Результаты экспериментальных и производственных исследований показали, что предусмотренный ГОСТ 1510-70 наиболее жесткий порядок очистки и обезвреживания транспортных и стационарных емкостей от ТЭС неэффективен и не гарантирует от загрязнения нефтепродукты, транспортируемые или хранящиеся в этих емкостях в последующем.
Надлежащая защита нефтепродуктов от загрязнения ТЭС может быть обеспечена лишь при строгой специализации емкостей для'храненкя и перевозки этилированных нефтепродуктов.
ЛИТЕРАТУРА
Данишевский С. Л. В кн.: Руководство по гигиене труда, М.. 1963, т. 2, с. 273.— Корсики и А. Ф.. Нестерова М. А. Ж. Всесоюзн. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева, 1966, № 4.— Коршак В. В., Колесников Г. С. Тетра-этилсвинец. М.. 1946.— Быховская М. С., Перегуд Е. А., Гер нет Е. В. Быстрые .методы определения вредных веществ п воздухе. М., 1962.
Поступила 17/1V 1971 г.
УДК 572.5 I ¡378-055.2(571. 16)
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК ТОМСКА
Н. И. Саган, Н. Ф. Катанухина, J1. Л. Чернявская Педагогический институт им. Ленинского комсомола, Томск
Настоящей работой предусматривалось проанализировать динамические сдвиги некоторых показателей физического развития у студенток Томска за 35 лет (1935—1970). Это стало возможным благодаря материалам Н. С. Розова (1935—1936), А. П. Гартун-га (1949), М. Я. Безматерных (1960). Для сравнения использовались полученные нами с 1967/68 по 1969/70 учебный год данные о 1083 студентках педагогического института в возрасте 17—24 лет.
Динамика их физического развития прослежена по таким антропометрическим показателям, как рост стоя и сидя, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и ручная динамометрия. Физическое развитие студенток изучалось с учетом состояния их здоровья, режима труда, занятий физкультурой и спортом.
Из сопоставления показателей физического развития по возрастам в каждом учебном году видно, что стабилизация ряда ведущих признаков происходит к 17 годам. Так, рост стоя у 17-летних студенток достигает 160,5 см, сидя — 85,7 см, вес —58,7 кг, окружность грудной клетки — 82,5 см; в последующие годы эти показатели не изменяются. Жизненная емкость легких в 1969/70 учебном году у 19-летних девушек по сравнению с 17-летними увеличилась на 138 см3 (Ж0,05) и составила 3267 см3, но в следующей возрастной группе она снизилась на 118 см3. Мышечная сила обеих кистей также снижалась у студенток старшего возраста. В 1967/68 учебном году у них по сравнению с 17-летними девушками динамометрия правой кисти была ниже на 1,8 кг, левой — на 1,1 кг. Соответственно в 1969/70 учебном году мышечная сила левой кисти у студенток 20—24 лет по сравнению с предыдущей возрастной группой была ниже на 1,6 кг. Снижение функциональных показателей у студенток 20—24 лет объясняется, по-видимому, отсутствием их систематической физической подготовки.
Сопоставление полученных результатов за 3 учебных года (1967—1970) подтверждает относительную стабильность основных показателей физического развития. Можно отметить лишь снижение жизненной емкости легких в 18-летнем возрасте (на 117 см3) в в 1969/70 учебном году по сравнению с 1967/68 учебным годом и динамометрии правой кисти на 2,2 кг в самой младшей возрастной группе.
При сопоставлении уровня физического развития студенток — уроженок города и села в возрасте 18 лет выявлены статистически значимые различия между ними в абсолютных величинах по ряду показателей. Сельские студентки при меньшем росте стоя (на 1,5 см) обладали большим весом (на 3,2 кг), большей окружностью грудной клетки (на 2,1 см), большей мышечной силой кистей (правой — на 3,3 кг и левой — на 2 кг). Величина жизненной емкости легких была одинакова.
Нам удалось проследить динамику физического развития студенгок Томска за 1935— 1970 гг. только 2 возрастов (18 и 19 лет) по 4 показателям (рост стоя, вес, окружность грудной клетки и жизненная емкость легких). Средний рост девушек 18 лет увеличился за этот период на 3,4 см, вес — на 2,9 кг, окружность грудной клетки — на 2,1 см и жизненная емкость легких — на 123 см3. Соответствено у 19-летних студенток рост увеличился на 2,7 см, вес — на 3,3 кг, окружность грудной клетки — на 1,5 см, жизненная емкость легких — на 232 см3. Эти различия статистически значимые, большей частью при высоком уровне существенности (Р<0,01).
Сопоставляя полученные данные за весь прослеженный период, мы установили положительную динамику в отношении роста, веса и окружности грудной клетки у студен-
ток до 1959—1960 гг. К этому времени антропометрические показатели молодежи стабилизировались.
За последнее десятилетие существенных сдвигов в динамике физического развития студенток, по нашим материалам, не произошло: рост стоя и сидя, вес и окружность грудной клетки не изменились. Несколько снизилась жизненная емкость легких: в возрасте 18 лет — на 189 см3 и в возрасте 20—24 лет — на 148 см3. Отмечалось некоторое отставание и в отношении ручной динамометрии: у студенток в возрасте 18 лет динамометрия правой кисти была ниже на 3,8 кг, левой — на 2,5 кг, состветствено у девушек 19 и 20—24 лет правая кисть — слабее на 2,4 кг, а левая — на 5,4 кг.
Некоторое снижение функциональных показателей, на наш взгляд, связано с тем обстоятельством, что учащаяся молодежь в настоящее время меньше трудится физически. Так, из анкетного опроса 579 студенток I курса выяснилось, что домашней работой, в том числе физической, больше 10 часов в неделю знанимаются только 28,2% человек, остальные 71,8% трудятся менее 10 часов. Утренней гимнастикой занимаются регулярно 6,3% девушек, нерегулярно 33,1 %, а 60,6% совсем не заниуаются. Соответственно спортом занимаются регулярно 17,9% девушек, нерегулярно 15,8% и совсем не занимаются 66,3%.
Приведенные данные свидетельствуют, что ограничение подвижности, чему способствует все большее применение в быту механизированного труда и расширение пользования различными видами транспорта, является важным моментом современного образа жизни. Все это диктует необходимость улучшения физического воспитания в институте, коллективного проведения гигиенической гимнастики студентами, проживающими в общежитии. Особенно благоприятное влияние на функциональное состояние может оказать более широкое привлечение студентов к занятиям в группах спортивного совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
Без матерных М. Я - Физическое развитие учащейся молодежи г. Томска и влияние спортивного совершенствования на некоторые функциональные признаки. Автореф. днсс. канд. Томск, 1968.
Поступила 12/УП 1971 г.
УДК 613.867-053.5
ВЛИЯНИЕ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Канд. мед. наук Д. М. Космодамианская Кафедра гигиены Донецкого медицинского института им. А. М. Горького
Для суждения о необходимости внесения корректив в действующие расписания учебных занятий был проведен анализ более 100 этчх важных документов в 5-х классах школ города. Всеми этими расписаниями предусматривалось 32 учебных часа в неделю, а с учетом классного часа — 33. Следует отметить, что ни одно из них не отвечало полностью гигиеническим требованиям. В 61% случаев наиболее загруженными днями (6 уроков) оказались пятница или даже суббота, когда работоспособность школьника снижена. Достаточно часто (в 57% случаев) уроки арифметики планировались на 4—5-м и даже 6-м учебном часе. В 33% случаев первыми или последними уроками являлись уроки пения, рисования, труда или физкультуры, которые могли бы использоваться для снятия умственного напряжения в течение учебного дня. Отмечалось малое разнообразие учебного процесса: в 51% случаев урок за уроком повторялись однотипные языковые предметы (русский язык, украинский язык, иностранный язык). Эти обстоятельства позволяли считать, что утомление школьников можно уменьшить, если вести занятия по рационально составленному расписанию с учетом всех гигиенических рекомендаций.
В течение учебного года проводились наблюдения в двух 5-х классах одной и той же школы, при одинаковой учебной программе, объеме проходимого учебного материала и одинаковом преподавательском составе. Один из классов (класс А) занимался по расписанию, согласно которому в пятницу было 6 уроков, уроки арифметики были 4-ми и 5-ми, дважды в течение недели урок за уроком повторялись однообразные предметы (русский язык, украинский язык, иностранный язык), уроки физкультуры были последними, а уроки рисования — первыми. В расписании другого класса (класс Б) все эти недостатки были устранены.
Исследования проводились в понедельник, среду и субботу, до и после уроков, в середине первой, второй и конце третьей учебных четвертей, что позволило судить об утомлении детей в течение дня, недели и года. Под наблюдением находились все практически здоровые дети, обучающиеся в обоих классах. С учетом отсутствующих в каждом классе обследовалось в среднем 30 учащихся. Для суждения об утомлении школьников были выбраны тесты, неоднократно применявшиеся в однотипных гигиенических исследованиях: