Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ДНЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТОКАРЯ'

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ДНЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТОКАРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Д. Храмцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF DAILY REGIMEN ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE BODY OF STUDENTS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL, SPECIALIZING IN THE PROFESSION OF A TURNER

The finding was that the study-hours are unevenly and irrationally arranged in the course of the school years. The working capacity dynamics is of a phasic nature. An augmentation of the latent period of the oculo-motor reaction noted by the end of the first year of studies is replaced by a relative decrease in the 2nd year and a new prolongation of the latent period of the oculo-motor reaction in the second half of the 3rd year of studies as the result of the effect of a complex of noted factors.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ДНЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТОКАРЯ»

ненню с другими фазами обеспечивает большую точность умственных процессов в ней, что подтвердилось и фактом повышения академической успеваемости обследуемых в школе по так называемым точным наукам. Излишне повышенная возбудимость нервной системы в фазе овуляции может обусловливать снижение умственной работоспособнссти, известную хаотичность умственной деятельности, что мы и констатировали.

При оценке изменений работоспособности в фазах пролиферации и секреции следует учитывать также время обследования, т. е. принимать во внимание, к какой фазе оно ближе — к фазе менструации или овуляции, так как от близости этих крайних фаз на первый план могут выступать соответственно явления повышения или понижения работоспособности.

Результаты нашего исследования имеют значение для повседневной практики врача, педагога и тренера.

ЛИТЕРАТУРА. Кватер Е. И. Гормональная диагностика и терапия в акушерстве и гинекологии. М., 1967. — О т т Д. О. — «Здоровье», 1879, т. 5, с. 117— 122.—Савченко О. Н. Гормоны яичника и гонадотропные гормоны. Л., 1967, с. 233. — Савченко О. Н., Степанов Г. С. Фракционное определение эстрогенов в моче небеременных женщин. — «Пробл. эндокринол.», 1961, № 3, с. 42—48. —Тетер Е. Гормональные нарушения у мужчин и женщин. Варшава, 1968, с. 699. — D i с г -falusy Е., Lauritzen Ch. Oestrogene beim Menschen. Berlin, 1961, —Dor-ring G. — «Dtsch. med. Wschr.», 1963, Bd 88, S. 1721—1724. — M i 1 1 a h n H., D г e с о 1 1 A. — «Med. u. Sport», 1968, Bd 8, S. 129—132. — Zimmer F. — «Fortschr. Med.», 1971, Bd 89, S. 239—242.

Поступила 27/XII 1974 г.

CHANGES OF MENTAL AND PHYSICAL WORKING CAPACITY OF GIRLS AT THE TIME OF THE MENSTRUAL CYCLE

R. V. Silla, L. K.—O. Khaas

The finding was that the total (physical and mental) body's working capacity is the highest at the menstruation phase, the lowest at the time of ovulation and that of an average level at the phase of proliferation and secretion. The same applies to both the mental and the physical working capacity when assessed separately. However, a much higher mental capacity was noted at the phase of secretion than that of proliferation.

УДК 613.956:[621.941:658.388.1

Канд. мед. наук А. Д. Храмцова

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ДНЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТОКАРЯ

Отдел физиологии труда Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования, Ленинград

Расширение сети средних профтехучилищ ставит перед врачами, физиологами, педагогами и психологами важную задачу создания оптимальных условий обучения и укрепления здоровья подростков, занимающихся в этих учебных заведениях. В настоящее время они работают по планам, согласно которым учебная нагрузка составляет 36—38 ч, а в некоторых училищах увеличена до 42 ч. В связи с этим возникает необходимость в разработке рациональных режимов труда и отдыха учащихся средних профтехучилищ.

Имеются лишь отдельные физиолого-гигиенические работы, освещающие некоторые вопросы учебно-производственного режима средних профтехучилищ (А. Д. Храмцова и А. А. Эльяшев; В. А. Мельченко и соавт.; О. К. Лансберг и М. М. Морозова; Н. П. Маслова; Г. И. Куценко, и др.). Целью настоящего исследования являлась комплексная физиолого-гигие-ническая оценка учебно-производственного и внеучебного режима в динамике всего срока обучения. Исследования в условиях естественного экспе-

римента проводились на базе среднего профтехучилища металлообрабатывающего профиля № 43 Ленинграда в 1969—1972 учебные годы в группе токарей. Под наблюдением находились 25 юношей 15—17 лет. Изучалось функциональное состояние центральной нервной системы путем определения длительности латентного (скрытого) периода зрительно-моторной реакции и дифференцировки на световой раздражитель (1090 исследований), динамика работоспособности методом дозированных заданий по корректурным таблицам В. Н. Анфимова (более 6000 исследований), круглосуточный режим учащихся (1291 человеко-день наблюдений). Средние величины скрытого периода сравнивались с помощью критерия I Стьюдента. Исследования выполнялись в динамике учебного дня и недели.

Учебная нагрузка на 1-м году обучения составляла 41 ч в неделю, производственное обучение проводилось в среду и пятницу. Теоретические занятия начинались в 9 ч, за исключением вторника, когда занятия начинались в 8 ч. Наблюдались сдвоенные и строенные уроки; перерывы между занятиями составляли 5 мин, фиксированный обеденный перерыв продолжительностью 30 мин проводился только в дни производственного обучения. На 2-м году обучения учебная нагрузка составляла 42 ч в неделю, расписание занятий составлялось с учетом наших рекомендаций, которые предусматривали отсутствие «нулевых», сдвоенных и строенных уроков (за исключением лабораторных работ и занятий по черчению), правильное распределение уроков по трудности в течение учебного дня и недели, рациональное чередование производственного и теоретического обучения (производственное обучение — во вторник и четверг), увеличение продолжительности перемен до 10 мин, введение обязательного обеденного перерыва продолжительностью 65 мин в середине каждого учебного дня, производственная гимнастика в дни производственного обучения. На 3-м году обучения учебная нагрузка составляла 36 ч; во втором полугодии производственное обучение проводилось 3 раза в неделю на базовом предприятии, в новых для учащихся условиях, что требовало адаптации их организма и перестройки динамического стереотипа.

Для изучения влияния условий учебно-производственной деятельности на нейродинамику корковых процессов применялась рефлексометрия.

Анализ данных скрытого периода зрительно-моторных реакций и процента ошибок на дифференцировку, полученных в динамике недели на 1-м году обучения, показал, что после занятий значения изучаемых показателей увеличивались (см. рисунок). Наибольшая разница между скрытым периодом в динамике рабочего дня наблюдалась в среду, когда он удлинялся с 0,344 до 0,408 с (Р<0,01), и в субботу (с 0,340 до 0,388 с; Р<0,01), что говорит о снижении работоспособности. Наибольший скрытый период, зарегистрированный до и после занятий, наблюдался в понедельник (0,381 и 0,391 с). Это можно объяснить нарушением рабочего динамического стереотипа после выходного дня в связи с нерациональной организацией отдыха. Наименьший скрытый период до и после занятий наблюдался в среду, пятницу и субботу (соответственно 0,348, 0,350 и 0,340 с). Необходимо отметить, что перемена рода деятельности (среда и пятница— дни производственного обучения) в период, предшествующий снижению

/300 1200 поо

IООО 900 800 700

А

>1111

б ё

W

2

IV

г т

V-л г

тТ ~

12 3 4 5В

Дни недели

Оценка работоспособности учащихся методом корректурных проб. а — 1-й год обучения; б — 2-й год обучения; в — количество просмотренных знаков; г — количество ошибок на 500 знаков; / — количество просмотренных знаков до занятий; 11 — количество просмотренных знаков после занятий; III — количество ошибок на 500 знаков до занятий; IV — количество ошибок на 500 знаков после занятий.

работоспособности, благоприятно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.

Количество ошибочных реакций на дифференцировку в отдельные дни недели после занятий оказалось значительно выше, чем до занятий. Так, в понедельник оно возросло с 5,88 до 12,64%, в пятницу — с 5,41 до 12,91 % и в субботу — с 5,71 до 9,28%, что являлось результатом значительной учебной нагрузки. В понедельник, среду и субботу большое число ошибочных реакций зарегистрировано до занятий, что свидетельствует о неудовлетворительной рабочей готовности учащихся в начале учебного дня и может быть связано с недочетами режима отдыха во внеучебное время.

Данные рефлексометрии, полученные на 2-м году обучения, носили иной характер. Скрытый период на протяжении каждого дня имел лишь тенденцию к изменению. Количество ошибок на дифференцировку не превышало 3% (против 12,5% на 1-м году обучения). Это можно объяснить усилением адаптационных возможностей центральной нервной системы, в частности повышением ее физиологической лабильности, возрастными закономерностями, а также оптимизацией условий учебно-производственного процесса.

Показатели скрытого периода на 3-м году обучения (первого и второго полугодий) носили неодинаковый характер. Если в первом полугодии величина его на протяжении каждого дня имела лишь тенденцию к изменению, варьируя до занятий от 0,332 до 0,358 с, то во втором полугодии она составляла 0,350—0,379 и 0,337—0,393 с (/><0,01). Скрытый период после занятий часто был короче, чем до занятий. Это означает, что функциональное состояние центральной нервной системы не восстанавливается до исходного уровня к началу учебного дня и саморегуляция наступает в ходе деятельности. Следовательно, есть основание говорить о недостаточной активности процессов восстановления (особенно во втором полугодии) в результате адаптации к новым условиям производственного обучения, проводимого 3 раза в неделю, перестройки динамического стереотипа на более раннее начало производственного обучения (7 ч 15 мин) и некоторых нарушений режима дня учащихся.

Исследование работоспособности по корректурным пробам В. Я. Ан-фимова (см. рисунок, а, б) показало, что на протяжении недели 1-го года обучения работоспособность была снижена к концу учебного дня по числу просмотренных знаков и количеству ошибок. Уменьшение количества просмотренных знаков в отдельные дни (четверг) приближалось к 20%, а в понедельник и пятницу — к 10—15%. В эти дни увеличивалось почти вдвое количество ошибок на 500 знаков. Уменьшение объема выполненной работы при нарастании количества ошибок свидетельствует о нарушении уравновешенности основных нервных процессов при ослаблении активного торможения. В динамике работоспособности учащихся на 2-м году обучения, по данным корректурных проб, выявились существенные положительные изменения. Число прослеженных знаков до и после занятий довольно высоко и носило более правильный характер. Уменьшение числа прослеженных знаков после занятий не превышало 12%. Количество ошибок на 500 знаков было значительно меньше, чем на 1-м году обучения.

Работоспособность по числу просмотренных знаков на 3-м году обучения оказалась выше, чем на 1-м и 2-м году. Однако число ошибок на 500 знаков продолжало оставаться высоким. Обращает на себя внимание то, что во втором полугодии число ошибок до занятий в понедельник, среду и четверг было выше, чем после занятий, а также то, что число просмотренных знаков после занятий в течение 5 из 6 дней выше, чем до занятий. Следовательно, можно говорить о полном согласовании результатов корректурных исследований с данными рефлексометрии.

Большое значение имела связь учебного режима учащихся с круглосуточным, который был изучен нами путем хронометража. На 1-м году обучения число наблюдений составило 421 человеко-день. Ранний подъем

(до 7 ч) в дни теоретического обучения отмечался у 34,9% обследованных, в дни производственного обучения — у 62,5%. Большинство учащихся ложились спать позже 22 ч. Многие из них тратили на подготовку домашних заданий от 1 до 2 ч (42,1% — в дни теоретического и 46,5% — в дни производственного обучения). Только 2,9% обследованных в дни теоретического и 3,5% — в дни производственного обучения занимались приготовлением уроков 3 ч и более.

Оценка режима питания показала, что завтракали 62,4% учащихся, обедали 95% и ужинали 91,5% учащихся.

Отмечены недочеты физического воспитания. Делали зарядку и занимались закаливанием только 20—22% обследованных. На 2-м году обучения (524 человеко-дня наблюдений) обнаружились те же недостатки вне-учебного режима. Возросло количество учащихся с недостаточной продолжительностью сна. Так, в дни теоретического обучения спали менее 8 ч 64,9% обследованных, в дни производственного обучения — 77,2%. Меньше времени они проводили на воздухе. Если на 1-м году занятий находились на воздухе 3 ч и более 40,2% учащихся в дни теоретического и 34,396 — в дни производственного обучения, то на 2-м году занятий—соответственно 19,6 и 18,4%. Учащиеся 2-го года обучения меньше тратили времени на приготовление домашних заданий. Вдвое возросло число учащихся, делающих зарядку (42—43% вместо 20—22% на 1-м году); почти не было случаев, когда учащиеся не обедали, что объяснялось введением обязательного обеденного перерыва. Внеучебный режим первого полугодия 3-го года обучения (281 человеко-день наблюдений) существенно не отличался от 1-го и 2-го года. На 3-м году обучения (281 человеко-день наблюдений) отмечался более поздний отход учащихся ко сну и сокращение продолжительности их ночного сна. Так, во втором полугодии спали менее 8 ч в дни теоретического обучения 48,8% учащихся, в дни производственного обучения— 75%. В 25—37,8% случаев обследуемые не отдыхали на воздухе; зарядкой и закаливанием они занимались реже, чем на 2-м году обучения.

Таким образом, результаты оценки внеучебного режима в динамике трехлетнего обучения показали, что многие нарушения являются следствием неумения подростков организовать свой быт, правильно распределить время.

Выводы

1. Полученные данные свидетельствуют, что учебная нагрузка выше 36 ч в неделю является значительной и приводит к снижению работоспособности учащихся, особенно к концу года.

2. Динамика работоспособности имеет фазный характер. Наблюдается увеличение скрытого периода зрительно-моторной реакции во втором полугодии 3-го года обучения как результат влияния комплекса факторов (адаптация к новым условиям производственного обучения, перестройка динамического стереотипа на более раннее начало производственного обучения).

3. Рационально составленное расписание занятий, увеличение продолжительности перемен, введение обеденного перерыва в середине дня и др. сопровождаются улучшением функционального состояния организма учащихся.

ЛИТЕРАТУРА. Куценко Г. И. — «Гиг. и сан.», 1973, № 2, с. 52.— Лансберг О. К-, Морозова М. М. — «Труды 9-й Научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии». Ч. 1. М., 1972, с. 368—389. — Масло-в а Н. П. — «Гиг. и сан.», 1972, № 4, с. 50—52. — Мельченко В. А., Беседи-н а А. А., Т а р а с о в а И. И. — В кн.: Современный научно-технический прогресс и задачи гигиены труда подростков (Материалы Всесоюзной научной конференции). М., 1972, с. 78—80. — Храмцова А. Д., Эльяшев А. А. Физиолого-гигиенические рекомендации по организации учебно-производственного режима в профтехучилищах, подготавливающих квалифицированных рабочих-металлистов со средним^ образованием. Л., 1972.

Поступила 27/Ш 1975.Г.

THE EFFECT OF DAILY REGIMEN ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE BODY OF STUDENTS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL, SPECIALIZING IN THE PROFESSION OF A TURNER

A. D. Khramtsova

The finding was that the study-hours are unevenly and irrationally arranged in the course of the school years. The working capacity dynamics is of a phasic nature. An augmentation of the latent period of the oculo-motor reaction noted by the end of the first year of studies is replaced by a relative decrease in the 2nd year and a new prolongation of the latent period of the oculo-motor reaction in the second half of the 3rd year of studies as the result of the effect of a complex of noted factors.

УДК 613.692:636.2

А. А. Прохоров, С. В. Суворов

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В КАБИНАХ ЛОКОМОТИВОВ И ВАГОНАХ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Специфичность гигиенического нормирования на железнодорожном транспорте обусловлена рядом существенных особенностей труда локомотивных и поездных бригад (машинисты и их помощники, проводники, бригадиры), работников почтовых вагонов и рефрижераторных секций, багажных раздатчиков, а также характерными для пассажира условиями обитания в вагоне. Поэтому критериями вредности нормируемых факторов служат не только показатели, принятые при оценке стационарной производственной среды, но и показатели бодрствования, бдительности, готовности к профессионально верным экстренным действиям. Следовательно, допустимые уровни факторов среды и обстановки в кабине локомотива должны быть более жесткими, чем нормативы для производств.

С учетом изложенных требований Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены разработаны Санитарные нормы по ограничению шума на подвижном составе железнодорожного транспорта (877-71) и Временные санитарные нормы и правила по ограничению вибрации подвижного состава железнодорожного транспорта (376-61). При внедрении результатов исследований в практику на ряде локомотивов в последние годы удалось достичь нормируемых уровней шума (тепловозы типов М-62, ТЭ109, ТЭП60, ТГ16, ТГМЗ), а на маневровом тепловозе ТЭМ2 и вибрации.

Как видно из табл. 1, нормативы по шуму для локомотивов являются более жесткими, чем нормативы для постоянных рабочих мест в производственных помещениях. Мы считаем принципиально правильным наметившееся в научных дискуссиях последних лет стремление приблизить нормы по шуму для вагонов к нормам для территорий жилой застройки.

Весьма специфичными являются нормативы по вибрации для рабочих мест и мест пребывания пассажиров. Выделяются 3 класса допустимых уровней вибрации для резонансных частот, рабочих мест в кабине локомотива и вагонов. Регистрируются не колебательная скорость, как обычно, а ускорения в фактически замеренных частотах. Учитывается также повторяемость амплитуд в процентах к анализируемому участку записи. К актуальным вопросам профилактики вредного действия транспортных вибраций следует отнести уточнение форм предельных кривых, значения фактора повторяемости колебаний на разных участках спектра, различных сочетаний воздействия резонансных и нерезонансных частот, изучение закономерностей распространения низкочастотной вибрации по телу человека в зависимости от частоты колебаний, места приложения вибрации к телу человека, направления действия вибрации от позы и степени напряжения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.