товления молочнокислых продуктов включает такие дополнительные операции, как внесение закваски и выдержку в термокамере, которые существенно влияют на бактериальные показатели продукции.
Инструкция по производству молочнокислых продуктов предусматривает единую схему технологического процесса, обязательную для всех молокозаводов. Производство молочнокислых продуктов на изученном нами комбинате организовано точно в соответствии с инструкцией. Следовательно, рекомендуемый коли-титр (не менее 0,1 мл) может быть применен в качестве норматива и на других молочных предприятиях. По нашим данным, молочный комбинат в настоящее время выпускает 70% молочнокислых продуктов с коли-титром 0,1 мл и выше.
Установление норматива микробной обсемененности для молочнокислых продуктов сыграет положительную роль в улучшении их гигиенических качеств и предупреждении алиментарных заболеваний. Вместе с тем введение рекомендуемой нормы нельзя рассматривать как окончательное решение вопроса. При дальнейшем прогрессе промышленности и новых достижениях науки, безусловно, будут созданы предпосылки для установления более строгих нормативов.
ЛИТЕРАТУРА
Геймберг В. Г. Гиг. и сан., 1950, № 5, с. 32. — Красин икая Е. С. Там же, 1958, №3, с. 49.— Она же. Там же, 1960, № 1, с. 74. — В u 11 i а и х R„ Mossel D. A. A., J. appl. Bact., 1961, v. 24, p. 353. — Tanner F. W., Food — borne infections and intoxications. Champaign, 1933.
Поступила 2,'VII 1965 r.
DATA FOR DETERMINING THE HYGIENIC STANDARDS OF LACTIC-FERMENTATION PRODUCTS ACCORDING TO BACTERIOLOGICAL INDICES
V. S. Kastorsky
The authors studied the dynamics of contamination with foreign microbes of lactic-fermentation products during their preparation. Bacteria of the Coli-aerogenes group and staphylococci were considered as indicators of contamination. The bacterial content of products was significantly affected by the introduction of ferment, bottling and seasoning in the thermal chamber. The bacterial standard for lactic-fermentation products is suggested to be the colititre of not less than 0.1 ml.
УДК 616-002.5-053.2-036.82:371.918
О РЕЖИМЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТИХАЮЩИМИ ФОРМАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА В САНАТОРНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Р. И. Глухова
Кафедра гигиены детей и подростков и детское отделение кафедры туберкулеза Центрального института усовершенствования врачей, Москва
В 1960—1963 гг. в нашей стране были открыты детские противотуберкулезные учреждения нового типа — санаторные школы-интернаты для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза. Основная цель этих учреждений — одновременное обучение и лечение детей до их полного клинического выздоровления, после чего они переводятся в массовые школы.
Как показали исследования многих отечественных авторов (А. А. Кисель; М. П. Похитонова; Т. П. Симеон; Е. М. Гусева), у детей с тубер-
3 Гигиена и санитария, .Ni 6
33
кулезной интоксикацией значительно нарушена нервная система. Особенно характерен симптомокомплекс так называемой раздражительной слабости, т. е. повышенной возбудимости на фоне быстро наступающего истощения центральной нервной системы. Нарушения ее у туберкулезных детей вызывают необходимость особого внимания к гигиенически правильному построению их учебно-трудового процесса.
Под нашим наблюдением в 1963—1965 гг. находилось 54 ребенка в возрасте 9—12 лет с затихающими локальными формами первичного туберкулеза и хронической туберкулезной интоксикацией, обучающихся в начальных классах Московской санаторной школы-интерната № 93.
В 1963/64 учебном году наблюдения над учащимися 3-х классов проводились при установленном в интернате режиме учебных занятий, который характеризовался сокращением длительности каждого урока
15 \ - 13 ■ 12 -11 ■ 10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 - з -2 -1 ' /и урок 2 й урок За урок Прогул ка Самоподготовка
6,9- 6,8 13,2 74 \ \
Рис. 1. Отвлечение от работы на уроках у учащихся в течение учебного дня. По оси абсцисс—время отвлечения (в %).
Рис. 2. Динамика работоспособности учащихся в течение дня по данным корректурной пробы.
/ — число знаков; 2 — число ошибок.
и самоподготовки до 40 мин., приготовлением домашних заданий в первой половине дня после 3 уроков и часовой прогулки и перенесением уроков труда, пения и физического воспитания на вторую половину дня после дневного 2-часового сна на свежем воздухе.
Хронометраж с целью изучения поведения, состояния и активности детей в процессе занятий установил значительное понижение их работоспособности на уроках. Так, у 12 детей с явными клиническими симптомами туберкулезной интоксикации уже с середины 2-го урока часто обнаруживались признаки утомления в виде возникновения и нарастания двигательных реакций возбуждения, сменяющихся по мере роста утомления реакциями торможения (вялость, сонливость, побледнение лица), которые, как правило, сопровождались субъективными ощущениями усталости и головной болью. На 3-м уроке учащиеся больше отвлекались от работы, но после прогулки, на 4-м уроке (самоподготовка), делались сосредоточенные (рис.1).
Корректурная методика (таблицы Анфимова) позволили выявить колебания быстроты и точности выполнения детьми дозированных заданий под влиянием учебной нагрузки и последующего отдыха. Статистически обработано 2000 корректурных проб. По окончании 3 уроков при незначительном увеличении числа прослеженных знаков дети делали больше ошибок (на 1000 знаков) по сравнению с исходными данными до начала занятий в школе. После часовой прогулки быстрота и точность выполнения дозированных заданий возрастали. Более существенные нарушения корковой реактивности наблюдались после самопод-
готовки и характеризовались уменьшением числа прослеженных знаков при одновременном увеличении ошибок, что свидетельствовало об утомлении учащихся, наконец, после 2-часового дневного сна показатели скорости и точности корректурной работы значительно улучшались у большинства учащихся (рис. 2). Анализ индивидуальных данных корректурной пробы выявил у небольшой группы детей более заметные и устойчивые сдвиги корковой реактивности под влиянием учебной нагрузки, которые полностью не снимались последующим отдыхом.
У 25 детей проведено исследование условнорефлекторной деятельности речедвигательной методикой (свыше 700 проб). Оказалось, что у большей части из них еще до начала занятий фазовые состояния коры головного мозга преобладали над правильными силовыми отношениями. Причем у 11 детей преобладали уравнительные фазы, а у 6 — парадоксальные и наркотические, т. е. выявлена большая степень нарушения силовых отношений условных рефлексов (по А. В. Аболен-ской). После учебных занятий в ряде случаев на фоне общего снижения уровня корковой возбудимости фазовые нарушения углублялись; это было особенно резко выражено у 6 учащихся.
Характеру фазовых изменений коры головного мозга детей соответствовали и показатели специфической реактивности, определяемые с помощью градуированной туберкулиновой пробы. Одновременное использование при постановке этой пробы растворов туберкулина различной концентрации—100, 25, 5 и 1 %— позволяет выявить не только степень чувствительности организма к нему, но и оценить адекватность полученных кожных реакций крепости раствора его. Наличие неадекватных реакций — уравнительных и парадоксальных — расценивается как проявление фазовых изменений нервной системы под влиянием туберкулезной интоксикации (Н. А. Шмелев) и часто совпадает с сохранившейся активностью туберкулезного процесса или неустойчивым иммунитетом (М. П. Похитонова, 1965).
Постановка всем учащимся наблюдаемой группы кожной градуированной пробы показала, что неадекватные — уравнительные и парадоксальные— реакции, составлявшие в начале учебного года 22,2%, нисколько не снизились за год. В большинстве случаев наблюдалось совпадение извращенных туберкулиновых реакций и значительных нарушений корковой динамики с другими неблагоприятными клиническими показателями (субфебрильная температура, повышенная утомляемость и возбудимость и др.).
В связи с тем что режим в школе-интернате оказался достаточно эффективным не для всех учащихся наблюдаемой нами группы, мы предложили ввести индивидуализированный режим учебной и внеклассной деятельности с учетом состояния здоровья детей. Было переработано 3 варианта такого режима, отличавшихся друг от друга объемом учебно-трудовых нагрузок и назначавшихся в зависимости от показателей клинико-физиологического исследования состояния здоровья и работоспособности школьников.
Режим № 1 (щадящий) назначался детям с клинически наиболее выраженными явлениями интоксикации, сопровождающимися, как правило, повышенной истощаемостью нервной системы. Предусматривалось сокращение учебного дня путем освобождения от одного урока или самоподготовки с увеличением времени пребывания на свежем воздухе. Сокращались или устранялись трудовые нагрузки и нагрузки, вызываемые занятиями физкультурой, усиливалась индивидуальная помощь ребенку со стороны педагог? и воспитателя в процессе учебной работы. По мере улучшения его общего состояния учащийся переводился последовательно на режим № 2 (полущадящий) и режим № 3 (общий) с постепенным увеличением учебно-трудовых нагрузок и доведе-
3*
35
нием их до полного объема, предусмотренного режимом школы-интерната.
Индивидуализированный режим вводился нами совместно с педагогом 4-го класса «А» К- Ф. Савельевой в течение 1964/65 учебного года. Как показали наблюдения, такой подход к детям при построении учебно-трудового процесса способствовал повышению их работоспособности и успеваемости на фоне общей, более благоприятной динамики заболевания и улучшения функционального состояния их нервной системы. Для сравнения в параллельном 4-м классе «Б», являвшемся контрольным, режим не изменялся, но во всех других отношениях (питание,
лечение) учащиеся его находились в равноценных условиях с 4-м классом «А». Хронометражные наблюдения свидетельствовали о более низкой работоспособности, особенно на последних уроках, у учащихся контрольного класса (рис. 3). Субъективные симптомы интоксикации (частые жалобы на головные боли, усталость, ухудшение сна), усугубляемые, по-видимому, нарастанием утомления к концу учебного года, в этом классе были выражены в большей степени. В обоих классах различные результаты дала градуированная туберкулиновая проба. В классе с экспериментальным режимом снижение за год чувствительности к туберкулину было более значительным, количество неадекватных реакций уменьшилось с 6 до 2, тогда как в контрольном классе, напротив, оно возросло к концу учебного года с 5 до 9. Какой-либо существенной разницы между учащимися сравниваемых классов по ряду других показателей (вес и общее физическое развитие, данные спирометрии, заболеваемость интер-куррентными заболеваниями) не обнаружено: динамика их в основном была благоприятной у обеих групп детей.
Выводы
1. При общем благоприятном влиянии на детей с затихающими формами туберкулеза пребывания в условиях санаторно-гигиеническо-го режима все же значительная часть из них нуждается в назначении им индивидуализированного режима учебной и внеклассной деятельности.
2. У детей, находившихся на индивидуализированном режиме, обнаружено более заметное улучшение многих клцнико-физиологических показателей состояния здоровья и работоспособности.
3. Индивидуальный подход к детям при назначении им учебно-тру-довых нагрузок является реальным в санаторных школах-интернатах, если в работе медицинского и педагогического персонала существует тесный контакт.
ЛИТЕРАТУРА
Аболенская А. В. Труды Гольковск. педиатрического ин-та, 1960, в. 3, 22.— Гусева Е. М. Пробл. туб., 1961, № 1, с. 83. — К и с е л ь А. А. Вопр. туб., 1931. № 12, с. 1108. — Похитонова М. П. Бюлл. Ин-та туберкулеза АМН СССР, 1944, № 2, с. 9. — О н а же. Клиника, лечение и профилактика туберкулеза у детей. М., 1965, с. 28, 51. — С и м с о н Т. П. Вопр. туб., 1924, № 5—6, с. 68. — Ш м е л е в Н. А. Сов. ме 1. 1953, № 8, с. 27.
Поступила 8ХИ IV,5 г.
закаливание, медикаментозное
Рис. 3. Сравнительная характеристика активности учащихся двух классов по соотношению времени работы и отвлечений на уроках.
По оси абсцисс — время отвлечения (в %); / — клг.сс с экспериментальным режимом: 2 — контрольный класс.
SCHOOL REGIMEN FOR CHILDREN WITH DYING DOWN FORMS OF TUBERCULOSIS AT SANATORIUM BOARDING SCHOOLS
R. I. Glukhova
A comparative assessment of the effectivity of a school regimen set for all pupils of boarding schools with that of a daily regimen with shortened labour classes, long-term sojourn in the open and more individual assistance from teachers in the course of lessons, depending on the state of health and the working capacity of pupils, testifies to the necessity of such an individual approach to each pupil. Individual regimen of class time and of that free from classes is substantiated hygienically, and may be recommended for sanatorium schools of this type.
УДК 613.9501613.6
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В СВЯЗИ С РАЗРАБОТКОЙ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ПРИЕМУ ПОДРОСТКОВ НА РАБОТУ1
Кандидаты мед. наук Л. Т. Антонова и А. Н. Малахова Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
По существующему законодательству все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, подвергаются обязательному медицинскому осмотру, в задачи которого входит как решение вопроса о пригодности к профессии, избираемой подростком, так и рациональное его трудоустройство. Большим подспорьем в этом деле являются разработанные нашим институтом при участии 14 институтов гигиенического профиля Перечни медицинских противопоказаний к приему на работу или обучение подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья1 . Перечни медицинских противопоказаний по существу представляют собой основное пособие, которым руководствуются при проведении врачебно-профессиональной консультации, ибо при его составлении предусмотрен всесторонний подход к определению профессиональной пригодности подростков с учетом анализа самой профессии и состояния его здоровья.
Разработанные перечни медицинских противопоказаний охватывают 3626 профессий, по которым осуществляется подготовка новых квалифицированных кадров в городских профессионально-технических училищах, средних общеобразовательных школах с производственным обучением или непосредственно на производстве методом бригадного ученичества.
Один из принципов составления медицинских противопоказаний заключался в разработке их по всем нозологическим формам, включающим внутреннюю патологию, заболевания нервно-психической сферы, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, отдельных органов (ухо, горло, нос, глаза, кожа), а также ряд функциональных нарушений, свойственных пубертатному периоду. Другим принципом составления медицинских противопоказаний являлся анализ важнейших профессионально-производственных факторов и их воздействия на организм.
Профессиональные факторы рассматривались нами с точки зрения анализа трудового процесса (физическое и нервно-психическое напряжение, напряжение других органов и систем, положение тела при работе, характер рабочих движений и др.), влияния окружающей производствен-
' Печатается в порядке обсуждения. — Ред.