Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ТРЕХЛЕТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ '

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ТРЕХЛЕТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ТРЕХЛЕТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ »

ЛИТЕРАТУРА

Винокуров С. И., Даниленко У. А., Спилиоти 3. И. В кн.: Вопросы

экспериментальной биологии и медицины. M., 1951, в. 1, стр. 158. _ Громашев-

сиая Л. Л. Вопр. мед. химии, 1958, т. 4. в. 6, стр. 399. — Концов В. С. Лабор. дело, 1963, № 7, стр. 23. — Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1961. — Са-е в Т. К. Съвр. мед., 1953, т. 4, № 9, стр. 79. — A 11 а п d P. D., Highman В., Am. J. Physiol., 1961, v. 201, p. 393. — Bugard P., Rev. Path, gén., 1958, v. 58, p. 1507,— Donaggio A., Rev. neurol., 1933, v. 2, p. 155.

Поступила 25/1 1964 г.

УДК 371.711.035.3

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛРИ ТРЕХЛЕТНЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Доц. Б. И. Темкин

Куйбышевский педагогический институт им. В. В. Куйбышева

В исследованиях ряда авторов в последние годы охарактеризованы отдельные ■компоненты трудового обучения или же непосредственное влияние на организм школьника тех или иных процессов. Несомненный интерес представляют работы, посвященные изучению функционального состояния организма школьников в динамике, позволяющие установить изменения, наступающие в результате длительного трудового обучения.

С 1958/1959 учебного года мы провели трехлетние наблюдения над двумя группами учащихся школы № 69 г. Куйбышева, начиная с 9-го класса. 1-я группа (38 человек) занималась производственной практикой по профессии токаря и фрезеровщика, а 2-я (26 человек) не работала на производстве и служила контролем.

В 1-й группе было проведено 6 серий наблюдений: I—сразу же по переходе на производственное обучение, в начале 1958/1959 учебного года; II — в конце этого учебного года, через 8 месяцев после I серии наблюдений; III — в начале 1959/1960 учебного года, через 12 месяцев после I серии наблюдений; IV — в конце 1959/1960 учебного года, через 20 месяцев после I серии наблюдений; V — в начале 1960/1961 учебного года, через 23 месяца после I серии наблюдений и, наконец, IV — в конце 1960/1961 учебного года, через 29 месяцев после серии наблюдений.

Контрольную группу исследовали только в первых 4 сериях наблюдений.

Учащихся обеих групп наблюдали в одно и то же время в начале учебного дня, несколько дней подряд.

Учитывая главенствующую роль центральной нервной системы в механизме приспособления организма учащихся к новым условиям мы изучали скрытый период двигательной реакции на зрительный раздражитель и моторную хронаксию. Результаты наблюдений приведены в табл. 1.

Таблица 1

Скрытый период (в о) двигательной реакции учащихся

1-я группа 2-я группа (контрольная)

Серия ис-

следова-

ния число иссле- пределы M число иссле- пределы M

дований колебаний дований колебаний

1 264 120—220 150,4 208 120—200 151,4

2 228 110—180 142,7 240 110—170 147,2

3 190 115—170 145,4 156 120—230 144,2

4 224 105—180 136,7 208 125—185 143,1

5 204 100—170 131,9 — — —

6 180 120—200 130,8

Уже на первом этапе производственного обучения (первый год) была прослежена тенденция к положительным изменениям в функциональном состоянии центральной нервной системы школьников. Летние каникулы после первого года занятий не

■вызвали выраженных изменений в этом отношении (III серия исследований). Некоторое увеличение скрытого периода двигательной реакции, возможно, объясняется своеобразной «растренированностью», так как учащиеся во время каникул не занимались трудовыми процессами. Можно предположить, что это является и результатом недостаточной стойкости рабочего динамического стереотипа, образовавшегося в результате первого года производственного обучения.

Дальнейшие наблюдения (IV, V и VI серия исследований) выявили выраженное улучшение функциональной способности центральной нервной системы школьников. Характерно, что после второго года производственного обучения летние каникулы уже не вызывали ухудшения показателей скрытого периода двигательной реакции, что может рассматриваться как показатель закрепления выработанного динамического стереотипа.

Таким образом, систематическое производственное обучение ведет к перестройке высшей нервной деятельности, достижению нового, более высокого функционального уровня. Совершенствование функций нервной системы создает предпосылки к успешному овладению учащимися самыми сложными трудовыми процессами, требующими точности, быстроты и высокой координации движений.

В контрольной группе также было отмечено уменьшение скрытого периода двигательной реакции (от I к IV серии исследований). Это может быть объяснено влиянием занятий физкультурой и спортом, а также, несомненно, ростом организма школьников, ведущим к улучшению различных его функций. Вместе с тем положительные сдвиги в этой группе носят менее выраженный характер, чем в 1-й. Подтверждением положительного влияния производственного обучения на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся могут служить результаты исследований скрытого периода двигательной реакции с введением дифференцировки. Так, во II серии исследований в 1-й группе частота срывов дифференцировки по сравнению с результатами 1 серии уменьшилась на 39%, а в контрольной — на 12%, в IV серии — со ответственно на 42 и 10%.

Моторную хронаксию мы исследовали для получения объективных данных функционального состояния центральной нервной системы, в частности состояния субординации. Исследуемые нами учащиеся не имели патологии периферического нервно-мышечного аппарата, поэтому все изменения показателей хронаксиметрии у них можно было отнести за счет центральных влияний.

Исследование осуществлялось с помощью конденсаторного хронаксиметра. Изучали хронаксию общего разгибателя пальцев и поверхностного сгибателя пальцев. Хро-наксиметрия проводилась в первых 4 сериях наблюдений, причем каждого учащегося обследовали несколько дней подряд (4—5). Полученные данные обработаны методом вариационной статистики (табл. 2).

Таблица 2

Моторная хронаксия учащихся (в миллисекундах). Средние данные

Мышца 1-я группа 2-я группа (контрольная)

серия н число исследований

I 175 II 150 III 180 IV 190 I 100 II 120 III 110 IV 130

Общий разгибатель паль-

цев ......... 0,34 + 0,29± 0,26+ 0,21 + 0,32+ 0,30+ 0,28+ 0,26+

0,008 0,007 0,007 0,005 0,01 0,008 0,008 0,006

Поверхностный сгибатель 0,23+

пальцев ....... 0,21 + 0,17+ 0,14+ 0,21 + 0,20 + 0,19+ 0,16 +

0,005 0,003 0,002 0,002 0,009 0,005 0,003 0,007

Из табл. 2 видно, что на протяжении длительного периода отмечалось уменьшение хронаксии исследуемых мышц в обеих группах, но в 1-й группе это уменьшение было выражено больше. Динамика положительных изменений (укорочение хронаксии) в обеих группах имела разную интенсивность. Первые 2 серии исследований не выявили существенной разницы в показателях хронаксии исследуемых мышц в обеих группах, а в III и IV серии они заметно выражены. Можно предположить, что при продолжении наблюдений это различие в показателях стало бы еще разительнее. К такому выводу позволяли прийти данные, полученные нами при изучении динамики скрытого периода двигательной реакции.

Таким образом, благоприятные сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы школьников под влиянием рационально организованного трудового обучения очевидны. Практические работы по производственному обучению адекватны возможностям учащихся 9, 10 и 11-х классов.

Однако производственное обучение может дать положительный эффект и превратиться в действенное средство повышения функциональной способности организма учащихся лишь при его строжайшем гигиеническом нормировании.

Поступила 10/Ш 1964 г.

УДК 614.37-078 : 677.494

ВЫЖИВАЕМОСТЬ КИШЕЧНОЙ, ДИЗЕНТЕРИЙНОЙ, ЛОЖНО-ДИФТЕРИЙНОЙ ПАЛОЧЕК И ГЕМОЛИТИЧЕСКОГО СТРЕПТОКОККА НА ПАВИНОЛЕ, ТЕКСТОВЕНИТЕ И ТКАНИ ПАВИНОЛА

Канд. мед. наук Е. Н. Иванова Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Москва

Была изучена выживаемость различных бактерий на синтетическом материале, используемом для обтягивания детских колясок. Для этого образцы (павинол и-тексто-венит), изготовленные в апреле 1963 г., подвергали исследованию с 23/1У по 2/УП 1963 г. Оба образца имели специфический неприятный запах, причем у текстовенита он был более резко выражен.

Павинол и текстовенит нарезали кусочками размером 1,5X1,5 см и стерилизовали в чашках Петри. Внешний вид их после этого не отличался от первоначального, запах не исчез. Кусочки текстовенита и павинола и ткани павинола заражали кишеч-но-дизентерийной (Флекснера) и ложнодифтерийной палочками и гемолитическим стрептококком (отдельно), суточной культурой 1-миллиардной взвеси бактерий в дистиллированной воде в количестве одной петли (имеющей один и тот же размер во-всех опытах).

Выживаемость микробов определяли путем отпечатков, т. е. накладывания кусочков павинола, текстовенита и ткани павинола на поверхность агара (Эндо—для кишечной и дизентерийной палочек; кровяной агар — для ложнодифтерийных палочек и стрептококка). Чашки с культурой ложнодифтерийных палочек помещали в термостат при 37° на 48 часов, остальные — на 24 часа.

Результаты исследований показывают, что выживаемость бактерий на кусочках павинола, текстовенита и ткани павинола при искусственном их заражении суточной культурой 1-миллиардной взвеси (одной петли) бактерий в дистиллированной воде различна.

Гибель дизентерийной палочки на павиноле наступала сразу после заражения или через 15 мин., на текстовените — от 15 до 30 мин., на ткани павинола — от 2 до 4 часов.

Кишечные палочки выживали на павиноле от 15 до 30 мин., на текстовените — от 30 мин. до 1 часа, на ткани павинола — от 4 часов до 6 часов. Ложнодифтерий-ные палочки и стрептококки выживали на павиноле и текстовените от 2 до 3 суток,, на ткани павинола — от 5 до 6 суток.

Таким образом, наименьшая выживаемость изучавшихся бактерий отмечена на павиноле, наибольшая — на ткани павинола. Однако ложнодифтерийная палочка и стрептококк и на павиноле выживают достаточно долго.

Поступила 16/ХП 1963 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.