уровня физического развития и степень его гармоничности. Сбор и обработка антропометрических данных производился по стандартной методике [8, 23]. Масса тела измерялась на электронных весах Тат1а (модель ВС-571, Японии) с точностью до 50г. Длина тела замерялась с помощью штангового антропометра с точностью до 0,5 см.

При оценке полового развития учитывалось наличие и степень развития вторичных половых признаков у девочек: молочных желез (Ма), лобкового (Р), акси-лярного (Ах) оволосения и характер менструальной функции (Ме); у мальчиков -лобковое (Р), аксилярное (Ах) оволосения. Морфологическая зрелость репродуктивной системы оценивалась по уровню полового созревания с интеграцией в половую формулу МаАхРМе [30].

Сравнение среднестатистических данных в таблицах производилось с помощью t-критерия Стьюдента. Сравнение данных, выраженных в процентах в таблицах осуществлялось с применением z-критерия для долей. Использовался также дисперсионный анализ, z-критерий долей, коэффициент корреляции Пирсона (r), коэффициент корреляции Спирмена, регрессия, анализ главных компонент, канонический корреляционный анализ. Значимые на двустороннем уровне p<0,05 различия между группами выделены с помощью подстрочных латинских букв в соответствии со стандартом, разработанным и рекомендуемым Американской Психологической Ассоциацией (APA) [Publication Manual of the American Psychological Association, 6th édition, 2009].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как свидетельствуют данные из таблицы 2 дети 14 лет в среднем на 5 см выше 13-летних. Причем у мальчиков прирост более значителен, чем у девочек. Так, мальчики выросли на 7,9 см, а девочки - на 2,4 см, что близко согласуется с упомянутыми нормативными данными. Если сопоставить с аналогичным приростом между 12-ю и 13-ю годами (прирост на 6,8 см у мальчиков и на 6,3 см у девочек), то отмечаем ясное замедление прироста длины тела у девочек, но ускорение его у мальчиков. Другими словами, возраст 13-14 лет - это период затухания пубертатного роста у девочек, но как раз самый его разгар у мальчиков.

Таблица 2

Средине величины длины и массы тела у детей 13 и 14 лет (М±т)

Группа Кол-во испытуемых Длина тела Масса тела

13 лет 317 159,2±0,4 51,0±0,6

14 лет 340 164,2±0,4 57,0±0,7

М 311 162,8±0,6 55,3±0,8

Д 346 160,9±0,4 53,0±0,6

13 лет - М 153 158,7±0,7 51,1±1,0

13 лет - Д 164 159,5±0,5 51,0±0,8

14 лет - М 159 166,6±0,7 59,4±1,1

14 лет - Д 181 162,0±0,5 54,9±0,9

Таблица 3

Распределение детей по вариантам длины тела в зависимости от пола и

возраста (в %).

Вариант длины тела Возраст Пол

13 лет 14 лет Мальчики Девочки

Низкая 2,2а 2,8 а 1,5а 3,3а

Ниже средней 12,9а 8,4а 11,3а 10,6а

Средняя 66,3а 68,8а 66,8а 67,9а

Выше средней 16,4а 18,4а 18,5а 16,2а

Высокая 2,2а 1,6а 1,9а 2,0а

N 317 250 265 302

Таблица 4

Распределение детей по вариантам длины тела у мальчиков и девочек 13 и 14 лет (в %).

13 лет 14 лет

Вариант длины тела Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Низкая 0,7а 3,7а 2,7а 2,9а

Ниже средней 11,7а 14,0а 10,7а 6,5а

Средняя 70,6а 62,2а 61,6а 74,7 ь

Выше средней 15,0а 17,7а 23,2а 14,5а

Высокая 2,0а 2,4а 1,8а 1,4а

N 153 164 112 138

Мальчики 14 лет в среднем выше девочек приблизительно на 4.5 сантиметра в, хотя в 13 были ниже их на сантиметр. Эта картина также согласуется с нормативами. Как известно, в возрастной динамике основных антропометрических признаков имеет место двойной перекрест ростовых кривых как проявление полового диморфизма, связанный с разными сроками вступления в процессы полового созревания мальчиков и девочек. После 10 лет, в связи с пубертатным опережением, девочки выше, что продолжается до 13 ^ лет, когда мальчики догоняют девочек и даже становятся выше.

Первый перекрест ростовых кривых длины тела, когда девочки опережают в росте мальчиков, приходится на 12 лет, а в возрасте 14 лет выявляется выражен-

ное превышение длины тела у мальчиков - второй перекрест ростовых кривых. Эта закономерность отмечается и другими авторами. Так, Богомолова указывает, что существенное превышение основных антропометрических признаков у мальчиков сохраняется с 14 лет до завершения ростовых процессов. Максимальная скорость роста ДТ у мальчиков отмечена в 13, а у девочек - в 12, по МТ и ОГК в 13 и 11 лет у мальчиков и девочек соответственно [7].

Среди обследованных нами 14-летних школьников процент детей с длиной тела выше или ниже нормы несколько больше среди мальчиков, чем девочек. В целой выборке обнаружена слабо достоверная связь длины тела с наличием или отсутствием эндокринной хронической патологии (хи-квадрат, N=756, df=4, p<.05): детей, с эндокринологическим диагнозом, имеют низкий рост, что значимо больше, чем - среди не имеющих такого диагноза (5,9% против 1,2%).

На рисунке 1 отображена зависимость длины тела от возраста, выраженного в тысячах дней. На этом рисунке срединная тенденция увеличения длины тела показана кривой LOESS (локальная регрессия наименьших квадратов; ядро Епанеч-никова, аппроксимация по 25% ближайших точек). Хорошо видно, что эта линия увеличения длины тела крутая у мальчиков. У девочек она уплощается почти до горизонтали в 14 лет.

Рис 1. Длина тела в зависимости от возраста.

При рассматривании тенденций развития школьников в возрастном аспекте (от 6 до 19 лет) установлено преобладание среднего уровня физического развития у девушек и низкого уровня у мальчиков, а также, по мере увеличения возраста, -

уменьшение числа школьников со средним уровнем развития и увеличение с низким уровнем развития [28].

Средняя масса тела у наших 14-летних на 6 кг больше, чем у 13-летних. Мальчики значимо тяжелее девочек в 14 лет (59,4 ±1,1кг против 54,9±0,9 кг). Почти 72-73% детей имеют нормальную массу тела (73% мальчиков и 72% девушек).

Среди 14-летних детей дефицит массы тела относительно реже отмечается по сравнению с 13-летними, а избыток массы тела, напротив, встречается чаще (табл. 5). В возрасте 14 лет (табл. 6) дефицит массы тела достоверно чаще наблюдается среди девочек (14,5%), нежели мальчиков (6,3%), а избыток - наоборот несколько чаще среди мальчиков (15,1% против 10,1% у девочек).

Таблица 5

Распределение детей 13-14 лет по вариантам физического развития (в %)

Вариант физического развития Возраст Пол

13 лет 14 лет Мальчики Девочки

Дефицит массы 16,9а 10,8Ь 12,5а 15,7а

Нормальное 72,6а 72,4а 73,1а 72,0а

Избыток массы 6,1а 12,4Ь 11,0а 7,0а

Низкий рост, высокий рост 4,5а 4,4а 3,4а 5,3а

N 314 250 264 300

Таблица 6

Распределение детей 13 и 14 лет по вариантам физического развития в зависимости от пола (в %).

Вариант физического развития 13 лет 14 лет

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Дефицит массы 17,1а 16,7а 6,3а 14,5Ь

Нормальное 72,4а 72,8а 74,1а 71,1а

Избыток массы 7,9а 4,3а 15,1а 10,1а

Низкий рост, высокий рост 2,6а 6,2а 4,5а 4,3а

N 152 162 112 138

Подобную закономерность наблюдали и другие исследователи. Так, при распределении по категориям физического развития Т.М. Максимовой и Н.П. Луш-киной было выявлено, что среди мальчиков больше детей с повышенной и высокой массой тела, а среди девочек — со сниженной и низкой массой тела (1> 2). Эти закономерности характерны как для младших школьников (до 10 лет), так и в более старших возрастах — 11—14 лет [15]. Уменьшение массы тела у школьниц 14-17 лет в сравнении с девушками 90-х годов отмечено архангельскими исследователями [13]. В Кузбассе дисгармоничность физического развития в основном была связана также с дефицитом массы тела [17].

Увеличение доли детей с избыточной массой тела является характерным явлением для современных школьников, в том числе Московского региона. Среди обследованных нами детей таких было 11% (мальчиков). Как правило, дети с ожирением и избыточным весом имели какую-нибудь эндокринную патологию. Известно также, что в формировании патологии эндокринной системы решающее значение имеет ожирение, выраженность которого за последние десятилетия существенно увеличилась.

Пол Масса тела,

нормативная

Мальчики Девочки группа

Рис 2. Масса тела в зависимости от длины тела.

Зависимость массы от длины тела в наших данных показана на рис. 2. Линии на рисунке - аппроксимация квадратичной регрессией наименьших квадратов. Интересно, что у 13-летних линия прямая, тогда как у 14-летних она выгнута. У детей младшего возраста (10-12 лет) она была наоборот, вогнута. Другими словами, в период пубертата изменяется зависимость массы от длины (при моделировании зависимости наименьшими квадратами). Если у детей, вступающих в пу-

бертат, зависимость остра только при большой длине тела, так что для того, чтобы быть заведомо тяжелее сверстников, ребенок должен быть «почти обязательно» более высокорослым, то у подростков в позднем пубертате нет такой особенности: более высокорослый может иметь и большой и малый вес, тогда как низкорослый скорее всего имеет низкую массу тела. Вероятно, мы тут наблюдаем феномен дифференциации типов телосложения в подростковом возрасте, и эта дифференциация затрагивает сильнее тех, кто имеет более высокий рост.

Связь варианта длины тела с массой тела не показала значимой зависимости. Сырые частоты и приведенные пирсоновские остатки показаны в таблице 7. Приведенный остаток говорит о величине частотной перепредставленности или недо-представленности данной категории (ячейки таблицы) по сравнению с ожидаемой при отсутствии связи. По остаткам видно, что дети с длиной тела ниже нормы, относительно редко имеют дефицит массы.

Таблица 7

Связь длины тела с массой тела Сго881аЬи1айоп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Длина тела Масса тела Всего

Дефицит массы Норма Избыток массы

Ниже средней Частота 5 51 5 61

Приведенный остаток -1,6 1,5 -0,3

Средняя Частота 56 290 34 380

Приведенный остаток -0,1 0,4 -0,4

Выше средней Частота 19 68 11 998

Приведенный остаток 1,4 -1,7 0,7

Всего Частота 80 409 50 539

Оценка полового развития детей, как было сказано выше, проводилась по времени появления и степени выраженности вторичных половых признаков. Из представленных данных видно (табл.8,9; рис. 5) видно, что девочки опережают мальчиков в половом развитии. Лобковое оволосение опережает подмышечное в обеих возрастных группах и в обеих половых группах (критерий Вилкоксона, р<0,01). Менархе имеется у 79% девочек к 13 годам и почти у 90% - к 14 годам.

Таблица 8

Показатели полового созревания мальчиков 13-14 лет, %

13 лет 14 лет

Ах0 36,6 5,7

Ах1 45,1 33,6

Ах2 17,1 35,0

Ах3 1,2 25,7

Р0 32,9 3,6

Р1 37,8 22,9

Р2 25,6 37,8

Р3 3,7 35,7

N 82 140

Таблица 9

Показатели полового созревания девочек 13-14 лет, %

13 лет 14 лет

Ма0 2,2 ,0

Ма1 30,1 11,4

Ма2 40,4 19,9

Ма3 27,3 68,7

Ах0 8,0 0,6

Ах1 40,9 12,7

Ах2 33,6 22,9

Ах3 17,5 63,9

Р0 0,7 0

Р1 48,2 13,9

Р2 27,0 21,7

Р3 24,1 64,4

Ме+ 78,7 89,8

N 136 166

Рис. 5. Половое оволосение в выборке в зависимости от возраста.

С целью выявления связи между темпом полового созревания девочек и тремя факторами - возраст (в днях), длина тела, масса тела - был проведен регрессионный анализ. Использовалась порядковая логистическая регрессия. Переменная «масса тела» была предварительно прологарифмирована, чтобы сделать ее распределение более симметричным. Результаты проведенного анализа показали, что лобковое оволосение прогрессирует (т.е. переходит с 1-й на 2-ю и далее на последующие стадии) с возрастом (регрессионный коэффициент1 0,9, р<0,001), и независимо от него массой тела (регрессионный коэффициент 0,6, р<0,01). Та же зависимость отмечается и в отношении подмышечного оволосения. Прогресс в формировании грудных желез (переход со стадии на стадию начиная с 1 -й) связан с возрастом (регрессионный коэффициент 0,85, р<0,001) и независимо от него с массой тела (регрессионный коэффициент 0,7, р<0,001). Наступление менархе также зависит от этих двух характеристик. Между тем, зависимость от массы тела в данном случае проявляется сильнее (коэффициент 0,9, р<0,01), чем зависимость от возраста (коэффициент 0,4, р<0,05). Для детей более младшего возраста (12-летних), мы ранее находили более сильную зависимость от возраста, чем массы [14].

Таким образом, проведенные исследования показали, что дети 14 лет в среднем на 5 см выше 13-летних. Причем у мальчиков прирост более значителен, чем у девочек. Так, мальчики выросли на 7,9 см, а девочки - на 2,4 см, что близко согласуется с данными других исследований. Как известно, между 7 и 9 годами мальчики примерно на сантиметр выше девочек. После 10 лет, в связи с пубертат-

1 Здесь и далее в этом списке регрессионный коэффициент в условиях стандартизованных предсказывающих переменных.

ным опережением, девочки выше, что продолжается до 13 с половиной лет, когда мальчики настигают и становятся выше девочек. Средняя масса тела у 14-летних подростков на 6 кг больше, чем у 13 -летних. Мальчики значимо тяжелее девочек в 14 лет. Оценка физического развития подростков показала, что среди 14-летних дефицит массы тела относительно чаще наблюдается среди девочек, а избыток -наоборот среди мальчиков. 72-73% подростков 13-14 лет имеют гармоничное (нормальное) физическое развитие. Общая картина распределения детей по этим показателям несущественно отличается от таковой, выявленной другими исследователями в Московском регионе [4, 9, 10, 25, 27].

В мировой и отечественной литературе неоднократно отмечалось существенное изменение в ходе физического развития по сравнению с предыдущими поколениями школьников. Так, лонгитудинальные исследования физического развития школьников г. Москвы, проведенные сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ «НЦЗД» РАМН в 1960-е, 1980-е и 2000-е, 2012-е гг., показали у современных школьников достоверное и высоко достоверное увеличение длины тела, окружности грудной клетки по сравнению со сверстниками 1960-х и 1980-х гг. [4, 12, 24].

Исследователями было установлено также, что и по степени выраженности половых признаков современные школьники несколько опережают своих сверстников предыдущих поколений. Данная тенденция хорошо выражена у мальчиков 11-13 лет и девочек в 9 лет. Первые признаки полового созревания у современных детей появляются в более ранние сроки: у мальчиков с 10 лет (у 2% - 1 степень выраженности волосяного покрова в подмышечных впадинах).

Средний возраст менархе у современных девочек соответствует 12-13 годам. Несмотря на снижение среднего возраста менархе у современных девочек, регулярный менструальный цикл часто устанавливается преимущественно между 15 и 16 годами (т.е. через 2-3 года с менархе). Становление менструального цикла при этом сопровождается более высокой частотой патологических отклонений: у каждой третьей девочки (30%) ритм менструаций не устанавливался в течение года и более от менархе, а менструации были редкими и скудными. В 70-е годы прошедшего столетия всего в 0,57% наблюдений стабилизация менструального ритма потребовала более года. В начале текущего столетия у каждой второй девушки (50,8%) менструации были болезненными, в то время как в 1970-е годы у 82,485,7% девочек менструации были безболезненные; у 7% девочек продолжительность менструального кровотечения превысила 7 дней (в 1960-е годы меноррагию имели лишь 0,6-2,8% девочек) (р<0,05) [17]. Если в возрасте 11-12 лет отставание полового развития преимущественно обусловлено отсутствием или недостаточным развитием половых признаков, в возрасте 13 -15 лет - как недостаточным развитием половых признаков, так и неустановившимися, болезненными менструациями или их отсутствием.

Как показали результаты наших исследований, менархе имело место у 79% девочек к 13 годам, у 90% - в 14 лет. Несомненно, индивидуальное половое созревание, как по срокам начала, так и по длительности, у подростков может значительно варьировать. Однако развитие вторичных половых признаков приурочено к определенному паспортному возрасту и происходит в строгой последовательности отдельных признаков. Нарушение этой последовательности может свидетель-

ствовать об отклонениях в нормальном ходе развития подростка и служит основой диагностики серьезных нейроэндокринных нарушений.

По результатам нашей работы, в частности, регрессионного анализа, нарастание признаков полового созревания в разгаре пубертата определялось собственно возрастом (внутренними часами, т.е. генетической программой) и, кроме того и независимо от этого, достигнутой массой тела.

Физическое развитие современных школьниц имеет ряд отклонений, сохраняются процессы децелерации, средний возраст менархе остается стабильным, однако, как показывают многочисленные исследования, формирование менструального цикла происходит с отставанием.

Изучение основных тенденций формирования физического и полового развития детей и подростков за последнее десятилетие может послужить основанием для разработки мер по сохранению репродуктивного здоровья.

ВЫВОДЫ

1. Оценка физического развития детей показала, что 72-73% детей 13-14 лет имеют гармоничное (нормальное) физическое развитие. Среди 14-летних дефицит относительно чаще наблюдается среди девочек, а избыток - наоборот среди мальчиков.

2. Дети 14 лет в среднем на 5 см выше 13-летних. Причем у мальчиков прирост более значителен, чем у девочек. Так, мальчики выросли на 7,9 см, а девочки - на 2,4 см, что близко согласуется с нормативными данными. Возраст 13-14 лет -это период затухания пубертатного роста у девочек, но самый его разгар у мальчиков. Средняя масса тела у наших 14-летних на 6 кг больше, чем у 13-летних. Мальчики значимо тяжелее девочек в 14 лет.

3. Девочки опережают мальчиков в половом развитии. Лобковое оволосение опережает подмышечное в обеих возрастных группах и в обеих половых группах (критерий Вилкоксона, р<0,01). Менархе имеется у 79% девочек к 13 годам, у 90% - к 14 годам.

4. Прогресс внешних признаков полового созревания в разгаре пубертата определялось собственно возрастом (внутренними часами, т.е. генетической программой) и, кроме того и независимо от этого, достигнутой массой тела.

5. Показатели физического развития детей 13 -14 лет близки к таковым Московского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман, Р.И. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, В.Б. Рубанович, А.В. Лебедев // Сибирское медицинское обозрение. - 2009. - № 3.

2. Амгалан, Г. Школьная среда и факторы риска влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся [обзорная статья] / Г. Амгалан, И.Г. Погорело-ва // МНИЖ. - 2015. - № 1-4(32).

3. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: Научный Центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.

4. Баранов, А.А., Лонгитудинальные исследования физического развития школьников г. Москвы (1960-е, 1980-е, 2000-е гг.) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина, Л.М. Сухарева, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. мат-лов (выпуск У1). Под ред. Акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН РАМН

B.Р. Кучмы. - М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. - С. 33-43.

5. Баранов, А.А. Сохранение и укрепление здоровья подростков — залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, А.Г. Ильин // Вестник РАМН. - 2014. -№ 5-6. - С. 65-70.

6. Безруких, М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения /М.М. Безруких // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 11-16.

7. Богомолова, Е.С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода /Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, Т.В. Бадеева, М.В. Ашина, С.Ю. Косюга, А.С. Киселева // Медицинский альманах. - 2012. - № 3 (22). - С. 193-198.

8. Бунак В.В. Антропометрия. - М.: Учпедгиз, 1941. - 367 с.

9. Гребнева, Н. Н. Функциональные резервы и формирование детского организма в условиях Западной Сибири: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Надежда Николаевна Гребнева. - Томск, 2001. - 47 с.

10. Дедов, И.И. Половое развитие детей и подростков московского региона: влияние ожирения / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко, Т.В. Чеботникова, В.Р. Кучма,

C.А. Бутрова, Н.А. Скоблина, Л.В. Савельева, О.Ю. Реброва // Русский медицинский журнал. - 2006. - Т. 14. - № 26. - С. 1872-1877.

11. Конова, С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Конова Светлана Романовна. - М., 2007. - 56 с.

12. Кучма, В.Р. История изучения физического развития детей и подростков в гигиене (к 50-летию выхода первого сборника материалов по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР) / В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. мат-лов (выпуск У1). Под ред. Акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. - М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. - С. 9-16.

13. Лебедева, Т.Б. Тенденции физического и полового развития девочек и девушек на северо-западе России/ Т.Б. Лебедева, А.Н. Баранов // Экология человека. - 2007. - №9. - С. 24-27.

14. Макарова, Л.В. Состояние здоровья и физическое развитие детей 12-13 лет / Л.В. Макарова, Т.М. Параничева, Г.Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов// Новые исследования. - 2015. - № 3. - С. 43-57.

15. Максимова, Т.М. Физическое развитие детей России: определение путей оценки и выявления проблемных ситуаций в росте и развитии подрастающего

/Т.М. Максимова, Н.П. Лушкина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 4. - С. 3-7.

16. Малярчук, Н.Н. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / Н.Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 71-81.

17. Маштакова, Е.В. Аспекты здоровья подростков в разные периоды пубертатного возраста/ Е.В.Маштакова, Т.А.Лобанова, О.Б.Анфиногенова //Мать и дитя в Кузбассе. - №2(61).- 2015.- С.40-44.

18. Мельник, В.А. Влияние комплекса социально-биологических факторов на морфофункциональные показатели физического развития и половое созревание городских школьников / В.А. Мельник, Н.В. Козакевич // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". - 2014. - № 2. - С. 56-61.

19. Нагаев, Я. Сравнительные показатели состояния здоровья подростков по данным углубленных осмотров/ Я. Нагаев, С.Г. Ахмерова, А.Г. Муталов // Медицинский вестник Башкортостана. - 2014. - Том 9, № 3. - С.15-19.

20. Пермяков, И.А. Уровень физического развития детей, проживающих в условиях высокой техногенной нагрузки/ И.А. Пермяков, О.Ю. Устинова, Б.В. Верихов // Биология. - 2010. - Вып. 2. - С. 91-96.

21. Полунина, Н.В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения / Н.В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. - 2013. - № 5. -С. 17-24.

22. Попова, И.В. Современные тенденции полового развития детей / И.В. Попова, А.Н. Токарев, И.В. Лежнина, В.А. Беляков, Н.В. Чагаева // Вятский медицинский вестник. - 2011. - №3-4. - С. 44-49.

23. Руководство по медицинскому обеспечению детей в образовательных учреждениях / Ред. В.Р. Кучма. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2012. - 181 с.

24. Скоблина, Н.А. Результаты изучения физического развития московских и киевских школьников/ Н.А. Скоблина, А.Г. Платонова // Плена населених мюць.

- 2010. - №56. - С. 282-287.

25. Сухарева, Л.М. Физическое развитие детей и подростков в возрасте 7-15 лет г. Москвы / Л.М. Сухарева, Н.А. Скоблина, Ю.А. Ямпольская и др. // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб. мат-лов (выпуск У1) / Под ред. Акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы.

- М.: Издательство «ПедиатрЪ». 2013. - С. 81-83.

26. Чернышова, Н.В. Состояние здоровья школьников города Хабаровска / Н.В. Чернышова, В.А. Филонов // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2007. -№ 1 (53). - С. 154-155.

27. Шилова, О.Ю. Современные тенденции физического развития в юношеском периоде онтогенеза (обзор) / О.Ю. Шилова // Экология человека. - 2011. -№ 4. - С. 29-36.

28. Юречко, О.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья школьников / О.В. Юречко // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-2. - С. 324-327.

29. Blanhutkova, M. Charvat M. Stress in school // School and health for 21st century. - Brno, 2009. - Р. 69-75.

30. Tanner J.M., Davies P.S. Clinical longitudinal standards for height and height velocity for North American children / M. Blanhutkova, M. Charvat // J Pediatr. - 1985. - V. 107. - P. 317-329.

31. Owc, A. Study on the health behaviours of schoolchildren /A. Owoc, K. Sygit, I.Bojar, E. Warchol-Slawinska, K. Wloch // 13th congress eusuhm / Dubrovnik, Croatia 2005. - P. 108.

32. Zysnarska, M. Computer - a chance or a threat to a child's development? / M. Zysnarska, D. Bernad, T.Maksymiuk, Z.Dalz, B. Wisniewska-Spychala // Family Medicine & Primary Care Review. - 2008. - 10, 4. - P. 1346-1350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.