Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБЛУЧЕНИЯ ЭРИТЕМНО-УВИОЛЕВЫМИ ЛАМПАМИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ '

ВЛИЯНИЕ ОБЛУЧЕНИЯ ЭРИТЕМНО-УВИОЛЕВЫМИ ЛАМПАМИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — М.А. Замкова, Э.И. Кривицкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF IRRADIATION WITH ERYTHEMA-UVIOL LAMPS ON THE PUPILS’ WORKING CAPACITY

The work was aimed at studying the effect of irradiation on the pupils’ mental working capacity. At definite periods of the year, when there is lack of ultraviolet light in nature, the compensation of ultraviolet light insufficiency by artificial means becomes urgent. The 6th form pupils of the boarding school No.62 in Leningrad were irradiated with erythema-luminescent lamps, that were used without altering the general school regime for irradiation of the children in their ordinary clothes during lessons in the class room. The ’’experimental” class was supplied with an assembly of 9 erythema-uviol lamps. The time and the regimen of irradiation were carried out in compliance with the recommendations of the USSR Academy of Science in 1957 and 1964. All the investigations were carried out under similar conditions. The working capacity of the pupils was assessed by the following indices: 1) duration of the latent period of motor reactions to white and red light and to sound; 2) relative visibility; 3) stability of vision; 4) performance of dosed work timed by the correction method according to Anfimov’s tables. The irradiation of children with erythema-uviol lamps produces a definite positive effect: it rises the working capacity level and the resistance to fatique. On the basis of the results obtained erythema-uviol lamps may be recommended for use in children institutions; they require no change in the school regimen and may be used for irradiating children during seasons with insufficient amount of ultraviolet light, as they tend to improve the effectivity of reaching processes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБЛУЧЕНИЯ ЭРИТЕМНО-УВИОЛЕВЫМИ ЛАМПАМИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ »

УДК 371.71:613.165.6]:371.2&

ВЛИЯНИЕ ОБЛУЧЕНИЯ ЭРИТЕМНО-УВИОЛ ЕВЫМИ ЛАМПАМИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

М. А. Замкова, Э. И. Кривицкая

Кафедра психоневрологии и школьной гигиены Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена

Биологическое действие ультрафиолетовых лучей изучено довольно глубоко; положительное влияние их на организм человека отражено в ряде литературных источников.

Некоторые исследователи подчеркивают необходимость компенсации ультрафиолета искусственным путем в периоды его недостаточности в природе.

Особенно важны поиски упрощенных методов эффективного облучения детей. Создание советскими учеными эритемной люминесцентной лампы (ЭУВ) позволило широко использовать этот источник облучения в качестве средства, благоприятно влияющего на здоровье и физическое развитие школьников (Н. М. Данциг; Д. М. Демина; А. П. Лаптев, и др.). Вместе с тем возможности использования ЭУВ для повышения работоспособности школьников изучены еще недостаточно. Чтобы не нарушать общего ритма жизни школы, важно проводить облучение не в специально отведенное время, а в часы уроков, когда учащиеся находятся в обычной одежде и облучению доступно 11 —12% общей поверхности тела.

Мы задались целью динамически исследовать влияние этого способа облучения с комплексной оценкой результатов его по ряду объективных показателей. Работу проводили в школе-интернате № 62 в 1963/64 учебном году в классах 6-м А (1963) и 7-м А (1964). Параллельные классы 6-й Б и 7-й Б служили контрольными. Все гигиенические условия во время уроков и в остальное время пребывания детей в интернате, а также распорядок их учебы и быта были должным образом унифицированы.

В ходе исследования удалось создать и однотипные условия освещения. Естественное освещение в классах (экспериментальных и контрольных) было одинаковым, они находились рядом и ориентированы на одну и ту же сторону горизонта. Классы имели одинаковое искусственное люминесцентное освещение, равномерное на всех рабочих местах и доске, отвечающее гигиеническим нормам. Условия использования света также были одинаковы.

В опытном классе1 смонтировали установку из 9 ламп ЭУВ-15, расположив ее параллельно арматуре с источниками искусственного люминесцентного освещения. Время и режим облучения подобрали с таким расчетом, чтобы общая суточная доза облучения в соответствии с временными правилами АМН СССР 1957 г. и рекомендациями 1964 г. равнялась '/ю—'/в биодозы. Облучение мы начал» с '/ю биодозы, а в дальнейшем пользовались '/8 биодозы. Расчет '/ю и '/в биодозы производили на основе фактических (литературных) данных осеннего и весеннего излучения в Ленинграде. В апреле 1963 г. в опытном классе начали профилактическое облучение, которое затем продолжали с начала октября того же года до конца марта 1964 г.

В качестве критериев работоспособности школьников были избраны следующие показатели: длительность скрытого периода двигательной реакции на белый свет, красный свет и звук, определяемая рефлектометром типа РФ-1-55 экспериментальных мастерских Ленинградского института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова; относительная видимость, определяемая по Л. Л. Дашкевичу поляризационным бинокулярным измерителем видимости; устойчивость ясного видения — по методу Ферри в модификации Д. А. Зильбера и Н. М. Данцига; выполнение работы, дозированной во времени корректурным методом по таблицам Анфимова.

Длительность скрытого периода, относительная видимость и устойчивость ясного видения в контрольном и опытном классах мы исследовали по группам из 10 че-

1 Для удобства здесь и далее опытные и контрольные классы будут называться в единственном числе.

0.5

0.4 03 0.2 0.1 О

X

ш

Я М .1 К Ш.

и т I л ш.

1963

/964

1963

1964

Рис. 1. Влияние ультрафиолетового облучения на длительность скрытого периода реакции на белый свет.

По оси абсцисс — календарные месяцы наблюдений, по оси ординат — длительность скрытого периода реакции (в сек.); / — до уроков, 2 — после уроков; А — облученные, Б — контроль. Разрыв на оси абсцисс и на кривых соответствует периоду с апреля по октябрь, когда облучение и наблюдение не производились. Каждая точка — среднее из всех наблюдений за данный месяц.

ловек каждая; испытание по корректурному тесту проходили все учащиеся классов. В опытных и контрольных группах эти показатели определяли в одни и те же дни недели (вторник и пятница) перед началом первого и после окончания последнего урока. Проведено 27 серий исследования, всего 7263 наблюдения.

Все школьники опытного и контрольного классов находились под специальным медицинским контролем: их систематически осматривали не только педиатры, но и специалисты: ревматолог, окулист, невропатолог и др. За период наблюдений четыре раза производились клинические исследования крови, антропометрия. При оценке конечных результатов была учтена также и успеваемость обоих классов.

45

0.4 0.3 07 Л1

о

17

Л 1П..1 Л ш ш

Л Л I п ш

1963

1964

1963

1964

Рис. 2. Влияние ультрафиолетового облучения на длительность скрытого периода реакции на красный свет.

Обозначения те же, что на рис. 1.

ОЛ 0.4 0.3 0.2 О.I О

л

Л 31. I

В Ш <9Ь4

а

г

'¿53

и I В ВТ.

г$63 >964 '953 1964

Рис. 3. Влияние ультрафиолетового облучения на длительность скрытого периода реакции на звук. Обозначения те же, что на рис. 1.

Устойчивость ясного видения (в сек.) у облученных и необлученных школьников до и после учебного дня

Классы Время исследования п М±т Р

6-й А -7-й А До уроков 108 139+1,84 <0,001

6-й В — 7-й Б » » 68 129+2,1 <0,001

6-й А -7-й А После » 105 142 ±1,94 <0,001

6-й Б -7-й Б > » 65 131+2,28 <0,001

Результаты исследований приведены на рис. 1, 2 и 3. Сопоставление длительности скрытого периода двигательной реакции на все использованные раздражители выявило существенные различия между облучаемыми и необлучаемыми школьниками. Систематическое облучение вызывает заметное укорочение скрытого времени реакции, повышает уровень работоспособности учащихся. Другое различие состоит в том, что у облучаемых кривые, характеризующие длительность скрытого периода двигательной реакции после окончания учебного дня, во всех случаях несколько ниже, чем до начала занятий. У испытуемых же контрольной группы эти кривые до и после уроков полностью совпадают или после окончания учебного дня располагаются несколько выше.

Можно, таким образом, заключить, что облучение ультрафиолетом повышает как уровень работоспособности, так и устойчивость к утомлению. Следует указать, что изучение этого показателя с помощью

прибора Л. Л. Дашкевича у школьников в возрасте 13—14 лет сопряжено со значительными трудностями, и данные индивидуальных определений имеют большой разброс.

Более отчетливые результаты получены нами при исследовании устойчивости ясного видения. Этот тест, как известно, является одним из наиболее чувствительных критериев, характеризующих зрительную работоспособность. Как видно из таблицы, различия между обеими группами как до начала, так и после окончания учебного дня оказались достоверными (Р<0,001).

У учащихся облучаемого класса устойчивость ясного видения в 74,4% случаев в конце занятий либо возрастала, либо не менялась, что характеризует высокую зрительную работоспособность этих детей. Лишь в 25,6% случаев она ухудшалась, да и то незначительно. В контрольном же классе устойчивость ясного видения ухудшалась к концу учебного дня в 53,9% случаев.

У учащихся контрольного класса абсолютное количество вычеркнутых букв оказалось несколько больше, чем у учащихся опытного класса. Однако ошибок и пропусков у первых было больше; у отдельных учащихся ошибок и пропусков оказалось в 2 раза больше, чем в опытном классе.

Отмечены также некоторые различия между облучаемыми и контрольными группами по антропометрическим данным: прирост веса и увеличение роста у учащихся опытного класса были выше, чем у учащихся контрольного класса. Однако величины, характеризующие изменения антропометрических показателей, требуют дальнейших уточнений.

Анализ успеваемости характеризовался следующими данными: за I, II и III четверти 1963/64 учебного года в опытном классе было 267 отличных отметок, 246 посредственных и 2 неудовлетворительные; в контрольном классе—171 отличная отметка, 323 посредственные и 5 неудовлетворительных; по количеству хороших отметок различий между обоими классами не было.

Полученные нами данные позволяют сделать некоторые выводы. Систематическое облучение лампами ЭУВ при использованной дозировке (согласно инструкции АМН СССР) дает несомненный положительный эффект, выразившийся в ряде благоприятных сдвигов. У облучающихся школьников отмечено укорочение скрытого времени реакции на свет и звук, снижение утомляемости зрительного рецептора, а также повышение работоспособности. Вероятно, с этими благоприятными сдвигами связано и улучшение успеваемости в опытном классе. Все это дает основание широко рекомендовать облучение школьников лампами ЭУВ в период года, когда эффективность естественной радиации снижена. Такое облучение может быть организовано без нарушения обычного распорядка школьной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Г а л а н и н Н. Ф. Ультрафиолетовая радиация и ее гигиеническое значение. Сборник трудов. Л., 1959. — Г л.а у э р Г. А. В кн.: Гигиена детей и подростков. Л., 1958, с. 58. — Данциг Н. М. Светотехника, 1962, № 6, с. 10. — Данциг Н. М. В кн.: Ультрафиолетовые излучения. М., 1958, с. 199. — Забалуева А. П. Там же, с. 240. — Демина Д. М. Оценка эффективности длинноволнового ультрафиолетового излучения (эритемных люминесцентных ламп) по сравнению с действием витамина D2 в профилактике D-витаминной недостаточности. Дисс. канд. М., 1956. — Лаптев А. П. Опыт применения эритемных люминесцентных ламп в спортивном зале. Автореф. Дисс. канд. М., 1958. Тезисы докл. Всесоюзн. совещания по биологическому действию ультрафиолетового излучения. М., 1964. — Свидерская Т. А. В кн.: Ультрафиолетовая радиация и ее гигиеническое значение. Л., 1959, с. 82. — Свидерская Т. А. Там же, с. 112. — Свидерская Т. А. Тезисы докл. и материалы научного совещания по применению ультрафиолетовых излучений в связи с проблемой ультрафиолетовой недостаточности. М., 1954, с. 33.

Поступила 15/VII 1965 г.

THE EFFECT OF IRRADIATION WITH ERYTHEMA-UVIOL LAMPS ON THE PUPILS' WORKING CAPACITY

Af. A. Zamkova, E. I. Krivitskaya

The work was aimed at studying the effect of irradiation on the pupils' mental working capacity. At definite periods of the year, when there is lack of ultraviolet light in nature, the compensation of ultraviolet light insufficiency by artificial means becomes urgent.

The 6th form pupils of the boarding school No.62 in Leningrad were irradiated with erythema-luminescent lamps, that were used without altering the general school regime for irradiation of the children in their ordinary clothes during lessons in the class room. The "experimental" class was supplied with an assembly of 9 erythema-uviol lamps. The time and the regimen of irradiation were carried out in compliance with the recommendations of the USSR Academy of Science in 1957 and 1964.

All the investigations were carried out under similar conditions. The working capacity of the pulpils was assessed by the following indices: 1) duration of the latent period of motor reactions to white and red light and to sound; 2) relative visibility; 3) stability of vision; 4) performance of dosed work timed by the correction method according to Anfimov's tables.

The irradiadiation of children with erythema-uviol lamps produces a definite positive effect: it rises the working capacity level and the resistance to fatique. On the basis of the results obtained erythema-uviol lamps may be recommended for use in children institutions; they require no change in the school regimen and may be used for irradiating children during seasons with insufficient amount of ultraviolet light, as they tend to improve the effectivity of reaching processes.

УДК 613.632:546.296]:613.155.3

О ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЯХ ТОРОНА (Яп220) И ЕГО ДОЧЕРНИХ ПРОДУКТОВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ

И. И. Гусаров, Е. С. Щепотьева, С. В. Андреев

Радиологическая лаборатория Центрального института курортологии и физиотерапии, Москва

Вопрос о предельно допустимых концентрациях (ПДК) торона и его дочерних продуктов в воздухе производственных помещений весьма актуален. Принятые в настоящее время ПДК этих веществ приведены в табл. 1 (графа 1 и 2). Для сравнения в той же таблице дана и ПДК радона.

Как видно из этой таблицы, в определении ПДК торона и его дочерних продуктов в воздухе рабочих помещений нет единого мнения. Кроме того, указанные значения ПДК крайне трудно использовать в практических условиях по следующим причинам. Во-первых, ПДК торона без его дочерних продуктов совсем не приводится, тогда как она нужна для оценки уровня облучения в тех случаях, когда при вдыхании воздуха, загрязненного этими веществами, применяются респираторы. Во-вторых, ПДК торона, приводимые в санитарных правилах № 333-60, рассчитаны так, что наряду с ним во вдыхаемом воздухе в 100% равновесии находятся все его дочерние продукты до ТЬ (С' + С") включительно, но в воздухе рабочих помещений, где всегда имеется какая-то вентиляция, 100% равновесия между тороном и его дочерними продуктами при периоде полураспада тория В, равном 10,6 часа, никогда не бывает. В-третьих, ПДК торона, приведенные в Рекомендациях международной комиссии по радиологической защите, рассчитаны так, что вместе с ним присутствуют его дочерние продукты в том же количестве, в каком они имеются в нефильтрованном воздухе, но содержание их в нефильтро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.