Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF DAY REGIMEN OF CHILDREN IN GENERAL AND MUSICAL SCHOOLS

Dynamic observations were carried out over school pupils, studying only in schools providing general education, and over those, who were combining studies in these schools with classes in musical and sport schools. Children, attending a musical school, presented in ail the tests used more unfavorable shifts, that testify on the greater fatigue of these undergraduates.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛАХ»

ность, местное действие на роговицу глаза. Нас заинтересовала также возможность установления связи токсичности РЗЭ со степенью их распространенности в литосфере Земли.

Связь между среднесмертельными дозами, выраженными в логарифмах миллиатом на 1 кг веса, и перечисленными свойствами РЗЭ определялась методом рангов по Спирмену с выведением коэффициентов ранговой корреляции. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Как видно, большинство выбранных физико-химических и биологических свойств РЗЭ обнаруживают достаточную тесноту связи со средне-смертельными дозами соединений этих элементов (ранговый коэффициент 0,71—0,95). Такие показатели, как атомный радиус, плотность, электроотрицательность атомов, антикоагулянтная активность, распространенность в литосфере, находятся лишь в умеренной тесноте связи (ранговый коэффициент корреляции 0,51—0,70). Не удалось установить вероятности связи между среднесмертельными дозами РЗЭ и первичным потенциалом ионизации (коэффициент корреляции равен —0,43).

Найденные связи требуют дальнейшей разработки для возможности проведения ориентировочных расчетов токсикологических параметров редкоземельных элементов и, в частности, их предельно допустимых концентраций.

ЛИТ АТУР А. Левина Э. Н. Общая токсикология металлов. Л., 1972. — Люблина Е. И. В кн.: Вопросы общей и частной промышленной токсикологии. Л., 1965, с. 26. — Р аботникова Л-1В. Там же, с. 52.

Поступила 24/V /973 года

COMPARATIVE TOXICITY.OF RARE EARTH METALS AND ITS RELATION WITH CERTAIN OF THEIR PROPERTIES

S. S. Spassky

Among the rare earth elements (REE) the most toxic are the yttrium and the elements of the yttrium subgroup and the less toxic REE are those of the cerium subgroup. A relationship was found to exist in between the LDj0 of REE and that of their physico-chemical constants (atomic and molecular weight, atomic and ionic radius, atomic number, electronegativity of atoms, density, precipitation rate of hydroxides, optimum pH level of the precipitation medium), the biological properties (the levels of REE deposits in the skeleton and the liver, the intensity of their removal from the body, the anticoagulating activity, the action on the eye cornea) and besides the extent of REE distribution in the lithosphere of the Earth.

УДК 813.955

Канд. мед. наук Д. М. Космодамианская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛАХ

Донецкий медицинский институт им. А. М. Горького

Были проведены динамические наблюдения за утомлением школьников в течение учебного года, проанализированы данные, хронометражные таблицы режима дня. Для наблюдения выбраны 3 группы по 10—15 практически здоровых детей. В 1-ю группу входили дети, обучающиеся в общеобразовательной школе, во 2-ю группу — дети, сочетающие обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, а в 3-ю группу — дети, сочетающие обучение в общеобразовательной и спортивной школах. Исследования проведены в одной из школ Центрального района Донецка у учащихся 4-х классов. Кроме того, был проведен опрос около 1200 учащихся, выяснено, кто из них занимается музыкой и спортом (вид спорта), проанализированы данные их физического развития, определено число школьников с миопи-ческой рефракцией и сколиотическими изменениями позвоночника в подобных' же 3 группах учащихся.

Для суждения об утомлении школьников были взяты тесты, зарекомендовавшие себя как достаточно адекватные и удобные для использования при изучении утомления в школьных и производственных условиях. У учащихся определяли скорость зрительно-моторной реакции с дифференциров-кой (длительность латентного периода), корректурные тесты (количество просмотренных знаков и допущенных ошибок), ортостатическую пробу, статическую мышечную выносливость и мышечную силу.

Следует указать, что в обследованной нами школе число школьников, занимающихся музыкой и спортом, было значительно выше того, которое приводит М. В. Антропова. Совмещали обучение с занятиями в музыкальной школе 120 из 1000 школьников и с занятиями в спортивной школе 168 из 1000.

Динамические наблюдения за школьниками всех 3 групп показали нарастание у них утомления в течение учебного дня, недели, четверти и года. Отмечалось статистически достоверное (Р— 0,1—0,01) увеличение длительности латентного периода зрительно-моторной реакции к концу дня, в субботу, перед каникулами у всех школьников. Однозначные сдвиги выявлены по всем показателям (ортостатическая проба, статическая мышечная выносливость, динамометрия, корректурные тесты). В течение недели равномерного нарастания утомления не выявлялось; у большинства учащихся все показатели были в понедельник снижены, во вторник и среду скорость реакции возрастала, а начиная с четверга падала и была ниже исходного уровня в понедельник. Это можно иллюстрировать данными о длительности латентного периода зрительно-моторной реакции. Однозначно направленные результаты получены при анализе корректурных проб, данных динамометрии, ортостатической пробы и мышечной выносливости.

При индивидуальном анализе показателей каждого испытуемого установлено, что у некоторых школьников эта зависимость не столь ярко выражена или не проявляется вообще. У них функциональные показатели в понедельник были не ниже, чем во вторник и среду, работоспособность, как обычно, понижалась к концу недели. Проанализированы карты-дневники выходного дня детей, проведен их опрос; выяснилось, что у большинства (примерно 80 %) учащихся в выходной день бывают нарушения режима (они поздно встают, много времени тратят на просмотр телевизионных программ и кинофильмов, посещение родных и знакомых, приготовление домашних заданий, мало времени осенью и зимой бывают на воздухе, поздно укладываются спать), иначе говоря, воскресенье не является полноценным днем активного отдыха, вместе с тем оно вносит изменения в уже установившийся за учебную неделю ритм, нарушает динамический стереотип. Именно этим можно объяснить снижение работоспособности по данным всех функциональных показателей в понедельник. В то же время отмечено, что у группы детей, функциональные показатели которых в понедельник были не ниже, чем во вторник и среду, воскресенье было днем активного отдыха (прогулки, игры на воздухе) в тот день время подъема и отхода ко сну у них не менялось по сравнению с учебной неделей; такие дети готовили домашние задания в субботу.

Учащиеся, находящиеся под динамическим наблюдением, занимались в общеобразовательной школе во вторую смену, а музыкальную школу в основном посещали в первой половине дня. Судя по анкетному опросу, режим занятий музыкой дома не был устойчивым; в ряде случаев дети занимались домашней музыкальной подготовкой в первой половине дня, но достаточно часто и в вечернее время (после школьных занятий). Среднее время, затрачиваемое школьниками на подготовку домашних музыкальных заданий, — 70—90 мин, минимальное — 35 мин и максимальное — 200 мин (3*/2 ч).

При опросе учащихся выяснены нарушения их режима — длинный рабочий день, недостаточное пребывание на воздухе, укороченный ночной сон, нерегулярные занятия утренней гимнастикой. Анализ дневников-анкет уча-

Таблица 1

Удлинение латентного периода зрительно-моторной реакции с дифференцировкой в течение рабочего дня и недели у учащихся разных групп

к .А я "о X о X я 5 Удлинение латентного периода (в с)

Е о и о после уроков в конце учебной недели Р

1-я 2-я 3-я 0,35—0,15 0,52:2=0,13 0.41=^0,16 0,46=2=0.19 0,58—0.14 0,43—0,15 0,1—0,01

Таблица 2

Уменьшение количества прочитанных знаков и увеличение количества ошибок по корректурным пробам у учащихся разных групп после уроков (в конце учебной недели)

Группа обследованных Уменьшение количества прочитанных знаков Увеличение количества ошибок Р

1-я 128,5=2=37,5 2,5—0,4

2-я 205— 40,7 5,7—0,9 0,1—0,001

3-я 133,3=2=40,8 3,2^0,7

щнхся, находящихся под динамическим наблюдением, показал, что все дети 2-й группы регулярно не досыпают полчаса — час (в отдельных случаях ночной сон укорачивается на 21/3 ч), тратят на приготовление домашних заданий для общеобразовательной школы обычно на 25—50 мин меньше, чем дети 1-й группы, но общая длительность домашних занятий (с учетом музыкальной подготовки) у них на Р/а—3 ч больше рекомендуемых нормативов (К. И. Лучина; М. В. Антропова). Пребывание на воздухе детей 2-й группы непродолжительно, а иногда (в осенне-зимний период) оно сводится лишь ко времени, затраченному ими на дорогу в общеобразовательную и музыкальную школы .и обратно.

Учащиеся 3-й группы дополнительно к школьным занятиям занимались в спортивной школе 2—3 ч в неделю, вид нагрузки у них иной и мог бы способствовать снижению умственного напряжения.

Следует отметить, что сравнивать показатели обследованных групп в абсолютных числах было нельзя. Так, если взять, как это принято, среднее число просмотренных знаков (корректурная проба) или количество ошибок у учащихся 1, 2 и 3-й групп в одно и то же время (до или после уроков, в начале или конце недели и т. п.), то само число просмотренных знаков будет закономерно большим у учащихся 2-й группы в любой период исследования, а в начале дня или недели количество пропущенных ошибок будет закономерно меньшим. Анализ этих показателей и педагогическая оценка наблюдаемых позволяют заключить, что общее образование с обучением в музыкальной школе совмещают в большинстве случаев хорошо успевающие дети. Это не всегда относится к детям, занимающимся спортом, и по корректурным пробам подобной зависимости тоже не установлено.

В дальнейшем, анализируя полученные результаты, мы сравнивали не абсолютные показатели корректурных проб, длительности латентного периода зрительно-моторной реакции, динамометрии и статической мышечной выносливости (последние 2 показателя в абсолютных числах были закономерно выше у учащихся 2-й группы), а степень изменения этих показателей за учебный день или неделю. Полученные результаты приведены в табл. 1 и 2.

Полученные данные позволяют сделать вывод о большем снижении работоспособности в конце учебного дня или недели (соответственно в конце четверти и учебного года) у учащихся 2-й группы.

Занятия в спортивной школе, судя по использованным нами показателям, не повышают общей работоспособности учащихся, но и не снижают ее столь закономерно; наблюдается лишь тенденция к большему увеличению ошибок при корректурной пробе и уменьшению количества прочитанных знаков.

Снижение мышечной силы, по данным динамометрии и статической мышечной выносливости, также более выражено у детей 2-й группы, что совпадает с результатами, полученными М. В. Антроповой, указывающей на корреляцию общей и мышечной работоспособности. Подобная же закономерность зарегистрирована и по данным ортостатической пробы.

Применяемые сейчас в натурных условиях функциональные пробы не позволяют отдифференцировать утомление и напряжение функций (С. М. Громбах и Г. Н. Сердюковская); можно лишь отметить, что все они свидетельствуют о неблагоприятном сдвиге и большем снижении работоспособности у детей, сочетающих обучение в общеобразовательной и музыкальной школах.

Учитывая большую нагрузку учащихся общеобразовательной и музыкальной школ, а также наличие у них неблагоприятных функциональных сдвигов, мы проанализировали физическое развитие 1189 школьников, также разбив их на 3 группы. Для оценки физического развития использованы таблицы физического развития детей различных возрастов Донецка, разработанные кафедрой гигиены детей и подростков Донецкого медицинского института им. А. М. Горького. Увеличение умственной нагрузки, большее время, затрачиваемое на выполнение домашних и учебных занятий (суммарно для общеобразовательной и музыкальной школ), нарушения режима дня и меньшая подвижность должны были способствовать непропорциональному физическому развитию—повышению веса и увеличению объема грудной клетки за счет избыточного жироотложения. Дети с физическим развитием такого типа относятся ко 2-й группе. Анализ антропометрических данных 1189 школьников показал, что 11,7% детей, обучающихся только в общеобразовательной школе, имеют больший вес и окружность грудной клетки (в сравнении с разработанными нормативами) и относятся ко 2-й группе физического развития. Среди детей, обучающихся сверх того в музыкальной школе, этот процент возрастает до 34,7. Подобный сдвиг в физическом развитии свидетельствует о необходимости дополнительного контроля за состоянием здоровья детей, занимающихся в 2 школах, изучения условий их обучения в музыкальной школе, особого внимания к их физической нагрузке и корригирующей гимнастике. Необходимость дополнительного контроля и введения корригирующей гимнастики подтверждается также тем, что у 4,2 % детей 2-й группы диагностируются сколиозы, тогда как у детей, обучающихся только в общеобразовательной школе, сколиозы встречаются в 2,9 % случаев.

У детей, посещающих музыкальную школу, чаще (в 11,2% случаев) встречаются и миопическая рефракция. В то же время среди учащихся, занимающихся только в общеобразовательной школе, миопическая рефракция наблюдается в 7,8 % случаев.

Анализ антропометрических показателей учащихся, занимающихся в спортивных школах, позволил установить довольно высокий процент детей, имеющих больший вес и объем грудной клетки. 18'% детей 3-й группы физического развития относились к учащимся, сочетающим обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, тогда как среди учащихся, обучающихся только в общеобразовательной школе, подобные дети составляли 11,8"'%. При анализе антропометрических данных в связи с видом спорта, которым занимались дети, посещающие спортшколу, выяснилось, что повышение веса и увеличение окружности груди в 39% случаев наблюдается у школьников, занимающихся боксом, борьбой и штангой; нарастание веса в данном случае идет в основном за счет увеличения мышечной массы. Если исключить эти виды спорта, то у учащихся спортивных школ избыточный вес встречается реже (8,1 % случаев). Естественно, что и сколиотическая осанка встречается значительно реже у детей, занимающихся спортом (0,5 % случаев).

Полученные результаты позволяют говорить о необходимости усиления медицинского контроля за состоянием здоровья и физическим развитием детей, обучающихся в музыкальных школах. Следует рекомендовать обязательную медицинскую консультацию детей, поступающих в эти школы. Необходимо шире развернуть санитарно-просветительную работу среди родителей, разъяснять им важность режима дня школьника и особенно режима выходного дня.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1967, с. 58. — Они же. Там же, с. 14. — Тромбах С. М., Сердюков-с к а я Г. Н. Тезисы докл. 16-го Всесоюзн. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1972, с. 377. —Лучина К- И. Сборник важнейших официальных материалов по вопросам гигиены детей и подростков. М.,^,1964.

Поступила 9/VII 1973 года

HYGIENIC ASSESSMENT OF DAY REGIMEN OF CHILDREN IN GENERAL AND

MUSICAL SCHOOLS

D. M. Kosmodamianskaya

Dynamic observations were carried out over school pupils, studying only in schools providing general education, and over those, who were combining studies in these schools with classes in musical and sport schools. Children, attending a musical school, presented in all the tests used more unfavorable shifts, that testifv on the greater fatigue of these undergraduates.

УДК 616.126.32-008.45-053.6-072.7:658.311.4

M. И. Лялин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

БОЛЬНЫХ РАЗЛИЧНЫМИ КОМПЕНСИРОВАННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Мы изучали влияние различно дозированных физических нагрузок на функциональное состояние аппарата кровообращения 63 больных в возрасте 16—18 лет, страдающих различными компенсированными ревматическими пороками сердца в неактивной фазе ревматизма и 20 практически здоровых юношей того же возраста. Дозированные нагрузки нарастающей мощности 1 и 1,5 Вт на 1 кг веса осуществляли (не одновременно) на вело-эргометре фирмы «Elema» в течение 3 мин. Нагрузку рассчитывали по отношению к максимальной для возраста 16—18 лет (по Astrand и Rhyming, 1954); она составляла соответственно V2 и V3 максимальной нагрузки для здоровых. Состояние центральной гемодинамики у больных приобретенными пороками сердца оценивали (метод Бремзера и Ранке в модификации Н. Н. Савицкого) по основным гемодинамическим показателям — ударному (Vg) и минутному объему (МО) циркуляции, частоте сердечных сокращений (PS), всем видам артериального давления, а также объемной скорости сердечного выброса, мощности сокращения левого желудочка (Р), расходу сердечной энергии на перемещение в аорту 1 л МО крови. Кроме того, оценивали состояние общего периферического сопротивления (W) и степень адекватности проходимости прекапилляров МО циркуляции. Исследования проводили в состоянии покоя, сразу после физических нагрузок, на 1—2-й и 5—6-й минутах восстановительного периода.

Анализ гемодинамических показателей в покое у больных различными пороками сердца показал однонаправленный характер сдвигов. Основной кардиодинамической особенностью всех изучаемых ревматических пороков у подростков в стадии компенсации была явно выраженная компенсаторная гиперфункция левого желудочка. Наиболее заметное усиление контрактиль-ной функции левого желудочка отмечено в группе подростков, у которых умеренная регургитация комбинировалась с умеренным стенозированием венозного отверстия. Увеличение МО циркуляции у больных со сложными пороками осуществлялось за счет не только повышения ударного объема, но и учащения ритма сердечных сокращений. При этом у подростков с ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.