Ввиду того что пары нефтепродуктов связываются главным образом с жиром молока, сливки, а в еще большей степени масло, изготовленное из такого, казалось бы, хорошего молока, могут иметь нефтяной привкус и запах.
Для профилактики подобных случаев должен быть усилен санитарный контроль за транспортировкой молока и осуществлено соответствующее переоборудование молоковозов.
Поступила 16/Х 1965 г.
УДК 373.63:667]-7
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХИМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
Н. С. Подгорнова
Кафедра гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И. М. Сеченова
Вопросы гигиены обучения подростков в техникумах освещены еще недостаточно. Мы изучали организацию учебно-производственного режима студентов I, II и III курсов Московского химико-технологического техникума в возрасте 15—18 лет. У всех 85 студентов, находившихся под нашим наблюдением, определяли состояние работоспособности методом сложения чисел с переключением по Платонову, проводили анкетный хронометраж бюджета времени и хронометраж учебных занятий. Для выявления изменений некоторых физиологических реакций (длительности латентного периода зрительномоторной реакции, временного порога устойчивости хроматического зрения, частоты пульса и уровня артериального давления) из каждой группы было выделено по 10 человек. Физиологические реакции исследовали ежемесячно в динамике учебного дня (начало, середина, конец).
Полученный материал был статистически обработан.
В настоящем сообщении приведены результаты исследований, проведенных в сентябре—декабре 1964 г. (осенний семестр). В этом семестре студенты I курса после 5 недель теоретических занятий проходили производственную практику в механической и слесарной мастерских (4 недели), а затем снова занимались теоретическими предметами до конца семестра. Студенты II курса наряду с ежедневными теоретическими занятиями раз в неделю проводили лабораторные работы (6 часов в день), студенты III курса проходили ежедневное теоретическое обучение на протяжении семестра.
Теоретические занятия продолжались с 8 часов 30 мин. до 14 часов с 10-минутными перерывами через каждые 45 мин. и с 20-минутной большой переменой. При работе в мастерской учащиеся имели 20-минутный перерыв в середине рабочего дня, а лабораторные работы выполняли без регламентированных перерывов.
Хронометраж учебных занятий показал, что теоретические занятия были более насыщенными, плотность их составляла 80—92%; при работе учащихся в мастерских и лабораториях плотность работы составляла 65—80%. Учебные занятия студентов проходили в лабораториях, кабинетах, слесарной и механической мастерских, площади которых соответствуют нормам для учащихся общеобразовательных школ; на эти нормы мы и ориентировались, учитывая специфику педагогического процесса.
Изучение факторов внешней среды учебных и лабораторных помещений в осенне-зимний период показало, что средняя температура воздуха в лабораториях и мастерских до занятий колебалась от 15 до 18° и после занятий — от 16 до 20°, в учебных помещениях— соответственно от 18 до 20° и от 20 до 21°. Влажность воздуха в лабораториях и мастерских до занятий составляла 40—67%, после занятий — 59—-73%, в учебных помещениях — соответственно 41,5—45 и 44—45%. Скорость движения воздуха в лабораториях равнялась 0,25 м/сек, в учебных помещениях — 0,01 м/сек и в мастерских— 0,1 м/сек.
Световой коэффициент в основных лабораториях, учебных помещениях и мастерских соответствовал норме (1 :4 и 1:5), КЕО составлял 1—1,15%, искусственная освещенность в лабораториях достигала 22—28 вт/м2, в учебных помещениях — 26—32 вт/м2.
Содержание CÖ2 в воздушной среде после занятий существенно не изменялось и находилось в пределах нормы (0,4—0,75%о). Исследование, проведенное нами совместно с санэпидстанцией Калининского района Москвы, показало отсутствие в воздухе помещений паров серной и соляной кислот, наиболее часто употребляемых при работе студентами. В ряде лабораторий при нарушении правил работы с химическими веществами концентрация азотной кислоты в 3—З'/г раза превышала допустимые уровни, а концентрация паров ртути в 2—4 раза превышала предельно допустимый уппвень для учебных помещений. После обработки помещений концентрация паров ртути снизилась до допустимой.
Таким образом, выявился недостаточный уровень искусственного освещения в учебных помещениях и превышение предельно допустимой концентрации содержания азотной кислоты в воздухе лабораторий (в случае нарушения правил работы с химическими реактивами). Показатели микроклимата находились в пределах допустимых величин.
Изучение работоспособности студентов sS
выявило у них к концу теоретических заня- *
тий незначительное снижение числа работ «
без ошибок (у студентов I курса — на 8%, «
II курса — на 2% и III курса — на 6%). "
После теоретических занятий количество я
сложений за 2 мин. уменьшилось у студен- 15
tob I и III курсов одинаково (на 7%), у сту- ¥
дентов II курса почти не изменилось. При- *
рост числа ошибок на 500 сложений у сту- о.
дентов I курса составлял 48%, II курса— S
133% и III курса—76%. Преобладали ошиб- *"
ки в сложении и подстановка случайных чи- я
сел, что указывает на некоторое ухудшение ^ качественных показателей работоспособ-
ности. g
Гемодинамические показатели у студен- * тов всех курсов к концу теоретических заня- * тий изменились примерно одинаково. Сдвиги g же латентного периода зрительномоторной реакции и временного порога устойчивости >> хроматического зрения к концу учебного дня _ были более выражены у студентов I и II — курсов, чем у студентов III курса. Эти данные представлены в таблице. —
К концу работы в мастерских (I курс) _-число корректурных проб без ошибок умень-
шилось на 10% при увеличении количества о
сложений на 11% и снижении числа оши- я
бок на 500 сложений (темп снижения 4,8%)- S
Одновременно с этим изменения физиологи- S*
ческих показателей к концу работы в мастер- °
ских находились в пределах ошибок, т. е. 94 были статистически недостоверными.
Таким образом, в дни работы в мастер- ^
ских не обнаружено существенного ухуд- g
шения как количественных, так и качествен- о.
ных показателей работоспособности. Кроме *
того, изменения физиологических реакций к g
концу работы в мастерских были более бла- £
гоприятны, чем к концу дня теоретических »
занятий. Все это указывает на меньшее сни- §
женне работоспособности и меньшие изме- g
нения физиологических функций в дни рабо- «
ты в мастерских по сравнению с днями тео- -е-
ретических занятий. я
Примерно такая же закономерность я
наблюдалась в дни лабораторных занятий §
и у студентов II курса. Так, к концу заня- u
тий число работ без ошибок уменьшилось S
на 21%, при этом число сложений увеличи- ®
лось на 4%, темп прироста числа ошибок на о.
500 сложений был меньше, чем в дни теоре- w тических занятий, и составлял 91,4%.
Это указывает на отсутствие у студентов II курса во время лабораторных занятий существенного ухудшения количественных и качественных показателей работоспособности, на отсутствие ее снижения от начала к концу дня таких занятий. Следовательно, благоприятное действие труда в мастерских (I курс) и лабораториях (II курс) на работоспособность и состояние
III курс о. 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
- 4,389 2,794 3,444 3,095 5,000
средний сдвиг и его ошибка М±т + 11,5+2,62 —1,9±0,68 —3,1 + 0,9 —11,5±2,15 —9± 1,8
эпннеи OHHVDdD 169,0 15,0 79,0 119,0 45,5
ииногон'9 -ен OlfDHh 5 5 5
II курс а. 0,01 0,02 0,01 0,01 0,01
- 6,180 2,825 4,692 7,290 6,882
средний сдвиг и его ошибка М±т CS <М СО Г- г- со со - - JJ 4J JJ + +* со ю — - - CS - . _ _ , со — — + . 1 1 II
Э1ЧННВ1Г эинго do 162,0 18,0 77,0 108,0 48,0
иинэг'ои'д -БН ОГОИЬ CS CS CS CS CS CS CS CS CS CS
и а. •х о. 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
6,480 5,000 4,800 3,611 3,631
средний сдвиг и его ошибка М+т OO LO CO OO — LO t4- CT) - CD CO —« О II'—1 -H -H -H CS 1000 t^ 0 CO -CS 1 CO CS OO ТГ 1 1 + 1 1 1
опннсъ* ЭИН1ГЭ0Э 161,0 25,0 76,0 102,0 44,0
ИИНЛ1ГОИГ9 -ен 01/0 И h Ю —P -r ^r CS CS CS CS CS
Показатели Латентный период зрительно-моторной реакции (в сигмах) Временной порог устойчивости хроматического зрения (в сек.)......... Частота пульса (удары в минуту) ........... Максимальное артериальное давление (в мм)..... Пульсовое давление (в мм)
8 Гигиена и санитария, № 9
113
физиологических функций студентов очевидно. Это объясняется, вероятно, как различием в характере их труда (отсутствие статического компонента), так и более оптимальной плотностью лабораторных работ и занятий в мастерских.
Анализ хронометражных листов показал, что на учебные занятия в техникуме и дома студенты I курса тратят 7 часов 28 мин. в день, учащиеся II курса — 7 часов и III курса — 7 часов 27 мин. Большинство студентов затрачивает на переезды от 30 мин. до l'/s часов, а некоторые — от l'/г Д° 3 часов. Продолжительность пребывания их на воздухе недостаточна, хотя многие из них бывают на воздухе (81% студентов 1 курса, 92% студентов II курса и 76% студентов III курса); у студентов время для прогулок не превышало 45 мин. Средняя продолжительность сна у студентов I курса составляет 8 часов 18 мин., II курса — 8 часов 25 мин. и III курса 8 часов 09 мин. Среди обследуемых спит менее 8 часов '/з студентов всех курсов (время, необходимое для сна подросткам изучаемого возраста,— 9 часов). Таким образом, у '/з студентов I, II и III курсов нарушен правильный режим дня: сокращено время, отводимое для сна и пребывания на свежем воздухе.
Выводы
1. У студентов I, II и III курсов к концу теоретических занятий отмечается некоторое снижение работоспособности и изменение физиологических показателей (более выраженные у студентов I и II курсов). Изменения эти находятся в пределах физиологических сдвигов.
2. К концу дня занятий в мастерских у студентов I курса и в лабораториях у студентов II курса существенного снижения работоспособности и нарушения физиологических реакций не отмечено. Это свидетельствует о более благоприятном воздействии на подростков работы в мастерских и лабораториях по сравнению с теоретическими занятиями.
3. У '/з студентов выявлены случаи нарушения режима дня (недосыпание, недостаточное пребывание на свежем воздухе).
4. Превышение предельно допустимой концентрации содержания азотной кислоты в воздухе лабораторий, связанное с нарушением студентами правил работы с химическими реактивами, требует дополнительного инструктажа студентов и усиления контроля за каждым из них со стороны преподавателей.
Поступила 10/11 1966 г.
УДК 614.38:[371.62:628.8
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА В ШКОЛАХ
А. М. Груша, Д. С. Лещинский Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск
Исследования микроклимата в школах свидетельствуют, что в холодное время года в классах, начиная уже со второй половины первого урока, часто повышается температура и относительная влажность воздуха, а также содержание углекислоты. Дискомфортные микроклиматические условия возникают из-за серьезных дефектов систем отопления и вентиляции. Центральное водяное отопление не предусматривает приемов автономного регулирования температуры отдельных помещении. Вентиляционные приборы обычно имеют низкий коэффициент полезного действия, ненадежны в эксплуатации и нередко не оказывают должного влияния на микроклимат учебных помещений.
Неудовлетворительное качество воздуха в учебных помещениях отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность учащихся: у них отмечаются сонливость и жалобы на головную боль, снижается скорость и производительность труда, возрастает число ошибок в дозированных заданиях. Наши исследования показали, что количество ошибок, совершенных учащимися после уроков, по сравнению с началом учебного дня составляло: при неорганизованном проветривании 186,6%, а при 1-, 2-, 3-, 4- и 5-кратном воздухообмене — соответственно 182,3, 157,4, 134,1, 127,3 и 131,8%.
Приведенные данные говорят о настоятельной необходимости систематического и планомерного санитарно-гигиенического надзора за соблюдением в школах требований воздушно-теплового режима. К сожалению, в Санитарных правилах содержания школ и учебных помещений школ-интернатов, утвержденных Государственной санитарной инспекцией СССР 22/У 1962 г., раздел «Воздушно-тепловой режим» не обладает достаточной полнотой и необходимой точностью. В нем определены требования только к тем-