Научная статья на тему 'О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, СОЧЕТАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ'

О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, СОЧЕТАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAILY ROUTINE OF ADOLESCENTS COMBINING WORK WITH STUDY AT AN EVENING SCHOOL

The work contains a study of the effect produced on the physical development and the body’s functional condition of adolescents as the result of their combining work with study at an evening school. The authors examined the cardiovascular, vegetative nervous and respiratory systems of the adolescents, studied the daily routine and analyzed the examination results of their physical development (2698 adolescents). The daily routine of adolescents, who are combining work with study at evening schools, is marked by shorter periods of sleep, rest and study in the open air than those in adolescents performing their routine work only. Functional changes were noted in cardiovascular and vegetative nervous systems, etc. On the basis of the data obtained a number of measures are suggested for improving the daily routine schedule for this group of working young people.

Текст научной работы на тему «О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, СОЧЕТАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ»

О РЕЖИМЕ ДНЯ ПОДРОСТКОВ, СОЧЕТАЮЩИХ РАБОТУ

С ОБУЧЕНИЕМ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ

Кандидаты медицинских наук А. Д. Преварская, И. Б. Крамаренко

Из Киевского научно-исследовательского института гигиены труда

и профессиональных заболеваний

Претворение в жизнь закона о перестройке системы народного образования привело к увеличению числа подростков, работающих на производстве. Значительная часть молодежи, окончившей 8 классов, в дальнейшем сочетает работу на производстве с обучением в вечерней школе. Эти подростки попадают в совершенно новые условия работы и учебы, заключающиеся прежде всего в увеличении общей трудовой нагрузки. Выяснению вопроса о том, в какой мере эти новые условия отражаются на развитии и функциональном состоянии организма подростка, посвящена настоящая работа.

Мы проводили анализ режима дня подростков (путем разработки данных опросного листа), изучали физическое их развитие по результатам единовременных медицинских осмотров и динамических наблюдений, исследовалось функциональное состояние сердечно-сосудистой дыхательной и вегетативной нервной системы (при помощи функциональных проб с дозированной нагрузкой, орто- и клиностатической пробы, пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, определения жизненной емкости легких и ее фракций).

Ьыло разработано 2698 индивидуальных карточек подростков (1186 — работающих и занимающихся в вечерней школе и 1512 — только работающих) и осмотрено 505 человек (362 — работающих и учащихся и 143 — только работающих) в возрасте от 15 до 19 лет.

Подростки, сочетающие работу с обучением в вечерней школе, составили первую (основную) группу, только работающие — вторую. Материал обработан методом вариационной статистики с вычислением показателя достоверности разности, оценку которого проводили по таблицам вероятности Стюдента. По своему профессионально,му составу, по стажу, сменности работы, жилищным условиям и условиям питания обе группы были примерно одинаковыми. Так, в обеих группах большинство подростков имело стаж работы до 2 лет (75% — в первой группе и 81% — во второй), жили дома (95% — в первой группе и 87% — во второй), питались 3—4 раза в день, имея в своем рационе горячую пищу (98% — в обеих группах).

Рабочий день у наблюдаемых нами подростков в зависимости от их возраста продолжался от 4 до 7 часов. Так, у 6% подростков, входящих в первою группу, работа продолжалась 4 часа, у 57,3%—6 часов и у 36,7%—7 часов (в среднем 6 часов 20 минут). У подростков второй группы продолжительность рабочего дня 4 часа была у 1%, 6 часов — у 23%, у остальных 76% она равнялась 7 часам (т. е. в среднем 6 часов 45 минут). Если рабочий день подростков второй группы на этом заканчивался, то у подростков первой группы 4 раза в неделю по 4—5 часов (5—6 уроков) уходило еще на занятия в школе и более одного часа в день — на подготовку домашних заданий.

В связи с этим подростки, сочетающие работу с занятиями в вечерней школе, значительно меньше времени проводили на свежем воздухе и меньше спали (см. рисунок). Продолжительность сна 6 часов и меньше была у 34,7% подростков первой и у 20,5% — второй группы; продолжительность сна 7 часов — у 54,7% подростков первой и у 42,7% —второй группы; 8-часовой сон был у 10,8% подростков первой группы, а во второй группе — у 36,4% подростков. Средняя продолжительность сна у лиц, сочетающих работу с занятиями в вечерней

на

Ш

а,

а

о

Г" яш шшш

г

Режим дня рабочих-подростков.

/ — режим для подростков, сочетающий работу с учебой; 2 — режим дня подростков, только

работающих.

а — продолжительность рабочего дня; а\ — продолжительность учебного дня; а2 — приготовление домашних заданий; в—пребывание на свежем воздухе: с — свободное время; о — продолжительность сна.

школе, составляла 6 часов 30 минут, в то время как рекомендуемая продолжительность сна данного возраста — 8—9 часов.

У подростков, занимающихся в вечерней школе, оставалось меньше свободного времени на отдых, чтение, занятия спортом, еду, туалет и пр. Свободного времени у них было в среднем 2 часа 20 минут, а у тех, кто только работал, оно равнялось 5 часам 10 минутам. Все перечисленные факторы повлияли на отношение молодежи этой группы к учебе, к занятиям спортом и сказались на общем самочувствии. Если в первый год обучения в вечерней школе не готовили уроков всего 9% учащихся, то в последующие 2—3 года их число увеличилось до 25%, а продолжительность подготовки к занятиям снизилась с 1 часа 40 минут до 50 минут (в среднем). Многие подростки были вынуждены оставить занятия спортом. Поэтому меньше учащихся вечерних школ (40% против 54%, среди только работающих) участвовало в работе спортивных секций, хотя обычно эти занятия проводились в свободные от учебы дни.

Исследования функционального состояния организма показало, что большая часть подростков, сочетающих работу с обучением в вечерней школе, отмечала к концу занятий в школе усталость, сонливость, вялость, жаловалась на головную боль (54%). В этой группе чаще (41,7%), чем во второй (27,7%), наблюдались функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, приглушение тонов сердца, акцент и расщепление второго тона на легочной артерии, более высокий уровень артериального давления (число лиц с систолическим давлением 130 мм и выше составляло у них 12,4%, а в группе только работающих — 3,6%,). Дозированная физическая нагрузка (20 приседаний за 30 секунд) вызывала у подростков первой группы учащение пульса в среднем на 57,7%, а у подростков второй группы — на 48,8% по отношению к исходному уровню.

Восстановление пульса после физической нагрузки у подавляющего большинства исследуемых заканчивалось к 3 минутам, причем у подростков — учащихся вечерних школ — возвращение пульса к исходному происходило в среднем медленнее, чем у только работающих-подростков. Медленнее происходило у них и восстановление артериального давления: за 162 секунды у подростков первой группы и за 143— у подростков второй группы. Характер реакции артериального давления на нагрузку у большинства был нормальным, но среди подростков первой группы несколько чаще (37,8% против 30%) наблюдались неблагоприятные дистонические и гипертонические реакции, свидетельствующие о нарушении нервнорегуляторного аппарата кровообращения и состояния периферической сосудистой системы.

Исследование вегетативных рефлексов — глазо-сердечного, клино-статического и ортостатического — показало, что в обеих группах встречаются лица как с нормальными, так и с измененными рефлексами. Нормальные рефлексы наблюдались в обеих группах чаще, чем измененные, но среди работающих и учащихся подростков процент нормальных реакций был меньше (43,3), чем среди только работающих (58). Отрицательный и извращенный глазо-сердечный и клиностатиче-ский рефлексы и резко положительный ортостатический рефлекс, свидетельствующие о более высоком тонусе симпатической нервной систе-

3 Гигиена и санитария, № 2

33

мы, чаще встречались в группах подростков, сочетающих работу с занятиями в вечерней школе (29 и 15,4%).

Возникновение функциональных изменений в состоянии сердечнососудистой системы явились, по-видимому, результатом нарушения функции центральных механизмов регуляции кровообращения в связи с повышенными требованиями, предъявляемыми к организму подростков увеличенной дневной нагрузкой. О возможности возникновения гаких нарушений свидетельствуют работы В. Г. Крыжановского, Е. М. Лиозиной и др., показавших, что в период напряженной умственной деятельности отмечаются замедление восстановления пульса после функциональной пробы (В. Г. Крыжановский) и более высокие показатели артериального давления. Е. М. Лиозина нашла больший процент студентов с повышенным артериальным давлением на факультетах с более трудной учебной программой, а также среди лиц, одновременно учащихся и работающих. Основной причиной указанного повышения давления автор считает перенапряжение высшей нервной деятельности в связи с особенностями учебной программы, режима труда, отдыха и др., что же касается четких, закономерных различий между функцио нальным состоянием дыхательного аппарата у подростков, сочетающих работу с занятиями в вечерних школах, и только работающих, то их не было.

Проведенный анализ результатов однократных антропометрических измерений показал, что существенного различия в физическом развитии у обследованных групп подростков не наблюдалось. Однако можно было отметить у большинства только работающих юношей несколько повышенные показатели окружности грудной клетки, веса, ручной и становой силы.

Более четкое различие было выявлено при динамическом наблюдении за одними и теми же подростками в течение года. За это время у всех основные антропометрические показатели возросли. Однако у подростков, сочетающих работу с занятиями в вечерней школе, отмечалось меньшее среднегодовое увеличение веса, окружности грудной клетки, мышечной силы, чем у только работающих. В это же время у подростков первой группы несколько большими были показатели роста и артериального давления. Разница в приросте веса за год между подростками первой и второй группы составляла для 16-летних юношей 0,3 кг, для 17-летних—1,3, для 18-летних— 0,4, для 19-летних — 0,7кг, разница в увеличении размеров грудной клетки соответственно состав ляла 0,1, 2,3, 0,5 и 2,3 см; разница в приросте мышечной силы правой кисти —0,4, 7,8, 7,6 и 5 кг; разница в увеличении роста —0,5, 1,4 и 0,4 см. Уровень артериального давления у подростков всех возрастных групп к концу года несколько повысился, причем в большей степени -у учащихся вечерних школ. Это, вероятно, зависело не только от бо лее ускоренного роста подростков этой группы, но и от того, что в этой группе было больше лиц с повышенным артериальным давлением

Таким образом, режим дня подростков, сочетающих работу с занятиями в вечерней школе, харкатеризующийся значительным увеличением трудовой нагрузки, вызывает ряд неблагоприятных сдвигов в физическом развитии и функциональном состоянии организма.

В связи с этим целесообразно проведение ряда мероприятий, направленных на упорядочение суточного режима этого контингента молодежи: уменьшение общей нагрузки либо за счет сокращения продолжительности учебного дня, либо за счет уменьшения часов работы, создание типовых школ с наличием помещений для отдыха, питания, спортивных занятий, чтения, подготовки к урокам; усиление контроля за использованием учащимися-подростками предоставленных государством льгот (свободного от работы дня один раз в неделю); установление медицинского контроля за этой группой рабочей молодежи.

%

ЛИТЕРАТУРА

/ ... -

К р ы ж а н о в с к и й В. Г. Изменения частоты пульса при умственной работе. Автореф. дисс. канд Киев, 1955.—Л и о з и н а Е. М. Тезисы докл. республиканок, конференции по проблеме: Гипертоническая болезнь, атеросклероз, коронарная недостаточность. Киев, 1960, стр. 91

Поступила 6/1 1962 г.

4 *

DAILY ROUTINE OF ADOLESCENTS COMBINING WORK WITH STUDY AT AN

EVENING SCHOOL

4. D Prevarskaya, Candidate of Medical Sciences, /. В Krurtiarenko

The work contains a study of the effect produced on the physical development and the body's functional condition of adolescents as the result of their combining work with study at an evening school. The authors examined the cardiovascular, vegetative nervous and respiratory systems of the adolescents, studied the daily routine and analyzed the examination results of their physical development (2698 adolescents).

The daily routine of adolescents, who are combining work with study at evening schools, is marked by shorter periods of sleep, rest and study in the open air than those in adolescents performing their routine work only. Functional changes were noted in cardiovascular and vegetative nervous systems, etc. On the basis of the data obtained a number of measures are suggested for improving the daily routine schedule for this group of working young people

Ъ # Ъ

■ ' \ .

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАПОЛЯРЬЯ

% * 4

Кандидат медицинских наук JI. А. Тарасов

• «

Из Мурманского детского больнично-поликлинического объединения

и Мурманского педагогического института

V Л

Настоящая работа имеет своей целью анализ динамических сдвигов основных показателей физического развития: роста веса и окружности груди у детей школьного возраста Мурманска за 10-летний период (1947—1957). В данной статье приводятся результаты только за 1947, 1952 и 1957 гг.

Исследованию подверглись практически здоровые дети в возрасте 7—17 лет, проживавшие в Заполярье не менее 5 лет. Всего исследовано в 1947 г. 3308, в 1952 г. — 2711 ив 1957 г. — 2965 детей школьного возраста обоего пола.

Динамика изменений роста мурманских школьников прослежена путем анализа средних арифметических (М) показателей за 1947, 1952 и 1957 гг. (табл. 1).

В отношении ведущего признака — роста в 1947—1952 гг. — мы (Л. А. Тарасов, 1958) отмечали несоответствие возрастных изменений у мальчиков и девочек установленным биологическим закономерностям. Отсутствовали (1947) или слабо отмечались (1952) «двойные перекресты». Превышение показателей роста у девочек по сравнению с мальчиками либо отсутствовало (1947), либо проявлялось слабо (1952). Можно сделать предположение, что на период полового развития — его начало, течение, продолжительность и сроки — в 1947—1952 гг. наложили отпечаток отрицательных влияний предшествующие военные годы. К 1952 г. биологическая закономерность в виде временного превышения роста девочек над ростом мальчиков установилась в возрасте 12—14 лет с максимальным значением 1,66 см в 13 лет. В 1957 г. «первый перекрест» наступает в 10 лет и «второй перекрест» — в 15 лет. Кривая «перекрестов» в 1957 г. носит более выраженный и

3* 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.