Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ '

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ »

УДК 371.78:373.3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Доц. Б. И. Темкин

Куйбышевский педагогический институт им. В. В. Куйбышева

Учебная деятельность дома должна рассматриваться в единстве с учебными занятиями в школе. Такое единство наиболее реально в условиях школы-интерната.

Мы изучали подготовку домашних заданий 58 учащимися 5—6-х классов школы интерната № 4 г. Куйбышева.

Хронометрировали время выполнения каждого учебного предмета в разные дни. Задания по арифметике ученики готовили 30—45 мин., уроки по алгебре и геометрии — 20—40 мин. и по физике — 25—40 мин. Приготовление уроков математического цикла отнимало больше всего времени. На выполнение заданий по русскому языку большинство учащихся тратило 20—30 или 30—40 мин., на приготовление уроков по литературе— 20—35 мин. или 50—60 мин., по географии — 25—35 мин. Суммарно на домашние задания ученики используют 2—2'/г часа.

По форме режим выполнения домашних заданий в немалой степени напоминает учебные занятия в школе. Обычно занятия начинаются по звонку, после 45 мин. работы объявляется 10-минутный отдых. Этот привычный ритм школьных занятий желательно изменить. Воспитанники могут без звонка к означенному времени приходить в классную комнату и приступать к занятиям. Время отдыха воспитатель объявляет. Учащиеся, ранее других успешно выполнившие домашние задания, идут отдыхать или выполнять внеучебные поручения. Такой режим повысит творческую активность учащихся.

К началу и концу выполнения домашних заданий мы определяли у учащихся «общую работоспособность» с использованием корректурной пробы, скрытый период двигательной реакции и моторную хронаксию с мышц общего разгибателя и поверхностного сгибателя пальцев (конденсаторным хронаксиметром).

В процессе приготовления уроков показатели работоспособности у учащихся ухудшались. До начала занятий число зачеркнутых знаков в среднем не превышало 497, а число ошибок на 500 знаков — 2,6; к концу приготовления домашних заданий эти цифры составили соответственно 435 и 3,9. Иными словами, уменьшилось количество и ухудшилось качество выполняемой работы. У учащихся, занимающихся более успешно, работоспособность изменялась менее выраженно. В то же время у шольников с более возбудимой нервной системой или некоторыми отклонениями в физическом развитии изменения работоспособности были более выражены.

Скрытый период двигательной реакции к концу выполнения домашних заданий заметно увеличивался. В дни с большим числом уроков и более трудными предметами утомление у учащихся к концу приготовления домашних заданий было более заметным. Подтверждается необходимость равномерно (по трудности) распределять предметы по учебным дням.

Показатели хронаксиметрии колебались для мышц общего разгибателя пальцев в пределах 0,225-—0,340 м/сек до занятий и 0,280—0,425 м/сек после приготовления домашних заданий. Для поверхностного разгибателя пальцев эти показатели соответственно равнялись 0,175—-0,265 и 0,205—0,340 м/сек. У учащихся с ослабленным здо-\ ровьем выявлено большее увеличение показателей хронаксии после приготовления домашних заданий. Так, у ученицы А-н хронаксия разгибателя пальцев удлинилась на 0,08—0,12 м/сек.

Изменения координационных отношений хронаксии мышц-антагонистов подтверждают, что величины моторной хронаксии при выполнении школьниками домашних учебных заданий характеризуют сдвиги функционального состояния их нервной системы к концу занятий. Степень утомления зависела не только от числа предметов, которые готовил ученик, но и в немалой степени от режима выполнения домашних заданий и состояния здоровья школьника. До начала приготовления домашних заданий воспитанник должен иметь часовой отдых. Как правило, это требование осуществляется в большинстве школ-интернатов, в том числе и там, где мы проводили исследования. Школы-интернаты могут по-иному решать вопрос об объеме домашних заданий. Имеется реальная возможность снизить его за счет лучшего усвоения детьми нового учебного материала на уроке.

Результаты наших исследований показали, что в школе-интернате действительно стремятся несколько уменьшить объем задаваемого на дом материала без ущерба для выполнения программы и сохранения успеваемости учащихся. Особенно это относится к таким предметам, как география, литература и история, и в меньшей степени касается заданий по русскому языку и математике. Наиболее удачно эта задача решалась

в тех учебных классах, где деятельность учителя и воспитателя была наиболее согласованна.

Полученные нами данные позволяют сделать вывод, что выполнение домашних заданий воспитанниками 5—6-х классов школ-интернатов при приготовлении уроков по 4 учебным предметам вызывает заметные изменения в функциональном состоянии нервной системы учащихся. Эти изменения более выражены у детей с ослабленным здоровьем и повышенной нервной возбудимостью.

Учителя не используют еще полностью всех преимуществ школ-интернатов для снижения времени выполнения домашних заданий и повышения при этом учебной активности учащихся. Нужно пересмотреть режим выполнения домашних заданий, обеспечив больше возможностей для разобщения учащихся при выполнении устных заданий: изменить порядок проведения занятий, выработать у учащихся навык приступать к выполнению домашних занятий в установленное время (без звонков) и по указанию воспитателя делать перерывы для отдыха и заканчивать занятия.

Поступила 3/11 1966 г.

УДК 612.768.1:612.65 + 616.1-008-072.7-053.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ

Л. Г. Груева Институт гигиены детей и подростков АМН СССР

Одним из способов оценки состояния вегетативной нервной системы служит орто-статическая проба (Н. Е. ТесленкоМ. Р. Могендович и В. И. Бельтюков, и др.).

Ортостатическая проба применена нами при исследовании подростков вечерних (сменных) школ при различном режиме труда и отдыха. В качестве наиболее приемлемой в этих условиях мы сочли ее модификацию — пробу «сидя — стоя» (Н. Е. Тесленко). Исходную величину пульса измеряли через 15—20 мин. от начала пребывания в позе сидя. Счет его производили в 5-секундные отрезки времени по Брейтману: 1 мин. — сидя, 1 мин. — стоя и 1 мин. — снова сидя, тотчас после перемены позы. Такой подсчет позволяет проследить наиболее развернутую динамику пульса при перемене положения тела. Анализ кривых частоты пульса (676 наблюдений), составленных по его величинам за 5-секундные промежутки, показал, что при перемене положения тела у одних и тех же испытуемых в разные моменты учебно-трудового дня, во время работы на производстве (в 8, 12 и 15 часов) и на уроках (в 17 и 19 часов, в 21 час), реакции протекали различно.

Все разнообразие индивидуальных реакций пульса при ортостатической пробе в зависимости от степени их выраженности и течения оказалось возможным объединить в 4 характерные группы. Мы условно назвали их типами реакций. К 1-й группе (тип А) были отнесены реакции, при которых наблюдалась наибольшая разница между уровнями частоты пульса в исходном положении сидя и позе стоя (рис. 1, две верхние кривые). Для этого типа реакций характерно постоянство уровня частоты пульса в позе стоя. В течение всего срока пребывания в позе стоя (1 мин.) уровень пульса у обследованного остается сравнительно высоким. Ко 2-й группе (тип Б) отнесены реакции, при которых разница в уровнях частоты пульса у испытуемого в первоначальном положении сидя и последующем положении стоя меньше, чем в 1-й группе.

Однако учащение пульса остается устойчивым в течение всей минуты, пока испытуемый стоит (см. рис. 1, две нижние кривые). К 3-й группе (тип В) отнесены реакции, при которых наблюдается иной характер динамики пульса во время перемены положения исследуемым. Переход последнего в положение стоя сопровождается, как правило, значительным учащением пульса (рис. 2, две верхние кривые). Разница с исходным уровнем частоты может быть больше, чем при типе реакций А. Но это учащение кратковременное. Через 5, 10 и 15 сек. пребывания испытуемого в позе стоя пульс у него замедляется (становится таким же, как на исходном уровне или даже ниже его). В конце пребывания учащегося в позе стоя иногда заметно снова некоторое учащецие пульса. Переход испытуемого в положение сидя чаще всего опять вызывает кратковременное учащение пульса. Восстановление его обычно замедлено и происходит со значительными колебаниями. И, наконец, к 4-й группе (тип Г) отнесены кривые частоты пульса, свидетельствующие почти о полном отсутствии реакции сердечно-сосудистой системы на перемену положения тела (см. рис. 2, две нижние кривые).

1 Докторская диссертация. Харьков, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.