Выводы
1. Постоянное (в течение 65 дней) и прерывистое (по 7 часов ежедневно) воздействие на организм крыс умеренно повышенной температуры (30—32°) вызывает снижение содержания пропердина и комплемента в сыворотке крови.
2. Вакцинация корпускулярной брюшнотифозной вакциной животных, находящихся в условиях постоянного и прерывистого воздействия умеренно повышенной температуры, способствует более медленному нарастанию титров антител и значительному снижению содержания пропердина и комплемента в сыворотке крови.
3. Результаты исследований служат предпосылкой для выявления более интимных процессов в невакцинированном и вакцинированном организме на фоне различного теплового воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
Гехман С. Р. Экспер. мед., 1937, №8, с. 99.—Машков А. В. Вест. АМН СССР, 1962, № 10, с. 68. — М е ш а л о в а А. Н. Ж. микробиол., 1962, № И, с. 82. — Михайлова 3. М. Ж микробиол., 1962, № 11, с. 126. — Плеци-тый Д. Ф. Там же, № 1, с. 6. — Ч е р н о х в о с т о в а Е. В., Никитина В. Д., Ковалевская И. Л. и др. Там же, 1960, № 11, с. 53. — Эл конин Л. Г. Там же, 1963, №2, с. 105.-De Blasi R., Ball. 1st. Sieroter. milan., 1958, v. 37, p. 189. — W a h 1 i g H„ Arch. Mikrobiol., 1959, Bd 32, S. 127.
Поступила 18/IV 1967 r.
EXPERIMENTAL DATA ON THE INTERRELATION OF CERTAIN FACTORS
OF NATURAL AND ACQUIRED IMMUNITY IN A HIGH TEMPERATURE OF THE ENVIRONMENT
N. A. Karavanskaya
The author studied the dynamics of certain factors of natural and acquired immunity in animals under various thermal conditions and, consequently, found that both constant and intermittent action of high environmental temperature on albino rats caused a temporary fall of properdine and complement content of the blood serum, that were soon restored to their normal levels. Immunization of animals with corpuscular typhoid vaccine produced a much slower increase of OH-typhoid agglutinins and a more pronounced and stable fall of the properdine and complement levels of the blood serum of the experimental animals than that of the control ones.
УДК 613.5:727.11:613.165.2
О ПРИМЕНЕНИИ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ
В. И. Белявская Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
В типовых школьных зданиях применяется ленточное остекление. Эта новая система естественного освещения обеспечивает более высокий уровень и лучшую равномерность его по длине помещения, чем в классных комнатах с прежним типом окон. Однако при прямом солнечном свете в классных комнатах с ленточным остеклением создаются дискомфортные условия естественного освещения и перегрев в теплое время года (А. Г. Глущенко; Е. И. Кореневская; В. В. Недева). Защита помещений от чрезмерной инсоляции требует применения солнцезащитных устройств в учебных помещениях школ.
Нашей задачей было изучение отдельных видов солнцезащитных устройств в школьных зданиях. Исследования проводили в учебных помещениях типовой общеобразовательной школы № 819 Москвы и экспериментальном классном помещении. Окна классных комнат были ориентированы на юг. Под наблюдением находилось 25 практически здоровых учащихся 5—6 классов, имеющих нормальную остроту зрения и эмметропическую рефракцию.
Судя по результатам исследований в классных комнатах с ленточным остеклением, в часы инсоляции на рабочих поверхностях большинства парт наблюдаются солнечные блики. На партах, освещенных солнцем, максимальные уровни освещенности составляют 10 000—30 000 лк, а на затененных поверхностях тех же парт — 3000—5000 лк, т. е. отмечается резкая неравномерность освещения: в пределах 1 рабочего места в 3—6 раз, а по всему помещению в 40—60 раз. Кроме того, резко изменяется и качество естественного освещения, возникают большие яркостные контрасты. Соотношение яркости поверхности окна и доски составляет 76: 1, яркости тетради в 3-м ряду парт и передней стены — 12:1, тогда как рекомендуемые аналогичные соотношения равны 40: 1 и 1,1 : 1.
Таким образом, в солнечные дни в классных комнатах с ленточным остеклением создаются дискомфортные условия естественного освещения. В настоящее время для улучшения условий освещения классных комнат рекомендуются различные виды солнцезащитных устройств. Архитектором Н. В. Оболенским научно обоснованы целесообразность и преимущества применения для общественных зданий регулируемых жалюзи с изменяющимся наклоном их пластинок.
Нами были применены солнцезащитные устройства типа регулируемых венецианских жалюзи и штор из полимерной пленки, которые широко используют в практике зарубежного строительства школ. После предварительного изучения светотехнических свойств отечественных полимерных пленок Т. А. Гавазовой была выбрана для изготовления штор светорассеивающая поливинилхлоридная (ПВХ) пленка белого цвета, имеющая коэффициент светопропускания 40%, коэффициент отражения 46% и степень рассеяния при направленном свете 70%.
При помощи солнцезащитных устройств указанных типов удавалось полностью устранить солнечные блики на поверхностях интерьера и значительно улучшить качество естественного освещения (табл. 1).
Из табл. 1 видно, что равномерность освещения при наличии жалюзи увеличилась в 2'/г раза, а при наличии штор из ПВХ пленки — в Р/г раза по сравнению с условиями диффузного освещения; результа-
та б л и ц а 1
Коэффициент неравномерности и контрастности освещения в классной комнате южной ориентации
Условия освещения Количество исследований Коэффициент неравномерности Ко эффициент контрастности
Диффузное освещение ясное небо й° 34е, А°а 33° без солнцезащитных устройств с применением жалюзи а 45° с применением ПВХ пленки 126 80 54 54 0,15 0,02 0,36 0,24 0,85 0,89 0,74 0,83
Примечание. Коэффициент (/С) неравномерности^ . Коэффициент
смакс.
г _V
(/()—_где К1—световой поток от окна; К, —световой поток от боковой стены.
К*
1 о
—высота солнца; Аа —азимут солнца: а;—угол поворота пластинок жалюзи.
ты этих наблюдений согласуются с данными Н. В. Оболенского, при наличии на окнах жалюзи, как показывают наши наблюдения, значительно снижалась контрастность освещения. Кроме того, применение солнцезащитных устройств значительно уменьшало яркость поверхностей и яркостные контрасты в поле зрения учащихся (табл. 2).
Как видно из табл. 2, яркость поверхности окна, закрытого жалюзи, снижалась в 11/2—2,/г раза, а яркость поверхности окна, закрытого шторами из ПВХ пленки — в 1'/г раза по сравнению с яркостью окна, незащищенного от солнечных лучей, еще сильнее снижалась яркость тетради. Кроме того, значительно уменьшались яркостные контрасты при наличии на окнах солнцезащитных устройств и их показатели приближались к аналогичным соотношениям при диффузном освещении классных комнат.
Таблица 2
Яркостные характеристики поверхностей интерьера классной комнаты южной ориентации с солнцезащитными устройствами и без них (в нитах)
Поверхности
Ясное небо Ь° 34°, А°а 33°
Количеств исследова ний о « = ; п £ •&3 •8- о> без солнцезащитных устройств с применением жалюзи с применением ПВХ
к ■ «-г и Чо а 45° а 0° пленки
36 240 2400 250 470 670
36 77 765 200 232 435
36 18 30 53 12 360 500 100 6800 140 36 2635 170 39 4530 266 64 4825
Тетрадь в 1-м ряду парт
Тетрадь во 2-м ряду
парт . Тетрадь в 3-м ряду
парт Доска Светопроем
Сравнивая 2 вида изучаемых солнцезащитных устройств по качественным показателям естественного освещения, мы нашли, что они выше при применении жалюзи. Поскольку ПВХ пленка относится к новым синтетическим материалам, гигиенические свойства которых мало изучены, понадобилось исследовать химический состав воздуха классных помещений при наличии на окнах штор из нее. В результате химических исследований в воздухе классных помещений удалось обнаружить ди-бутилфталат, что не позволяет использовать такую пленку в качестве материала для изготовления солнцезащитных штор в школах.
Для того чтобы установить влияние различных условий естественного освещения классных комнат на функциональное состояние учащихся, были исследованы их зрительные функции и работоспособность при уровнях освещенности от 600 до 12 000 лк. Уровень освещенности 600 лк считается минимально допустимым для классных комнат (М. А. Шарова), а уровень освещенности 12 000 лк — максимальным для классных комнат при наличии в них учащихся.
Устойчивость ясного видения, устойчивость хроматического зрения и работоспособность учащихся возрастали по мере повышения уровня естественной освещенности от 600 до 2000 лк. Это показано нами на рисунке. При дальнейшем повышении уровня естественной освещенности (более 2000 лк) все 3 названных показателя снижаются. Отмеченные сдвиги статистически достоверны. Наилучшие показатели физиологических функций выявлены при уровнях освещенности от 1000 до 2000 лк, что согласуется с данными М. А. Шаровой. Следует указать, что уровни
«I
5 0.4
1 0.3 | 0.2
2 (?/ о
е
I?
и|$
I*
| гз г /з
§
з! ¿в |-§ 50
I 1
/
^ -—тС"-----
./ \
___--г"
I
-1_1_
_1_1_а_
освещенности 1000—2000 лк наиболее часто встречаются в учебных помещениях, оборудованных жалюзи.
Таким образом, в солнечные дни в учебных помещениях школьных зданий оптимальные условия естественного освещения создаются при помощи солнцезащитных устройств типа жалюзи. Кроме того, солнцезащитные устройства, отражая часть тепловой радиации, уменьшают проникновение тепла внутрь помещения. Как показали исследования, в классных комнатах, которые оборудованы жалюзи, расположенными между рамами, температура воздуха ниже, чем в классных комнатах со свето-проемом, незащищенным от солнечных лучей.
В классной комнате, оборудованной солцнеза-щитными устройствами типа жалюзи, температура воздуха на 1—1,5° ниже, чем в классной комнате без солнцезащитных устройств (табл. 3).
У учащихся, занимающихся в классной комнате с жалюзи на окнах, температура кожи открытых и закрытых участков тела ниже на 0,6—0,8°, чем у учащихся, занимающихся в обычном классном помещении, при одной и той же температуре воздуха. Кроме того, в классной
Таблица 3
Температура воздуха в классных комнатах южной ориентации в ясные дни с солнцезащитными устройствами и без них
1Ц1Ш11!1|
§ I %
Уробни осбещенности (£ лн)
Изменение физиологических функций учащихся в
зависимости от уровня естественной освещенности. / — устоЯчивость хроматического зрения; 2— устойчивость ясноги видения; 3 — число ошибок на каждые 5 перенесенных знаков (показатель работоспособности).
Температура на ружно-го воздуха (в градусах) Температура воздуха ( в градусах) в помещении
количество исследований без солнцезащитных устройств с применением жалюзи
ряды парт ряды парт
1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й
10—15 7 23,3 22,7 22,4 21,9 21,8 21,7
16—20 17 24,2 24,0 24,1 22,9 22,9 22,3
21—25 18 25,1 24,8 24,8 23,7 23,6 23,5
комнате с жалюзи на окнах лучше показатели направленной теплоотдачи излучением (человек—поверхность окна), чем в классной комнате с светоизлучением, незащищенным от солнечных лучей. Учащиеся в классной комнате с жалюзи на окнах при температуре воздуха в помещении 20—22° оценивали свои теплоощущения как «хорошо» в 91% случаев, тогда как в классной комнате без солнцезащитных устройств аналогично оценивали свои теплоощущения только 38% учащихся.
Выводы
1. Применение солнцезащитных устройств значительно улучшает условия естественного освещения учебных помещений, что благоприятно отражается на состоянии зрительных функций и работоспособности учащихся.
3 1
2. Из 2 видов солнцезащитных устройств — жалюзи и шторы из поливинилхлоридной пленки — лучшими являются жалюзи. Применение их на окнах снижает температуру воздуха в классных комнатах на 1 —1,5°, при этом отмечаются лучшие показатели теплового состояния учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Глушенко А. Г. В кн.: Гигиенические вопросы строительства школ и дошкольных учреждений. М., 1965, с. 195. — Кореневе ка я Е. И. Там же, с. 107.— Недева В. В. Гиг и сан., 1966, № 11, с. 28. — Оболенский Н. В. Архитектура СССР, 1964, № 12, с. 39. — Шарова М. А. Информационный бюлл. Москозск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, 1966, № 2, с. 58.
Поступила 12/1II 1968 г.
USE OF HELIO-PROTECTIVE ARRANGEMENTS IN SCHOOL BUILDINGS
V. /. Belyavskaya
The author studied the use of helio-protective arrangements in the premises of school buildings, such as mouvable shades and blinds made of polyvinyl membrane. The use of these helio-protective arrangements improved considerably the lighting conditions in class-rooms. However, judging by its chemical properties, polyvinyl membrane is not fit for the production of blinds intended for class-rooms.
УДК 373.3:781-78
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ДИНАМИКУ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
Н. И. Герасимович Кафедра общей гигиены Львовского медицинского института
Материалов о работоспособности учащихся музыкальных школ, в которых дети, кроме общего среднего, получают еще и специальное образование по классу фортепиано, струнно-смычковых или духовых инструментов, нам найти не удалось.
Получение музыкального образования связано, естественно, с дополнительной учебной программой, состоящей из уроков по специальности (а на оркестровом отделении и по фортепиано), музыкально-теоретическим предметам и соответствующих домашних заданий, выполнение которых занимает 1'/г—2 часа ежедневно в младших классах и 4—6 часов в старших. Дополнительная учебная работа не может не сказываться на утомлении школьников.
В течение второго полугодия 1966/67 учебного года мы изучали динамику умственной работоспособности и утомления 24 практически здоровых учащихся 2-х классов Львовской музыкальной школы-интерната им. С. Крушельницкой и обычной общеобразовательной школы-интерната № 3. Гигиенические условия пребывания детей в обеих школах (микроклимат, характер питания и т. д.) были примерно одинаковыми. Исследование проводили методом рефлексометрии с помощью телехро-норефлексометра 56-М. Учитывали длительность латентного периода двигательной и словесной реакции на дифференцированный раздражитель (световой, и звуковой), а также соответствие их «правилу силы».