Научная статья на тему 'ОБ УЧЕБНОМ РЕЖИМЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА СБОРЩИКОВ ОБУВИ'

ОБ УЧЕБНОМ РЕЖИМЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА СБОРЩИКОВ ОБУВИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL REGIMEN OF THE FOOT-WEAR FITTER STUDENTS AT A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL

The authors investigated the dynamics of certain physiological functions among the students of a secondary occupational technical school, who were in the 1st year of training in the profession of a foot-wear fitter. Three cycles of observations were carried out in the following order: the first and second half year and in the course of continuous industrial training. The reflexometry and the method of corrected tests were used. Certain physiological functions were found to depend on the peculiar traits of the industrial training regimens prevailing in two training groups.

Текст научной работы на тему «ОБ УЧЕБНОМ РЕЖИМЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА СБОРЩИКОВ ОБУВИ»

УДК 613.956:[в58.388.1:685.31

А. А. Эльяшев, Б. И. Гутник

ОБ УЧЕБНОМ РЕЖИМЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА

СБОРЩИКОВ ОБУВИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического обучения,

Ленинград

В качестве первого этапа исследования, имеющего конечной целью выработку рекомендаций по оптимизации учебно-производственного процесса, мы предприняли изучение учебных режимов в 2 группах учащихся 1-го года обучения, осваивающих профессию сборщика обуви. Обе группы, 14-я и 15-я, занимались по экспериментальному учебному плану, разработанному во Всесоюзном научно-исследовательском институте профессионально-технического образования и предусматривающему учебную нагрузку 36 ч в неделю. Исследования проводили в условиях естественного эксперимента. Под наблюдением находились 20 девушек.

Как известно, учебный режим, определяемый учебным планом и программой, реализуется в учебном расписании. Особенностью расписания в обеих группах явилось сдваивание дней производственного обучения. В 14-й группе на протяжении учебного года оно проводилось в середине недели — среду и четверг, а в 15-й группе в первом полугодии — в конце недели, т. е. в пятницу и субботу, во втором полугодии — в понедельник и вторник. Существенным недостатком расписания была малая продолжительность перерывов между занятиями. На протяжении учебного дня чередовались перемены длительностью 5 и 10 мин: только после 4-го урока проводилась «большая перемена» — длительность 30 мин. Наблюдался ряд других отсутствий от гигиенических норм. Так, в обеих группах проводились только сдвоенные уроки физкультуры. В 14-й группе в первом полугодин практиковались сдвоенные уроки по специальным и общеобразовательным предметам. В 15-й группе распределение уроков было более рациональным; в тех случаях, когда в течение дня имелось 2 урока по 1 предмету, они чередовались с другими уроками.

Во втором полугодии учебное расписание в обеих группах в равной мере составлено нерационально, сдвоенные уроки наблюдались в течение каждого учебного дня.

Что касается занятий по производственному обучению, то они носили разный характер на протяжении учебного года. В первом полугодии они проводились в учебных мастерских профессионально-технического училища. В дальнейшем их перенесли на базовое предприятие, где учащиеся работали на конвейерных линиях в производственных цехах. Отметим лишь, что, по литературным данным и материалам предыдущих наших исследований, наиболее целесообразно чередование занятий по производственному и теоретическому обучению без сдваивания дней производственного обучения (А. Д. Храмцова и А. А. Эльяшев).

При исследовании динамики работоспособности учащихся применяли ряд физиологических методик; мы остановимся лишь на рефлексометрии и корректурных исследованиях. Рефлексометрию проводили по 2 стабильным программам. После 2 положительных сигналов следовал тормозной, за ним — снова положительный, такой же, который предшествовал тормозному. Такую последовательность сигналов повторяли трижды. Следовательно, в каждом эксперименте испытуемому предъявляли 12 сигналов. В обеих программах тормозным сигналом служил зеленый свет, положительным — белый и красный. Программы, будучи адекватными, отличались лишь порядком следования положительных сигналов (красный, белый, зеленый, белый в первом случае и белый, красный, зеленый, красный — во втором). При оценке результатов рефлексометрии учитывали средний латентный период зрительно-моторной реакции на первый (в каж-

л» с

450

400

350 300 250 200

/50

а

/ / \ \ 1

/ / \ / ,'2

6 в

\ / / \

\ г ! \ I / \ \

V / \ А / V I /2 \

\ 7 / г } / }

12345 Б1 2345 6! 2345 Ани

Рис. 1. Изменение латентного периода зрительно-моторной реакции на 1-й положительный сигнал у учащихся 14-й

группы в течение недели. а — первое обследование; б — второе обследование; « — третье обследование: / — до занятий; 2 — после занятий.

МС 450

400 350 300 250 200

150

а

-V «

1 1 1

\ \ У > к

\ /

в

X \ 1 \ 2

ч т \

/

г г 3 4 6 61 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5

Мни

Рис. 2. Изменение латентного периода зрительно-моторной реакции на 1-й положительный сигнал у учащихся 15-й группы в течение недели.

Обозначения те же, что и на рис. 1.

дой серии) положительный сигнал, изменение латентного периода после отрицательного дифференцировочного сигнала (последовательное торможение) и число расторможенных дифференцировок.

Латентный период зрительно-моторной реакции, свидетельствующий о протекании процесса возбуждения, приведен на рис. 1 и 2. Как следует из данных рефлексометрии, полученных в первом полугодии (см. рис. 1, а), наибольший латентный период зрительно-моторной реакции (461 мс) наблюдается в 14-й группе в 1-й день производственного обучения до начала занятий; к концу дня он достоверно снижается до 397 мс. Во 2-й день производственного обучения латентный период минимальный (337 мс до работы и 281 мс после нее), а далее он несколько повышается к концу недели. Увеличение латентного периода перед производственным обучением отчасти может быть объяснено условнорефлекторной реакцией на предстоящую трудовую деятельность. В значительной мере возрастание этого * показателя, по-видимому, является следствием значительной учебной нагрузки и нерационального расписания занятий в предшествующие дни. Анализ результатов рефлексометрии 14-й группы (см. рис. 1, а) показывает, что латентный период на протяжении дня в понедельник уменьшается с 357 до 234 мс (врабатывание), во вторник несколько возрастает (с 332 до 386 мс); в последующие дни показатели ниже исходных (соответственно 461, 311, 312 и 331 мс до занятий и 337, 281, 241 и 291 мс после занятий). Такая тенденция, прослеживаемая от среды к субботе, очевидно, свидетельствует о восстановлении физиологических функций на протяжении учебного дня вследствие недостаточности предыдущего отдыха.

Во втором полугодии в 14-й группе изменения латентного периода несколько иные (см. рис. 1, б). Наиболее продолжителен он в понедельник, вторник и среду (соответственно 370, 341 и 365 и мс до занятий и 346, 273 и 326 мс после занятий). В четверг этот показатель значительно снижается (242 и 207 мс) и остается низким до конца недели (274 и 267 мс в пятницу, 239 и 317 мс в субботу). Тем не менее тенденция к снижению латентного периода в течение учебного дня наблюдается на протяжении всей недели, исключая субботу. ^

Уменьшение латентного периода во второй половине недели объясняется, по нашему мнению, переключением учащихся на другой вид деятельности — производственное обучение в условиях базового предприятия. В 15-й группе в первом полугодии (см. рис. 2, а) наибольшая продол-

жительность латентного периода отмечается в понедельник и вторник (соответственно 438 и 432 мс до занятий и 416 и 400 мс после занятий). Далее этот показатель снижается, достигая наименьших значений в четверг, а затем снова возрастает к субботе, оставаясь при этом ниже, чем в понедельник и вторник. Данные, полученные в четверг и субботу, выше исходных.

Отметим, что расписание занятий по теоретическому обучению в 15-й группе более упорядочено, чем в 14-й.

Длительное врабатывание и неблагоприятные показатели рефлексо-метрии в начале недели объясняются, по-видимому, тем, что производственное обучение в 15-й группе проводится в пятницу и субботу и промежуток между циклами занятий по теоретическому обучению составляет 3 дня.

Во время второго обследования в 15-й группе (см. рис. 2, б), когда дни производственного обучения перенесли на понедельник и вторник, показатели рефлексометрии стали более благоприятными (продолжительность латентного периода на протяжении недели 368, 284, 276, 330, 249 и 263 мс до занятий и 334, 343, 293, 307, 266 и 306 мс после занятий). Однако отнюдь не следует делать вывод, что такое чередование теоретического и производственного обучения более благоприятно. По-видимому, уменьшение латентного периода, прослеживаемое также и в 14-й группе, в значительной степени объясняется адаптацией учащихся к учебно-производственному процессу во втором полугодии.

Во время сплошного производственного обучения учащиеся работают на конвейерных линиях, причем выполняемые ими операции отличаются по физической тяжести и нервной напряженности труда. Поэтому возможна лишь обобщенная оценка данных физиолого-гигиенического обследования, в частности, рефлексометрии. Полученные результаты свидетельствуют о тенденции к уменьшению латентного периода зрительно-моторной реакции по сравнению с данными первых 2 обследований, особенно четко прослеживаемой в 15-й группе (см. рис. I, в и 2, в).

Результаты изучения разности между латентным периодом зрительно-моторной реакции, следующим за отрицательным дифференцнровочным сигналом, и предшествующим ему, подтвердили, что в 14-й группе, где производственное обучение проводится в середине недели, количество случаев возрастания изучаемого показателя снижается к концу занятий. Напротив, в 15-й группе во время первых 2 обследований этот показатель в течение дня возрастает. При сплошном производственном обучении в обеих группах в течение дня число случаев нарастания этого показателя снижается, что связано, по-видимому, с 5-дневной рабочей неделей, переменой характера деятельности и незначительными нервно-эмоциональными нагрузками.

Результаты скорости переработки зрительной информации (А. А. Ген-кин и соавт.) представлены на рис. 3 и 4. Несмотря на различие в деталях, в обеих группах этот показатель минимален. В 14-й группе (см. рис. 3) скорость переработки информации при первом обследовании совпадает (2 бит/с во вторник, 1,8 бит/с в пятницу). Данные второго обследования в остальные дни недели значительно выше исходных (соответственно 1,9 и 1,5 бит/с в понедельник; 3 и 2,3 бит/с в среду, 2,8 и 2,3 бит/с в четверг и 2,8 и 1,9 бит/с в субботу). Однако, сравнивая эти данные, можно говорить лишь о тенденции к возрастанию их при втором обследовании. При третьем обследовании скорость переработки информации учащимися 14-й группы возросла по сравнению с предыдущими данными достоверно (Р = = 0,05 по критерию знаков), составляя на протяжении 5 рабочих дней соответственно 3,2, 3,6, 3,5, 3,6 и 4,1 бит/с. В 15-й группе (см. рис. 4) при первом обследовании скорость переработки зрительной информации в среднем за неделю составляла 1,7 бит/с, варьируя от 2,2 до 1,2 бит/с. Во время второго обследования тот же показатель составлял 2,4, 2,2, 2,5, 3 и 2,5 и 3 бит/с. Различие данных 2 обследований статистически достовер-

бит/с

бит/с 41-

3

2

1

1

12 3 4 5 6

Лии

/ 2 3 4 S S Дни

Рис. 3. Результаты исследования скорости переработки информации (бит/с) у учащихся 14-й группы в течение 1-го года обу-

Рис. 4. Результаты исследования скорости переработки информации (бит/с) у учащихся 15-й группы в течение 1-го го-

/ — данные первого обследования;

2 — данные второго обследования;

3 — данные третьего обследования.

чения.

да обучения. Обозначения те же, что и на рис. 3.

но (Р = 0,05 по критерию знаков). Результаты третьего обследования в течение 5 рабочих дней (2,8, 3,6, 3,4, 3,4 и 3,3 бит/с) выше соответствующих данных второго обследования и статистически достоверно (Р = 0,05 по критерию знаков) превышают данные первого обследования.

Таким образом, приводимые сведения свидетельствуют, во-первых, об адаптации учащихся к учебно-производственному режиму во втором полугодии и, во-вторых, о благоприятном влиянии сплошного производственного обучения на функциональное состояние организма учащихся и основные нервные процессы. Во время третьего обследования (сплошное производственное обучение) наблюдается удовлетворительное совпадение результатов рефлексометрии и скорости переработки зрительной информации.

1. Обучение в обеих группах проходило в условиях нерационально составленного расписания, что отрицательно сказалось на некоторых физиологических функциях.

2. Положительные изменения физиологических показателей во втором полугодии связаны, по-видимому, с адаптацией учащихся к условиям обучения.

3. На основании данных рефлексометрии можно предполагать, что наиболее благоприятным является производственное обучение в середине недели.

4. Улучшение показателей рефлексометрии и корректурных исследований во время сплошного производственного обучения объясняется изменением характера деятельности учащихся и переходом на 5-дневную учебную неделю.

ЛИТЕРАТУРА. Генкин А. А., Медведев В. И., Ill е к М. П. — <Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 1Q4—110. — Храмцова А. Д.. Эльяшев А. А. Физиолого-гигиенические рекомендации по организации учебно-производственного режима в профтехучилищах, подготавливающих квалифицированных рабочих-металлистов со средним образованием. Л., 1972.

Выводы

Поступила -4/V—1975 г.

THE EDUCATIONAL REGIMEN OF THE FOOT-WEAR FITTER STUDENTS AT A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL

A. A. Elyashev, B. I. Gutnik

The authors investigated the dynamics of certain physiological functions among the students of a secondary occupational technical school, who were in the 1st year of training in the profession of a foot-wear fitter. Three cycles of observations were carried out in the following order: the first and second half year and in the course of continuous industrial training. The reflexometry and the method of corrected tests were used. Certain physiological functions were found to depend on the peculiar traits of the industrial training regimens prevailing in two training groups.

УДК 612.65-063(574.2)

С. Н. Мастеров

СДВИГИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА

Кустанайский педагогический институт 50-летия образования СССР

В городах северной зоны Казахстана, областных центрах — Петропавловске и Кустанае с населением около 150 тыс. человек в каждом неуклонно повышается социально-культурный уровень и улучшаются жилищные условия. В частности, наблюдается интенсивный переход от одноэтажных домостроений с приусадебными участками к микрорайонам с современной многоэтажной застройкой.

Впервые в Северном Казахстане изучение физического развития детей и подростков было начато нами в 1966 г. В Петропавловске обследовано 7209 человек в возрасте от 1 года до 17 лет. Для характеристики физического развития исследовали показатели: соматометрические (рост, вес, окружность грудной клетки), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила) и соматоскопические (состояние костной и мышечной системы, жироотложение), а также признаки полового созревания (степень развития волос на лобке и в подмышечной впадине, степень развития молочной железы, время появления первой менструации у девушек). Разработку материала вели для 54 возрастно-половых групп (для детей от 1 года до 3 лет взяли интервал в 3 мес, а для детей от 3 до 7 лет — в 6 мес).

Результаты исследования позволили дать характеристику практически всего периода развития детей и подростков Петропавловска, выявить некоторые закономерности и особенности. Так, увеличение годовых прибавок признаков и распределение школьников по уровню физического развития имели несомненную связь с периодом полового созревания. У мальчиков 13—16 лет обнаружено максимальное увеличение веса, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких, а также усиленный рост волос на лобке. Отмечено максимальное увеличение длины тела на 1 год раньше, а мышечной силы — на 2 года. Усиление роста волос в подмышечной впадине (в 15 лет) соответствовало уменьшению годовых прибавок роста. У девочек максимальные прибавки веса, окружности грудной клетки и мышечной силы, усиленный рост волос на лобке и увеличение молочной железы, а также максимум появления менструаций зарегистрированы в возрасте 11—15 лет. Максимальное увеличение длины тела и жизненной емкости легких произошло на 1 год раньше; только в возрасте 14—17 лет наблюдалось усиление роста волос в подмышечных впадинах.

Средний возраст появления признаков полового созревания у школьников Петропавловска в 1966 г. был следующим: у мальчиков волосы на лобке— в 13 лет 1 мес, волосы в подмышечной области — в 13 лет 9 мес;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.