Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ УЧЕБНОГО РЕЖИМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА'

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ УЧЕБНОГО РЕЖИМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN DATA FOR SUBSTANTIATING THE TEACHING REGIMEN AT A BOARDING-SCHOOL FOR CHILDREN WITH SEGUELAE OF CEREBRAL PARALYSIS

The author studied the morbidity rate, the indices of physical development and certain features of activities of the cardiovascular and respiratory systems among boarding-school children with sequelae of cerebral paralysis. Considerable differences were noted in the functional capacities of their bodies in comparison with those of healthy children. The dynamics of indices of the functional state of the central nervous system was studied in students of 2nd, 5th and 9th grades in course of a school day and a school week. The most important changes were noted in the pupils of the 2nd grade. Taking into account the peculiar features of the state of health and that of the changes of the functional indices of the central nervous system, the author elaborated and tested one of varieties of teaching regimens intended for lower grades and suggested teaching regimens for middle and higher grades.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ УЧЕБНОГО РЕЖИМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА»

УДК 371.91:616.831-909.11-036.86

Канд. мед. наук 3. Е. Романова

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ УЧЕБНОГО РЕЖИМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича — один из видов специализированных учебно-воспитательных учреждений для школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной контингент этих школ составляют дети с последствиями церебрального паралича (до 80% в 1—3-й классах и 60% в старших; М. В. Волков). Количество больных детским церебральным параличом, по данным К. А. Семеновой, А. В. Ефимовой и др., не снижается. Частота церебральных параличей у детей различных возрастных групп варьирует от 0,05 до 0,2% (М. Н. Гончарова и соавт.). В то же время в связи с ликвидацией заболевания полиомиелитом контингент этих больных в школах постоянно уменьшается.

Большие трудности в организации учебно-воспитательной и лечебно-оздоровительной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, возникают в связи с наличием комплекса патологических нарушений при этом заболевании. Известно, что, кроме основной симптоматики — двигательных расстройств, у таких больных часто наблюдаются расстройства речи, запаздывание умственного развития, нарушения слуха и зрения, а также другие отклонения в состоянии здоровья.

Нами были изучены некоторые показатели здоровья —заболеваемость, физическое развитие, функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем — в отдельных возрастных группах по данным окси-гемометрии и пневмотахометрии учащихся с последствиями церебрального паралича в Ленинградской школе-интернате № 9. По материалам обследования, основному заболеванию у них сопутствуют задержка умственного развития (13,7% случаев), нарушения речи (31,2%), понижение остроты зрения (40,2%), косоглазие (20,1%), тугоухость (4,7%).

При задержке умственного развития наблюдаются недоразвитие или поражение функций, связанных с пространственными и временными представлениями, слабость счетных операций. Своеобразные особенности интеллектуальной деятельности — медлительность, инертность, трудная пе-реключаемость, расстройства внимания в форме повышенной отвлекаемое™ — отмечаются почти у всех детей с диагнозом церебрального паралича (Е. И. Кириченко; Л. А. .Данилова).

Проанализированные нами материалы о заболеваемости и физическом развитии 960 учащихся спецшколы-интерната (ретроспективно за ряд лет) свидетельствуют о более низких показателях их здоровья по сравнению с учащимися массовых школ. Так, число неболевших в течение года, по данным общеобразовательных школ, достигает 55,1% (Н. Б. Бушанская и Н. Н. Рундальцева), а по нашим данным —49,4%. В результате сравнения показателей физического развития с данными здоровых детей Ленинграда (И. А. Опарин и соавт.) установлено заметное отставание наблюдаемого нами контингента в росте и весе. Наиболее высокие погодовые прибавки веса и роста, совпадающие с периодом полового созревания, наблюдаются на 1—3 года позже. Зарегистрировано значительное число детей с превышением веса по отношению к росту. Данные, касающиеся экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких, а также бронхиальной проходимости (показатели пневмотахометрии), ниже, чем у здоровых детей. Как сообщает В. С. Кокин, у мальчиков 7—9 лет показатели пневмотахометрии на^выдохе составляют 3,5 л/с, у девочек — 3,4 л/с, по результатам

же наших исследований — соответственно 1,88 и 1,89 л/с. Определение показателей оксигемометрии при функциональной пробе с задержкой дыхания также характеризует более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Фаза устойчивой оксигенации, например, у 11—12-летних воспитанников школы-интерната составляет 10,3 с, у здоровых детей — 13,5—19,1 с (Н. А. Матвеева и соавт.). Таким образом, различия в функциональных возможностях организма учащихся с последствиями церебрального паралича по сравнению со здоровыми детьми весьма значительны.

Ввиду того что разница в режиме учебной работы в школе-интернате и подобных учреждениях для здоровых детей очень несущественна (число учебных часов в школе-интернате нередко выше установленного для массовых школ, так как в ней дополнительно введены уроки лечебной физкультуры и уроки труда), мы попытались изучить изменение в процессе учебной деятельности показателей функционального состояния центральной нервной системы учащихся различных возрастных групп. С этой целью у 30 воспитанников 2, 5 и 9-го классов (по 10 человек в каждом) определяли латентный период реакции на световой и звуковой раздражители, количество ошибочных реакций на дифференцировочный раздражитель, критическую частоту различения световых мельканий (КЧМ). Исследовали работоспособность по корректурным таблицам Анфимова, осуществляли хронометраж уроков по методу Пратусевича. Наблюдения проводили в динамике учебного дня и недели 1971/72 и 1972/73 учебных годов. Всего выполнено более 3000 наблюдений. Материалы исследований обработаны статистически, средние показатели приведены на рис. 1 и 2.

Наиболее низкие показатели функционального состояния центральной нервной системы наблюдаются у воспитанников 2-го класса. Сюда относится удлинение латентного периода реакций, увеличение количества ошибок в ответ на дифференцировочный раздражитель. Работоспособность по данным корректурного теста ухудшается уже после второго урока (см. рис. 1), заметно изменяются названные показатели после третьего урока и резко — после пятого. У воспитанников 5-го и 9-го классов ухудшаются эти показатели после третьего урока, а также к концу учебного дня — после пятого и шестого уроков.

С помощью хронометражных наблюдений за уроками установлено заметное нарастание количества реакций возбуждения и торможения после 20—25 мин занятий во 2-м классе и после 35 мин — в 5-м и 9-м классах.

М I I I I I I

До/ 2 3 4 5 6 IV

Мо1 2 34 5 6 I

До 1 2 3 4 5 6 II

Рис. 1. Показатели функционального состояния центральной нервной системы учащихся школы-интерната с последствиями церебрального паралича в динамике учебного дня.

На оси абсцисс — последовательность уроков; на оси ординат:/ — КЧМ (в Гц): // — латентный период реакции на световой раздражитель (в с): /// — число ошибок на дифференцировочный раздражитель (в % на 100 раздражителей): IV — число ошибок на 500 прослеженных знаков при выполнении корректурного теста с таблицами Анфимова: сплошная линия — учащиеся 2-го класса: прерывистая линия — учащиеся 5-го класса; прерывистая линия с точками — учащиеся 9-го класса:

Рис. 2. Показатели функционального состояния центральной нервной системы

учащихся школы-интерната с последствиями церебрального паралича в динамике учебной недели.

На оси абсцисс — дни недели: / — понедельник; 2 — вторник; 3 — среда; 4 — четверг:: 5 — пятница; 6 — суббота. Остальные обозначения те же. что и на рис. 1.

В динамике учебной недели (см. рис. 2) показатели функционального состояния учащихся имеют различную направленность. Функция зрительного анализатора по данным КЧМ у воспитанников 2-го класса достоверно снижается во второй половине недели. В 5-м и 9-м классах достоверных различий в динамике учебной недели не установлено, несколько ниже были показатели КЧМ в понедельник и субботу по сравнению с другими днями недели. Различия в динамике показателей КЧМ, по-видимому, объясняются возрастными особенностями зрительного анализатора.

Латентный период реакций достоверно не изменяется, однако наблюдается тенденция к его увеличению к концу недели. О снижении показателей работоспособности к концу недели свидетельствует достоверное увеличение количества ошибочных ответов на дифференцировочный раздражитель и ухудшение качества выполнения корректурных проб.

Анализируя возрастные различия в динамике функционального состояния и работоспособности учащихся, можно сказать о более значительных изменениях показателей как в процессе учебного дня, так и в динамике учебной недели у воспитанников 2-го класса. Следовательно, учебный режим детей младшего возраста особенно нуждается в гигиеническом обосновании и рационализации.

Ввиду особенностей нервной деятельности учащихся с последствиями церебрального паралича (меньшая продолжительность активного внимания, медлительность, трудная переключаемость) следует добиваться повышения их работоспособности не столько путем укорочения учебного часа (один из факторов сохранения работоспособности учащихся младших классов массовых школ), сколько рациональной организации деятельности на уроке. Целесообразно, по-видимому, более частое чередование характера деятельности на уроке, проведение не одной, а двух кратковременных (по 2—2,5 мин) физкультпауз. В качестве оздоровительного фактора и средства восстановления работоспособности в режиме дня младших школьников рекомендуется дневной сон. Организация дневного сна необходима еще и потому, что нервно-мышечный и связочно-суставный аппарат у детей с рассматриваемой патологией находится в постоянном напряжении.

В процессе перемен, прогулок и других видов внеучебной деятельности следует организованно повышать двигательную активность детей, учитывая ограниченные возможности их естественных двигательных актов..

Вместе с интенсификацией деятельности систем дыхания, кровообращении и т. д. физические упражнения должны способствовать исправлению дефектов опорно-двигательного аппарата, речевой функции и др.

Все эти факторы сохранения и повышения работоспособности составили основу гигиенических рекомендаций о режиме обучения в школе-интернате для детей с последствиями церебрального паралича.

ЛИТЕРАТУРА. Б у шанская Н. Б., Рундальцева Н. Н. — «Сов. здравоохр.», 1968, №12, с. 37—40. — В о л к о в М. В. — «Вестн. АН СССР», 1972, № 4, с. 48—52. — Гончарова М. Н., Грин и на А. В., Мирзое-в а И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорнодвигателыюго аппарата. Л., 1974. — Данилова Л. А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным церебральным параличом. Автореф. дис. канд. Л., 1969. —Ефимова А. В. Санаторное лечение детей с церебральными параличами. М., 1969. — Кириченко Е. И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральным параличом. Автореф. дис. канд. М., 1965. — Коки н В. С. — «Педиатрия», 1964, № 6, с. 50—53. — Матвеева Н. А., С и г р и -а некая В. А., Дорожнова К. П. — В кн.: Материалы 9-й научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969, с. 27. — Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., 1968.

Поступила 22/1V 1975 г.

CERTAIN DATA FOR SUBSTANTIATING THE TEACHING REGIMEN AT A BOARDING-SCHOOL FOR CHILDREN WITH SEGUELAE OF CEREBRAL

PARALYSIS

Z. E. Romano ca

The author studied the morbidity rate, the indices of physical development and certain features of activities of the cardiovascular and respiratory systems among boarding-school children with seguelae of cerebral paralysis. Considerable differences were noted in the functional capacities of their bodies in comparison with those of healthy children.

The dynamics of indices of the functional state of the central nervous system was studied in students of 2nd, 5th and 9th grades in course of a school day and a school week. The most important changes were noted in the pupils of the 2nd grade. Taking into account the peculiar features of the state of health and that of the changes of the functional indices of the central jiervous system, the author elaborated and tested one of varieties of teaching regimens intended ior lower grades and suggested teaching regimens for middle and higher grades.

УДК 614.31:614.73:546.26.02.14

Канд. мед. наук Н. А. Запольская, Е. Д. Павлицкая, канд. биол. наук А. В. Федорова, проф. В. П. Шамов

НОРМИРОВАНИЕ С14, ПОСТУПАЮЩЕГО В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА С ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

.Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены Министерства

здравоохранения РСФСР

Действующие в СССР нормы радиационной безопасности (НРБ-69), •принятые Национальной комиссией по радиационной защите, устанавливают пределы годового поступления (ПГП) и среднегодовые концентрации <СДК) радионуклидов на основании предельно допустимых доз облучения критических органов. ПГТ С14 при поступлении с водой или пищей в организм отдельных лиц равна 660 мкКи в год, СДК — 0,82 мкКи/л. При этом кратность накопления С" в критическом органе — жировой ткани — считали равной 9. Однако это значение не соответствует тому, которое рассчитано по содержанию стабильного углерода и С14 естественного происхождения в жировой ткани человека. Известно, что во всем теле «стандартного человека» весом 70 кг жировая ткань составляет 14% (10 кг), в жировой ткани содержится 75%, или 7,5 кг, стабильного углерода1 .

1 Радиационная защита. Рекомендации Международной комиссии по радиологической защите (вторая публикация). Госатомиздат, М., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.