Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ '

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
347
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ »

в тех учебных классах, где деятельность учителя и воспитателя была наиболее согласованна.

Полученные нами данные позволяют сделать вывод, что выполнение домашних заданий воспитанниками 5—6-х классов школ-интернатов при приготовлении уроков по 4 учебным предметам вызывает заметные изменения в функциональном состоянии нервной системы учащихся. Эти изменения более выражены у детей с ослабленным здоровьем и повышенной нервной возбудимостью.

Учителя не используют еще полностью всех преимуществ школ-интернатов для снижения времени выполнения домашних заданий и повышения при этом учебной активности учащихся. Нужно пересмотреть режим выполнения домашних заданий, обеспечив больше возможностей для разобщения учащихся при выполнении устных заданий: изменить порядок проведения занятий, выработать у учащихся навык приступать к выполнению домашних занятий в установленное время (без звонков) и по указанию воспитателя делать перерывы для отдыха и заканчивать занятия.

Поступила 3/11 1966 г.

УДК 612.768.1:612.65 + 616.1-008-072.7-053.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ

Л. Г. Груева Институт гигиены детей и подростков АМН СССР

Одним из способов оценки состояния вегетативной нервной системы служит орто-статическая проба (Н. Е. ТесленкоМ. Р. Могендович и В. И. Бельтюков, и др.).

Ортостатическая проба применена нами при исследовании подростков вечерних (сменных) школ при различном режиме труда и отдыха. В качестве наиболее приемлемой в этих условиях мы сочли ее модификацию — пробу «сидя — стоя» (Н. Е. Тесленко). Исходную величину пульса измеряли через 15—20 мин. от начала пребывания в позе сидя. Счет его производили в 5-секундные отрезки времени по Брейтману: 1 мин. — сидя, 1 мин. — стоя и 1 мин. — снова сидя, тотчас после перемены позы. Такой подсчет позволяет проследить наиболее развернутую динамику пульса при перемене положения тела. Анализ кривых частоты пульса (676 наблюдений), составленных по его величинам за 5-секундные промежутки, показал, что при перемене положения тела у одних и тех же испытуемых в разные моменты учебно-трудового дня, во время работы на производстве (в 8, 12 и 15 часов) и на уроках (в 17 и 19 часов, в 21 час), реакции протекали различно.

Все разнообразие индивидуальных реакций пульса при ортостатической пробе в зависимости от степени их выраженности и течения оказалось возможным объединить в 4 характерные группы. Мы условно назвали их типами реакций. К 1-й группе (тип А) были отнесены реакции, при которых наблюдалась наибольшая разница между уровнями частоты пульса в исходном положении сидя и позе стоя (рис. 1, две верхние кривые). Для этого типа реакций характерно постоянство уровня частоты пульса в позе стоя. В течение всего срока пребывания в позе стоя (1 мин.) уровень пульса у обследованного остается сравнительно высоким. Ко 2-й группе (тип Б) отнесены реакции, при которых разница в уровнях частоты пульса у испытуемого в первоначальном положении сидя и последующем положении стоя меньше, чем в 1-й группе.

Однако учащение пульса остается устойчивым в течение всей минуты, пока испытуемый стоит (см. рис. 1, две нижние кривые). К 3-й группе (тип В) отнесены реакции, при которых наблюдается иной характер динамики пульса во время перемены положения исследуемым. Переход последнего в положение стоя сопровождается, как правило, значительным учащением пульса (рис. 2, две верхние кривые). Разница с исходным уровнем частоты может быть больше, чем при типе реакций А. Но это учащение кратковременное. Через 5, 10 и 15 сек. пребывания испытуемого в позе стоя пульс у него замедляется (становится таким же, как на исходном уровне или даже ниже его). В конце пребывания учащегося в позе стоя иногда заметно снова некоторое учащецие пульса. Переход испытуемого в положение сидя чаще всего опять вызывает кратковременное учащение пульса. Восстановление его обычно замедлено и происходит со значительными колебаниями. И, наконец, к 4-й группе (тип Г) отнесены кривые частоты пульса, свидетельствующие почти о полном отсутствии реакции сердечно-сосудистой системы на перемену положения тела (см. рис. 2, две нижние кривые).

1 Докторская диссертация. Харьков, 1960.

Реакции типа А составляли 13% общего числа их, типа Б — 43%, типа В — 29% и типа Г—15%- Абсолютные величины среднего прироста пульса в каждой из четырех указанных групп существенно отличаются друг от друга. Так, для реакции типа А этот прирост равен в среднем 22±0,4 удара в минуту, типа Б—14±0,3, типа В—11 ±0,3 и типа Г —5±0,35 удара в минуту. Однако анализ индивидуальных данных в каждой группе свидетельствует о том, что в определенных диапазонах показатели изменения пульса одинаковы: в группе А пульс ускоряется на 31 и 14 ударов в минуту, в группе Б — на 27 и 6, в группе В — на 21 и 5, а в группе Г ускоряется на 11 и снижается на 6 ударов в минуту.

Таким образом, при разном характере динамики пульса цифровые показатели реакций могут быть сходными. Например, учащение пульса на 21 в минуту может наблюдаться при достаточно устойчивой реакции (тип А) и неустойчивой (тип В) за счет значительного первоначального повышения его. Бывают и такие случаи, когда пульс у обследуемого в позе сидя и стоя не отличается по абсолютным величинам.

Сидя

Стоя

Сидя

Рис. I. Индивидуальные реакции пульса у подростков при орто-

статической пробе. Две верхние кривые — выраженные устойчивые реакции типа А; две нижние кривые — умеренные устойчивые реакции типа Б.

Сравнение абсолютных величин пульса свидетельствовало на первый взгляд об отсутствии реакции сердечно-сосудистой системы на перемену положения. Вместе с тем развернутая динамика изучаемого показателя подтверждает, что отсутствие разницы, результирующей частоты пульса в минуту, обусловлено значительными его колебаниями (например, по типу В — сначала резкое учащение, а затем замедление до уровня ниже исходного).

Оценка ортостатических проб зависит не только от величины прироста пульса, но и от частоты его до и после пробы. Многие авторы считают, что при хорошем вегетативном тонусе у здоровых людей наблюдается редкий пульс в покое со значительным учащением его (в среднем до 24 в минуту) при занятии вертикального положения (Н. Е. Тесленко; В. Г. Хион; Г. 3. Чуваева). Вместе с тем существует мнение, что в оценке реакции на ортостатическую пробу решающим является время восстановительного периода.

Как известно, распределение по типам реакций основано на соотношении уровней частоты пульса у человека в исходном положении, при перемене позы и возвращении в исходное положение. Поэтому уже само по себе отнесение реакций к той или иной группе является по существу комплексной их оценкой, учитывающей все компоненты реакций. Таким образом, оценка реакций сердечно-сосудистой системы на перемену положемия тела по абсолютным величинам прироста пульса далеко не достаточна и может подчас приводить к ошибочным заключениям.

В оценке характера динамики пульса при перемене положения тела мы опирались на данные А. М. Гельфанда, В. И. Бельтюкова, Г. 3. Чуваевой, С. М. Духович-ного, В. Г. Хиона. Эти авторы выявили, что степень реакции системы кровообращения на ортостатическую пробу увеличивается с возрастом (до 35 лет). Это обусловлено завершенностью морфофункционального развития аппарата кровообращения, связей моторного анализатора с вегетативной нервной системой. И, наоборот, у детей с несовершенной регуляцией сердечно-сосудистой системы и стариков с нару-

шенной функциональной лабильностью реактивность на функциональную пробу выражена значительно меньше.

По мнению М. Р. Могендовича и В. И. Бельтюкова, патология моторно-висце-ральных рефлексов заключается главным образом в ослаблении вегетативных реакций на мышечные движения или в чрезмерном их усилении на небольшое по интенсивности движение. Это высказывание следует принимать во внимание. Литературные данные позволяют, таким образом, оценивать как благоприятные устойчивые реакции сердечно-сосудистой системы при ортостатической пробе, условно относимые нами к типам А и Б. Реакцию типа В представляется возможным отнести к категории

/7 г

ггс

>С8 96 84

72

ео

48

36

36 5 84 ъ 72 % 60 \ 48

■Чэ

- в /9 часов 20мин 5 /\ ]

_ "Л/

- / \ А ^

V V V ч/^ Ч/Ч/

I

96 84 72 £0 48 36

84

72 60 48 36

В /9 »асо6

Г

В 20 часо8 ЗС мин Г

ч/ч/ч/4

0.5 Сидя

' >.5

Стоя

Счдя

Рис. 2. Индивидуальные реакции пульса у подростков при ортостатической пробе.

Две верхние кривые — неустойчивые реакции типа В; две нижние кривые — ослабленные реакции типа Г.

чрезмерных и неустойчивых, хотя абсолютные величины прироста пульса при этом не всегда велики. Чрезмерность этих реакций выражается в значительном учащении пульса на первоначальные импульсы с проприоцепторов при «небольшом по интенсивности движении». Через 5—10 сек. учащение пульса сменяется его резким падением. Наконец, реакция типа Г может расцениваться как неблагоприятная из категории ослабленных, когда снижение ваго-симпатического тонуса выражается в ареак-тивности пульса на мышечное напряжение.

Распределение типов реакции на протяжении учебно-трудового дня также свидетельствует о том, что в период максимума интенсивности физиологических процессов в организме подростков, т. е. в утренние и дневные часы, отмечаются выраженные устойчивые реакции. Во второй половине учебно-трудового дня возрастает число умеренных, а также неустойчивых и ослабленных реакций.

Независимо от варианта организации труда подростков (сокращенный рабочий день или сокращенная рабочая неделя) в утренние часы (в 8 и 12 часов) как в начале, так и в конце недели выраженных устойчивых реакций типа А значительно больше, чем в вечерние (15—17 часов и т. д.). В 17, 19 и 21 час во всех случаях выявляется большее число неустойчивых и ослабленных реакций. Подобные же наблюдения проводил над школьниками в 1-ю и 2-ю смены обучения Л. С. Богаченко. Реакции при ортостатической пробе во 2-ю смену характеризовались уменьшением прироста пульса и в ряде случаев были инверсионными.

По распределению полученных нами показателей можно судить о том, что при большой нагрузке в первую половину дня (6 часов работы на производстве) неустой-

чивые и ослабленные реакции на уроках, т. е. во вторую половину дня (с 21 часа), достигают 76—60%. В те же часы, но при меньшей нагрузке на производстве (4 часа), такие реакции составляют 40—38% (разница относительных величин не случайна, по Боярскому).

Следовательно, на фоне вегетативной реактивности, обусловленной временем суток, характер ее меняется и в зависимости от нагрузки. Необходимо заметить, что при режиме труда и отдыха с более равномерным распределением учебных и производственных часов на протяжении недели (при сокращенном рабочем дне) выраженные и умеренные устойчивые реакции наблюдаются в первую половину дня чаще, чем при ежедневной нагрузке подростков, равной 11 часам. Преобладание неустойчивых и ослабленных реакций совпадает с низкими показателями условнорефлекторной деятельности и работоспособности подростков.

Выводы

1. Характер реакции пульса при ортостатической пробе существенно дополняет цифровые результирующие показатели его частоты в оценке состояния вегетативной реактивности организма.

2. Благоприятными можно считать выраженные и умеренные устойчивые реакции пульса с быстрым восстановлением, неблагоприятными — неустойчивые и ослабленные реакции.

3. Типы реакций сердечно-сосудистой системы при ортостатической пробе могут быть использованы для определения функционального состояния организма и, в частности, состояния его работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

Бельтюков В. И. В кн.: Вопросы охраны детей и подростков. Свердловск, 1964, с. 31. — Богаченко Л. С. В кн.: Вопросы возрастной физиологии и морфологии. М., 1953, в. 1, с. 149. — Гельфанд А. М. Тезисы докл. Научной сессии по вопросам клиники, физиологии и профессионального труда подросткового возраста. М., 1935, с. 3. — Духовичный С. М. В кн.: Моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы. Пермь, 1963. в. 5, с. 125. — Костюков И. И. Труды 10-го Всесоюзн. съезда терапевтов. Л., 1929, с. 65. — МогендовичМ. Р., Бельтюков В. И. В кн.: Моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы. Пермь, 1963, в. 5, с. 77. — М о х -на рева Н. В. В кн.: Вопросы охраны здоровья подростков. Свердловск, 1964, с. 53.— X и о н В. Г. В кн.: Сборник докладов 3-й Научной конференции Таллинск. ин-та эпидемиологии-, микробиологии и гигиены, 1961, с. 240. — Чуваева Г. 3. В кн.: Моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы. Пермь, 1963, с. 117.

Поступила 3/1 1966 г.

УДК 613.11-053.2(470.21)

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Канд. мед. наук Л. А. Тарасов Мурманская объединенная больница и Мурманский педагогический институт

Суровый климат Крайнего Севера не является непреодолимым. При обеспечении надлежащих условий труда и быта существенных отклонений в физиологической сфере человека не наблюдается. Однако полной нейтрализации влияния неблагоприятных климатических факторов Заполярья еще не достигнуто, и они продолжают воздействовать на развитие и изменения различных функциональных признаков у живущих там детей и подростков.

Одна из наиболее выраженных реакций организма ребенка на воздействие своеобразных природных факторов Кольского Заполярья заключается в распространении анемичного состояния.

По нашим данным, в 1957—1958 гг. у подавляющего большинства местных детей гемоглобин находился на уровне 61—69%, вместо 78—86% в норме (А. Ф. Тур). Мы (Л. А. Тарасов, 1958) отмечали также, что у 12—16% из них содержание гемоглобина не превышало 56—60%. Исследование, проведенное нами в декабре — январе, свидетельствовало о выраженности анемичного состояния детей именно в «темное» время года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.