Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА '

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА »

нореи выявлено у 7,6% обследованных, увеличение щитовидной железы — у 3,2% и у такого же числа — изменения в работающей руке в виде тендомиозита и вегетативных невралгий. Ухудшение зрения отмечалось у 2,1% повторно обследованных подростков. Отмечались неудовлетворительная прибавка в весе и статистически достоверное снижение уровня гемоглобина в крови.

При разработке показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности отмечался значительный удельный вес острых заболеваний (69% по числу случаев и 59% по числу дней нетрудоспособности) среди всей заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Второе место по частоте занимали функциональные расстройства нервной системы, третье — заболевания желудочно-кишечного тракта и кожи. В генезе возникновения этих заболеваний определенную роль играют производственные факторы: контакт с бензином, конвейерный труд. Такое заключение подтверждается при сравнении заболеваемости учащихся-сборщиц резиновой обуви и учащихся других профессий этого ПТУ (фотографы, швеи-мотористки, контролеры ОТК). Так, у учащихся-сборщиц в 3 раза чаще, чем у учащихся прочих профессий, встречались функциональные расстройства нервной системы и в 2 раза чаще заболевания желудочно-кишечного тракта и кожи (при пересчете на 100 учащихся).

Выявленные в процессе обучения неблагоприятные сдвиги в организме у учащихся-сборщиц резиновой обуви приводят к выводу о необходимости более строгого подхода к состоянию здоровья подростков при предварительном медицинском осмотре и во время обучения в училище, а также улучшения условий обучения. Имеется в виду необходимость пересмотра норм нагрузки во время производственного обучения, перестройки режима обучения в виде чередования теоретических и практических занятий по 3 часа ежедневно. Следует включить профессию сборщицы резиновой обуви в список профессий резиново-технических изделий «Перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков» (сборник № 2) и учитывать противопоказания по следующим статьям расписания болезней: 1, 1а, 16, 1в, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 6, 6а, 66, 7а, 76, 7в, 8, 86, 8в, 9, 9а, 96, 10, 10а, 106, 10в, 11, 11а, 116, 11в, 12, 12а, 126, 12в, 13, 14, 14а, 15, 15в, 16, 16а, 166, 17в, 18, 18а, 18, 19а, 20а, 206, 20в, 21, 21а, 22, 23, 23а, 24, 24а, 246, 24в, 24г, 24д, 24е, 24ж, 24и, 24л, 25, 25а, 256, 266, 26в, 26д, 26е, 26ж, 26з, 26и, 26к, 26л, 26н, 26о, 26п, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

Поступила 9/11 1970 г.

УДК 371.87

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

И. Б. Топоркова Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Для изучения влияния повышенной учебной нагрузки, вызванной введением в младших классах уроков английского языка, на утомляемость учащихся в 1967/68 учебном году исследовалась динамика умственной работоспособности учащихся 4-го класса при различных вариантах расписания: 1) учебные дни с уроками английского языка, которые стояли в расписании вторыми; 2) учебные дни без уроков английского языка; 3) учебные дни с уроками английского языка, стоящими в расписании третьими.

Под наблюдением находилось 11 учеников, практически здоровых, с удовлетворительным физическим развитием и различной успеваемостью (неуспевающих в классе нет). При первых двух вариантах расписания исследования проводили до уроков, в течение учебного дня и после уроков, при третьем — до уроков и после урока английского языка. Все исследования выполнялись в одни и те же дни недели.

Уровень работоспособности определяли путем изучения динамики: 1) дозированной во времени работы по таблицам В. Я. Анфимова; 2) относительной видимости по Л. Л. Дашкевичу (в условных единицах); 3) устойчивости ясного видения по методу Ферри в модификации Д. А. Зильбера и Н. М. Данцига.

Всего проведено 14 серий исследований, включающих 567 наблюдений. Задание по корректурным таблицам В. Я. Анфимова давали в модификации А. Н. Кабанова. Обработку производили по методике, применяемой М. В. Антроповой. Высчитывали следующие показатели: КП — общее количество просмотренных знаков; а — количество ошибок на 500 просмотренных знаков, 6 — количество ошибок, связанных с введением дифференциро-вочного торможения, на 200 просмотренных знаков; коэффициент К — отношение всего числа просмотренных знаков к числу знаков, просмотренных в первой чгсти работы.

При величине Р (вероятность случайности), равной или меньше 0,05, разность сравниваемых средних считалась достоверной.

Таблица 1

Сравнительные показатели умственной работоспособности по корректурным таблицам до

уроков и после 5-го урока

Вариант режима Английский язык на 2-м уроке Урока английского языка нет Английский язык на 3-й уроке

до уроков после 5-го урока Р разности до уроков после 5-го урока Р разности до уроков после 5-го урока Р разноо-тн

М±т М±т М±т

кп 856± 833± 0,312 854± 851± 0,900 974± 911± 0,236

±24 ±25 ±32 ±29 ±61 ±36

а 1,26± 3,24± 0,000 1,96± 2,19± 0,210 1,29± 1,89±

±0,33 ±0,38 ±0,34 ±0,43 ±0,50 ±0,46 0,376

б 1,14± 2,24± 0,000 1,12± 1,56± 0,026 1,04± 1,78± 0,069

±0,16 ±0,29 ±0,14 ±0,14 ±0,17 ±0,35

К 1,81± 1,85± 0,170 1,86± 1,79± 0,020 1,86± 1,80± 0,115

±0,02 ±0,02 ±0,01 ±0,02 ±0,03 ±0,03

Из данных табл. 1 видно, что при первом варианте расписания после 5-го урока обнаруживается достоверное увеличение количества сделанных ошибок. Но изменение общего количества просмотренных знаков и коэффициента К не является достоверным.

При втором варианте расписания общее число просмотренных знаков после 5-го урока практически не изменилось, количество ошибок до введения тормозного эффекта увеличилось недостоверно, количество ошибок после введения тормозного эффекта увеличилось достоверно, а коэффициент К дал достоверное снижение.

При третьем варианте расписания обнаружена лишь тенденция к нарастанию утомления, так как уменьшение общего числа просмотренных знаков и коэффициента К и увеличение количества ошибок не являются достоверными.

Таблица 2

Сравнительные показатели относительной видимости (в условных единицах) при разных вариантах расписания

о Статистический по-

I- к казатель

X X X ТО Время исследования

О.У а в М±т Р

со с

1-й До уроков 39,6± 0,47

После 2-го урока (английский язык) 39,6± 0,43 1,000

После 5-го урока 39,2± 0,39 0,486

2-й До уроков 39,8± 0,45

После 2-го урока (русский язык) 40,2± 0,52 0,489

После 5-го урока 39,5± 0,44 0,619

3-й До уроков 38,0± 0,22

После 3-го урока (английский язык) 37,0± 0,24 0,530

В табл. 2 приведены результаты исследования относительной видимости при разных вариантах расписания. Как видно из приведенных данных, уровень относительной видимости после 2-го урока остается без изменений или незначительно увеличивается. После 5-го урока его уменьшение более значительно. Если принять исходный уровень относительной видимости у детей за 100%, то после урока английского языка, стоящего в расписании вторым, уровень относительной видимости не изменяется, а после 5-го урока составляет 98,9%. Если вместо английского языка 2-м уроком идет русский язык, то показатель относительной видимости возрастает до 101%, а после 5-го урока снижается до 99,2%.

При рассмотрении результатов изучения устойчивости ясного видения при первыхдвух вариантах расписания обнаруживается такая же динамика кривой работоспособности в течение учебного дня, как и при исследовании относительной видимости.

При первом варианте расписания после английского языка, стоящего в расписании вторым, устойчивость ясного видения составляет 100,9%, после 5-го урока — 97,8%, при втором варианте расписания после урока русского языка, стоящего в расписании 2-м — соответственно 103 и 99,8%.

4 Гигиена и санитария № 9

97

Если урок английского языка стоит в расписании 3-м, отмечается небольшое понижение относительной видимости и устойчивости ясного видения. После урока, стоящего 3-м по расписанию, показатель относительной видимости снижается до 99,5%, показатель устойчивости ясного видения —до 97,4%.

При всех вариантах расписания независимо от наличия или отсутствия в расписании английского языка изменения относительной видимости и устойчивости ясного видения в течение учебного дня не являются достоверными.

При сравнении наших данных с результатами исследований, полученных авторами у школьников 4-го класса массовых общеобразовательных школ (М. В. Антропова; М. А. Зам-кова и Э. И. Кривицкая), выявляетсяболеевысокий уровень работоспособности детей специализированной школы. Это связано, по-видимому, с предварительным отбором детей в профильные школы, осуществлявшимся в соответствии с «Положением о средней школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке» (1961).

Динамика изменения работоспособности в течение учебного дня характерна для учащихся 4-го класса. Достоверных различий в уровне работоспособности детей до и после уроков в основном не получено как при наличии, так и при отсутствии в расписании урока английского языка. Это свидетельствует о том, что развивающееся утомление не является глубоким, причем включенный в расписание урок английского языка не вызывает большего утомления.

Таблица 3

Сравнительные показатели относительной видимости (в условных единицах) и устойчивости ясного видения (в %) до уроков, после 5-го урока и после 6-го (физкультура)

Относительная видимость

Устойчивость ясного видения

до уроков

после 5-го урока

после 6-го урока

М±т

до уроков

после 5-го урока

после 6-го урока

39,8± 0,45

39,5± 0,44

40,6± 0,44

78,9± 3,64

78,6± 2,94

83,8+1,81

Интересными оказались данные, полученные нами при изучении работоспособности учащихся под влиянием урока физического воспитания, стоящего 6-м по расписанию (табл. 3). Как видно из приведенных данных, урок физического воспитания повышает относительную видимость и устойчивость ясного видения. Уровень этих показателей после урока физического воспитания превышает даже величины, обнаруженные в дни исследований до уроков. Если принять относительную видимость и устойчивость ясного видения до уроков за 100%, то после урока физического воспитания относительная видимость составляет 102%, устойчивость ясного видения — 106,2%. Увеличение работоспособности после урока физического воспитания статистически достоверно. Вероятность случайности разности средних величин относительной видимости после 5-го и 6-го урока физкультуры равна 0,014, устойчивости ясного видения — 0,049.

Выводы

1. Достоверных различий в динамике работоспособности учащихся 4-го класса в зависимости от наличия или отсутствия в расписании урока английского языка не наблюдается.

2. Нарастание утомления у школьников не является глубоким.

3. Урок физического воспитания, стоящий в конце учебного дня, снижает утомление учащихся, естественно нарастающее к концу учебного дня.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.

Поступила 10/1V 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.