Научная статья на тему 'Рационализация расписания занятий как фактора адаптации учащихся к процессу обучения в соответствии с хронотипом «Голубь»'

Рационализация расписания занятий как фактора адаптации учащихся к процессу обучения в соответствии с хронотипом «Голубь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПИСАНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ХРОНОТИП / "ГОЛУБЬ" / БИОРИТМЫ / АДАПТАЦИЯ / "PIGEON" / TIME-TABLE / CAPACITY FOR WORK / CHRONOTYPE / BIORHYTHMS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннова Светлана Сергеевна

При составлении расписания занятий для студентов необходимо сопоставлять трудность предметов с динамикой работоспособности учащихся различных хронотипов. В данной работе показана рационализация расписания занятий, как фактора адаптации к процессу обучения, в соответствии с универсальным хронотипом «голубь», а также со всеми требованиями санитарных норм и правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коннова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationalization of Time-Table as a Factor of Pupils' Adaptation to Education Process According to «Pigeon» Chronotype

Making a time-table it's necessary to relate the difficulty of subjects to the dynamics of capacity for work of students with different chronotypes. The time-table rationalization as a factor of adaptation to educational process according to the universal «pigeon» chronotype and the public health regulations requirements are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Рационализация расписания занятий как фактора адаптации учащихся к процессу обучения в соответствии с хронотипом «Голубь»»

УДК 502.7 ББК 20.1 (2)

Коннова Светлана Сергеевна

преподаватель г. Омск Konnova Svetlana Sergeevna

Lecturer

Omsk

Рационализация расписания занятий как фактора адаптации учащихся к процессу обучения в соответствии с хронотипом «голубь» Rationalization of Time-Table as a Factor of Pupils’ Adaptation to Education Process According to «Pigeon» Chronotype

При составлении расписания занятий для студентов необходимо сопоставлять трудность предметов с динамикой работоспособности учащихся различных хронотипов. В данной работе показана рационализация расписания занятий, как фактора адаптации к процессу обучения, в соответствии с универсальным хронотипом «голубь», а также со всеми требованиями санитарных норм и правил.

Making a time-table it’s necessary to relate the difficulty of subjects to the dynamics of capacity for work of students with different chronotypes. The time-table rationalization as a factor of adaptation to educational process according to the universal «pigeon» chronotype and the public health regulations requirements are presented in this article.

Ключевые слова: расписание, работоспособность, хронотип, «голубь», биоритмы, адаптация.

Key words: time-table, capacity for work, chronotype, «pigeon», biorhythms, adaptation.

В нашей стране пик исследований проблем хронотипа приходился на 70 -90 - е годы 20-го столетия, но к настоящему времени интерес к проблеме хронотипа несколько снизился. Однако очевидно, что исследование данной проблемы необходимо как в теоретическом, так и в практическом плане [1,97; 2,23]. Актуальность и важность исследования проблемы хронотипа среди студенчества, а также отсутствие однозначных данных в литературе о природе хронотипа, натолкнули многих ученых на проведения исследования в данной области [3, 1].

Эти исследования позволили сделать заключение о том, что различия в ритме работоспособности, которые характеризуют представителей утреннего и вечернего типов, обусловливаются определенными особенностями гормональной и психической сфер организма. Эти свойства биологических ритмов - внутренне присущий

организму признак, и с ним необходимо считаться при организации режимов труда и отдыха [4, 53].

Для анализа было взято расписание занятий для первокурсников теологического факультета (таблица 1.).

Таблица 1.

Исходное расписание занятий первокурсников теологического факультета

№ пары ДНИ НЕДЕЛИ

понеде льник вторник среда четверг пятница суббота

1 латинский язык церковнославянский язык/математ ика и информатика церковнославянский язык/латинск ий язык Безопасность жизнедея- тельности

2 латинский язык церковнославянский язык/математ ика и информатика библеисти-ка/латинский язык (практика) иностран- ный язык/цер ковносла- вянский язык история и культура древнего мира основное богословие

3 математика и информатика история и культура древнего мира библеистика (лекция) богословие (лек-ция)/математ ика и информатика (практика) библеис- тика основное богословие

4 физвоспита- ние иностранный язык физвоспита- ние иностранный язык

5 церковно- славянский язык иностранный язык (практика)

Необходимо отметить, что при рационализации варианта расписания занятий были учтены расчасовка предметов по неделе, принципы рационального составления по государственным стандартам и гигиеническим нормам.

Для анализа и рационализации расписания занятий за основу был взят универсальный хронотип «голубь» с пиками работоспособности в интервале 10-12 и 16-18 часов [4, статья 28, 29; 5, п. 2.6]. При оценке расписания занятий по трудности предметов в течение недели (шкала Сивкова) [6, п. 2.9.] была выявлена следующая динамика, представленная на рисунке 1.

Таким образом, нагрузка распределена недостаточно равномерно по неделе - практически максимальная в самом начале недели (понедельник) и нерационально минимальная в конце (суббота), однако соблюдается главный принцип при составлении расписания занятий - учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета. Динамика нагрузки имеет вид двугорбой М - образной кривой с максимумом во вторник (39 баллов) и в четверг (41 балл).

Рис. 1. Динамика сложности предметов в течение учебной недели по исходному варианту расписания занятий первокурсников теологического факультета.

Однако если рассматривать динамику трудности предметов в течение учебного дня, то видны серьезные нарушения норм. По правилам динамики трудности предметов в течение дня, кривая дневной активности, также как и кривая недельной динамики, должна быть либо одногорбой, либо двугорбой М

- образной кривой. В расписании испытуемой группы данное положение не выполняется.

«Подъём» трудности приходится на понедельник, причем на первые три пары занятий, что абсолютно нерационально, т.к. первый рабочий день недели

- период врабатываемости учащихся в процесс обучения и самый неблагоприятный день по работоспособности.

Во вторник первой, второй и четвертой парой выставлены наиболее сложные предметы, за исключением третьей пары - на нее выставлен предмет сред-

ней сложности. Таким образом, принцип динамики по М - образной кривой выполнялся бы, если бы на первой паре были выставлены предметы легкие или средние по сложности. В среду нагрузка по сложности предмета убывает равномерно с первой по четвертую пару, что противоречит всем нормам и правилам.

В четверг по нечетной неделе кривая динамики сложности имеет вид М -образной кривой с западением на второй паре, что нерационально; по четной неделе нагрузка распределена в течение дня равномерно, причем выставлены все самые сложные предметы по 10 - 11 баллов! Равномерность нагрузки также недопустима по санитарно - гигиеническим нормам.

В пятницу нагрузка равномерно возрастает с первой по четвертую пары, что противоречит принципу рационального расписания.

В субботу нагрузка равномерна в течение учебного дня, однако выставлены предметы средней сложности.

Оптимальный вариант для уже существующего расписания занятий первокурсников теологического факультета, коррелирующий с динамикой работоспособности универсального (стандартного) хронотипа студента - «голубь» (таблица 2).

В данном случае расписание занятий для испытуемой группы было построено на основе уже имеющегося расписания занятий, так как при его анализе выяснилось, что оно соответствует главному принципу построения учебного расписания, т.е. имеет вид М - образной кривой динамики недельной работоспособности студентов с пиками недельной активности во вторник и четверг соответственно. Для формирования расписания занятий в течение дня использовалась кривая дневной динамики работоспособности, также имеющей вид М

- образной кривой с пиками дневной активности в 10 - 12 и 16 - 18 часов, соответствующими активности студентов с хронотипом «голубь». Таким образом, при формировании расписания занятий за основу брались правила и нормы государственных стандартов и гигиенических требований. В данном случае требовалось скорректировать расписание занятий по следующим принципам: ра-

циональное выставление предметов с 2 - 3 часов сеткой, сочетание занятий со статическим и динамическим компонентами.

Таблица 2.

№ пары ДНИ НЕДЕЛИ

понеде льник вторник среда четверг пятница суббота

1 БЖД богословие (практика) физвоспита- ние библе- истика (практика) богословие (практика)

2 математика и информатика (лекция) иностранный язык математика и информатика (практика) иностранный язык история и культура древнего мира церковно- славянский язык

3 библеистика (практика) латинский язык библе- истика (лекция) латинский язык математика и информатика (практика)

4 физвоспита- ние история и культура древнего мира богословие (лекция)

5 Церковно- славянский язык Церковно- славянский язык

В понедельник выставлено четыре пары занятий: предметы легкие (физ-воспитание, БЖД), средней сложности (библеистика) и сложный (математика и информатика). Нагрузка снижена, так как понедельник - первый день учебной недели - фаза врабатывания. Во вторник и четверг нагрузка максимальна, в виду того, что это самые работоспособные дни при учете М - образной кривой недельной динамики активности. В эти дни выставлено по пять пар, причем нагрузка снижена на первой и четвертой паре, в то время как на пятую пару приходятся сложные предметы, так как пятая пара по времени соответствует второму оптимуму работоспособности учащихся с хронотипом «голубя» - с 16 до 18 часов. Среда - облегченный день, выставлено две пары для того, чтобы учащиеся набрались сил для второго максимума сложности - четверга. В пятницу нагрузка снижается - выставлено три пары. В субботу две пары занятий, ввиду того, что это день наименьшей работоспособности - конец учебной недели, совпадающий со спадом физиологической активности. При этом достаточно

сложный предмет (церковнославянский язык) выставлен на вторую пару - первый оптимум работоспособности «голубя», а также эта мера ориентирована на такой физиологический процесс, как пятую фазу работоспособности - конечный порыв. Исходя из того, что занятия в ОмГУ начинаются в 8.00 часов и заканчиваются в 22.00 часа, т.е. всего в учебном процессе допускается до 7 пар, шестая и седьмая пары были исключены как учебные, так как время их проведения с 17.15 до 20.30 часов. Студенты с хронотипом «голубь» в вечернее время имеют минимальную работоспособность, ввиду того, что второй пик активности проходит в интервале времени с 16 до 18 часов, а далее развивается процесс утомления. Если оценивать правильность предложенного варианта расписания занятий в сумме баллов по дням, то получаем следующие результаты: понедельник - 28 баллов, вторник - 45 балла, среда - 18 баллов, четверг - 42 баллов, пятница - 26 балла, суббота - 17 баллов.

Для наглядности распределение трудности предметов по баллам в течение недели представлено на рисунке 2.

Таким образом, по сумме баллов также сохраняется рациональность расписания занятий по трудности, т.е. максимум баллов приходиться на дни недели - вторник и четверг, сохраняется М - образная кривая динамики сложности предметов и не нарушаются основные принципы составления расписания.

Рис. 2. Динамика сложности предметов в течение учебной недели по оптимальному варианту расписания занятий первокурсников теологического факультета.

Библиографический список

1. Борисова И.Ю., Ганелина И.Е., Притыкина Н.Я. Психологические и поведенческие особенности личности с утренним биоритмологическим типом работоспособности // Психологический журнал. - 1996.- Т. 17. - №5.- С. 96 - 101.

2. Плюснин Ю.М., Путилов А.А. Биоритмологические корреляты личностных черт // Психологический журнал. - 1990. - Т.11. - №6. - с. 47.

3. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. «Ритмы жизни», М.: Медицина - 1991г. - 53с.

4. ФЗ - №52 от 30.03.1999 (ред. от 01.12.2007) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) ст. 28.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» от 20.06.2003.

6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02" от 01.09.2003.

Bibliography

1. Borisova, I.Yu., Ganelina, I.E., Pritykina, N.Ya. Person’s Psychological and Behavioral Peculiarities with Morning Biorhythmic Type of Work Capacity // Psychological Magazine. - 1996. - V. 17. - №5. - P. 96 - 101.

2. Doskin, V.A., Lavrentyeva, N.A. Rhythms of Life. - M.: Medicine - 1991. - P. 53.

3. Federal Law №52 of 30.03.1999 (Edit. from 01.12.2007) «About Sanitation-and-Epidemiological Well-Being of Population», Art. 28.

4. Plusnin, Yu. M., Putilov, A.A. Biorhythmic Correlatives of Personal Traits // Psychological Magazine. - 1990. - V. 11. - №6. - P. 47.

5. Sanitation-and-Epidemiological Rules and Guidelines 2.4.3.1186-03 from 20.06.2003.

6. Sanitation-and-Epidemiological Rules and Guidelines 2.4.2.1178-02 from 01.09.2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.