Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

ток до 1959—1960 гг. К этому времени антропометрические показатели молодежи стабилизировались.

За последнее десятилетие существенных сдвигов в динамике физического развития студенток, по нашим материалам, не произошло: рост стоя и сидя, вес и окружность грудной клетки не изменились. Несколько снизилась жизненная емкость легких: в возрасте 18 лет — на 189 см3 и в возрасте 20—24 лет — на 148 см3. Отмечалось некоторое отставание и в отношении ручной динамометрии: у студенток в возрасте 18 лет динамометрия правой кисти была ниже на 3,8 кг, левой — на 2,5 кг, состветствено у девушек 19 и 20—24 лет правая кисть — слабее на 2,4 кг, а левая — на 5,4 кг.

Некоторое снижение функциональных показателей, на наш взгляд, связано с тем обстоятельством, что учащаяся молодежь в настоящее время меньше трудится физически. Так, из анкетного опроса 579 студенток I курса выяснилось, что домашней работой, в том числе физической, больше 10 часов в неделю знанимаются только 28,2% человек, остальные 71,8% трудятся менее 10 часов. Утренней гимнастикой занимаются регулярно 6,3% девушек, нерегулярно 33,1 %, а 60,6% совсем не заниуаются. Соответственно спортом занимаются регулярно 17,9% девушек, нерегулярно 15,8% и совсем не занимаются 66,3%.

Приведенные данные свидетельствуют, что ограничение подвижности, чему способствует все большее применение в быту механизированного труда и расширение пользования различными видами транспорта, является важным моментом современного образа жизни. Все это диктует необходимость улучшения физического воспитания в институте, коллективного проведения гигиенической гимнастики студентами, проживающими в общежитии. Особенно благоприятное влияние на функциональное состояние может оказать более широкое привлечение студентов к занятиям в группах спортивного совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

Без матерных М. Я - Физическое развитие учащейся молодежи г. Томска и влияние спортивного совершенствования на некоторые функциональные признаки. Автореф. днсс. канд. Томск, 1968.

Поступила 12/УП 1971 г.

УДК 613.867-053.5

ВЛИЯНИЕ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Канд. мед. наук Д. М. Космодамианская Кафедра гигиены Донецкого медицинского института им. А. М. Горького

Для суждения о необходимости внесения корректив в действующие расписания учебных занятий был проведен анализ более 100 этчх важных документов в 5-х классах школ города. Всеми этими расписаниями предусматривалось 32 учебных часа в неделю, а с учетом классного часа — 33. Следует отметить, что ни одно из них не отвечало полностью гигиеническим требованиям. В 61% случаев наиболее загруженными днями (6 уроков) оказались пятница или даже суббота, когда работоспособность школьника снижена. Достаточно часто (в 57% случаев) уроки арифметики планировались на 4—5-м и даже 6-м учебном часе. В 33% случаев первыми или последними уроками являлись уроки пения, рисования, труда или физкультуры, которые могли бы использоваться для снятия умственного напряжения в течение учебного дня. Отмечалось малое разнообразие учебного процесса: в 51% случаев урок за уроком повторялись однотипные языковые предметы (русский язык, украинский язык, иностранный язык). Эти обстоятельства позволяли считать, что утомление школьников можно уменьшить, если вести занятия по рационально составленному расписанию с учетом всех гигиенических рекомендаций.

В течение учебного года проводились наблюдения в двух 5-х классах одной и той же школы, при одинаковой учебной программе, объеме проходимого учебного материала и одинаковом преподавательском составе. Один из классов (класс А) занимался по расписанию, согласно которому в пятницу было 6 уроков, уроки арифметики были 4-ми и 5-ми, дважды в течение недели урок за уроком повторялись однообразные предметы (русский язык, украинский язык, иностранный язык), уроки физкультуры были последними, а уроки рисования — первыми. В расписании другого класса (класс Б) все эти недостатки были устранены.

Исследования проводились в понедельник, среду и субботу, до и после уроков, в середине первой, второй и конце третьей учебных четвертей, что позволило судить об утомлении детей в течение дня, недели и года. Под наблюдением находились все практически здоровые дети, обучающиеся в обоих классах. С учетом отсутствующих в каждом классе обследовалось в среднем 30 учащихся. Для суждения об утомлении школьников были выбраны тесты, неоднократно применявшиеся в однотипных гигиенических исследованиях:

Таблица 1

Количество прочитанных знаков и сделанных ошибок при корректурной пробе после уроков у учащихся классов, занимающихся по разным расписаниям (М±т)

Данные корректурной пробы Первая четверть Третья четверть

класс А класс Б Р класс А класс Б Р

Количество про-

читанных

знаков 425.1 ±89.5 701.4± 162,5 <0.001 381,9+ 90,5 523.5± 125.5 <0.001

Количество

ошибок 6,24± 4,0 4.47± 3.8 <0.01 7,44± 4,2 6,28± 3,9 <0,01

корректурные пробы, определение статической мышечной выносливости, динамометрия, ортостатическая проба, определение латентного периода зрительно-моторной реакции.

Сравнение данных, полученных при корректурных пробах у учащихся классов А и Б, показало, что у последних среднее количество прочитанных знаков после уроков было ббльшим, а количество ошибок меньшим, чем у учащихся класса А (табл. 1).

Подобная закономерность был? более выраженной к концу учебной недели и учебной четверти.

К однотипным выводам привел нас и анализ данных динамометрии. Мышечная сила руки снижалась у учащихся после уроков, к концу недели и четверти, причем снижение было более интенсивным у учащихся класса А, занимавшихся по расписанию, не отвечающему гигиеническим требованиям (табл. 2).

По литературным данным (В. В. Розен-блатт; В. П. Соловьева), снижение мышечной выносливости свидетельствует не только о мышечном, но и об умственном утомлении. По нашим сведениям, снижение " мышечной выносливости у школьников было большим в конце недели и четверти, что указывало на нарастание утомления; интенсивность снижения мышечной выносливости была большей у учащихся, занимавшихся по нерационально составленному расписанию (Я<0,01).

Однозначные выводы были сделаны и по данным ортостатической пробы.

С. М. Духовный, анализируя возрастные особенности кровообращения при ортостатической пробе, пишет, что следует обращать внимание не только на факт учащения пульса, но и на степень учащения. По данным разных авторов, показателем отклонения от нормы является учащение пульса на 20 (В. В. Розенблатт) или 40 (С. М. Духовный) в минуту. По нашим данным, при ортостатической пробе в начале учебного дня, недели и четверти у учащихся встречалось учащение пульса свыше 40 в минуту в 5,4% случаев; после уроков в течение всего учебного года количество таких учащений возрастало до 14,2%; степень учащения пульса была большей у учащихся класса А — 20% случаев, у учащихся класса Б — 10%.

Закономерность подтверждается и анализом длительности латентного периода двигательной реакции на световой раздражитель.

Физиологические исследования позволяют сделать вывод, что утомление учащихся можно уменьшить при соблюдении гигиенических рекомендаций в учебном процессе. Следует усилить врачебный контроль за составлением расписания в школе.

ЛИТЕРАТУРА

Духовный С. М. В кн.: Анатомо-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы. Пермь, 1963, с. 125 — РозенблаттВ. В. Проблема утомления. М., 1961.— Соловьева В. П. В кн.: Методы физиологических исследований трудовых процессов. М., 1960, с. 46.— Усищева В. Л. Гиг. и сан., 1939, № 8, с. 25.

Поступила 28/VI 1971 г.

Таблица2

Мышечная сила руки (в кг) учащихся разных классов (после уроков)

Обследо-

ванные Понедельник Суббота Р

классы

А 18,1±4,9 13.75±5,3 <0,01

Б 19,2± 5,4 16,8±5,2 <0,01

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.