Научная статья на тему 'РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛ '

РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DAILY SCHOOL ROUTINE AND ITS EFFECT ON THE PUPILS OF A PHYSICOMATHEMATICAL SCHOOL

The investigation findings proved the excess of lessons in a mathematical school to bring about considerable violation of the pupils rest routine: the hours of sleep and recreation were considerably shortened thereby.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛ »

THE ACTIVITY OF LYMPHOCYTES' DEHYDROGENASES AS A CRITERIA FOR ASSESSING THE THERMAL STATE OF CHILDREN

E. I. Korenevskaya, B. V. Aulika

The activity of the oxidative ferments was studied in 9— 11 year-old children in view of their thermal state. The investigation was carried out under conditions of a thermal chamber at an air temperature levels of 10- 14, 18-22, 24—25 and 27—32°. A distinct connection was found to exist between the level of heat emitted and the dehydogenase activity of lymphocytes, that could serve as an additional index of the thermal state of children.

УДК 371.7:51/53

РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛ

Ц. Л. Усищева

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения

СССР, Москва

Настоящая работа проводилась в одной из математических школ интернатного типа Москвы, куда принимались подростки, окончившие 8 классов общеобразовательной школы. Основное внимание обращалось на изучение режима дня учащихся, их работоспособности и состояния регулирующей функции вегетативной нервной системы. Под наблюдением находились учащиеся 9—11-х классов. Более глубокое исследование с применением физиологических методик прошли 43 практически здоровых школьника. Общее число исследований, которым многократно подвергались одни и те же учащиеся в течение дня и недели в разные периоды года, превысило 1000.

Установлены частые нарушения школьниками режима дня, в частности увеличение времени самостоятельных учебных занятий, сокращение продолжительности ночного сна и отдыха на воздухе. Так, анализ затрат времени на самостоятельные занятия показал, что лишь */4 часть учащихся укладывались в гигиенические нормы и затрачивали на это ежедневно 3—3х/2 часа. Более 40% школьников на то, чтобы выполнить все задания, углубленно изучить проходимый материал тратят по 5 и более часов в день. Самостоятельная подготовка к зачетам и контрольным работам занимает у них 7—8 часов. Таким образом, общая продолжительность самостоятельных учебных занятий и уроков составляет 9—14 часов в день. Кроме того, в школе работает несколько кружков по специальным предметам, читаются лекции по смежным дисциплинам, углубляющие знания учащихся, а также по литературе, искусству и другие лекции, расширяющие кругозор школьников. Все это в еще большей степени увеличивает их общую занятость.

Столь значительная учебная нагрузка служит причиной нарушения режима сна и отдыха учащихся. Большинство из них спит в среднем около 7х/2 часов, а свыше 20% учеников — меньше 7 часов. Это связано главным образом с поздним отходом подростков ко сну и поздним засыпанием, так как их самостоятельные учебные занятия нередко затягиваются до позднего вечера. Многие школьники, утомленные занятиями, долго не могут заснуть, спят неспокойно, просыпаются ночью. Также неблагополучно обстоит и с отдыхом учащихся на свежем воздухе. В холодные периоды года они проводят на улице или во дворе около получаса, а 43% учащихся в дни обследований вообще никуда не выходили из помещений. Многие ученики из-за своих психологических особенностей предпочитают активному отдыху на

воздухе «пассивный» отдых в виде бесед с товарищами, чтения специльной литературы и т. д.

Большая учебная нагрузка и нарушения режима отдыха оказываются небезразличными для организма школьников. Об этом свидетельствует, например, динамика артериального давления у них. В середине учебного года у учащихся отмечена наиболее выраженная гипертензия; тогда же наблюдалось больше всего учащихся с повышенным артериальным давлением (135/95 мм). Представление об этом дают рис. 1 и 2.

В качестве функциональной пробы, отражающей главным образом состояние вегетативной нервной системы, регулирующей реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку, была использована орто-клиностатичес-кая проба. Пульс регистрировался с помощью пульсотахометра на протяжении всей пробы (3 мин. лежа, 3 мин. стоя и 3 мин. снова лежа). У значи-

ть

40 г

/и/и

тах /25 теп

гго -80 -

45 -75 -

по -70 -

105 -65-

100 60

Начало Середина Конец

Рис. 1. Динамика артериального давления в течение учебного года (средние данные). 1 — 11-й класс; 2— 10-й класс. 3 — 9-й класс,

36

зг г#

го >в /г 8 4 О

Рис. 2. Учащиеся с повышенным артериальным давлением в разные периоды учебного года (в %).

Обозначения те же, что на рис. 1.

Начало Середина Конец

тельного процента учащихся выявлена неблагоприятная реакция на функциональную пробу. К концу учебных занятий в школе почти в 60% случаев реакция на изменение позы носила неблагоприятный характер, а к 18 часам, когда школьники выполняли домашние задания, такие реакции составляли 68%.

Реакция на орто-клиностатическую пробу служит одним из проявлений моторно-висцеральных рефлексов. Работы М. Р. Могендовича показали, что неблагоприятная реакция, т. е. дискоординация моторно-висцеральных рефлексов, наблюдатся при умственном утомлении и недостаточной моторной активности.

Анализ выполнения учащимися усложненного корректурного задания (вычеркивание 2 букв в течение 2 мин., введение дифференцировочного тормоза к каждой из них и продолжение работы еще 2 мин.) показал относительно небольшие изменения в работоспособности школьников в течение недели и на протяжении дня. Однако в середине учебного года объем выполненной работы существенно уменьшался. Так, если в начале учебного года школьники в среднем просматривали 889,2 знака, то в середине учебного года — лишь 714,2 (разность этих показателей статистически достоверна, Я<0,01) при несущественной разнице в качестве выполнения заданий.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что большая учебная нагрузка, длительное пребывание в статическом положении во время занятий, нарушения режима отдыха и малая двигательная активность оказывают

неблагоприятное воздействие на организм учащихся. В связи с этим в школе были улучшены условия отдыха: увеличена продолжительность ночного сна на 30 мин. и организованы специальные занятия типа «групп здоровья» на открытом воздухе. Занятия продолжительностью 11J2 часа (с 15 до 16 часов 30 мин.) проводились в виде пеших и лыжных прогулок, которые сопровождались легкоатлетическими упражнениями, спортивными и подвижными играми и т. п. Нагрузка во время этих занятий дифференцировалась в зависимости от состояния здоровья учащихся. Школьники, имевшие отклонения в состоянии здоровья, занимались отдельно, в специальных группах.

Такие занятия оказали положительное влияние на организм учащихся. К концу учебного года у них отмечено снижение артериального давления, меньше стало школьников с повышенным артериальным давлением (см. рис. 1 и 2). Уменьшилось число неблагоприятных реакций на функциональную орто-клиностатическую пробу. Так, если зимой были зафиксированы неблагоприятные реакции в среднем в 58% случаев, то после рационализации режима отдыха и увеличения двигательной активности учащихся—лишь в 45% случаев. Улучшилась работоспособность обследованных, увеличился объем выполненной ими работы в корректурных пробах ( в среднем учащиеся просматривали 862,6 знака). Школьники реже жаловались на головную боль, неспокойный сон и т. д.

Таким образом, режим дня и объем учебной нагрузки у учащихся математической школы вызывают неблагоприятные изменения в функциональном состоянии их организма. Упорядочение режима отдыха и особенно организация достаточного активного отдыха на воздухе, увеличивающего двигательную деятельность школьников, способствуют значительному улучшению их функционального состояния. Поэтому такой отдых обязателен для учащихся математических школ, в частности школ интернатного типа. Вместе с тем должна быть осуществлена рационализация учебного процесса в школах, сокращены самостоятельные учебные занятия.

ЛИТЕРАТУРА

МогендовичМ. Р., БельтюковВ. И. В кн.: Моторно-висцеральные и вис-церомоторные рефлексы. Пермь, 1963, с. 77.

Поступила 27/VI 1968 г.

THE DAILY SCHOOL ROUTINE AND ITS EFFECT ON THE PUPILS OF A PHYSICOMATHEMATICAL SCHOOL

Ts. L. Usischeva

The investigation findings proved the excess of lessons in a mathematical school to bring about considerable violation of the pupils rest routine: the hours of sleep and recreation were considerably shortened thereby.

УДК 615.849.2.546.8411.033.71.076.«

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРИЯ В КОСТЯХ КРЫС ПРИ РАЗНЫХ ПУТЯХ ВВЕДЕНИЯ И РАЗЛИЧНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ВВОДИМОГО СОЕДИНЕНИЯ

Н. А. Павловская, Л. Г. Макеева, Р. Л. Орлянская

Г. Е. Фрадкин, Е. В. Эрлексова, Schubert, Looney полагают, что торий относится к элементам группы иттрия—плутония и в костной ткани будет вести себя подобно этим элементам, накапливаясь в органической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.