Научная статья на тему 'Динамика психофизиологических показателей работоспособности и утомления учащихся младших классов в течение учебной недели'

Динамика психофизиологических показателей работоспособности и утомления учащихся младших классов в течение учебной недели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОМЛЕНИЕ / FATIGUE / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PERFORMANCE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE / КОЭФФИЦИЕНТ УМСТВЕННОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ / MENTAL FACTOR PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черницына Наталья Валерьевна

Статья затрагивает проблемы сохранения здоровья обучающихся младшего школьного звена. Исследование и оценка динамики утомления и работоспособности в течение урока, учебного дня, учебной недели позволит индивидуализировать учебную нагрузку, поддержать высокий уровень работоспособности и нивелировать негативное воздействие утомления на здоровье школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черницына Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of psychophysiological indicators of efficiency and fatigue in junior classes during the school week

The article deals with the problem of preserving the health of younger schoolboys. Research and evaluation of the dynamics of fatigue and performance during the lesson, school day, school week will allow to individualize teaching load, maintain a high level of efficiency and mitigate the negative effects of fatigue on the health of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Динамика психофизиологических показателей работоспособности и утомления учащихся младших классов в течение учебной недели»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 г. Выпуск 1 (32). С. 43-47

УДК 613.955

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ

Н. В. Черницына

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащих. Она проявляется в увеличении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, росте всевозможных нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений [8].

Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано с помощью физических упражнений, релаксации, прогулки на свежем воздухе и т. п. Контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка должен учитель, так как от решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности. Особо сенситивен к утомлению младший школьный возраст [7].

Утомление имеет проявления на различных уровнях:

1) на поведенческом - проявляется снижением производительности труда, уменьшением скорости и точности работы;

2) на физиологическом - проявляется в затруднении выработки условных связей, повышении инерционности в динамике нервных процессов;

3) на психологическом - проявляется снижением чувствительности, нарушением внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвигами в эмоционально-мотивационной сфере.

Научные данные о влиянии режима обучения на физическое здоровье, функциональное состояние и умственную работоспособность в младшем школьном возрасте разрознены и разнонаправлены [2, 3, 5]. В связи с этим, целью исследования явилось определение умственной работоспособности младших школьников на протяжении учебного дня и учебной недели, обучающихся в первую и вторую смены.

Задачи исследования

1. Оценить степень утомления младших школьников, обучающихся в первую и вторую смены, по показателям теппинг-теста.

2. Оценить умственную работоспособность младших школьников, обучающихся в первую и вторую смены, по показателям корректурной пробы.

3. Сравнить показатели, характеризующие умственную работоспособность учащихся младшего звена общеобразовательной школы, на уроках различного уровня сложности и формы проведения.

Методы исследования

Исследование психологических аспектов влияния продолжительности учебных занятий на работоспособность и утомляемость обучающихся было проведено на базе муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 3 г. Ханты-Мансийска. В исследовании принимали участие учащиеся третьих классов, обучающиеся в первую и

43

Н. В. Черницына

вторую смены. Общее количество обследованных - 43 человека. Мониторинг комплексной оценки работоспособности и утомляемости школьников осуществлялся в течение второй четверти учебного года.

Среди средств диагностики работоспособности и утомления особую популярность имеют теппинг-тест и корректурная проба, что обусловлено их портативностью и надежностью. Эти тесты позволяют выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше. Такие дети требуют индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки [1, 4, 6].

Теппинг-тест применяется с целью диагностики наступления раннего утомления и перехода его в хроническое утомление. Тест основан на оценке функционального состояния центральной нервной системы по коэффициенту моторной частоты руки. Испытуемый в течение 40 секунд (по 10 секунд на каждый из четырех квадратов) ставит карандашом максимально возможное количество точек. Низкая величина первого результата по сравнению с последующими говорит о недостаточной подвижности нервных процессов. Снижение значений третьего и четвертого результатов свидетельствует о развитии утомления и недостаточной устойчивости нервной системы.

Для выявления работоспособности (устойчивости внимания, способности к его концентрации) использовали корректурную пробу в модификации В.Я. Анфимова, которая заключается в вычеркивании одного знака или комплекса знаков за определенный промежуток времени. По результатам пробы рассчитывали коэффициент точности выполнения задания и коэффициент умственной продуктивности.

Результаты исследования

Динамика показателей утомления обучающихся младших классов по итогам теп-пинг-теста

Анализируя динамику результатов теппинг-теста обучающихся первой смены, можно выделить следующие тенденции:

- минимальные значения фоновых показателей (измеренные в состоянии покоя перед началом первого урока) отмечены в начале недели (понедельник), затем они постепенно повышаются, достигают максимума в четверг и в пятницу;

- значения результатов теста в конце первого урока не имеют значительных отличий в разные дни недели, что говорит о примерно одинаковой степени утомления школьников после первого урока независимо от его вида, формы проведения и т. п.;

- показатели теста на последнем уроке максимальны в понедельник, затем изо дня в день снижаются, и к пятнице достигают минимальных значений за неделю.

Это свидетельствует о том, что у младших школьников 1 смены период врабатывания ограничивается понедельником, а период устойчивой работоспособности продолжается до конца учебной недели. В конце недели (в четверг и пятницу) утомление наступает к последним урокам.

Результаты теппинг-теста, полученные при тестировании детей младшего школьного возраста, обучающиеся во 2 смену, несколько отличаютсяот предыдущих.

Анализ динамики результатов теппинг-теста обучающихся во вторую смену показал следующее:

- максимальные значения фоновых показателей теста (а, следовательно, максимальная работоспособность) выявлены в среду, а минимальные - в четверг; в понедельник и пятницу прослеживаются примерно одинаковые значения результатов тестирования;

- значения результатов теста в конце первого урока максимальны в понедельник, а минимальны - в пятницу, что отражает снижение работоспособности учеников к концу недели, увеличение степени их утомления;

- результаты теппинг-теста в конце последнего урока максимальны в среду, затем в четверг резко снижаются.

44

Динамика психофизиологических показателей работоспособности и утомления учащихся младших классов...

Полученные данные по результатам тестирования учащихся младшего звена 2 смены позволяют сделать вывод, что период устойчивой работоспособности приходится только на вторник и среду, с четверга работоспособность низкая, а к пятнице утомление развивается уже после первого урока.

Динамика показателей работоспособности учащихся младшего звена общеобразовательной школы по результатам корректурной пробы

Данная методика используется для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и истощаемости. Показателями устойчивости внимания, получаемые в результате корректурной пробы, являются коэффициент точности выполнения задания и коэффициент умственной работоспособности.

У школьников, обучающихся в первую смену, динамика коэффициента точности выполнения задания в понедельник, четверг и пятницу сходна - перед началом занятий она низкая, затем к концу первого урока возрастает, а далее плавно снижается к последнему уроку, достигая фоновых значений.

По результатам тестирования детей, обучающихся во вторую смену, показатели коэффициента точности выполнения задания имеют иную динамику: фоновые показатели данного коэффициента низкие (как и в 1 смену), но к концу первого урока они не увеличиваются, а остаются на том же уровне. Увеличение наблюдается позже: к третьему - пятому уроку (эти уроки являются последними).

Динамика показателей умственной продуктивности аналогична динамике коэффициента точности выполнения задания.

Сравнение показателей, характеризующих работоспособность учащихся младшего звена общеобразовательной школы, на уроках различного уровня сложности и формы проведения

В качестве сложного урока был выбран урок математики (как на первой, так и на второй сменах), в качестве урока с низким уровнем сложности были выбраны на первой смене -урок музыки, на второй - урок изобразительного искусства.

Сравнение показателей, характеризующих работоспособность, на уроках различного уровня сложности, для учащихся второй смены, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение показателей, характеризующих работоспособность, на уроках различного уровня сложности у учащихся младшего звена общеобразовательной школы

№ п/п Показатели Математика ИЗО

1 Результаты теппинг-теста (кол-во точек) 1-ый результат 63,29±6,94 54,79±3,55

2 2-ый результат 58,64±2,68* 44,89±2,25

3 3-ый результат 51,93±2,15 * 47,89±4,16

4 4-ый результат 54,85±3,16* 38,11±3,51

5 Коэффициент точности выполнения задания 0,60±0,04* 0,26±0,02

6 Коэффициент умственной продуктивности 700,34±87,38* 199,50±38,73

Примечание: * - различия достоверны по отношению к фоновым показателям (р<0,05)

Анализируя представленные данные, можно видеть, что больший уровень работоспособности наблюдается у учеников после более сложного урока (математики). Эта тенденция сохраняется при сравнении всех полученных показателей. Таким образом, уровень активного внимания достоверно выше на более сложном уроке.

Одной из задач исследования было выявление зависимости работоспособности от формы проведения урока. Сравниваемые показатели для учащихся младшего звена первой и второй смен приведены в таблицах 2 и 3 соответственно.

Для сравнения были выбраны уроки одного вида. На первой смене - математика, на второй - русский язык. Анализ показал, что активное внимание максимально после урока, содержащего контроль знаний, а наименьшее - после урока изложения нового материала. Это прослеживается в динамике всех рассматриваемых показателей.

45

Н. В. Черницына

Таблица 2. Влияние формы проведения урока на показатели, характеризующие работоспособность у учащихся младшего звена общеобразовательной школы 1 смены

№ п/п Показатели Математика

Изложение нового материала Комбинированный урок Контроль знаний

1 Результаты теппинг-теста (кол-во точек) 1-ый результат 53,47±2,91 53,13±3,89 60,36±4,93

2 2-ый результат 37,67+1,55* 42,25±2,24 46,50±1,57*

3 3-ый результат 36,13±1,40 41,88±1,96* 39,38±1,46

4 4-ый результат 40,00±2,99 40,56±3,03 39,81±1,61

5 Коэффициент точности выполнения задания 0,51±0,03* 0,40±0,01* 0,26±0,01*

6 Коэффициент умственной продуктивности 467,71+71,41* 377,06±33,37* 200,24±49,27*

Примечание: * - различия достоверны по отношению к фоновым показателям (р<0,05)

Таблица 3. Влияние формы проведения урока на показатели, характеризующие работоспособность у учащихся младшего звена общеобразовательной школы 2 смены

№ п/п Показатели Русский язык

Изложение нового материала Комбинированный урок Контроль знаний

1 Результаты теппинг-теста (кол-во точек) 1-ый результат 66,21±3,52* 60,80±2,08 63,78±3,87

2 2-ый результат 48,11±2,38 54,93±2,16* 50,98±4,32

3 3-ый результат 44,63±2,34 55,00±2,46* 48,90±2,78*

4 4-ый результат 44,58±2,34 58,07±3,39* 46,62±2,90*

5 Коэффициент точности выполнения задания 0,41±0,03* 0,37±0,04 0,25±0,03*

6 Коэффициент умственной продуктивности 379,63±42,51* 315,01±45,90* 211,09±34,52*

Примечание: * - различия достоверны по отношению к фоновым показателям (р<0,05)

Выводы

1. У младших школьников 1 смены период врабатывания ограничивается понедельником, а период устойчивой работоспособности продолжается до конца учебной недели. В конце недели (в четверг и пятницу) утомление наступает к последним урокам.

2. У учащихся младшего звена 2 смены период устойчивой работоспособности приходится только на вторник и среду, с четверга работоспособность низкая, а к пятнице утомление развивается уже после первого урока.

3. У школьников, обучающихся в первую смену, уровень активного внимания, по показателям умственной продуктивности икоэффициенту точности выполнения задания, перед началом занятий низкий, к концу первого урока возрастает, а далее плавно снижается к последнему уроку, достигая фоновых значений.

4. По результатам тестирования детей, обучающихся во вторую смену, уровень активного внимания возрастает лишь к последним урокам.

5. Сравнение показателей, характеризующих работоспособность учащихся младшего звена общеобразовательной школы, показало, что уровень активного внимания достоверно выше (p<0,05) на более сложном уроке, а также на уроке, содержащем контроль знаний.

Таким образом, колебания работоспособности и утомления в течение урока, учебного дня и учебной недели необходимо учитывать не только при планировании расписания занятий, выделения времени на контроль знаний в рамках отдельного урока, но и в организации индивидуальной работы с обучающимися младшего звена.

46

Динамика психофизиологических показателей работоспособности и утомления учащихся младших классов...

Литература

1. Гигиена и экология человека : учеб. [Текст] / под ред. Н. А. Матвеева. - М. : Академия, 2008. - 304 с.

2. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков : учеб. / В. Р. Кучма. - М. : Медицина, 2007. -384 с.

3. Дуткевич, Т. В. Дитячапсихолопя [Текст] / Т. В. Дуткевич. - Киев : Центр учбово! л^ератури, 2012. - 424 с.

4. Фомиченко, А. С. Проблемы управления агрессией [Текст] / А. С. Фомиченко. - М. : Вестник ВЭГУ. - 2010. - № 1. - С. 127-132.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Академия, 2006. - 464 с.

6. Возрастная психология : учеб. пособие [Текст] / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева. - Саранск : Прогресс, 2009.

7. Динамика показателей утомления учащихся младшего звена общеобразовательной школы по результатам корректурной пробы [Текст] / Н. В. Черницына, Н. Д. Нененко, Р. В. Кучин, М. А. Калугин // Мат-лы III Международной научно-практической конференции «Состояние окружающей среды и здоровье населения». - Курган, 2011. - С. 72-73.

8. Реализация здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа [Текст] / Р. В. Кучин, Н. Д. Нененко, Е. В. Мар-тюшева, Н. В. Черницына // Мат-лы 4-й Международной научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей, учащейся молодежи и других категорий населения». - Сургут, 2005. - С. 101-103.

47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.