Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ С ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ С ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE TEACHING ROUTINE AT OCCUPATIONAL TRAINING SCHOOLS WITH THE SECONDARY EDUCATION COURSE

Investigation of a number of physiological functions and that of certain indices of the state of health and the morbidity of adolescents, studying at occupational training schools with an extended curriculum, proved the conjuction of secondary and occupational education in one sckool to be quite possible. However, it requirel the improvement of the general teaching routine and strict fulfillment of hygienic requirements.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ С ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

водного обмена и В i-витаминной недостаточности. При повторном исследовании содержание пировиноградной кислоты нормализовалось (снизилось с 1,28±0,07 до 1,19+0,09^2%). Эти изменения были статистически достоверны (Р<0,05).

В контрольной группе динамика показателей была неотчетливой или носила отрицательный характер.

Результаты исследований позволяют рекомендовать включение яблочно-яичного пюре, обогащенного черной смородиной и морской капустой (в количестве 100 г в день), в состав рациона № 4 (предложенного Институтом питания АМН СССР) для профилактического питания рабочих, занятых производством хлорорганических соединений.

ЛИТЕРАТУРА

Ант онюженкоВ. А., Каштанова И. М., X и л ь Р. Г. Гиг. труда, 1965, №8, с. 37. — Г о р б а д е й Н. К. Тер. арх., 1962, в. 9, с. 95. — Г о р я ч е в а Л. А. Гиг. труда, 1966, № 1, с. 39. — К о л я г а н о в Н. И. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 546. — КраснюкЕ. П.,Маковская Е. И., Раппопорт М. Б. В кн.: Гигиена труда. Киев, 1966, с. 86. — КраснюкЕ. П., ОнцкиенкоФ. А., ОсинскаяЛ. С. и др. Врач, дело, 1967, № 1, с. 92. — К у д-рявцеваО. Ф. В кн.: Вопросы гигиены труда профессиональной патологии, промышленной токсикологии и санитарной химии. Горький, 1966, с. 12. — П а р а м о н ч и к В. М. Врач, дело, 1966, № 11, с. 85. — Скоропостижная А. С., Смоляр В. И., П о-лонская М. Н. и др. Гиг. и сан., 1968, № 1, с. 66.

Поступила 12/1V 1968 г.

A NEW PREVENTIVE NUTRITION PRODUCT FOR WORKERS OF CHEMICAL INDUSTRY

P. D. Leschenko, P. V. Smoligovets, G. A. Dunaevsky

A new nutritious product consisting of an apple-egg puree, encriched with black currants and sea kale, was tested in clinics. The addition of this product to the diet of sick workers of chemical industry for a period of 3—4 weeks brought about a definite improvement in the state of their health: functioning of the cardiovascular system was ameliorated, a disturbed antitoxic function of the liver was restored to normal, the indices of protein, lipide and carbohydrate metabolism reached their normal levels. On the basisl of the data obtained the author suggests to include this apple-egg puree, enriched with black currants and sea kale, into the diet No. 4 recommended by the Diet Institute AMS USSR.

УДК 613.956:377.5

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ С ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Канд. мед. наук Л. Г. Груева

В настоящее время ширится тенденция к введению в профтехучилищах (ПТУ) общего среднего образования. Возможность для подростков, занимающихся в этом учебном заведении, получить квалификацию и аттестат зрелости имеет большое значение, так как избавляет их от необходимости учиться в ПТУ и в вечерней школе или ограничиваться узкой профессиональной подготовкой. В ряде трехгодичных ПТУ срок обучения при этом не удлиняется, но недельная нагрузка учащихся возрастает с обычных 36 часов до 41—42. В некоторые дни недели они занимаются по 7—8 академических часов.

Нашей целью была оценка существующей организации обучения в ПТУ и разработка наиболее целесообразных гигиенических рекомендаций. Работу мы проводили в одном из полиграфических училищ Москвы. Группа

к

X X

4> Г

>.

I

т.

а

ем

я X

ш

о ж х 3

с.

£

ев X а о

£ =с о

2

5

е

X 3 X о.

1

X

6

с.

2

и

5

га *

о с

V X X

и

X

к

г <0 5

«3

о 2

«я 3

в

X

V в

о? и*1 я

5 о а» а»

К н

о С

N

—. О

+1 +1

8 ^

СО см

— СО

о

+1 +1 см см см 00

со

О СО СО

ю

см о +1 +1

о Й

3

8

8

•ч* со

со

—■ о

+1 +1 оо см о ю ю

ю

ю

— о

+1 +1

— СО

см см СО

оо см со

со

—■ о

+1 +1 ю см

3 -

•и-

см см

О) о

+1 +1

— см

— ю

№ Ю

- см со

—• о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+1 +1

ю ю

см ст>

СО

см

см

ю ю со

— о +1 +1

к 3

X X

I

н о £ о о а. с

о ч о к О*

о

<и о

а *

а га

Я х

н о Я и о о. с

■ >8

Я X

о 3 О =

<и с.

и

исследуемых состояла из 30 юношей и девушек, которых наблюдали с 15—16-летнего возраста. Исследования вели в классе во время уроков, в учебных цехах и на производстве. Определяли показатели условных зрительнодвигательных реакций, применяли корректурные тесты, прослеживали изменения вегетативных функций и вегетативной реактивности по данным ортостатической пробы, учитывали состояние здоровья и физическое развитие учащихся, а также пропуски ими занятий по болезни, применяли анкетный опрос для изучения некоторых компонентов внеучебного суточного режима.

Исследования проводили в начале, середине (до и после обеда) и конце теоретических и практических занятий. Ряд функций регистрировали непрерывно на протяжении всех уроков и производственной практики.

Разница между средними величинами латентного периода условных двигательных реакций в течение учебного дня оказалась недостоверной как на 1-м, так и на 2-м году обучения. Судя по анализу индивидуальных данных, латентный^период от начала к середине занятий возрастает почти столь же часто, как и уменьшается, среднее увеличение несущественно разнится от среднего уменьшения. Только к концу теоретических занятий увеличение латентного периода отмечается в подавляющем числе случаев: 75% к шестому уроку на 1-м году обучения и 77% к восьмому уроку на 2-м году. Несмотря на недостоверную разницу средних, обращает на себя внимание преимущественная однонаправленность в динамике латентного периода.

В дни сочетания теоретических занятий (3 урока) и учебной практики (4 часа), на 1-м году обучения, увеличение числа случаев удлинения латентного периода к концу учебного дня отсутствует. В процессе производственной практики (на 2-м году обучения) больше выражены признаки «врабатывания»: к середине рабочего дня (до обеда) латентный период условнорефлекторных реакций достоверно уменьшается в 80% случаев.

На 2-м году обучения по сравнению с 1-м несколько чаще обнаруживаются срывы дифферен-цировок к концу учебного дня, а также некоторое преобладание случаев последовательного торможения над случаями положительной индукции. В процессе же труда на производстве к середине рабочего дня уменьшаются случаи расторма-живания и реже наблюдаются последовательные торможения, что можно оценить как признак возрастания силы и концентрации нервных процессов.

Таким образом, хотя в средних показателях условных зрительнодвигательных реакций не обнаруживаются статистически достоверные различия в динамике учебного дня и недели, инди-

видуальные данные не позволяют исключить вероятности неблагоприятных изменений. Неблагоприятные функциональные изменения организма подростков в большей мере выражены (по результатам корректурных проб) на 2-м году обучения в дни теоретических занятий с 8 уроками (см. таблицу).

Дни теоретических занятий делились часовым обеденным перерывом на 2 равные половины. К середине каждой половины учебного дня объем выполненного задания возрастает, а к концу уменьшается. Однако число просмотренных знаков от второго к четвертому уроку уменьшается в среднем на 14 знаков, а от шестого к восьмому — на 113 знаков (см. таблицу). К концу же занятий (после восьмого урока) отмечается наименьшее число просмотренных знаков и наибольшее количество допущенных ошибок. Изменение показателей корректурных проб согласуется со сдвигами показателей зрительнодвигательных реакций — заметное ухудшение состояния тормозного и возбудительного процессов во второй половине учебного дня.

Динамика данных корректурных проб на протяжении производственной практики более благоприятна.

В соответствии с разработанным нами методом определения периодов сосредоточенной работы учащихся на уроках по продолжительности наиболее стабильного ритма пульса1 мы обработали пульсотахограммы, записанные как на уроках, так и на производственной практике. Если на 1-м году обучения продолжительность периодов стабильного ритма пульса (в процентах к 45 мин. урока) не уменьшается почти до конца занятий (первый урок — 42, второй — 40, третий — 47, четвертый — 53, пятый — 53, шестой — 43), то на 2-м году уменьшение наблюдается к концу каждой половины учебного дня: с 47 до 38% от первого к четвертому уроку и с 64 до 38% от шестого к восьмому. Здесь, как и по данным корректурных проб, заметно положительное влияние на динамику работоспособности подростков часового обеденного перерыва в середине учебного дня. Правда, во второй половине учебного дня уровень исследуемых показателей падает более интенсивно. Это можно связать с недостаточным отдыхом между уроками в виде 5-минутных перемен, что особенно ощутимо во второй половине учебного дня.

При выполнении производственных заданий продолжительность стабильного ритма пульса на протяжении рабочего дня возрастает по сравнению с учебной деятельностью.

Таким образом, судя по периодам стабильного ритма пульса, периоды сосредоточенной работы подростков на уроках, очевидно, меньше, чем на производстве, и снижаются в большей степени к концу учебного дня, чем к концу рабочего дня.

Динамика вегетативных функций адекватна характеру деятельности подростков. Большой интерес представляют изменения вегетативной реактивности, о которой мы судили по результатам ортостатических проб в модификации «сидя — стоя», «сидя».

На 1-м году обучения в дни теоретических занятий неблагоприятные реакции при ортостатической пробе типа неустойчивых и ослабленных уменьшаются с 43% случаев в начале занятий до 29% после обеда и возрастают к шестому уроку до 61%. На 2-м году обучения неустойчивых и ослабленных реакций при ортостатической пробе у подростков на протяжении учебных занятий почти столько же, сколько и на 1-м году: в начале занятий 45% случаев, к концу уроков 57%, после обеда 34% и к концу занятий 42%.

В дни сочетания теоретических и практических занятий в учебном цехе такого возрастания числа случаев неблагоприятных реакций не выявляется (32% в начале практики, 50% в середине и 47% в конце занятий).

1 Сб. «Вопросы школьной гигиены». Под ред. М. В. Антроповой. М., 1967, с. 138—144.

2 Гигиена и санитария N8 7

33

Соотношение благоприятных и неблагоприятных реакций на перемену положения тела у подростков при работе на производстве свидетельствует о повышении тонуса вегетативной нервной системы: в начале рабочего дня обнаружено 50% случаев неустойчивых и ослабленных реакций, к середине дня — 11% и к концу работы — 17%.

По данным анкетного опроса, на 1-м году обучения в 32% случаев зафиксировано неудовлетворительное самочувствие учащихся, чаще всего в первой половине учебного дня. Сравнительный анализ компонентов вне-учебного режима в дни хорошей и плохой оценки самочувствия показывает определенные различия между ними. Сокращенная продолжительность ночного сна перед днями хорошего самочувствия подростков составляет 43%, а в дни плохого — 52%. Наиболее существенны различия в режиме питания: отсутствие завтраков у одних учащихся отмечено в 28% случаев, у других — в 83%. Если в дни хорошей оценки самочувствия подростки не гуляли накануне занятий в 51% случаев, то плохая оценка самочувствия совпадала с отсутствием прогулок в 70% случаев.

На 2-м году обучения подростки оценивали свое самочувствие как хорошее в 91% случаев. В тот же период обучения занятия начинались на 40 мин. позже (8 час. 40 мин.), в связи с чем время пробуждения от сна учащихся сдвинулось на более поздние часы. Однако продолжительность сна существенно не изменилась за счет более позднего отхода подростков ко сну. Введение же организованного завтрака исключило грубые нарушения в режиме питания, по сравнению с 1-м годом обучения значительно возросло число дней с 4-кратным питанием. Частота отсутствия прогулок снизилась до 30%. Анализ результатов анкетного опроса позволяет предположить связь плохой субъективной оценки самочувствия подростков с нарушениями в их суточном режиме.

Судя по степени различий в суточном режиме учащихся двух сравниваемых групп, наибольшее значение имеют правильное питание, пребывание на свежем воздухе, время пробуждения, и, наконец, продолжительность сна.

Изучение пропусков занятий по болезни за 1966 и 1967 гг. свидетельствует о снижении числа дней, пропущенных по болезни, на 2-м году обучения. Таким образом, результаты исследования позволяют считать возможным введение общего среднего образования в трехгодичных ПТУ без изменения сроков обучения.

На основании анализа полученных данных могут быть даны следующие рекомендации. При организации обучения в ПТУ с общим образованием теоретические занятия и учебную практику необходимо начинать не ранее 8 час. 30 мин. Только на 2-м году обучения в дни производственной практики возможно более раннее начало труда — в 8 часов утра.

Учащиеся, сочетающие профессиональное и общее образование, нуждаются в организованном питании до начала занятий и в середине учебного дня вместо приема пищи в середине занятий и после них, установленных в ПТУ. Выдача денежной компенсации взамен организованного питания в ПТУ должна быть исключена.

Эффект восстановления работоспособности за часовой перерыв, проводимый в середине учебного дня, будет продлен, если использовать его не только для приема пищи, но и для активного отдыха на открытом воздухе. В зависимости от конкретных условий этот перерыв может быть увеличен до 1 часа 30 мин.

Расписание занятий на 1-м году обучения должно обусловливать сочетание теоретических занятий и учебной практики в течение дня. Число дней исключительно теоретических занятий следует свести до минимума; такие дни необходимо чередовать с днями, в которых сочетаются 2 вида деятельности. На 2-м году обучения, когда сочетание теории и практики в течение дня затруднено, производственная практика должна чередоваться с теоретическими занятиями.

Для повышения эффекта врабатывания и поддержания устойчивой работоспособности в дни теоретических занятий и учебной практики целесообразно ввести гимнастику до начала деятельности подростков и физкультурные паузы во второй половине учебного дня. Перемены между уроками продолжительностью 5 мин. можно ввести лишь при сокращении урока до 35 мин. При этом через каждые 70 мин. необходимы 10-минутные перемены. Такая экспериментальная схема учебного режима, принятая в вечерних сменных школах при условии повышенных нагрузок, может быть рекомендована и для учащихся, сочетающих общее и профессиональное образование. При обычных уроках длительностью 45 мин. учебный день должен ограничиваться 6 уроками.

Поступила 7/VI 1968 г

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE TEACHING ROUTINE AT OCCUPATIONAL TRAINING SCHOOLS WITH THE SECONDARY

EDUCATION COURSE

L. G. Grueva

Investigation of a number of physiological functions and that of certain indices of the state of health and the morbidity of adolescents, studying at occupational training schools with an extended curriculum, proved the conjuction of secondary and occupational education in one sckool to be quite possible. However, it requirel the improvement of the general teaching routine and strict fulfillment of hygienic requirements.

УДК 612.791.4:546.212.023

ОСОБЕННОСТИ ВСАСЫВАНИЯ ОКИСИ ТРИТИЯ ЧЕРЕЗ ИНТАКТНУЮ ПОВРЕЖДЕННУЮ КОЖУ

В. В. Хоробрых

Вопрос о всасывании окиси трития через кожные покровы исследован недостаточно, а полученные экспериментальные результаты противоречивы.

Мы ставили своей целью изучить особенности всасывания окиси трития через интактную и механически поврежденную кожу. Это важно как в практическом отношении, поскольку люди в процессе профессиональной деятельности могут иметь загрязнения кожных покровов радиоактивными изотопами в сочетании с травмой, так и в теоретическом отношении — для выяснения барьерной роли переходных слоев эпидермиса.

Опыт был поставлен на 104 белых беспородных крысах-самках весом 214±0,43 г. Изучали всасывание окиси трития через интактную и поврежденную кожу хвоста. Все животные были разделены на 3 группы. В 1-й группе (24 особи) исследовали всасывание изотопа через интактную кожу, во 2-й (26 особей) — при 10-разовой травме и в 3-й (24 особи) — при 20-разовом повреждении эпидермиса. Слущивание слоев эпидермиса производили по методике, описанной Фредрикссоном. Для удаления чешуек рогового слоя использовали полоски лейкопластыря шириной 0,75 см однократно.

Для того чтобы определить степень разрушения эпидермиса, проводили морфологическое исследование кожи хвоста у 3 крыс из каждой группы. Препараты кожи фиксировали в 10% растворе формалина, а затем обрабатывали их по общеизвестной морфологической методике. При микроскопическом исследовании препаратов кожи выявили на отдельных участках интактной и поврежденной кожи явления паракератоза, что, по-видимому, связано с легкой травматизацией рогового слоя кожи хвоста. У крыс с интактной кожей роговой слой толстый и клетки его плотно прилегают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.