Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ДИНАМИКУ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ '

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ДИНАМИКУ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF STUDIES ON THE WORKING CAPACITY DYNAMICS AND FATIGUE OF CHILDREN IN THE JUNIOR GRADES OF MUSICAL BOARDING SCHOOLS

The author studied the mental working capacity and fatigue of pupils in the 2nd grade of a musical and an ordinary boarding schools and the physical working capacity by means of reflexometric investigations among pupils of 2nd and 3rd grades of the same schools. The finding was that the length of the latent period of conditional reactions and the frequency of phasic conditions were greater among the pupils of the musical boarding school and they increased by the end of the half year among the pupils of both schools. The introduction of an additional recreation time into the daily regime of the musical boarding school was found to improve the pupils’ mental working capacity by the end of the school day.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ДИНАМИКУ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ »

2. Из 2 видов солнцезащитных устройств — жалюзи и шторы из поливинилхлоридной пленки — лучшими являются жалюзи. Применение их на окнах снижает температуру воздуха в классных комнатах на 1 —1,5°, при этом отмечаются лучшие показатели теплового состояния учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

Глушенко А. Г. В кн.: Гигиенические вопросы строительства школ и дошкольных учреждений. М., 1965, с. 195. — Кореневе ка я Е. И. Там же, с. 107.— Недева В. В. Гиг и сан., 1966, № 11, с. 28. — Оболенский Н. В. Архитектура СССР, 1964, № 12, с. 39. — Шарова М. А. Информационный бюлл. Москозск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, 1966, № 2, с. 58.

Поступила 12/1II 1968 г.

USE OF HELIO-PROTECTIVE ARRANGEMENTS IN SCHOOL BUILDINGS

V. /. Belyavskaya

The author studied the use of helio-protective arrangements in the premises of school buildings, such as mouvable shades and blinds made of polyvinyl membrane. The use of these helio-protective arrangements improved considerably the lighting conditions in class-rooms. However, judging by its chemical properties, polyvinyl membrane is not fit for the production of blinds intended for class-rooms.

УДК 373.3:781-78

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ДИНАМИКУ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Н. И. Герасимович Кафедра общей гигиены Львовского медицинского института

Материалов о работоспособности учащихся музыкальных школ, в которых дети, кроме общего среднего, получают еще и специальное образование по классу фортепиано, струнно-смычковых или духовых инструментов, нам найти не удалось.

Получение музыкального образования связано, естественно, с дополнительной учебной программой, состоящей из уроков по специальности (а на оркестровом отделении и по фортепиано), музыкально-теоретическим предметам и соответствующих домашних заданий, выполнение которых занимает 1'/г—2 часа ежедневно в младших классах и 4—6 часов в старших. Дополнительная учебная работа не может не сказываться на утомлении школьников.

В течение второго полугодия 1966/67 учебного года мы изучали динамику умственной работоспособности и утомления 24 практически здоровых учащихся 2-х классов Львовской музыкальной школы-интерната им. С. Крушельницкой и обычной общеобразовательной школы-интерната № 3. Гигиенические условия пребывания детей в обеих школах (микроклимат, характер питания и т. д.) были примерно одинаковыми. Исследование проводили методом рефлексометрии с помощью телехро-норефлексометра 56-М. Учитывали длительность латентного периода двигательной и словесной реакции на дифференцированный раздражитель (световой, и звуковой), а также соответствие их «правилу силы».

Исследование проводили в обеих школах в начале, середине и конце недели до занятий, после уроков, днем в музыкальной школе-интер-нате после внеклассных (самостоятельных) занятий на музыкальных инструментах, а в школе-интернате № 3 перед учебными занятиями во второй половине дня и вечером после всей учебной работы в обеих школах. В качестве показателя принимали средние арифметические из 10 измерений. Проведено 1087 комплексных исследований величины латентного периода условных реакций, в том числе 587 у учащихся музыкальной школы-интерната (1-я группа) и 500 учащихся школы-интерната № 3 (2-я группа).

В результате исследований установлено, что латентный период условных реакций, особенно двигательной, утром в начале второго полугодия у учащихся 1-й группы больше, чем у учащихся 2-й группы, и увеличивается к концу второго полугодия у учащихся обеих школ, оставаясь по-прежнему большим у учащихся музыкальной школы (см. таблицу). Подобная закономерность отмечена и в частоте развития фазовых состояний. Так, частота уравнительной и парадоксальной фаз, вместе взятых, составляет утром в начале второго полугодия у учащихся 1-й группы 31,1%. 2-й группы 26,3% и увеличивается к концу второго полугодия соответственно до 37,7 и 30,3%- Следовательно, утром до занятий умственная работоспособность учащихся музыкальной школы-интерната несколько ниже, чем у учащихся школы-интерната № 3.

После уроков у учащихся обеих школ в начале и конце второго полугодия установлено увеличение латентного периода условных реакций, более выраженное во 2-й группе. Это объясняется большей учебной нагрузкой в первой половине дня у учащихся школы-интерната № 3, поскольку они в это время готовят еще письменные домашние задания (Б. Е. Ширвиндт), а во второй половине дня, в часы, отведенные в музыкальной школе-интернате для приготовления уроков, в основном занимаются на уроках физкультуры, труда, рисования и т. п., а также готовят устные домашние задания.

У учащихся 1-й группы после самостоятельных занятий на музыкальных инструментах (фортепиано или струнно-смычковых) обнаружено увеличение латентного периода двигательной реакции на условные сигналы, особенно звуковой, и уменьшение латентного периода словесной реакции, а также резко выраженное увеличение частотных фазовых состояний (на 22% в начале и 18,1% в конце второго полугодия), в основном парадоксальной фазы.

Полученные нами сведения свидетельствуют о сдвигах высшей нервной деятельности учащихся преимущественно в первой сигнальной системе, что согласуется с данными других авторов (Г. В. Попов и Л. Н. Куркчи) о лабилизующем влиянии занятий музыкой на уровне первой сигнальной системы. У учащихся 2-й группы перед началом учебных занятий во второй половине дня как в начале, так и в конце второго полугодия уменьшается величина латентного периода условных реакций по сравнению с результатами исследований после уроков. Разница в величине латентного периода двигательной реакции на условные сигналы при вечернем и утреннем исследовании в начале второго полугодия у учащихся 1-й группы статистически достоверна, а в конце второго полугодия недостоверна (разница же в величине латентного периода словесной реакции недостоверна как в начале, так и в конце второго полугодия). Это связано с тем, что во втором полугодии нами для учащихся 2-х классов был введен отдых длительностью от 45 мин. до 1 часа после уроков и не менее l'/г часов активного отдыха на воздухе после музыкальных занятий. Иначе говоря, было организовано четырехкратное (с учетом прогулки утром и перед сном) пребывание на воздухе учащихся 2-х классов музыкальной школы-интерната, ре-

2 Гигиена и санитария № 10

33

Динамика величины латентного периода двигательной и словесной реакции на звуковой раздражитель у учащихся 2-х классов в течение полугодия

Объект обследования Этап наблюдений Двигательная реакция Словесная реакция

начало второго полугодия конец второго полугодия р начало второго полугодия конец второго полугодия Р \

М±т М±т

Музыкальная школа-ин- Утром 204,40±2,41 218,90±2,58 <0,001 297,90±2,70 314,80±2,97 <0,001

тернат После уроков 210,60+1,83 223,40±2,49 <0,001 299,80±2,27 320,70±3,24 <0,001

Р >0,02 >0,02 — / >0,4 >0,1 —

После внеклассных занятий на

музыкальных инструментах 225,90±2,05 241,60 ±2,29 <0,001 290,50±2,08 308,40±2,89 <0,001

Р <0,001 <0,001 — >0,002 >0,002 —

Вечером1 214,30 ± 2,38 219,90±2,64 >0,1 299,00± 1,50 315,20±2,05 <0,001

рг <0,01 >0,5 — >0,5 >0,5 —

Школа-интернат №3 Утром 191,50+1,83 205,60+1,84 <0,001 290,70 + 2,15 309,60+2,21 <0,001

После уроков 200,30± 1,68 215,30 ±1,92 <0,001 304,60± 1,91 319,20± 1,67 <0,001

Р <0,001 <0,001 — <0,001 <0,002 —

Перед учебными занятиями

во второй половине дня 195,20± 1,66 206,80±2,42 <0,001 294,50± 1,81 310,00±2,17 <0,001

Р <0,05 <0,001 — <0,001 >0,001 —

Вечером1 196,10 ±1,94 210,80±3,97 <0,001 294,90±2,00 314,30+2,33 >0,002

рг <0,1 <0,1 — <0,2 <0,2 —

1 После «сей учебной работы.

» Достоверность различия по сравнению с данными утренних исследований.

комендуемое некоторыми авторами (Н. С. Фокина) для учащихся

1—2-х классов общеобразовательных школ-интернатов.

Учебные занятия во второй половине дня в начале и в конце второго полугодия оказывают незначительное влияние на умственную работоспособность детей 2-й группы.

Следовательно, можно судить о существенных различиях между умственной работоспособностью и утомлением учащихся музыкальной школы-интерната и школы-интерната № 3.

В связи с тем что игра на музыкальных инструментах требует и определенных мышечных усилий, мы изучали также мышечную работоспособность 58 учащихся 2—3-х классов обеих школ. Исследование методом эргографии проводили по методике, разработанной М. В. Лей-ником. Учащимся 2-х классов предлагали поднять груз весом 1,5—2 кг, а учащимся 3-х классов — 2—2,5 кг, что составляло '/в—'/ю данных динамометрии правой кисти исследуемых. На эргограмме, записанной в течение минуты в ритме 1 подъем в секунду, определяли максимальную силу (высота эргограммы в миллиметрах), выносливость (сопротивляемость утомлению в секундах) и степень утомления (в процентах), а также количество работы (в килограммометрах) и мощность (в килограммометрах в секунду) (М. В. Антропова и др.). Мышечную работоспособность исследовали в музыкальной школе-интернате и школе-интернате № 3 утром, после уроков, днем и вечером в начале, середине и конце недели. Записано и проанализировано 664 эргограммы, в том числе 309 эргограмм учащихся музыкальной школы-интерната (1-я группа) и 355 эргограмм учащихся школы-интерната № 3 (2-я группа).

Обнаружены различия в мышечной работоспособности учащихся обеих школ, а именно при больших максимальной силе (21,77±0,21 мм против 19,73+0,24 мм), объеме работы (2,04±0,05 кгм против 1,83± ±0,05 кгм) и мощности (0,034±0,001 кпм/сек против 0,031 ±0,001 кгм/сек), выносливость мышц у учащихся 1-й группы меньше (18,76±0,63 сек. против 24±0,86 сек.), чем у учащихся 2-й группы. Динамика сдвигов всех показателей мышечной работоспособности после уроков была одинаковой у учащихся обеих школ: при незначительном увеличении максимальной силы (на 0,79 мм у учащихся 1-й группы и на 0,4 мм у

2-й группы) отмечалось уменьшение выносливости мышц (соответственно на 2,64 и 5,01 сек.) и увеличение степени утомления их (на 4,23 и 5,57%), более выраженное у учащихся школы-интерната № 3. При исследовании мышечной работоспособности у учащихся 1-й группы после занятий на музыкальных инструментах обнаружено статистически достоверное (Я<0,01) уменьшение максимальной силы (до 20,88± ±0,22 мм), выносливости мышц (до 12,96±0,49 сек.) и увеличение степени их утомления (до 48,12± 1,08%), а также уменьшение объема работы (до 1,91 ±0,05 кгм) и мощности (до 0,031 ±0,001 кгм/сек). Перед началом учебных занятий во второй половине дня у учащихся 2-й группы все показатели мышечной работоспособности были несколько выше, чем после уроков, хотя разница в большинстве случаев оказалась статистически недостоверной (Я>0,5); только степень утомления мышц уменьшалась статистически достоверно (Р<0,02). Вечером в обеих школах показатели мышечной работоспособности практически восстанавливались.

Выводы

1. Величина латентного периода условных реакций, особенно двигательной, и частота фазовых состояний как в начале, так и в конце второго полугодия выше у учащихся музыкальной школы-интерната, что свидетельствует о более выраженном, преимущественно в первой

2'

35

сигнальной системе, умственном утомлении их по сравнению с учащимися обычной школы-интерната.

2. Введение в режим дня учащихся музыкальной школы-интерната дополнительного отдыха (45—60 мин. перед музыкальными занятиями и не менее l'/г часов после них) способствовало улучшению умственной работоспособности этих детей в конце учебного дня. Однако степень их утомления оставалась все же более высокой, чем у учащихся обычной школы-интерната, о чем свидетельствовали такие показатели, как разница в величине латентного периода двигательной реакции на звуковой раздражитель и частота фазовых состояний.

3. Дальнейшее снижение утомления учащихся средних музыкальных школ может быть достигнуто, по-видимому, лишь путем уменьшения их суммарной учебной нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1967, с. 14.— Лейник М. В. Врач, дело, 1952, № 12, с. 1105.— Попов В. Г., Куркчи Л. Н. В кн.: Высшая нервная деятельность в норме и патологии. Киев, 1967, с. 85.— Фокина Н. С. В кн.: Режим для детей и подростков. М., 1959, с. 37. — Ширвиндт Б. Е. Подготовка домашних заданий в школе-интернате. М., 1960.

Поступила 3/1 1968 г.

EFFECT OF STUDIES ON THE WORKING CAPACITY DYNAMICS AND FATIGUE OF CHILDREN IN THE JUNIOR GRADES OF MUSICAL BOARDING SCHOOLS

N. I. Gerasimovich

The author studied the mental working capacity and fatigue of pupils in the 2nd grade of a musical and an ordinary boarding schools and the physical working capacity by means of reflexometric investigations among pupils of 2nd and 3rd grades of the same schools. The finding was that the lenght of the latent period of conditional reactions and the frequency of phasic conditions were greater among the pupils of the musical boarding school and they increased by the end of the half year among the pupils of both schools. The introduction of an additional recreation time into the daily regime of the musical boarding school was found to improve the pupils' mental working capacity by the end of the school day.

УДК 576.851.555.095.6

ДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗМНОЖЕНИЕ СЬ. РЕЦРЦ1ЫСЕ№

Г. И. Сидоренко, Ю. П. Пивоваров

Кафедра общей гигиены II Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова

За последние 10—15 лет благодаря многочисленным работам, опубликованным в Англии, США, ГДР, ФРГ, СССР и ряде других стран, значительно повысился интерес к изучению С1. peгfringens как возбудителя пищевых отравлений. Среди продуктов, фигурирующих по литературным данным как причина пищевых отравлений, вызванных С1. рег^^епв, имеются такие, в которых из-за высокого содержания поваренной соли большинство микроорганизмов не размножается. Вместе с тем широких экспериментальных исследований, касающихся влияния различных факторов на размножение С1. рег!пп§епз, до настоящего времени по существу не проводилось. Лишь авторы немногих работ указывают на возможность длительного сохранения жизнеспособ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.